программа внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа на тему

Гаврилкова Татьяна Викторвна

Программа «Эрудит» является комплексной, объединяет различные виды деятельности для достижения целостного развития основных психических процессов ребенка: внимания, памяти, воли, интеллекта. Программа состоит из четырех модулей:

1 модуль -    «Занимательная математика»

2 модуль  -  «Звездная  азбука» 

3 модуль   - «Занимательное словообразование и лексика»  

4 модуль  -  «Я – исследователь»

       Каждый модуль имеет свои предметные цели и задачи.  В содержании модулей интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, представленные в игровой деятельности, способствующие непринужденной коррекции и развитию интеллектуальной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_4.docx234.92 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Я – исследователь»

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы  результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся 2-4 классов:

  • альбом;
  • выставка;
  • газета;
  • гербарий;
  • коллекция;
  • костюм;
  • макет;
  • модель;
  • музыкальная подборка;
  • наглядные пособия;
  • отчет по результатам исследования;
  • паспарту;
  • коллаж или фотоальбом;
  • серия иллюстраций;
  • справочник или учебное пособие;
  • стенгазета  или плакат;
  • сувенир-поделка;
  • сценарий праздника;
  • графическое изображение собственных наблюдений за изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы;
  • журнал, книжка-раскладушка;

Содержание занятий  во 2  классе

Во втором классе учащиеся готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то - индивидуально.

Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ. Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Тема  «Что такое исследование?»

        Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование».

Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Тема  «Методы исследования»

       Метод исследования как путь решения задач исследователя.  Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, растения пришкольного парка), включая экскурсию в школьный парк, пришкольную территорию.

Тема  «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»

       Знакомство с наблюдением как методом исследования.  Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема  «Как выбрать тему собственного исследования»

     Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (по методике правила выбора темы).

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

       Самостоятельные исследования (выбор темы, составление плана исследования, сбор материала, обобщение полученных данных, доклад)

Тема  «Экскурсия-исследование»

        Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования

и провести его.

Тема  «Коллективная игра-исследование»

       Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Тема  «Подготовка собственных работ к защите»

      Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема «Защита исследовательских работ и творческих проектов»

     Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Содержание занятий  в  3 классе

Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения во втором классе, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование раздаточного материала «Я - исследователь».

Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт, как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ. Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.

Тема  «Научные исследования и наша жизнь»

         Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема  «Гипотезы и идеи»

        Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема  «Как правильно классифицировать. Что такое определения?»

      Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.  Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Тема «Методы исследования»

      Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»

        Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.

Тема  «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

       Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема  «Подготовка к защите собственной исследовательской работы»

     Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема  «Защита исследовательских работ и творческих проектов»

     Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Содержание занятий  в  4 классе

Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством и  самостоятельная работа вне школы.

Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах.

Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.

Тема  «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

     Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тема  «Умение выявлять проблемы»

     Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».  Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема  «Как подготовиться к защите»

       Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

     Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема  «Подготовка к защите собственной исследовательской работы»

     Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

    Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Межпредметные связи на занятиях модуля  «Я – исследователь»

и образовательной системы «Школа России

В структуру и содержание учебников образовательной системы «Школа России» заложена система заданий, направленных на включение учащихся в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.

Для этого методический аппарат учебников образовательной системы «Школа России» построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися   как урочной, так и внеурочной деятельности:

  • значительный  воспитательный  потенциал;
  • ориентация на  здоровьесбережение младших школьников;
  • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
  • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие;
  • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами  на основе формирования УУД;
  • творческие,  проектные и исследовательские  задания, практические работы,  диалоги;  
  • возможности для моделирования  изучаемых  объектов и  явлений окружающего  мира;
  • возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
  •  возможности для работы  с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов,  интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений.

Приложение №1

Оценочный лист индивидуального проекта

Критерии

Параметры

Фактический показатель

(1 -  3 балла)[1]

Тема проекта

Тема проекта актуальна для учащегося и отражает его индивидуальные потребности и интересы

Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности

Тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории

Разработанность проекта

Структура проекта соответствует его теме

Разделы проекта отражают основные этапы работы над проектом

Перечень задач проектной деятельности отвечает направлен на достижение конечного результата проекта

Ход проекта по решению поставленных задач представлен в тексте проектной работы

Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы в тексте проектной работы

Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проекта, включены в текст проектной работы

Значимость проекта для учащегося

Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы

Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений

и интересов в системе дополнительного образования

В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта

Оформление текста проектной работы

Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в ОО требованиями

В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию

Презентация проекта

Проектная работа сопровождается компьютерной презентацией

Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы

Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта

Защита проекта

Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией

В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров

Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности

Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности

ИТОГО:

Максимальный бал – 63

Приложение №2

Памятка

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

 Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):

  • Что мне интересно больше всего? _________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)? __________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

Приложение № 3

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
  • Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.  

Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?

Запиши тему своего исследования:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ты сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить  цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Запиши цель своего исследования:

Узнать, что __________________________________________________

_________________________________________________________или

Выяснить,  почему_____________________________________________

_________________________________________________________или

Расследовать, зачем ___________________________________________

_____________________________________________________________

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.

Запиши задачи собственного исследования: __________________________________________________________________

Итак, старт твоей исследовательской работы дан. Вперёд! К поставленным целям и задач

Приложение № 4

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это  предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим…
  • Допустим…
  • Возможно…
  • Что, если…

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать:  важную, на твой взгляд, поставь на первое место.

Предположим, __________________________________________________

_______________________________________________________________

Допустим, _____________________________________________________

_______________________________________________________________

Возможно, _____________________________________________________

______________________________________________________________

Что, если ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение № 5

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.           Предлагаем список доступных методов исследования. Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу.  С этого надо начинать любую исследовательскую работу.  

https://fs00.infourok.ru/images/doc/206/235163/img7.jpg1. Подумай самостоятельно  и задай себе вопросы:

  • Что я знаю об этом?
  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
  • Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Запиши свои ответы____________________________________________________ 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://www.altspu.ru/uploads/posts/2016-10/1475651113_19_-issledovanie-doshkolnikov.gif2.  Посмотри  книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация  в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=72cf0e9857e69e7d3936fcf06440c8e1-l&n=13          3.   Спроси у других людей

           Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно разделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.  Запиши информацию, полученную от других людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://previews.123rf.com/images/nulinukas/nulinukas1202/nulinukas120200019/12251019-Boy-watching-tv-cartoon-Stock-Photo.jpg

4.  Познакомься с кино –

и телефильмами по теме твоего исследования

               Мы знаем, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы. Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://wordsandmessages.files.wordpress.com/2012/07/7829889-computer-di-cartone-animato-che-punta-con-il-dito.jpeg

5. Обратись  к компьютеру, посмотри в глобальной

 сети Интернет.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://www.visualbrandlearning.com/wp-content/uploads/2014/07/LOGO-LEARNING-1024x1024.jpg

6. Понаблюдай

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений. Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://yt3.ggpht.com/-fdWiudbZzxY/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/8HAzolz0KsU/s900-c-k-no-mo-rj-c0xffffff/photo.jpg

7. Проведи эксперимент

Эксперимент – это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента. Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 6

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  6. Сделать выводы и умозаключения.
  7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  8. Подготовить текст сообщения.
  9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  10.  Приготовиться к ответам на вопросы.

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить. Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий:

  • Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.
  • Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие  объекты?
  • Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
  • Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.
  • Различение  помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор -  другой…

  1.  Классифицировать или разбить на группы основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

  1. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» от греческого – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

  1. Ранжировать основные идеи.

Ранжирование – от слова «ранг» – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.

  1. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения.

  1. Сделать выводы и умозаключения.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

  1. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как исследовать дальше (по выбранной теме).

  1. Подготовить текст сообщения.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

  1. Почему избрана эта тема.
  2. Какую цель преследовало исследование.
  3. Какие ставились задачи.
  4. Какие гипотезы проверялись.
  5. Какие использовались методы и средства исследования.
  6. Каким был план исследования.
  7. Какие результаты получены.
  8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
  9. Что можно исследовать в этом направлении.

Запиши текст доклада.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка – склейте макет. А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

  1.  Приготовиться к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда, получена та или иная информация, и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Приложение № 7

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик:

  • Не ограничивай собственных исследований
  • Действуя, не бойся совершить ошибку
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение
  • Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.   Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!



                                                       


[1] Шкала оценивания может быть другой, например, от 1 до 10; соответственно, изменяется максимальный балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучени...

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Рассчитана на 1 час в неделю. для учащихся 1 класса. авторская, рецезент Кан. пед. наук, проректор УИПК ПРО Прохорова С.Ю....

программа внеурочной деятельности "Эрудит"

В программе содержится информация о планировании и конкурсах внеурочной деятельности "Эрудит"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному напрвлению "Эрудит" ориентированная  на достижение первого уровня результатов, т. е. для учащихся 1 классов. При желании и необх...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" 1-4 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Эрудит" содержит :1) планируемые результаты,2) содержание курса,3) тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс.  Курс данной программы расчитан на 1 час в неделю. Данный курс готовит детей к олимпиадам по русскому языку и математике....