Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «К неизведанным тайнам» Пояснительная записка Cовременное, стремительно изменяющееся общество требует от каждого человека умения быть самостоятельным, решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и задачи; добиваться запланированных результатов, правильно организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости формирования универсальных учебных и метапредметных навыков. Поэтому в современной школе значительное место следует уделять организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Ребенок с первых дней своей жизни самостоятельно и с помощью взрослых изучает окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в разнообразной исследовательской и проектной работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, искать ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. А значит, исследовательская и проектная деятельность не что иное, как естественное стремление ребенка к познанию. Надо лишь умело направить это стремление, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но очень интересный окружающий мир. Значительно расширить возможности исследовательской и проектной деятельности для детей позволят внеурочные занятия. Цель программы: приобщить младших школьников к проектно - исследовательской деятельности и создать условия для развития индивидуальных способностей каждого школьника Принципы реализации программы: добровольность, доступность, научность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Задачи: ● сформировать представление об исследовании и проекте; ● развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию; ● развивать у детей умение работать с различными источниками информации; ● развивать индивидуальные способности учащихся, мышление, кругозор детей; - развивать способности организации действия, воображения, понимания;
● вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 7 - 11 лет. Сроки реализации программы: 4 года по 1 часу в неделю. Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, поиск информации, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация. Средства: • библиотечный фонд; • интернет; • индивидуальные консультации. Методы контроля: консультация, доклад, защита работ, выступление, выставка, презентация, научно-исследовательская конференция. Ожидаемые результаты. Личностные результаты и универсальные учебные действия Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | • осознание себя частью большого разнообразного мира природы и общества; • чувство гордости и ответственности за красоту родной природы, за свою Родину; • осознание себя гражданином России; • понимание связей себя с историей, культурой, судьбой своего народа и всей России; • опознание своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, определение эстетических и культурных предпочтений; • уважение иного, отличного от своего мнения; • умение вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • умение определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, поиск средства достижения поставленной цели; • умение формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • планирование собственной деятельности, определение проблемных зон; • работая по плану, соотносить промежуточные и окончательные результаты с заранее поставленной целью проекта; при необходимости, вносить коррективы; • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины возможного неуспеха и находить способы выхода из сложившейся ситуации. | • предполагать, предугадывать необходимость той или иной информации; • уметь отбирать информацию, используя различные средства, источники (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть интернет); • выбирать основания для отбора и классификации объектов; • выстраивать логическую цепочку рассуждений, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать работу в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • прогнозировать последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости аргументированно отстаивать свою точку зрения, учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии доказательной базы у апонента. |
В ходе проектно - исследовательской деятельности у учащихся: ● расширяется кругозор в предметных областях; ● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, ● развиваются индивидуальные способности учащихся; ● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Календарно-тематическое планирование Класс 4«Г» Учитель: Балакирева Т.Е. Количество часов – 34часа Количество часов в неделю – 1час Планирование составлено на основе пособия Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко «Проектная деятельность младших школьников». «К неизведанным тайнам»
№ | ДАТА | Кол-во часов | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | 1 |
| 1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». | 2-3 |
| 2 | Культура мышления. Практическая работа «Неоконченный рассказ». | 4-5 |
| 2 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. | 6-7 |
| 2 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Практическая работа «Изобретения человека» | 8-9 |
| 2 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. | 10-11 |
| 2 | Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. | 12 |
| 1 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. | 13-14 |
| 2 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. | 15 |
| 1 | Защита исследовательской работы «Изобретения человека» | 16-17 |
| 2 | Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Исслед. работа «Что мы едим?» | 18-19 |
| 2 | Техника экспериментирования. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». | 20-21 |
| 2 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. | 22-23 |
| 2 | Правильное мышление и логика. Задания на развитие мышления и логики. | 24-25 |
| 2 | Обработка и анализ всех полученных данных. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. | 26 |
| 1 | Защита исследовательской работы «Что мы едим?» | 27 |
| 1 | Что такое парадоксы. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. | 28-30 |
| 2 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Выполнение презентации к проекту «Жизненные парадоксы». Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. | 31 |
| 1 | Подготовка публичного выступления. Как правильно подготовиться к защите. Составление плана выступления. | 32-33 |
| 2 | Мини конференция по итогам собственных исследований. Защита исследовательских проектов. | 34 |
| 1 | Анализ исследовательской деятельности . Анализ своей проектной деятельности. |
Учебно-методическое обеспечение Литература: 1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г. 3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г. 4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. 6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12. 8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г. 9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г. 16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г. Материально-техническое обеспечение: - компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- Интернет;
- электронные обучающие диски.
|