"Во владениях зимы"
методическая разработка (1 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему: "Во владениях зимы" первый  год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Во владениях зимы», аудиозапись песни Екатерины Железновой «Вот так холод, вот мороз, больно щиплет нос», рекомендуется просмотр мультфильма «Смешарики: Новогодняя сказка 1 и 2 серии». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему: "Во владениях зимы" первый  год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Во владениях зимы», аудиозапись песни Екатерины Железновой «Вот так холод, вот мороз, больно щиплет нос», рекомендуется просмотр мультфильма «Смешарики: Новогодняя сказка 1 и 2 серии».

                                           Тема: «Во владениях зимы»

Цели:

- Уточнить и расширить представления детей о зиме; закрепить представления об основных признаках зимы; учить детей подбирать эпитеты к словам.

- Развивать внимание, память, логическое  мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос.

- Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

        

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Во владениях зимы», аудиозапись песни Екатерины Железновой «Вот так холод, вот мороз больно щиплет нос», мультфильм «Смешарики: Новогодняя сказка 1 и 2 серии».

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, разгадав загадки, вы с легкостью догадаетесь о теме нашего урока.

******

Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?     (Зима)

******

В огне не горит,

В воде не тонет.   (Лёд)

******

Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрёт,

Тогда заревёт.   (Снег)

******

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки,

Радость людям подарила

И на санках прикатала.   (Зима)

******

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?  (Коньки)

******

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.  (Снег)

******

Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила, замела, стала улица бела.   (Метель)

******

Странная звездочка с неба упала:

Мне на ладошку легла - и пропала.   (Снежинка)

- Ребята, какому времени года были посвящены эти загадки? (ответы детей: зиме).  Совершенно верно, сегодня тема нашего урока «Во владении зимы».

- Какие характерные признаки зимы вы можете назвать?  (ответы детей: снег, метель, мороз, лед, иней и т.д.). Верно, теперь каждому признаку зимы дайте описание, ответьте на вопросы:  Какой? Какая? Какие? в дидактической игре «Подбери признак»

                              Дидактическая игра «Подбери признак».

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый и т. д.

Лед (какой?) – твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий и т. д.

Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие?) – серебристые, холодные, пушистые, кружевные, белые и т.д.

Зимний день (какой?) – короткий, морозный,  ясный и т.д.

Зимняя ночь (какая?) – длинная, морозная, звездная, темная и т.д.

Коньки (какие?) – железные, острые, блестящие, детские и т. д.

Лыжи (какие?) – желтые, деревянные, длинные, короткие и т. д.

Зима в наших краях очень долгая и суровая. Трудно зимой братьям нашим меньшим и холодно им и голодно. Многие птицы не в силах пережить зимние морозы, поэтому они улетают в теплые края. Но есть птицы, которые остаются зимовать. Проверим ваши знания о птицах в игре с мячом «Зимующие птицы»:

                                                Игра с мячом «Зимующие птицы»

Ученики встают в круг, учитель называет птицу и бросает мяч одному из учеников, который должен поймать мяч и сказать эта птица зимующая или перелетная. Далее ученик, поймавший мяч, называет птицу и кидает мяч другому ученику и т.д. 

- А как переживают зиму животные? Послушайте рассказы  Г. Скребицкого и В. Чаплина «Как заяц зимой живет» и «Как белочка зимует».

 

Рассказ «Как заяц зимой живет»

(Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина)

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался к снегу - попробуй-ка, разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться. 
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как наметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сено дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Рассказ «Как белочка зимует»

                                            (Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина)
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

Динамическая пауза под песню Екатерины Железновой

«Вот так холод, вот мороз, больно щиплет нос»

- Несмотря на морозы зима прекрасное время года, особенно для детей. - Как вы думаете, почему? - Какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей: снежки, катание с горки на санках, на лыжах;  коньки, лепка снежной бабы, снеговика).

                        Дидактическая игра «Сравни снеговиков»

На слайде презентации представлены  картинки с двумя одинаковыми снеговиками, но между ними  есть 10 отличий, найдите их.

                                                                       

                        Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Раз, два, три, четыре, пять,                       (Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили                     (Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий           (Гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.                    (Грозят пальчиком)

Раз — подбросим,                                       (Подбрасывают)

Два — поймаем,                                          (Ловят)

Три — уроним                                             (Роняют)

И... сломаем.                                                (Хлопают)

                        Работа с раскраской «Снежная королева»

Ученикам предлагается раскрасить рисунок из сказки  «Снежная королева».

                                Дидактическая игра «Фантазёры»

Детям предлагается придумать интересный рассказ по теме «Случай на катке» (тематическая картинка выведена на слайд презентации). Ребята по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей.  

Зима – удивительная пора. Этому времени года многие поэты посвятили свои строки. Прослушайте стихотворение А. С. Пушкина «Зима» и Ивана Сурикова «Белый снег пушисты…»

             «Зима»

      (А.С. Пушкин)

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

                ******

«Белый снег, пушистый...»

       (Иван Суриков)

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Божьи дни коротки, солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,

Снеговые горы строят ребятишки.

Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,

И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,

Не надули б снега вьюги и метели.

Он теперь покоен - все кругом укрыто,

И ему не страшен злой мороз, сердитый.

- А какие стихотворения о зиме знаете вы?

III. Итоги урока.

- Какие месяцы года считаются зимними? Какой месяц в году самый холодный?

- С какими трудностями зимой сталкиваются братья наши меньшие в наших краях?

- Каким образом вы можете помочь животным в холодное время года?

IV. Просмотр мультфильма «Смешарики: Новогодняя сказка 1 и 2 серии».

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната II вида:"Техника владения мячом в упражнениях и играх."

    Урок  по теме "Техника владения мячом в упражнениях и играх"   является подготовительным к игре в баскетбол. Проводится после изучения способов и техники пере...

Владение современными образовательными технологиями.

Современные образовательные технологии: ИКТ и здоровьесберегающая технология. Их использование лаконично представлено в таблицах....

Владение перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога.

Статья содержит практический материал для легкого запоминания словарнных   слов....

Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 3-го класса Раздел программы: Спортивные игры (баскетбол) Тема: Совершенствование умений владения мячом

План - конспект урока физической культуры  в 3 классе Раздел программы: Спортивные игры (баскетбол).Тема: Совершенствование умений владения мячом.Тип урока: комбинированный, интегриров...

Письменный отчёт о профессиональной деятельности «Владение современными образовательными технологиями»

Данный документ поможет узнать о:Применение современных образовательных технологийПрименение цифровых образовательных ресурсов...

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выдели...