Рабочая программа УМК "Перспектива"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа УМК "Перспектива" соответсвует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy1k.zip | 793.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного' развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
- Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации . к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/ 2014 учебный год»;
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год.
Цели:
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение умениями элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- выработка умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать навыки работы с различными художественными материалами;
- научить подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
- показать, что изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
- Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
- Основной формой организации образовательного процесса является проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-праздник, урок презентация.
- Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно- нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно- творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Виды и формы контроля:
- текущий
- тематический
- итоговый.
Планируемый уровень подготовки.
- значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома. Каргополь);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учетом замысла;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно- тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, .музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; •
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.
Место учебного предмета в учебном плане. В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Содержание | Количество часов |
1 | Мир изобразительных (пластических) искусств | Художник и зритель. Между художником и зрителем нет непреодолимых границ Жанры изобразительного искусства. Земля-кормилица. Жанр пейзажа. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета. «Какого цвета осень?» Щедра осенью земля-матушка. Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «Твой осенний букет» Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка. Способы построения простой композиции при изображении природы. «Осенний лес» Основы изобразительного языка живописи. Превращение точки и пятна в изображение рябины. Изображение простого натюрморта с натуры. «Ветка рябины» Нарисуй нарядную сечку. Понятие о силуэте и симметричном изображении. Осенью капуста – барыня. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома. Рисование золотого петушка Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов. «Хохломские узоры». Повтор главных элементов травного орнамента хохломы. Рисование травного орнамента Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома. Повтор и вариация элементов орнамента хохломы. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Рисование узоров золотой хохломы. Импровизация Рисование узоров золотой хохломы. Ансамбль русского народного костюма.Украшение наряда красавицы | 11 |
2 | Художественный язык изобразительного искусства | Изображение по памяти фигуры человека. Изображение дома Деда Мороза. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В. М. Васнецова. Изображение героев зимних сказок. Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж». Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево» Линия и мазок в художественном изображении. Рисование снежных цветов на окне. Знакомство с каргопольской игрушкой. Роспись силуэтов игрушек Создание композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. «Новогодние игрушки» Красота и гармония общения с природой в искусстве как отражение внутреннего мира человека. «Зимние забавы» «Ничего на свете лучше нету…» Афиша. Программа | 7 |
3 | Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | Представления народов о красоте человека, отраженные в искусстве. «Образ богатыря». Украшение снаряжения русского богатыря. Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия. Использование в своей работе разных приемов живописи. Рисование первых весенних цветов по памяти Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам народных промыслов. «Дымковская игрушка». Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров. Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. Вариация дымковских узоров. Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. Рисование с натуры весенней веточки Использование разных технических приемов при работе с красками. Рисование бегущего ручья по представлению Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Рисование героев сказок Пушкина по представлению. Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов. Пропорции и форма различных садовых цветов. Рисование с натуры весенних цветов Знакомство с произведениями А. Куинджи, Ван Гога, К. Моне. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Цвет и оттенки. Рисование природы по представлению. Использование различных художественных материалов для создания выразительных образов природы в живописи. Экспериментируй с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры. Натюрморт из овощей и фруктов. Коллективная работа. Проект «Город мастеров» | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана. А. И. Куинджи, В. Ban Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (<орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
знать и понимать:
- значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома. Каргополь);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учетом замысла;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно- тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, .музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; •
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.
Учебно-методическое обеспечение
1. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...