"Формирование нравственно-эстетических способностей через изобразительную деятельность".
материал по зож по теме

Харькова Надежда Анатольевна

Здесь представлен материал по экспериментальной площадке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Формирование нравственно -
эстетических способностей
 через
изобразительную деятельность»

                                                                                        Харькова Н.А.

                                                                                                    ГБОУ Школа № 163

                                                                                                       САО   г.Москва  


Введение

  1. Теоретические основы проблемы. Нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
  2. Современного состояния общества.
  3. Влияние изобразительной деятельности.
  4. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.
  5. Выводы.
  6. Литература.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...»

В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов- обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой». На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое воспитание должно стать органической частью любого.


Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений воспитания».

Характерной чертой современного состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей, усиление бездуховности. В связи с этим резко возросли требования к духовному становлению молодого поколения на всех этапах его развития, и в частности к начальному этапу, во многом определяющему дальнейшее формирование личности. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.

Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственно- эстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым духовным наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку.

Среди огромного количества работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблем духовной культуры в педагогической науке остается одним из наименее разработанных ее разделов. Теоретико-методологического обоснования требуют вопросы определения сущности духовной культуры школьника, влияния современной социокультурной ситуации на процесс становления личности обучаемого, выявления имеющихся и потенциальных возможностей педагогического процесса в развитии нравственно-эстетической культуры средствами


комплекса различных видов искусств, определение уровней развития данного личностного качества.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития духовной культуры и ее составляющих нравственной, эстетической и интеллектуальной культуры учащихся привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов и т. д. Но чаще всего интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие и формирование рассматривают как отдельные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Подробное рассмотрение вопросов умственного развития содержится в научных трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Подцьякова и др. Проблеме нравственного развития посвящены труды А.Н. Ананьева, Л.С.Выготского, А.И. Рувинского, В.М. Коротова и т.д. Структура нравственной культуры как компонента духовной содержится в работах Б.Т. Лихачева. Вопросы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников рассматриваются в работах К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской.

Проблема эстетического развития личности изучается в различных отраслях науки (эстетика, культурология, искусствоведение и др.). Вопросам реализации потенциала личности учащегося в творческой деятельности, созданию условий для возникновения и развития детской художественно-творческой деятельности посвящены работы Е.В.Бондаревской, О.С. Газмана и Др.

Изучение эстетической культуры как составной части духовной и формирование ее в различных видах эстетической деятельности раскрываются в трудах А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Л.П. Печко, Медушевского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Йеменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова и др.

Не могла не повлиять на решение проблемы духовного развития школьников многолетняя дискуссия педагогов вокруг возможности развития детского художественного творчества (В. Глоцер, С. Сивоконь, Н. Погодина, Н. Ягункова).

Таким образом, очевидно сложившееся в последнее десятилетие в педагогической науке противоречие между потребностью общества в повышении уровня нравственноэстетической культуры подрастающего поколения.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у младших школьников способности понимать и передавать в рисунках


внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Последнее отражается на формировании у младших школьников коллективистических критериев нравственно-эстетической оценки явлений действительности. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.

Выводы:

В. А. Сухомлинский учил детей видеть красоту природы, он говорил детям: «Посмотрите вокруг себя. Что вы видите красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте». Наблюдая за детьми, он приходит к заключению: «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Таким образом, данные, полученные в ходе аналитической и опытно- экспериментальной работы, позволили сделать ряд выводов, подтверждающих верность выдвинутой гипотезы.

  1. Эффективным средством развития нравственно-эстетической культуры личности младшего школьника является органичное включение школьников в процессе изучения предметов эстетического цикла в полихудожественную деятельность, под которой понимается деятельность ребенка, направленная на восприятие, осмысление художественного образа как носителя духовной информации, как комплекса средств выразительности, характерных для различных видов искусств и передачу этого образа в своем продукте.
  2. Развитие нравственно-эстетической культуры личности происходит поэтапно в условиях творческого взаимодействия педагога и ребенка с произведениями различных видов искусств по принципу постепенного усложнения как художественного материала, так и выполняемых заданий. В ходе такого

взаимодействия ребенок овладевает полихудожественной деятельностью, что дает ребенку возможность вбирать в себя все самое ценное, что дает человеку искусство.

  1. Возникновение полихудожественной деятельности, на наш взгляд, возможно при условии комплексного варианта подачи художественного материала, что обеспечивает всемерное и комплексное развитие всех видов восприятия; условии общения ребенка с подлинными образцами мировой художественной культуры, имеющими высокую художественную ценность, от чего зависит формирование правильных ориентиров, эталонов, критериев оценок художественных произведений; при наличии уже сформированных элементарных исполнительских умений и навыков, характерных для каждого отдельно взятого вида художественной деятельности.
  2. Развитее нравственно-эстетической культуры личности младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организуемой педагогической системы, включающей в себя:

° этапы работы, определяющие логику формирования нравственно-эстетической культуры младших школьников в процессе полихудожественной деятельности; ® технологию организации полихудожественной деятельности, представленной системой заданий, позволяющих формировать умения работы с художественным материалом в логике их поэтапного усложнения;

® средства диагностики уровней сформированности духовной культуры личности, выступающих в качестве контрольных срезов на каждом этапе опытной работы.

Духовная культура личности является одним из базовых оснований личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека. В контексте нашего исследования духовная культура личности как понятие, базируется на этических и эстетических началах и формируется в человеке с периода детства и представляет собой структурно-уровневое образование и состоит их трех взаимосвязанных составляющих: интеллектуальной, нравственной и эстетической.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые


возможности ориентировки в окружающей действительности. На базе развития мотивационной сферы формируются коренные духовные потребности, к числу которых относятся: потребность в знаниях, основанная на познавательном интересе и любознательности, потребность в чтении как источнике духовного удовлетворения, потребность в самообразовании, в творческом освоении учебного материала, потребность в духовном общении, обмене познавательной информацией, потребность в практическом применении знаний, умений и навыков. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сензитивный период для формирования нравственно-эстетической культуры личности.

Эффективным средством развития нравственно-эстетической культуры личности выступает полихудожественная деятельность, под которой понимается деятельность ребенка, направленная на восприятие, осмысление художественного образа как носителя духовной информации,- как комплекса средств выразительности, характерных для различных видов искусств и передачу этого образа в своем продукте. Полихудожественная деятельность как средство развития нравственно- эстетической культуры младших школьников учета комплекса психолого- педагогических условий при ее организации:

Направленность учителя на педагогику сотрудничества, что выражается в диалогичной форме общения учителя с классом и коллективный поиск решения; опора на творческий и нравственный опыт детей, цроецирование познаваемых ценностей на личность ученика; создание на уроке творческой атмосферы, системы стимулирования и поддержки позитивных форм поведения детей.

Принцип одновременного включения всех анализаторов в процессе познания какой-либо ценности, осуществляющийся с помощью комплексного варианта подачи художественного материала обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов.

Творческий подход к проведению урока, обеспечение эмоциональной целостности; взаимосвязь с образной природой других видов искусства; включение игровых ситуаций;

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к работе с младшими школьниками, предполагающего обязательность общения педагога с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, прочувствовал, оценил.


Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организованной педагогической системы

Наличие нравственно-эстетического сознания; владение определенным объемом, знаний о различных сферах человеческой культуры, одной из которых является искусство; осознание основных этических и эстетических категорий и их взаимосвязанности, взаимопроникновении в контексте художественного образа произведения искусства.

Наличие устойчивая положительная мотивация на нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности; развитость эмоционально-нравственной сферы, выражающаяся в разнообразии эмоциональных откликов и нравственном переживании произведений искусства, действительности; наличие активного познавательного интереса к различным видам искусства; сформированность нравственно-эстетических идеалов.

Ребенок проявляет устойчивый познавательный интерес к различным видам искусства, способен к нравственному переживанию ситуаций, изображенных в произведениях искусств, к нравственному вхождению" в образ; у ребенка сформированы начальные представления о закономерностях построения художественных произведений различных видов искусств, жанров искусств, понятия об источниках художественного творчества, о специфических средствах выразительности различных видов искусств; умеет дать нравственно-эстетическую оценку явлениям действительности и провести аналогию с произведениями различных видов искусств, у ребенка сформированы элементарные навыки исполнительской деятельности в области музыки, танца, драматизации, изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также умения создавать собственный художественный образ, опираясь на какой-либо пример из произведений искусства, анализировать произведение искусства, с точки зрения его художественной выразительности.

Ребенок проявляет активность в нравственно-эстетическом освоении действительности, в художественно-творческой деятельности, желание участвовать в коллективной созидательной нравственно-эстетической деятельности; сформированы понятия о соотношении этического и эстетического начал в действительности и в художественном ее отображении; о нравственном и безнравственном, красивом и


безобразном, имеет знания в области стилей, жанров искусства, начальные представления об исторических эпохах в искусстве; может представить себя на месте героя художественного произведения, ощутить его эмоциональное состояние, способен представить какой-либо данный литературный, музыкальный, художественный образ в отличной от образца воображаемой ситуации, умеет находить общих признаков и характерных особенностей выразительных средств различных видов искусств.

У ребенка сформирована потребность в духовном познании мира через произведения искусства, имеет позитивный настрой на осуществление творческой как индивидуальной, так и коллективной деятельности, находя компромиссное решение в различных нравственных ситуациях; рассматривает различные виды искусства, как грани единого духовного наследия, как источник духовной информации о мире, человека - как высшую ценность, предмет искусства разных эпох и стилей и его творца; умеет проецировать нравственные ценности на свое "Я" и осуществлять нравственный выбор, имеет опыт восприятия классической, романтической и современной музыки, а также произведений изобразительного искусства и архитектуры различных стилей; у ребенка сформированы исполнительские навыки в различных видах художественно-творческой деятельности, а также умение переводить художественный образ из одного изобразительного ряда в другой по наиболее общим характерным чертам (воспринимает «настроение» цвета, звука и пространства, гармоничные и дисгармоничные цветовые, графические и звуковые сочетания; переносят физические свойства материала на звук, цвет, линию, форму, пространство; выделяет общие признаки и характерные особенности цвета и звука, линии в музыке - линии в графике, может проводить аналогию между характером художественного и музыкального пространства), умеет создавать свой художественный образ с помощью выразительных средств различных видов искусств.


Список литературы

  1. Абраменкова В.В., Петровский А.В. Психологические принципы всестороннего
    развития личности в школе. Советская педагогика.-1987.-№12.-С. 16-22.
  2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова,
    О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. - 318с.
  3. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе.
    Вопросы психологии,-1984.-№5.-36-41с.
  4. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. Москва: Просвещение. - 1998. -
    38с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96с.
  6. Губанова Е.Н. Уроки труда уроки искусства.//Начальная школа. -1995.-№Ц.-с.14-17. 7.
    Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.:
  1. Просвещение, 1988,- 394с.
  2. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе.//Начальная
    школа. 1995. - №2,- с.8-12.
  3. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Духовно-нравственная культура личности.
  4. Казакова Р.Г., Домогацких В.В. Изучение феномена цветомузыкального
    восприятия у детей старшего дошкольного возраста./ Сб. научн. статей. Москва, МШ
    У им. В.И.Ленина. - 1996.® • «с*
  5. Казакова Т.Г. Рисуют младшие школьники. М., 1971.).
  6. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-
    творческих способностей. //Дошкольное воспитание, 1998, - № 10, -с. 65 - 67
  7. Комарова Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей. //

15 Дошкольное воспитание. 1995. - с. 47 - 49 Эстетическое воспитание школьников.
Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974 год. Стр. 85

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М, 1980. - 254с.
  2. Сакулина Н.Г., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.,1973
  3. Сухомлинский о воспитании. / Сб. М.: Политиздат, 1973.
  4. Ушинский К.Д. Собр. соч. М. Л., 1950, т. 8, с. 12.
  5. Макаренко А.С. - Т.5.-М.5., 1958, С.242.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Формирование нравственно - эстетических ценностей в процессе обучения" Из опыта

Статья сопровождается презентацией о том, как в процессе обучения реализуется формирование ценностей....

ДОКЛАД зам. директора по УВР на семинаре по теме «Создание условий для формирования нравственно-эстетических качеств личности обучающихся»

ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «Создание условий для формирования нравственно-эстетич...

Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.

Статья на тему: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу....

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...