Программа "Основы эстетического воспитания"
рабочая программа (1 класс) на тему

Гаврилкова Татьяна Викторвна

Младший школьный возраст-это тот жизненный период человека, когда закладывается духовно-нравственный фундамент личности и формируется основы взаимодействия с окружающим миром.

 Авторская образовательная программа по воспитанию младших школьников направлена на формирование основ личности гражданина РФ. Содержание программы способно пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства, культуру поведения. 

 Образовательная программа формирует базовые национальные ценности, которые приведены в федеральных  государственных образовательных стандартах. Содержание программы позволяет осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание личности. При этом цель и задачи развития и воспитания обучающихся осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

  Структура программы отвечает требованиям, предъявляемым к работам такого рода: состоит из логически связанных частей: пояснительной записки к разработанному курсу, содержательной части, перечня требований к уровню знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, содержит тематический и календарно-тематический планы, список литературы.

 Разделы программы:

-речевой этикет

этика общений человеческих отношенийправосл

овный календарь

природа и человек

Я- гражданин велиеой России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_esteticheskogo_vospitaniya.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы эстетического воспитания»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность  - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и  профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.  Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.  

Наша школа работает по трём уровням результатов  внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками  социального опыта;
  • самостоятельного общественного действия.

 Цель:

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

 Общешкольные дела по программе  воспитательной  системы будут  включены  в  общую годовую циклограмму и явятся компонентом  внеурочной деятельности. Подготовка к участию и  участие  в  общешкольном  мероприятии  позволят  ребенку  овладевать  универсальными способами  деятельности  (компетенциями)  и  демонстрировать  уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Задачи:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • выявить  интересы,  склонности,  способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • -оздать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт  общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • вырабатывать у детей потребность в получении знаний.
  • вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.
  • развивать у детей вкус и творческие способности.

Принципы программы:

  • включение учащихся в активную деятельность.
  • доступность и наглядность.
  • связь теории с практикой.
  • учёт возрастных особенностей.
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
  • сложному).

Кадровое обеспечение:

-классные руководители

-воспитатели группы продленного дня

Предполагаемый результат внеурочной деятельности учащихся

  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  • расширение возможностей для творческого развития личности учащегося,  реализации его интересов.
  • творческая самореализация детей;
  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  • психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
  • развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности  
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Основными характеристиками системы содержательных поощрений является:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • Доброжелательное отношение к ученику как к личности;
  • Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи;
  • Конкретный анализ трудностей, которые испытывал учащийся при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.
  • Конкретные указания на то, как можно уличить достигнутый результат во время следующего задания.
  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,  метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио);
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

Направления внеурочной деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Речевой этикет

6

7

7

7

       27

Этика общения человеческих отношений

6

7

7

6

26

Православный календарь

7

8

8

7

30

Природа  и человек

6

6

6

6

24

Я – гражданин великой России

8

6

6

8

28

Итого часов:

33

34

34

34

135

I. Речевой этикет – 27 часов.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием этикет;
  • Формировать умение свободного общения в типовых ситуациях

№ урока

по теме

Наименование темы

Кол-во часов

1 класс- 6ч.

1.

Что такое этикет?

1

2.

Речевой этикет.

1

3.

Поведение за столом.

1

4.

У тебя в гостях друзья.

1

5.

Прощание с гостем.

1

6.

Практическое занятие («Игра в гости».)

1

2 класс -7 ч.

1.

Урок познавательной беседы с элементами театрализации.

1

2.

Поведение в театре, кино, в библиотеке, в детской поликлинике и в магазине.

1

3.

Любимый уголок родной отчизны.

1

4.

Доброе слово – что ясный день.

1

5.

Ежели вы вежливы.

1

6.

Да здравствует мыло душистое.

1

7.

Простые правила этикета.

1

3 класс – 7ч.

1.

Повседневный этикет.

1

2.

Сказки об этикете.

1

3.

Человек – мера всему (в школе, семье).

1

4.

Учимся делать покупки.

1

5.

Вежливая просьба.

1

6.

Утреннее приветствие и прощание перед сном.

1

7.

Ролевая игра «Можно – нельзя»

1

4 класс -7 ч.

1.

Как поступить, если ты обедаешь, а  в это время пришел твой друг?

1

2.

Этикет в театре.

2

3.

Этикет вежливости.

1

4.

Рыцарский турнир вежливости.

1

5.

Правила поведения за столом

1

6.

Викторина: Знаешь ли ты как себя вести.

1

II. Этика общения человеческих отношений – 26 часов.

Задачи:

  • Расширить эстетический кругозор в логике этики отношений учащихся;
  • Совершенствовать практику эстетического поведения детей в отношении к людям, природе;
  • Формировать опыт нравственных отношений и взаимоотношений в коллективе.

№ урока

по теме

Наименование темы

Кол-во часов

1 класс – 6 ч.

1.

Мой класс – мои друзья.

1

2.

Мальчики и девочки. Игра «Ручеёк».

1

3.

Самолюб – никому не люб.

1

4.

От чего зависит настроение.

1

5.

Игра «Волшебное зеркало».

1

6.

Умею дарить радость.

1

2 класс – 7 ч.

1.

Игра «Настроение».

1

2.

Советуем друг другу.

1

3.

Добрым жить на белом свете веселее.

1

4.

Чего в другом не любишь, того не делай сам.

1

5.

Подумай о других. Игра «Цветик – семицветик».

1

6.

Душа – это наше творение.

1

7.

Человек расширяет знакомство.

1

3 класс -7 ч.

1.

Человек общается с книгой.

1

2.

Вглядись в себя. Сравни с другим.

1

3.

Коллектив начинается с меня.

1

4.

Дружеские встречи.

1

5.

Как правильно преподнести подарок и как правильно его принять.

1

6.

Произведения В.Осеевой и А Толстого о поступках детей (Чтение и обсуждение)

1

7.

Учебные игры «Правила хорошего тона»

1

4 класс – 6 ч.

1.

Дружба – как духовная ценность.

1

2.

Секретные советы девочкам и мальчикам.

1

3.

Друг, товарищ, дружба.

1

4.

Коллектив. Уважение в коллективе.

1

5.

Как правильно вести себя со взрослыми

1

6.

Игра «Звездный час вежливости»

1

III. Православный календарь – 30 часов.

  • Задачи:
  • Познакомить учащихся с наследием русского народа;
  • Разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа;
  • Разбудить желание охранять и сохранять эти богатства;
  • Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого;
  • Обучать вести исследовательскую работу, размышлять и анализировать;
  • Воспитывать любовь к своему отечеству на примере исторических событий.

№ урока

по теме

Наименование темы

Кол-во часов

1 класс – 7 ч.

1.

Рождественская ёлка.

1

2.

Практическое занятие «Изготовление игрушек и открыток к Рождеству».

1

3.

Славянские праздники – беседа.

1

4.

Зимний праздник в России – Масленица.

1

5.

Пасха – Светлый праздник.

1

6.

Практическое занятие «Изготовление подарков к Пасхе».

2

2 класс - 8 ч.

1.

Беседа «Рождество и мы».

1

2.

Изготовление игрушек к Рождеству.

1

3.

Беседа – «Славянские праздники».

1

4.

  • Сретение – 15 февраля;

1

5.

  • Татьянин день – 25 января;

1

6.

  • Троицын день – июнь

1

7.

  • Славянский базар

1

8.

  • Покров Пресвятой Богородицы

1

3 класс – 8 ч.

1.

Урок с элементами театрализации.

1

2.

Славянские праздники – беседа.

1

3.

Покровительница ярмарки Параскева.

1

4.

День рождения леса «Жаворонушки» - 22 марта.

1

5.

Смесь языческих и христианских обычаев.

2

6.

Урок с элементами театрализации.

1

7.

Детские игры и развлечения на святках.

1

4 класс – 7 ч.

1.

Рождественская ёлка. История.

1

2.

Изготовление игрушек к Рождеству.

1

3.

Масленица. Обычаи и традиции.

1

4.

Урок Славянской письменности.

1

5.

Пасха – светлый праздник.

1

6.

Изготовление подарков к празднику.

2

IV. Природа и человек –  24 часа.

Задачи:

  • Формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и накопление эмоционально – эстетических чувств;
  • Развивать интерес к природе родного края;
  • Воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.

№ урока

по теме

Наименование темы

Кол-во часов

1 класс – 6 ч.

1.

«Мой город» Экскурсия.

1

2.

Красота родного края. Экскурсия

1

2.

Конкурс рисунков о родном городе и крае

1

3.

Конкурс поделок из природного материала

«Природа – кудесница»

1

4.

Утренник «Цветы в легендах, поэзии и музыке».

1

5.

Викторина «О братьях наших меньших»

1

2 класс -6 ч.

1.

Заочное путешествие «Города – России»

1

2.

Заочное путешествие  «Заповедники России».

1

3.

Праздники времен года.

1

4.

Практическая работа «Птичья столовая»

1

5.

Игра – путешествие «Путешествие в зеленую аптеку»

1

6.

Экологическая мозаика

1

3 класс – 6 ч.

1.

Удивительный мир природы в мифах древних славян.

3

2.

Урок в краеведческом музее.

3

3.

Экологический праздник.

1

4.

Выпуск газеты к Дню Экологии

2

4 класс – 6 ч.

1.

Экскурсия «Времена года».

3

2.

Времена года в творчестве русских поэтов

2

3.

Временна года в музыке

4.

Времена года в творчестве русских художников

5.

Урок - презентация «Природа в опасности!»

6.

Творческий отчет.

.

V. Я –гражданин великой России –  28 часов

Задачи:

  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае;
  • развивать чувство патриотизма и гордости за родную страну;
  • познакомить с моральными качествами личности человека;
  • воспитывать у детей нравственно- естетические качества.

№ урока

по теме

Наименование темы

Кол-во часов

1 класс -8 ч.

1.

Беседа – обсуждение «Дом, в котором я живу»

1

2.

Беседа: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»

1

3.

Праздник твоего имени

1

4.

Слава солдатская – сила богатырская

1

5.

Беседа с играми:  «Мои любимые игры и игрушки»

1

6.

Выставка рисунков  «Мои родные»

1

7.

Викторина: «О наших бабушках и дедушках»

1

8.

Выставка поделок «Красота и уют моего дома»

1

2 класс – 6 ч.

1.

Игра – путешествие «Мой город»

1

2.

Наша страна Россия

1

3.

Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат»

1

4.

О великих людях нашей страны

1

5.

О великих датах нашей страны

1

6.

Беседа о родословной «Откуда мы родом»

1

3 класс – 6 ч.

1.

Урок – путешествие «Знания нужны мне и моей стране»

1

2.

Виртуальное путешествие по городам «Мое Отечество»

1

3.

Лирико – поэтический час «Слава тебе, победитель, солдат!»

1

4.

Сочинения о своей семье

1

5.

Мои обязанности в семье

1

6.

Моя помощь родным

1

4 класс -8 ч.

1.

Россия, мы дети твои

1

2.

 Герои нашей страны

1

3.

Семейные реликвии

1

4.

История нашей школы

1

4.

Игра – путешествие «Права детей в нашей стране»

1

5.

Презентации детей о родном городе

1

6.

Школа – наш второй дом

1

7.

Что мы знаем и чему мы научились

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »

Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе

Роль эстетического воспитания в образовательном процессе...

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...