Индивидуальный план самообразования
методическая разработка на тему

Пояснительная записка

С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  меняется и расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники  должны  научиться  строить  духовно -нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем. 

Цель: повышение уровня воспитанности учащихся.

Задачи:

· раскрыть особенности духовно - нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;

· изучить методы, формы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;

· применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazov.novyy2014.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ «Гимназия №3»

Чистопольского муниципального района

Борисовой Марины Анатольевны

Тема самообразования:

«Особенности духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Начата: 2014 год.

Планирую закончить работу над темой самообразования: 2017г.

Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио- информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Разработала программу по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу!» и работаю по ней во внеурочное время.

Работая над реализацией личного плана самообразования, я:

- знакомлюсь с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;

- посещаю уроки и внеклассные мероприятия  коллег;

- принимаю участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;

- выступаю на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;

- выступаю на родительских собраниях с докладами по данной теме;

- провожу анкетирование среди учащихся и родителей.

Пояснительная записка

С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  меняется и расширяется.  Главным  для  детей  становится  учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники  должны  научиться  строить  духовно -нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем.  

Цель: повышение уровня воспитанности учащихся.

Задачи:

  • раскрыть особенности духовно - нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
  • изучить методы, формы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;
  • применять полученные знания на практике.

Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.

Говоря о духовно-нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях.  Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы духовно-нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.  

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся, щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.

Тревогу вызывает и односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

                                            Урочная деятельность

Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и средством духовно-нравственного развития и формирования личности является урок. Это не означает, что урок позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но урок в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты. Духовно-нравственная обстановка на уроках — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.

Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнять нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения. В настоящее время литературное чтение и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь школьников. 

Я считаю, что на каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые учеником, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель здесь становится мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, в том, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся получают нравственный урок, обогащают свой эстетический опыт.

Таким образом, цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.

Формировать духовно-нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.)  помогают методы, выявляющие нравственное содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение, исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами, поговоркам, фразеологизмами. Обращаю внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.

Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого ребёнка  задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

Таким образом, готовясь к уроку литературного чтения, учитель должен ясно представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником духовно-нравственных знаний и вошёл в личный опыт детей.

Огромные возможности для духовно-нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.

В своей практике использую такой вид урока, как общественный смотр знаний.  Это урок математики по итоговой проверке таблицы умножения и деления, который проводится, когда школьники давно выучили всю таблицу и готовы продемонстрировать свои знания родителям и учителям. На таком уроке ученики берут со стола (как на экзамене) карточки-билеты, на которых написано по пять примеров на табличное умножение и деление, и дают ответы. В основном все получают четверки и пятерки. Что несет такой урок? Он подтверждает народную пословицу «По труду и честь»; дети осознают результаты своего труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. Происходит понимание того, что радость и успех в жизни зависят от себя самого.

Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Вот где можно и нужно растить «чистого сердцем гражданина». Неважно, где растет ребенок, ведь любой уголок России всегда гордится чем-то своим, неповторимым. Важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своем крае ученик должен испытать чувство гордости за свою малую родину, ее неповторимость, осознать себя ее частью и как следствие почувствовать желание сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков. Эти же задачи будут выполнять уроки-экскурсии по родной земле.

Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.

На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

                                 Внеурочная деятельность

Сформировать интерес к учебным предметам  помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе,  позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и   развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что духовно-нравственное воспитание является основой всех основ.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также,  использую формы  организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств духовно-нравственного воспитания  учащихся, которые используются в системе урочной и внеурочной деятельности:

Система

Форма

Педагогические средства

      У

      Р

     О

     Ч

     Н

     А  

    Я

Урок-путешествие

Урок-презентация

Урок-ролевая игра

Урок-беседа

Дидактические игры

Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий.

Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности.

Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности.

Совмещенные уроки

Классный час

Викторина

Уроки мастерства

(подготовка мероприятия) «Музей одного дня» Выставка работ в классе

Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста.

Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов России и мира.

Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника.

Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник.

      В

      Н

      Е

 

      У

      Р

 

     О

     Ч

     Н

     А

    Я

Художественно-творческие проекты.

Викторина.

Экскурсия.

Мероприятие.

Праздник класса.

Конкурс и выставка работ.

Применение вариативных форм занятий (приглашение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности. 

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.

Кружок.

Дискуссии. Театрализованные представления.

Школьный праздник.

Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.

Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность).

       М

       О

       Н

       И

       Т

       О

       Р

       И

       Н

       Г

Анкетирование.

Опрос.

Беседа.

Наблюдение.

Тестирование.

Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; 
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; 
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные коллективные формы и методы  духовно-нравственного  просвещения  и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.

  • Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма организации воспитательной работы.    При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

    Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся,  уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни  и  деятельности  ученического коллектива.  В  2-4  классах  обычно  проводятся  беседы  о  товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости, непримиримости к равнодушию,  скромности, культуре  общения  и  др.  

 Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.

  • Беседы. В воспитательной деятельности  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей.

    Наряду с систематическими беседами проводятся и  эпизодические  беседы, связанные  с  обсуждением  поступков  учащихся.   Такой   разговор   следует проводить сразу после совершения поступка.

    В моей деятельности основное  место  занимает разъяснение  «Правил  для  учащихся»   как   главных   критериев   поведения школьников.  Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о  дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том,  что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

   Беседы провожу  с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим недостойный  поступок,   не  увлекаюсь  коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.

  • Читательская  конференция –  одна из форм нравственного убеждения.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.
  • Приобщение  учащихся  к  искусству.  Привлекаю учащихся  к  участию  в  викторинах, в конкурсах,  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к художественной самодеятельности, обогащающей  нравственный мир школьников.  
  • Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.

В целях убеждения использую и нравственные  требования  к  поведению школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы, уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их  духовно-нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой повседневного поведения детей.

Использую в своей работе упражнение в системе духовно-нравственного воспитания.

Процесс духовно-нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали,  выработку  и закрепление у них устойчивых  привычек  поведения.  Достигается  это,  прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

    В процессе духовно-нравственного воспитания я применяю в  основном  два   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей.

    Особенно  велико  значение   упражнений,   связанных   с   организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, –  основное  условие  приучения.  Упражнения  в  разнообразной деятельности имеют целью  выработать  привычки  в  труде  и  в  общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они  содействуют  приучению  к коллективной деятельности.

    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности.    Серьёзное  влияние   на  формирование  поведения  оказывает  выполнение различных  общественных  поручений.  Они  тесно  связаны,  прежде   всего,   с организационной  деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д.  Это  подтягивает  школьников к тому, чтобы быть  ответственнее, ощущать себя частью коллектива.      

Целесообразны  также  упражнения  в  форме  организации   положительных поступков. Например, ученику поручается навести  больного  товарища,  помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.

Успех применения упражнений, их  эффективность  зависят  от  соблюдения ряда  требований.  Это  –  осознание  учащимися  важности  и   необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность;  общественно полезную  направленность;  взаимосвязь  упражнений  с   различными   формами убеждения.

  • В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.

Поощрение, как один из методов,  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение.

Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей.

  • Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.

 Они предполагают формирование необходимых навыков в  управлении  своими эмоциями, обучение его управлению  конкретными  чувствами,  пониманию  своих эмоциональных  состояний  и  причин  их  порождающих.  Методом,  оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение  может  осуществляться  как  вербальными,  так  и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать  на  чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого  метода  способствует переживанию  детьми  своих  поступков  и  связанных  с  ними   эмоциональных состояний.

  • Мною используются методы воспитывающих ситуаций.

 Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.  Это те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией  метода   воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует  формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается  на  естественные склонности ребенка к лидерству, к  соперничеству.  В  процессе  соревнования ребенок  достигает  определенного  успеха   в   отношениях   с   товарищами, приобретает  новый  социальный  статус.  Соревнование  вызывает  не   только активность ребенка, но и формирует у него  способность  к  самоактуализации.

Итак,   проанализировав   методы    формирования    нравственного поведения    школьников, применяемые мною в работе,  отмечу,   что   в   реальных   условиях педагогического  процесса  методы   воспитания   выступают   в   сложном   и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не  логика  отдельных «уединенных»   средств,   а   гармонично    организованная    их    система.

Разумеется,  на  каком-то определенном этапе  воспитательного  процесса  тот или иной метод может   применяться   в   более   или   менее   изолированном виде.  Но  без   соответственного   подкрепления   другими   методами,   без взаимодействия   с   ними   он   утрачивает   свое   назначение,   замедляет движение   воспитательного    процесса    к    намеченной    цели.   И   ещё нравственность формируется не на словесных или деятельностных  мероприятиях, а  в  повседневных  отношениях  и  сложностях  жизни,  в   которых   ребёнку приходится  разбираться,  делать  выбор,  принимать  решения   и   совершать поступки. Поэтому методы духовно-нравственного воспитания должны быть  взаимосвязаны с жизнью.

Внеурочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым,  но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:                                                                                                              

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;                                                                                                                            

3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.                                                                                                            

Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

 Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!

Список литературы

1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   М.; Просвещение, 2011.25с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. Просвещение,2009. 41с.

 3.Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения.1-4 классы тесты и практические задания.-М. Просвещение, 2010.68с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание. Для организаторов и классных руководителей. М. Просвещение, 2008.108с.

5. Г. Голубицкий. Что такое этикет?  Издательство « Анфас» 1998г

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Приложение

Задания по разделу « О «добром отношении к людям»

1. Выбери и подчеркни нужный ответ

Слова приветствия:__________________________________________

Прощальные слова________________________________________

Слова извинения______________________________________________

Слова благодарности________________________________________________

Слова просьбы______________________________________________________

( спасибо, добрый день, простите, пожалуйста, извините, добрый вечер, благодарю, будьте добры, до встречи, здравствуйте, до  свидания, жаль, если Вас не затруднит, очень признателен, прощайте.)

2. Запиши ответы

Ты нашёл деньги, которые потерял твой товарищ. Что бы ты сделал?



У тебя 5 открыток. Тебе нужно распределить их между сестрой и тобой.

Как ты поступишь?


3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

  • Радостным
  • Злым
  • Спокойным
  • Плачущим
  • Смеющимся
  • недовольным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов  по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»....

Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"

Представлены  действия  и  мероприятия  учителя  по основным  направлениям  самообразования на 2012-16 г....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель"  “ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охо...