рабочая программа "Психокоррекция"
рабочая программа на тему

Тимченко Елена Евгеньевна

рабочая программа "Психокоррекция" 2-3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihokorrektsiya_2-3_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

                                          Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим  системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень   расчлененности   восприятия,  сформированность  мыслительных операций  сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной  сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки,   повышение интереса ко всем школьным урокам,   исчезновение   боязни   отвечать   на   уроках,   рост школьной успеваемости).

Цели задачи программы

Цель программы 

  • познавательно-личностное развитие школьников;
  • формирование умения осуществлять различные умственные действия
  •  развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения
  •  формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума

Задачи:

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  • Формирование умения решать творческие задачи.
  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Место курса в учебном плане

Занятия проходят 1 раз в неделю (34 ч)

Учебно- методическое обеспечение

Психокоррекция

 Н.П. Локалова.  120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2010.

Планируемые результаты на конец 4 класса

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

  1. Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

  1. Регулятивные
  1. - целепологание;
  2. - контроль;
  3. - коррекция;
  4. - оценка;
  5. - саморегуляция

  1. Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.


Содержание предмета психокоррекции

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и  др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Целое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое воображение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, задание 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой {урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, задание 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, задание I «Муха» и др.).

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).


Тематическое планирование

Психокоррекция 2 класс

Тема

Часы

1. Развитие внимания

3

2. Развитие восприятия

1

3. Развитие памяти

3

4. Развитие мышления

27


Календарно-тематический план

Психокоррекция 2 класс

Тема занятий

Дата

Развитие внимания

1

Развитие произвольности внимания.

2

Развитие распределения внимания.

3

Развитие объема внимания.

Развитие восприятия

4

Развитие целостности  и активности восприятия.

Развитие памяти

5

Развитие зрительной памяти.

6

Развитие слуховой памяти.

7

Развитие логической памяти.

Развитие мышления

8

 Выделение признаков предметов

9

Выделение признаков слов

10

Выделение признаков чисел

11

Узнавание предметов по заданным признакам.

12

Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел.

13

Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел.

14

Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

15

Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

16

Выделение существенных признаков предметов.

17

Сравнение двух и более предметов, слов, чисел.

18

Сравнение двух и более предметов, слов, чисел.

19

Классификация предметов и явлений: словесная характеристика класса;

20

Классификация предметов и явлений: деление на классы по заданному основанию;

21

 Классификация предметов и явлений: отнесение объекта к классу;

22

 Классификация предметов и явлений: проверка правильности классификации.

23

Формирование умения давать определения понятиям: вводное занятие;

24

Формирование умения давать определения понятиям: отнесение понятия к роду:

25

Формирование умения давать определения понятиям: установление последовательности подчинения понятий (их обобщение и ограничение);

26

Формирование умения давать определения понятиям: установление последовательности подчинения понятий (их обобщение и ограничение);

27

Формирование умения давать определения понятиям: выделение видового отличия понятий;

28

Формирование умения давать определения понятиям: закрепление знаний, умений и навыков 
по составлению определений.

29

Установление логической последовательности и закономерности: на наглядном уровне;

30

Установление логической последовательности и закономерности: на наглядном уровне;

31

Установление логической последовательности и закономерности:  на словесно-логическом уровне.

32

Установление логической последовательности и закономерности:  на словесно-логическом уровне.

33

Решение логических задач.

34

Решение логических задач.


Тематическое содержание «Психокоррекция» 3 класс

Тема

Часы

1. Развитие внимания

3

2. Развитие восприятия

1

3. Развитие памяти

5

4. Развитие мышления

16

  1. Формирование умения владеть движениями, действиями

8


Календарно-тематический планирование

Психокоррекция

3 класс

№.

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей; социометрическое обследование класса.

1

2.

Восприятие мира (развитие у детей умения видеть взаимозависимость человека и природы, показать значимость органов чувств в общении).

1

3.

Формирование умения владеть выразительными движениями и жестами.

1

4

Развитие зрительной опосредованной памяти.

1

5

Развитие мышления (процессы обобщения).

1

6

Развитие внутреннего плана действия.

1

7

Развитие  ассоциативного   и  обобщающего   мышления.

1

8

Развитие внутреннего плана действия

1

9

Развитие   словесно-логического   мышления   (выделение существенных признаков).

1

10

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

1

11

Развитие мышления (умение сравнивать).

1

12

Развитие вербальной опосредованной памяти.

1

13

Развитие пространственных представлений.

1

14

Развитие внутреннего плана действия.

1

15

Развитие логического мышления.

1

16

Развитие мышления (процессы синтеза).

1

17

Развитие воображения.

1

18

Развитие логического мышления.

1

19

Развитие  мышления  (установление  закономерностей).

1

20

Развитие внутреннего плана действия.

1

21

Развитие смысловой памяти.

1

22

Развитие слуховой памяти.

1

23

Развитие внутреннего плана действия.

1

24

Развитие произвольного внимания (переключение).

1

25

Развитие вербального мышления.

1

26

Развитие вербального мышления (обобщение).

1

27

Развитие внутреннего плана действия.

1

28

Развитие вербального мышления (обобщение).

1

29

Развитие вербального мышления (обобщение)

1

30

Развитие логической памяти.

1

31

Развитие понятийного мышления.

1

32

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

1

33

Развитие вербального мышления (обобщение).

1

34

Развитие   произвольности   движений   (умение   затормозить движения).

1


I этап.

Обеспечение успешности адаптации  к школьному обучению (1-й класс, первое полугодие)

Наблюдения специалистов показывают, что период адаптации к школе труден для всех без исключения детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

 Изменение режима дня, включение в школьный коллектив, учебная деятельность, новые обязанности, новое положение в семье — все эти факторы являются значительной нагрузкой на психику ребенка и его организм.

 В еще более сложном положении, в силу своих психологических и физиологических особенностей, в начальный период обучения находится соматически ослабленный школьник.

 Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания.

 С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.

 Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на обучение элементам саморасслабления и умению выражать различные эмоциональные состояния.

 Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и групповой психотерапии.

Структура психогимнастических занятий

I часть. Разминка

Цель. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.

II часть. Психомышечная тренировка

Цель. Снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонирование психической и двигательной активности детей, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

III часть. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Цель. Выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и недовольства, а также чувств, порождаемых социальной средой.

IV часть. Завершение

Цель. Закрепление чувства принадлежности к группе, к коллективу.

 Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 6–8 (8–10) человек.

 Эффект коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться, общаться со сверстниками.

 Оцениваются достигнутые результаты методом психодиагностики (тест «Тревожность», анкета-опросник) и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей.

II этап.

 Формирование произвольности психических процессов (1-й класс, второе полугодие)

Проблема недостаточного развития произвольных процессов у учащихся начальной школы обусловливает многие учебные затруднения: плохую дисциплину и неумение работать самостоятельно; возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость.

 Проведение коррекционных мероприятий по формированию произвольности психических процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам система регуляций только начинает складываться.

 А у выделенного нами контингента детей она носит либо запаздывающий характер развития, либо отклоняющийся от нормы в силу особенностей домашнего воспитания (гиперопека, вседозволенность).

 Критерием отбора в коррекционные группы является несформированность произвольного внимания, памяти, гиперактивность учеников.

 Занятия проводятся подгруппами или индивидуально, с учетом уровня развития произвольности психических процессов.

Структура занятия

I часть. Вводная

 Игры и упражнения, способствующие умению действовать по правилу.

II часть. Основная

 1. Упражнения, игры и задания на развитие произвольного внимания, памяти.

 2. Формирование умения последовательного анализа и наблюдения, планомерного выполнения задания.

III часть. Заключительная

 Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

III этап.

Коррекция и развитие познавательных процессов (2-й класс, первое—второе полугодие)

Критерием отбора в группы коррекции познавательной деятельности является слабое усвоение соматически ослабленными детьми учебной программы.

 Причинами нарушения познавательной деятельности часто болеющих детей являются: повышенный уровень астении; низкая работоспособность; наличие пробелов в знаниях из-за пропусков по болезни и недостаточной подготовки в дошкольный период; несформированность мотивации учения и произвольности психических процессов.

 Психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики нарушения познавательной деятельности.

Структура психокоррекционных занятий

I часть. Организационная

 Упражнения и игры на организацию произвольного внимания.

II часть. Содержательная

 1. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно.

 2. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.

III часть. Заключительная

 Подведение итогов.

Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения соматически ослабленного ученика вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля.

 Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками.

IV этап.

Формирование коммуникативных умений (3-й класс, первое полугодие).

Основными показателями для отбора детей в группы коррекции коммуникативной деятельности являются:

 — трудности общения: несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнерами (сверстниками), неразвитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус;

 — нарушения поведения: агрессивность, вредные привычки, трудности произвольной регуляции поведения и деятельности;

 — неблагоприятные варианты личностного развития: трудности формирования «Я-концепции», неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, неадекватная самооценка;

 — трудности эмоционального развития; неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека.

 Эффективным психокоррекционным мероприятием на данном этапе может стать групповая игротерапия.

Структура занятий по игротерапии

I часть. Вводная

Цель. Установление эмоционально-позитивного контакта психолог — ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему.

 Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений.

II часть. Основная

Цель. Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения:

  • обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций;
  • коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе;
  • формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов;
  • развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

III часть. Заключительная

 Подведение итогов. Рефлексия, возможно планирование следующего занятия.

 Эффект коррекционного воздействия игротерапии проявляется в отличительной особенности поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения), в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций.

 Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию.

V этап.

Диагностика готовности и подготовка к переходу в среднее звено школы (3-й класс, второе полугодие)

Главными составляющими понятия «готовность к обучению в средней школе» являются:

 — сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

 — достаточный уровень развития психических новообразований младшего школьного возраста — произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий, понятийного мышления;

 — наличие учебно-познавательного интереса, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения.

 Проведение психологического обследования позволяет определить наличный уровень психического развития каждого соматически ослабленного ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти а среднее звено школы.

Задачей диагностического комплекса является:

 1. Выявить общее отношение к школе, преобладающие мотивы учения каждого ученика.

 2. Определить у учащихся уровень саморегуляции и самоконтроля.

 3. Выявить степень сформированности у младших школьников умственных действий.

 4. Определить уровень развития понятийного мышления, степень сформированности мыслительных операций.

 5. Выявить уровень понимания социальных отношений и сформированность самооценки.

 На основе результатов диагностики формируются развивающе-коррекционные группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность. Групповые занятия — для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы.

Структура развивающе-коррекционных занятий

I часть. Вводная

 Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.

II часть. Основная

 1. Задания на развитие понятийного мышления.

 2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия.

III часть. Заключительная

Рефлексия. Подведение итогов.

По окончании программы коррекционных занятий проводится дополнительная диагностика для определения уровня психической готовности младших школьников к переходу в среднее звено.

 Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи соматически ослабленным младшим школьникам с учетом возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...