Планирование внеурочной деятельности "Умное пёрышко".
рабочая программа (1 класс) на тему

Лисина Светлана Алексеевна

Планирование внеурочной деятельности предназначено для учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnoe_peryshko.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »

города Дзержинска Нижегородской области

 

                               

                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Умное перышко»

Разработала

Учитель начальных классов

2013 год

Пояснительная записка

                                       Программа внеурочной деятельности «Умное перышко» (программа клуба юных журналистов)  носит социальное  направление, составлена на основе программы  внеурочной деятельности «Умное перышко», автор учитель начальных классов МОУ «Новинская СОШ», Богородского района  Н.А.Страхова  и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО  и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области в 2011 году.

                                  С поступлением в школу  ребенок включается в социально значимую деятельность. Поэтому с первых дней его школьной жизни необходимо помогать младшему школьнику реализовать его общественную активность. Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является главным предназначением и основой деятельности школьной газеты.

                                 Программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать и слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

                           Программа опирается на коллективные формы обучения, на передачу полученных знаний и взаимопомощь. Младшие школьники посредством ее учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических заданий предполагает использование групповых видов работы.

                           Программа ориентирована на личностный подход, способствующий становлению, самоопределению личности младшего школьника, выявлению и развитию его способностей. Содержательные аспекты личностно ориентированного подхода акцентируют внимание прежде всего на развитие личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в сфере их интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний.

                       Программа не только позволяет познакомить младших школьников с процессом создания газеты, но направлена также на развитие их речевых умений, необходимых для написания творческих работ. Именно творческая деятельность позволяет учащимся активно добывать знания и применять их.

                    Будучи направленной на развитие выразительной, воздействующей на ум и на чувства читателя и слушателя речи, такая работа призвана содействовать расширению лингвистического кругозора, воспитанию у них стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

                     В ходе работы решаются также межпредметные задачи, а именно – формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и воспитание гражданской позиции.

Сроки реализации программы.

Курс разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1-4 классов начальной школы в объеме 1 час в неделю: 33 часа в 1-ом классе, 34 часа – 2-4 классы.

I этап – познавательный (1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний.

II этап – личностный (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями.

III этап -  коммуникативный (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, привить умение и готовность вести диалог.

IV этап – регулятивный (4 класс). Развитие умения управлять собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки их успешности.

Реализация программы способствует развитию интереса к профессии журналиста у учащихся начальной школы. В процессе участия в ней ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и воочию увидеть результат своей деятельности через активное участие в выпуске классных и школьных газет. 

Цель:

                     развитие социальных умений младших школьников в процессе освоения ими основ журналисткой деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость.

Задачи:

- сформировать информационную компетентность учащихся, научить их использовать различные способы работы с источниками информации;

- познакомить учащихся с ролью журналиста в современном мире;

- создать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развитие его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей;

- формировать умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- развивать коммуникативную культуру личности, умения общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

- научить создавать публицистические тексты разных типов и жанров, адекватные замыслу, сфере и ситуации общения.

Краткие сведения о коллективе:

- статус – общеобразовательный, вид группы – экспериментальный;

- постоянный состав группы;

 - свободный набор детей;

- количество обучающихся – 27 человек, из них 2005 г.р. – 2человека, 2006г.р. – 24 человека, 2007 г.р. – 1 человек

 - вес обучающиеся из одного класса;

 - занятия проводятся один раз в неделю – 33 часа в год (1 класс) и 34 часа (2-4 классы), из них  4 -8 часов отводится на интеллектуальные игры.

Идеи, принципы, подходы, реализуемые в программе:

- принцип сотрудничества предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах;

- принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в частности создание ситуаций при организации занятий, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и работать в группе;

- коммуникативно-деятельностный подход предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения;

- личностно ориентированный подход способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.

Методы и приемы деятельности:

- составление рабочих материалов, использование записных книжек. В рабочих материалах следует фиксировать слова, фразеологические словосочетания.

-  делать синтаксические заголовки – словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания.

- обратить внимание на взаимосвязь жанра и стиля. Это жанры информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж.  Важно показать юным журналистам возможность  представления одного и того же материала в разных жанрах.

- объединение практической и теоретической работы посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.

- приобщение к работе со справочной литературой.

Формы организации занятий:

Работа по программе организуется с учетом познавательной инициативы ребенка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, ее обработку, обсуждение, анализ, интерпретацию.

На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ.

В структуру занятий могут быть включены следующие компоненты: эмоционально-творческая разминка, создание проблемной ситуации, работа с источниками информации, их анализ и интерпретация; создание речевых высказываний, соответствующих  различным публицистическим жанрам; презентация работ, рефлексия.

Содержание программы

1. Средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.

2. Печатные средства массовой информации: газета, журнал. История возникновения газеты. Создание газеты, журнала.

3. Современные детские журналы, газеты. Общее знакомство.

4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.

5. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.

6. Заметка. Статья.

7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажа. Отличительные признаки репортажа.

8. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.

9. Редактирование текстов.

10. Очерки (проблемный, портретный, путевой).

11. Эссе.

Основные методы сбора информации: печатные источники, Интернет, изучение документов, записи, личные наблюдения, справочная литература.

Материальное обеспечение:

гуашь, краски, альбом для рисования, блокнот;

компьютер, мультимедийная установка.

Календарно – тематическое планирование программы «Умное перышко»

Класс: 1

Количество часов в год: 33, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Какие трудные слова – «средства массовой информации»!

2

1

1

1

Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет

1

06.09

2

Знакомство со СМИ

1

03.09

Радио- и телепередачи для детей

4

2

2

3

Передачи для детей

1

20.09

4

Диктор

1

27.09

5

Знакомство с популярными детскими передачами

1

04.10

6

Знакомство с популярными детскими передачами

1

11.10

Мы идем в газетный киоск. Моя любимая газета.

6

3

3

7

Газета, журнал

1

18.10

8

Обложка, содержание и оформление газеты

1

25.10

9

Обложка, содержание и оформление журнала

1

08.11

10

Сравнение обложки, содержания и оформления журнала и газеты

1

15.11

11

Знакомство с популярными детскими изданиями

1

22.11

12

Экскурсия в типографию

1

29.11

Давайте познакомимся! Я –« Мурзилка»!  Мой любимый журнал

5

3

2

13

Обложка

1

06.12

14

Содержание, оформление журнала

1

13.12

15

Авторы журнала

1

20.12

16

Знакомство с детскими журналами

1

10.01

17

Знакомство с детскими журналами

1

17.01

Комиксы

2

1

18

Кадр, сюжет комикса

1

24.01

19

Знакомство с комиксами

1

31.01

Мы – авторы комиксов!

2

2

20

Кадр, сюжет комикса

1

07.02

21

Конкурс на самый интересный комикс

1

21.02

Создаем классный журнал. Как он называется?

1

1

22

Название, обложка, содержание, авторы, оформление

1

28.02

Великая сила обложки!

2

1

1

23

Обложка, содержание, авторы, оформление журнала

1

28.02

24

Конкурс на самую интересную обложку

1

07.03

Наш журнал. Сказки-комиксы

2

1

1

25

Сказка. Особенности сказок-комиксов

1

14.03

26

Создание сказок-комиксов

1

14.03

Наш журнал. Портрет моего одноклассника

1

1

27

Портрет. Журнал. Журналист

1

21.03

Наш журнал. Расписание работы солнышка (рисуем времена года)

2

1

1

28

Журнал. Журналист

1

04.05

29

Создание  рисунков

1

11.05

Наш журнал. Заключительная работа по созданию и оформлению журнала

2

1

1

30

Журнал. Журналист

1

04.05

31

Заключительная работа по созданию и оформлению журнала

1

18.05

Стенная классная газета

2

1

1

32

Заметка. Фоторепортаж

1

25.05

33

Презентация газеты на празднике «День рождения классной газеты»

1

25.05

Календарно – тематическое планирование программы «Умное перышко»

Класс: 2

Количество часов в год: 34, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Вспомним, что такое СМИ

1

1

1

Вспомним, что такое СМИ

1

3,9

Послушай эту передачу

1

1

2

Радиопередачи, ведущий радиопередачи

1

10,9

Посмотри эту передачу!

1

1

3

Телепередача. Ведущие телепередачи. дикторы

1

17,9

Мир газет и журналов

1

1

4

Редакция газеты и журнала. Главный редактор

1

24,9

Знакомьтесь – моя любимая газета!

1

1

5

Презентация газеты

1

1,10

Газеты для детей

1

1

6

Викторина «Газеты для детей»

1

8,10

Знакомьтесь – мой любимый журнал!

1

1

7

Презентация журнала

15,10

Журналы для детей

1

1

8

Викторина «А вы знаете журналы для детей?»

1

22,10

СМИ – это не трудно!

1

1

9

Конкурс «СМИ – это не трудно!»

1

29,10

Заметка

2

1

1

10

Заметка. Основная мысль заметки

1

12,11

11

Напишем заметку «Самый настоящий друг»

1

19,11

Заметка

2

1

1

12

Заметка. Основная мысль заметки

1

26,11

13

Напишем заметку «Люблю я это время года!»

1

3,12

Иллюстрация

3

1

2

14

Иллюстрация

1

10,12

15

Мы художники-иллюстраторы на тему «Времена года»

1

17,12

16

Иллюстрирование произведения

1

24,12

Заметка

1

1

17

Напишем заметку «Я люблю мою школу»

1

14,1

Иллюстрация

1

1

18

Мы художники-иллюстраторы на тему «Моя школа»

1

21,1

Секреты умного лидера

6

4

2

19

Знакомство с жанром лида

1

28,1

20

Лид-вопрос, лид-восклицание

1

4,2

21

Лид-цитата, лид-умолчание

1

11,2

22

Лид-резюме

1

18,2

23

Практическое занятие

1

25,2

24

Творческая работа

1

4,3

Интервью

2

1

1

25

Правила вопроса

1

11,3

26

Игра «Вопросы-крючочки»

1

18,3

Фоторепортаж

2

1

1

27

Я смогу сделать фоторепортаж?

1

1,4

28

Практическое занятие

1

8,4

Информация

2

1

1

29

Идем в библиотеку

1

15,4

30

Практическая работа со справочниками, со словарями

1

22,4

Стенная газета

2

1

1

31

Содержание газеты

1

29,4

32

Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету»

1

6,5

Презентация газеты

2

1

1

33

Газета, презентация

1

13,5

20,5

34

Презентация газеты «Да здравствует газета!»

1

27,5

Календарно – тематическое планирование программы «Умное перышко»

Класс: 3

Количество часов в год: 34, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Вспомним, что такое СМИ

2

2

1

Телевидение, радио, газеты, Интернет

2

Телевидение, радио, газеты, Интернет

Периодические издания

2

2

3

Мои любимые периодические издания

1

4

Детские газеты и журналы

1

Маленькая история большой газеты

1

1

5

Первые газеты нашей страны

1

Ее величество – Газета!

1

1

6

Название газеты, содержание, авторы, оформление

1

Газеты и журналы в школьной библиотеке

2

1

1

7

Газета, журнал

1

8

Экскурсия в школьную библиотеку

1

Золотые правила юного журналиста

3

2

1

9

Правила поведения культурного человека

1

10

Блокнот «Золотые правила юного журналиста»

1

11

Практическое занятие

1

Правильно собери информацию

3

2

1

12

Источники информации: интервью, документы, записи, личные наблюдения, справочная литература

1

13

Источники информации: интервью, документы, записи, личные наблюдения, справочная литература

1

14

Сбор информации

1

Что поможет интересно написать?

3

2

1

15

Пословицы, поговорки

1

16

Фразеологизмы, крылатые выражения

1

17

Тематический подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений

1

Заголовок. Это важно?

2

1

1

18

Заголовок. Тема публикации. Основная мысль. Игра слов

1

19

Мозговой штурм «Подбери заголовок»

1

Жанры журналистики

2

1

1

20

Жанр. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж.

1

21

Коллективная исследовательская работа-дискуссия

1

Маленькая да удаленькая

2

1

1

22

Заметка

1

23

Творческая работа

1

Раз вопросик, два вопросик!

2

1

1

24

Интервью. Вопрос.

1

25

Практическое занятие

1

Очерк об интересном человеке

2

1

1

26

Очерк. План очерка

1

27

Творческая работа «Очерк об интересном человеке»

1

Зарисовка

3

1

2

28

Лирическая зарисовка

1

29

Зарисовка «Любимый уголок малой родины»

1

30

Презентации зарисовок

1

Стенная газета

4

1

3

31

Газета. Содержание газеты

1

32

Мозговой штурм

1

33

Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету!»

1

34

Презентация газеты

1

Календарно – тематическое планирование программы «Эрудиты»

Класс: 4

Количество часов в год: 34, в неделю:1

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов по теме

Дата

Всего

Теория

практика

Все о СМИ

1

1

1

Телевидение, радио, газеты, Интернет, журналы

1

Путешествие в глубь веков

3

3

2

Тайна крылатых сандалий Гермеса

1

3

Какие они – древние газеты?

1

4

Первые газеты на Руси

1

Газета

2

1

1

5

Макет. Столбцы. Разворот

1

6

Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям

1

Что такое верстка газеты?

1

1

7

Верстка. Выворотка. Отбивка. Стиль

1

Давай вспомним!

2

1

1

8

Что такое жанры журналистики?

1

9

Работа с литературой по теме

1

Где взять тему?

1

1

10

Источники информации журналиста

1

Жанры журналистики

1

1

11

Практическое занятие с газетным материалом

Информационные жанры

2

1

1

12

Заметка. Очерк. Репортаж. Интервью.

1

13

Практическое занятие с газетным материалом

1

Какая важная информация!

1

1

14

Источники информации

1

Мы – авторы репортажа!

2

1

1

15

Ответы на вопросы: «Что? Где? Когда? Как?»

1

16

Репортаж «Пришел, увидел – написал»

1

Формы интервью

2

1

1

17

Интервью-монолог, интервью-диалог, «круглый стол», пресс-конференция

1

18

Интервью «Раз вопрос, два вопрос!»

1

Интервью – не просто беседа.

2

1

1

19

Правила речевого этикета, или Что мы можем себе позволить?

1

20

Конкурс на лучшее интервью

1

Литературно-художественные жанры

2

2

21

Пейзажная зарисовка

1

22

Литературный портрет

1

Очерк

3

1

2

23

Очерк

1

24

Написание портретного очерка

1

25

Написание путевого очерка

1

Основные публицистические жанры

5

1

4

26

Заметка. Статья. Эссе. Лид

1

27

Написание заметки

1

28

Статья «Всем обо всем!»

1

29

Написание эссе

1

30

Творческая работа «Такой интересный лид!»

1

Редактирование текста

1

1

31

Правила редактора

1

Газетная журналистика

1

1

32

Жанры

1

Создание газеты

2

1

1

33

Этапы создания газеты

1

34

Презентация газеты

1

Ожидаемые результаты

(1-4 классы)

Обучающиеся должны овладеть:

- социальными умениями, умениями общаться, вести диалог; знаниями правил вежливого общения со сверстниками и со взрослыми, аргументирования своей точки зрения, умениями выступать перед аудиторией;

- знаниями основ истории журналистики;

- умениями отбирать, систематизировать, сравнивать информацию из различных источников и работать с ней, выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

- знаниями и умениями различать основные газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью и др.), грамотно излагать информацию в этих жанрах, знанием основных правил редактирования текстов, публикации работ в школьных и районных газетах, на школьном сайте;

- опытом взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группах, парах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи.

Способы контроля результатов: наблюдение, защита творческих работ в различных формах, написание работ различных газетных жанров, ведение «Блокнота журналиста», публикация созданных материалов в школьной прессе.

Литература

1. Агафонова Ю.А. Методы профильной подготовки будущих журналистов/ Ю.А.Агафонова. – М., 2001.

2. Олешко В.Ф.Журналистика как творчество/ В.Ф.Олешко. – М.,2003.

3. Ворошилов В.В.Журналистика/ В.В.Ворошилов.  –М.,2000.

4. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета/ Н.В.Кашлева. – М.,2009.

5. Спирина Н.А. Журналистика в школе/ Н.А.Спирина. – М.,2010.

6.Якимович Ю.К. Мир печати/ Ю.К.Якимович. – М.,2000.

7. Детская и юношеская самодеятельная пресса (теория и практика):сборник.

8. Грабельников А.А.Работа журналиста в прессе /А.А.Грабельников. – М.,2001.

9. Гринева Л.Н. Как организовать в школе выпуск газеты /Л.Н.Гринева. – М., 2004.

10. Гуревич П. Газета: вчера, сегодня, завтра/П.Гуревич. – М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.

Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...

Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.

В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык

"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...

планирование внеурочной деятельности "Занимательная экономика"

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночн...

Планирование внеурочной деятельности по развитию речи

Планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы" Развитие речи в 1 классе...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...