Статья "Проблемы использования интерактивной доски на уроках в начальных классах"
статья на тему

Васильцова Елена Валерьевна

Информатизация школы является в настоящее время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интерактивная доска35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Васильцова Е.В.

ГБОУ СОШ № 309 Центрального района Санкт-Петербурга

Проблемы использования интерактивной доски на уроках в начальной школе.

В работе представлен опыт использования интерактивной доски при обучении младших школьников.

Информатизация школы является в настоящее время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.

В настоящее время в учебном процессе мною систематически используются следующие аппаратные средства компьютер в составе с периферийными устройствами, такими как принтер, сканер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий.

Доска – это не просто поверхность, на которой может писать ребёнок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращён к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Интерактивная доска совмещает в себе преимущества обычной маркерной доски и большого экрана для проектора, а также позволяет сохранить все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения.

Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков у учащихся. Они быстро привыкают к интерактивной доске. Детям работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, таким образом, возникает интерес к  процессу обучения.

При использовании интерактивной доски задействуются визуальные, слуховые или кинестетические способы восприятия окружающего мира.

Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.

Отсканированную страницу тетради с печатной основой, страницу Прописи, различные виды разлиновки можно использовать как шаблон или фон доски, что особенно актуально на уроках в 1 классе, когда закладываются основы ориентации на тетрадном листе, начинается усвоение правил единого орфографического режима. Учитель имеет возможность показать строку, клетку или другой объект, где нужно писать, на доске, которая видна всем ученикам. Это снимает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы.

Ученик пальчиком обводит большой каллиграфический образец буквы или цифры, изображённые на отсканированном листе Прописи или тетради по математике, и сразу видит, совпало ли его написание с правильным. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, весь класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

С помощью электронного маркера учитель может полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводит на экран доски картинки, карты, схемы; создавать и перемещать объекты; запускать видео и интерактивные анимации; выделять важные моменты цветными пометками; работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и «не привязывая» себя к компьютеру.

На уроках в начальной школе большое место отводится игровым технологиям, так как игровая деятельность детей 6-8 лет является ведущей. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребёнка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Учитывая психологические особенности этого возраста, в урок целесообразно включать компьютерные игровые программы. Их могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат действия виден каждому ученику. Поэтому можно говорить о фронтальной работе на уроке.

Запас изобразительного и видео - материала при подготовке к уроку безграничен в сети Интернет. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость. Всю работу, проведённую в ходе урока можно сохранять в компьютере для последующей работы.

Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удержать внимание учащихся. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики класса лучше усваивают материал. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание к процессу обучения на всех этапах урока

1.     Объяснение нового материала или инструктирование класса.

2.     Выполнения упражнений для закрепления нового материала.

3.     Обобщения и закрепления изученного материала.

4.     Контроль знаний, тестирование.

5.     Проверки домашнего задания.

В своей работе я частично использую диски “Кирилла и Мефодия”(на уроках русского языка, математики, окружающего мира), программу СМАРТ НОУТБУК( заложена в интерактивной доске), использую образовательные элементы  образовательных ресурсов с сайта ФЦИОР.

Рассмотрим фрагмент урока по теме: «Кто такие птицы?» с использованием элементов  образовательных ресурсов с сайта ФЦИОР.

Использование информационного модуля: Учащиеся изучают строение птиц по информационному модулю пункт «Внешнее строение птиц на примере сизого голубя». Учащиеся записывают в тетрадь новые понятия (голова, шея, туловище, хвост, крылья, задние конечности). Затем кто-либо из учащихся рассказывает по слайду о строении тела птицы, вызывая ссылки «задние конечности», «глаза». После этого начинается работа с иллюстрациями учебника.

Для закрепления усвоенной информации учащимся предлагается работа с контрольным модулем «Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц»

- «Внешнее строение птиц»;

- «Строение контурного пера»;

- «Типы перьев у птиц»).

Учащиеся по очереди «перетаскивают» искомые названия в подготовленную схему-фрейм.

Заключение

Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доки на уроках выводит процесс обучения на новый качественный уровень. Для меня обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» внимание и экономить время, что позволяет создать динамические уроки.

Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.  Они начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе.

Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой, гармоничной личности. Современное образов...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

использование интерактивной доски, её плюсы и минусы...

Проект" Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"

Основная тема проекта  "Интерактивная доска как  средство обучения при изучении  чисел первого десятка, в курсе начальной школы на  уроке  обобщения и систематизации  зна...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

В данной статье рассматриваются способы использования интерактивной доски на уроках в начальных классах...

Публикация статьи в электронном СМИ"Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе".

Публикация статьи в электронном СМИ "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"....

"Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"

Интерактивная доска - эффективный инструмент для проведения учебных занятий.Она совмещает функции трех видов оборудования:аудиторной доски с маркером,экрана для отображения информацииинтерактивного ко...

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

Целями работы является подведение итогов эксперимента по  использованию   интерактивной   доски  и составление методических рекомендаций по ее  использованию....