"Арт-терапия в помощь слабослышащим детям"
учебно-методический материал по теме

В работе дано описание некоторых  упражнений арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapiya_v_pomoshch_slaboslyshashchim_detyam.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное бюджетное специальное (коррекционное)                                   образовательное учреждение  школа-интернат I-II вида                                                       г. Тихорецка Краснодарского края

«Арт-терапия в помощь слабослышащим детям»

 

                                                                           Воспитатель-Неманихина О.В.

                                                  г.Тихорецк

                                                      2012 г.

      Арт-терапия для детей особенно важна, а особенно для детей-инвалидов!!! Я не берусь описать все многообразие арт-терапевтических форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, и особое внимание  уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи являются неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты страхи могут разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существоцеликом. 
Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд, не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изотерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов,страхов.
«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением 
психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.  Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.                                              
1. Индивидуальное рисование. Зта арт-терапевтическая техника позволяет детям лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает ребёнка на творческую работу.
Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага,  или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения – 60 минут.

Процесс: Каждому ребёнку  выдаются цветные карандаши и бумага. Далее дети начинают рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у них в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение ребёнка рисовать, важен сам процесс. Ученики просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из детей может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать других ребят. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования детей к сотрудничеству, к творческой работе.

Необходимые для упражнения материалы – пластилин или глина.

Процесс: Каждому из участников выдается по одному большому кому глины Далее каждый ученик из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, дети должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, ученики ставят ее на стол рядом со скульптурами других детей. Когда все скульптуры готовы, ребята открывают глаза и вместе с педагогом проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов класса друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из ребят.

Процесс: Дети садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый ребёнок должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу педагога каждый из участников передает свой лист бумаги ребёнку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из детей получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника – дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу педагога операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому ребёнку возвращается его первоначальный рисунок. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:

1.Коллаж. Коллажирование дает возможность педагогу оценить текущее психологическое состояние ребёнка, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания ребёнка;  дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности воспитанника; является очень эффективным средством работы с личностью.

Чаще всего тему выбирает сам педагог, опираясь на проблемы и потребности ребёнка. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии ребёнка и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс: Ребёнок берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.
В конце упражнения производится анализ проделанной ребёнком работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению ребёнок способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Ребёнку предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для ребёнка основной. Материалы для выполнения упражнения – лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений ребёнка, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в ребёнке и мешавшие его нормальной жизни.

После выполнения рисунка педагог проводит с ребёнком анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что ты чувствуешь, глядя на рисунок?”, “Почему ты выбрал именно эту игру?”и т.д.

Далее вкратце рассмотрим упражнения по работе с эффектами, применяющиеся п арт-терапевтами в своей деятельности:

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Ребёнок наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с педагогом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции ребёнок должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка, задействовав в процессе все известные контрасты и пути создания контрастов.

3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает ребёнок. Максимально задействуется фантазия ребёнка. Предметами могут служить отпечатки рук, аксессуары и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу ребёнок создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения ребёнок смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков ребёнок создает рисунок.

6. Монотипии. Ребёнок на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Ребёнок наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребёнок делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Ребёнок берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее ребёнок разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детей

Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детейРазвитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Трудно переоценить значение ...

«Фонетическая зарядка в начальных классах для слабослышащих детей».

В данной работе описано применение фонетической ритмики в системе работы над произношением в специальных школах для глухих и слабослышащих детей; использование фонетической ритмики при работе на...

Сенсорная комната в школе для слабослышащих детей

Как используется сенсорная комната в работе со слабослышащими детьми...

Проблема формирования диалогической речи у слабослышащих детей начальных классов.

Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.Диалогическая, или разговорная, речь – ...

развитие речи неслышащих и слабослышащих детей в начальной школе

Обмен опытом работы по развитию речи в первом классе в школе интернате для неслышащих детей. Речевые игры увлекают детей, способствуют развитию понятийного аппарата и пассивной и активной речи....

Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"

в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...