"Формирование нравственно-эстетических способностей через изобразительную деятельность".
материал по зож по теме

Харькова Надежда Анатольевна

Здесь представлен материал по экспериментальной площадке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Формирование нравственно -
эстетических способностей
 через
изобразительную деятельность»

                                                                                        Харькова Н.А.

                                                                                                    ГБОУ Школа № 163

                                                                                                       САО   г.Москва  


Введение

  1. Теоретические основы проблемы. Нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
  2. Современного состояния общества.
  3. Влияние изобразительной деятельности.
  4. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.
  5. Выводы.
  6. Литература.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...»

В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов- обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой». На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое воспитание должно стать органической частью любого.


Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений воспитания».

Характерной чертой современного состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей, усиление бездуховности. В связи с этим резко возросли требования к духовному становлению молодого поколения на всех этапах его развития, и в частности к начальному этапу, во многом определяющему дальнейшее формирование личности. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.

Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственно- эстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым духовным наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку.

Среди огромного количества работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблем духовной культуры в педагогической науке остается одним из наименее разработанных ее разделов. Теоретико-методологического обоснования требуют вопросы определения сущности духовной культуры школьника, влияния современной социокультурной ситуации на процесс становления личности обучаемого, выявления имеющихся и потенциальных возможностей педагогического процесса в развитии нравственно-эстетической культуры средствами


комплекса различных видов искусств, определение уровней развития данного личностного качества.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития духовной культуры и ее составляющих нравственной, эстетической и интеллектуальной культуры учащихся привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов и т. д. Но чаще всего интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие и формирование рассматривают как отдельные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Подробное рассмотрение вопросов умственного развития содержится в научных трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Подцьякова и др. Проблеме нравственного развития посвящены труды А.Н. Ананьева, Л.С.Выготского, А.И. Рувинского, В.М. Коротова и т.д. Структура нравственной культуры как компонента духовной содержится в работах Б.Т. Лихачева. Вопросы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников рассматриваются в работах К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской.

Проблема эстетического развития личности изучается в различных отраслях науки (эстетика, культурология, искусствоведение и др.). Вопросам реализации потенциала личности учащегося в творческой деятельности, созданию условий для возникновения и развития детской художественно-творческой деятельности посвящены работы Е.В.Бондаревской, О.С. Газмана и Др.

Изучение эстетической культуры как составной части духовной и формирование ее в различных видах эстетической деятельности раскрываются в трудах А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Л.П. Печко, Медушевского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Йеменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова и др.

Не могла не повлиять на решение проблемы духовного развития школьников многолетняя дискуссия педагогов вокруг возможности развития детского художественного творчества (В. Глоцер, С. Сивоконь, Н. Погодина, Н. Ягункова).

Таким образом, очевидно сложившееся в последнее десятилетие в педагогической науке противоречие между потребностью общества в повышении уровня нравственноэстетической культуры подрастающего поколения.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у младших школьников способности понимать и передавать в рисунках


внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Последнее отражается на формировании у младших школьников коллективистических критериев нравственно-эстетической оценки явлений действительности. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.

Выводы:

В. А. Сухомлинский учил детей видеть красоту природы, он говорил детям: «Посмотрите вокруг себя. Что вы видите красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте». Наблюдая за детьми, он приходит к заключению: «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Таким образом, данные, полученные в ходе аналитической и опытно- экспериментальной работы, позволили сделать ряд выводов, подтверждающих верность выдвинутой гипотезы.

  1. Эффективным средством развития нравственно-эстетической культуры личности младшего школьника является органичное включение школьников в процессе изучения предметов эстетического цикла в полихудожественную деятельность, под которой понимается деятельность ребенка, направленная на восприятие, осмысление художественного образа как носителя духовной информации, как комплекса средств выразительности, характерных для различных видов искусств и передачу этого образа в своем продукте.
  2. Развитие нравственно-эстетической культуры личности происходит поэтапно в условиях творческого взаимодействия педагога и ребенка с произведениями различных видов искусств по принципу постепенного усложнения как художественного материала, так и выполняемых заданий. В ходе такого

взаимодействия ребенок овладевает полихудожественной деятельностью, что дает ребенку возможность вбирать в себя все самое ценное, что дает человеку искусство.

  1. Возникновение полихудожественной деятельности, на наш взгляд, возможно при условии комплексного варианта подачи художественного материала, что обеспечивает всемерное и комплексное развитие всех видов восприятия; условии общения ребенка с подлинными образцами мировой художественной культуры, имеющими высокую художественную ценность, от чего зависит формирование правильных ориентиров, эталонов, критериев оценок художественных произведений; при наличии уже сформированных элементарных исполнительских умений и навыков, характерных для каждого отдельно взятого вида художественной деятельности.
  2. Развитее нравственно-эстетической культуры личности младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организуемой педагогической системы, включающей в себя:

° этапы работы, определяющие логику формирования нравственно-эстетической культуры младших школьников в процессе полихудожественной деятельности; ® технологию организации полихудожественной деятельности, представленной системой заданий, позволяющих формировать умения работы с художественным материалом в логике их поэтапного усложнения;

® средства диагностики уровней сформированности духовной культуры личности, выступающих в качестве контрольных срезов на каждом этапе опытной работы.

Духовная культура личности является одним из базовых оснований личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека. В контексте нашего исследования духовная культура личности как понятие, базируется на этических и эстетических началах и формируется в человеке с периода детства и представляет собой структурно-уровневое образование и состоит их трех взаимосвязанных составляющих: интеллектуальной, нравственной и эстетической.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые


возможности ориентировки в окружающей действительности. На базе развития мотивационной сферы формируются коренные духовные потребности, к числу которых относятся: потребность в знаниях, основанная на познавательном интересе и любознательности, потребность в чтении как источнике духовного удовлетворения, потребность в самообразовании, в творческом освоении учебного материала, потребность в духовном общении, обмене познавательной информацией, потребность в практическом применении знаний, умений и навыков. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сензитивный период для формирования нравственно-эстетической культуры личности.

Эффективным средством развития нравственно-эстетической культуры личности выступает полихудожественная деятельность, под которой понимается деятельность ребенка, направленная на восприятие, осмысление художественного образа как носителя духовной информации,- как комплекса средств выразительности, характерных для различных видов искусств и передачу этого образа в своем продукте. Полихудожественная деятельность как средство развития нравственно- эстетической культуры младших школьников учета комплекса психолого- педагогических условий при ее организации:

Направленность учителя на педагогику сотрудничества, что выражается в диалогичной форме общения учителя с классом и коллективный поиск решения; опора на творческий и нравственный опыт детей, цроецирование познаваемых ценностей на личность ученика; создание на уроке творческой атмосферы, системы стимулирования и поддержки позитивных форм поведения детей.

Принцип одновременного включения всех анализаторов в процессе познания какой-либо ценности, осуществляющийся с помощью комплексного варианта подачи художественного материала обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов.

Творческий подход к проведению урока, обеспечение эмоциональной целостности; взаимосвязь с образной природой других видов искусства; включение игровых ситуаций;

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к работе с младшими школьниками, предполагающего обязательность общения педагога с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, прочувствовал, оценил.


Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организованной педагогической системы

Наличие нравственно-эстетического сознания; владение определенным объемом, знаний о различных сферах человеческой культуры, одной из которых является искусство; осознание основных этических и эстетических категорий и их взаимосвязанности, взаимопроникновении в контексте художественного образа произведения искусства.

Наличие устойчивая положительная мотивация на нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности; развитость эмоционально-нравственной сферы, выражающаяся в разнообразии эмоциональных откликов и нравственном переживании произведений искусства, действительности; наличие активного познавательного интереса к различным видам искусства; сформированность нравственно-эстетических идеалов.

Ребенок проявляет устойчивый познавательный интерес к различным видам искусства, способен к нравственному переживанию ситуаций, изображенных в произведениях искусств, к нравственному вхождению" в образ; у ребенка сформированы начальные представления о закономерностях построения художественных произведений различных видов искусств, жанров искусств, понятия об источниках художественного творчества, о специфических средствах выразительности различных видов искусств; умеет дать нравственно-эстетическую оценку явлениям действительности и провести аналогию с произведениями различных видов искусств, у ребенка сформированы элементарные навыки исполнительской деятельности в области музыки, танца, драматизации, изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также умения создавать собственный художественный образ, опираясь на какой-либо пример из произведений искусства, анализировать произведение искусства, с точки зрения его художественной выразительности.

Ребенок проявляет активность в нравственно-эстетическом освоении действительности, в художественно-творческой деятельности, желание участвовать в коллективной созидательной нравственно-эстетической деятельности; сформированы понятия о соотношении этического и эстетического начал в действительности и в художественном ее отображении; о нравственном и безнравственном, красивом и


безобразном, имеет знания в области стилей, жанров искусства, начальные представления об исторических эпохах в искусстве; может представить себя на месте героя художественного произведения, ощутить его эмоциональное состояние, способен представить какой-либо данный литературный, музыкальный, художественный образ в отличной от образца воображаемой ситуации, умеет находить общих признаков и характерных особенностей выразительных средств различных видов искусств.

У ребенка сформирована потребность в духовном познании мира через произведения искусства, имеет позитивный настрой на осуществление творческой как индивидуальной, так и коллективной деятельности, находя компромиссное решение в различных нравственных ситуациях; рассматривает различные виды искусства, как грани единого духовного наследия, как источник духовной информации о мире, человека - как высшую ценность, предмет искусства разных эпох и стилей и его творца; умеет проецировать нравственные ценности на свое "Я" и осуществлять нравственный выбор, имеет опыт восприятия классической, романтической и современной музыки, а также произведений изобразительного искусства и архитектуры различных стилей; у ребенка сформированы исполнительские навыки в различных видах художественно-творческой деятельности, а также умение переводить художественный образ из одного изобразительного ряда в другой по наиболее общим характерным чертам (воспринимает «настроение» цвета, звука и пространства, гармоничные и дисгармоничные цветовые, графические и звуковые сочетания; переносят физические свойства материала на звук, цвет, линию, форму, пространство; выделяет общие признаки и характерные особенности цвета и звука, линии в музыке - линии в графике, может проводить аналогию между характером художественного и музыкального пространства), умеет создавать свой художественный образ с помощью выразительных средств различных видов искусств.


Список литературы

  1. Абраменкова В.В., Петровский А.В. Психологические принципы всестороннего
    развития личности в школе. Советская педагогика.-1987.-№12.-С. 16-22.
  2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова,
    О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. - 318с.
  3. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе.
    Вопросы психологии,-1984.-№5.-36-41с.
  4. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. Москва: Просвещение. - 1998. -
    38с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96с.
  6. Губанова Е.Н. Уроки труда уроки искусства.//Начальная школа. -1995.-№Ц.-с.14-17. 7.
    Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.:
  1. Просвещение, 1988,- 394с.
  2. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе.//Начальная
    школа. 1995. - №2,- с.8-12.
  3. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Духовно-нравственная культура личности.
  4. Казакова Р.Г., Домогацких В.В. Изучение феномена цветомузыкального
    восприятия у детей старшего дошкольного возраста./ Сб. научн. статей. Москва, МШ
    У им. В.И.Ленина. - 1996.® • «с*
  5. Казакова Т.Г. Рисуют младшие школьники. М., 1971.).
  6. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-
    творческих способностей. //Дошкольное воспитание, 1998, - № 10, -с. 65 - 67
  7. Комарова Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей. //

15 Дошкольное воспитание. 1995. - с. 47 - 49 Эстетическое воспитание школьников.
Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974 год. Стр. 85

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М, 1980. - 254с.
  2. Сакулина Н.Г., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.,1973
  3. Сухомлинский о воспитании. / Сб. М.: Политиздат, 1973.
  4. Ушинский К.Д. Собр. соч. М. Л., 1950, т. 8, с. 12.
  5. Макаренко А.С. - Т.5.-М.5., 1958, С.242.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Формирование нравственно - эстетических ценностей в процессе обучения" Из опыта

Статья сопровождается презентацией о том, как в процессе обучения реализуется формирование ценностей....

Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.

Статья на тему: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу....

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...

Статья.Роль изобразительного искусства в формировании нравственного-эстетического воспитания учащихся.

Автор: Большакова Любовь Петровна Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ,...