Дети с ОНР.
материал на тему

Хваткова Фирдаус Гусмановна

     ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Дети с ОНР1.32 МБ

Подписи к слайдам:

Уровни речевого развития
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние
компонетов
языка у детей с ОНР:
Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

однословное предложение;
предложение из слов корней;
первые формы слов;
усвоение флексий;
усвоение предлогов;
наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Работу
выполнили:
Хваткова Ф.
Абдулзянова
О.
Судакова М.
Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
 У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
ОНР 1-ГО УРОВЕНЬ. ЧТО ЭТО?
Отсутствие в речи ребенка общеупотребительной речи. Ярким проявлением является стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, трудность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Они общаются с помощью отдельных звуков и их сочетаний —
звуко-комплексы
и звукоподражания, обрывки
лепетных
слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка.

Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например,
«
кóка
»,
это и «петушок», и слово «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать жесты, мимику, интонацию.
ДЕТИ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
.
ЧЕМУ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ВАШ РЕБЕНОК:

понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

называть некоторые части тела (
голова, ноги, руки, глаза, рот, уши
и т. д.) и одежды (
карман, рукав
и т. д.);

обозначать наиболее распространенные действия (
сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди
и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (
холодно, тепло, больно
и т. д.);

выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

отвечать на простые вопросы одним словом или
двусловной
фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление
звукокомплексов
.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической
депривацией
Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

III уровень речевого развития
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой
ездиля

асьпак
. а потом
ходиля
де
летька
, там
звяна
. потом
асьпальки

небили
. потом
посьли
пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.
Причиной возникновения
ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология
натального
 (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

Лечение и логопедическая коррекция
Лечение
. Наиболее эффективно комплексное лечение:
-Логопедические занятия.
-Логопедический массаж.
-
Микротоковая
рефлексотерапия.
-Медикаментозная терапия
ноотропами
.

II уровень речевого развития.
Кроме жестов и “
лепетных
” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “
лябока
” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например,
наболее
типично сокращение количества слогов: “
тевики
” вместо “снеговики”.
ОНР (общее недоразвитие речи) -
различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование
всех
компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также
ринолалии
, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
Речь
аграмматична
и недостаточно фонетически
офомлена
;
Экспрессивная речь отстаёт от
импрессивной
, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
I уровень речевого развития
характеризуется отсутствием речи (т.н. “
безречевые
дети”). Такие дети пользуются “
лепетными
” словами,
звукоподрожаниями
, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “
би-би
” может означать самолет, самосвал, пароход.
Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
Развитие
импрессивной
речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...