Рабочая программа по кружку "Сообразилия"
рабочая программа (2 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Сообразилия», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Программа кружка разработана на основе:

Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

          - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.»

         - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

       - приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

        - приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. № 1677 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

       -  приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

      - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

        -  основной  образовательной  программы начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh.az-buki.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей/методического совета___________________________________________________
протокол № 1

от «29» августа 2017г.                                                                                    

Принята педагогическим советом

     протокол № 1

     от «29» августа 2017г.                                                                                    

«Утверждаю»_________                                  

Директор школы

С.И.Тычинин

приказ № 276

от «1» сентября 2017 г.                                        

                                                                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Аз-Буки»

для  2 в, г, д, е, ж классов

на 2017-2018 учебный год

                                                               

                                                                                                                                       

                                                            Составитель: учителя начальных классов

                                                                                                                                 Камур К. П.

                                                                                                                                Кунина В. А.

                                                                                                                            Малюгина К. А.

                                                                                                                            Марьечева О. Н.

                                                                                                                                  Санина Т. П.

.

г. Семилуки

2017 г

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей.  Показать им богатство русского языка,  раскрыть многие его «тайны» поможет курс внеурочной деятельности – кружок «Аз-Буки».

Программа кружка разработана на основе:

-  Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

          - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.»

         - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

       - приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

        - приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. № 1677 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

       -  приказа Министерства образования и науки РФ от 31декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

      - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

        -  основной  образовательной  программы начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.

Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей, достижение планируемых личностных и  метапредметных результатов, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

- привитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

-расширять лингвистический кругозор;

- воспитывать языковое чутьё;

-повышать общую языковую культуру;

-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-повышать коммуникативную грамотность и расширять  знания и представления о литературном языке;

-выявлять одарённых  в лингвистическом отношении обучающихся.

Курс «Аз-Буки» рассчитан  на обучающихся 2 классов.

На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).

Четверть  

 Кол-во часов

I

8

II

7

III

10

IV

9

Год

34

Планируемые личностные и  метапредметные результаты освоения программы

Личностные :

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные :

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные :

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные :

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Содержание программы(34 часа)

Кружковые занятия спланированы  таким образом, что они способствуют воспитанию культуры обращения с книгой; формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Материал позволяет развивать смекалку и сообразительность, приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе, развивать умение пользоваться разнообразными словарями и, главное, учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Фонетика(6часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Морфемика(6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Морфология(6 часов)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Орфография(6 часов)

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Лексика(10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Используются разнообразные формы организации занятий кружковой деятельностью:

  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • интеллектуальные игры;
  • лингвистические марафоны и др.

На занятиях для достижения планируемых результатов учащиеся вовлечены в следующие виды учебной деятельности:

  • игры и игровые элементы;
  • презентации;
  • работа со словарями;
  • работа в группах;
  • беседы;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ текстов;
  •  просмотр видеофрагментов;
  • Решение проблемных ситуаций и др.

Конечным продуктом внеурочной деятельности на кружке «Аз-Буки» могут быть (по желанию и выбору учащихся):

  • презентация;
  • стенгазета;
  • детский рукописный журнал;
  • сочинение (на заданную или свободную тему);
  • создание брошюры с загадками, стихами собственного сочинения;
  • публикации в электронных СМИ и др.



Календарно-тематическое планирование

№№

Дата

Тема занятия

Основные виды деятельности (на каждое занятие)

Планируемые личностные и  метапредметные результаты

Раздел 1. Фонетика 6 часов.

1

По законам графики, или звуки и буквы

Различение гласных и согласных звуков.

формирование познавательных мотивов – интерес к новому;

-стремление к самоизменению  – приобретению новых знаний;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

-понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос;

-умение слушать собеседника;

-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

2

По порядку становись!

Повторение алфавита.. Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке.

3

Буквы в слове переставим -много новых слов составим!

Фонетический разбор слова.

4

Какие они разные – гласные - согласные

Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный

5

Удар! Ещё удар!

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

6

Привет, страна Олимпия!

Выполнение и последующий анализ олимпиадных заданий.

Раздел 2. Морфемика 6 часов

7

Морфемы и их роль в словах

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова»

-положительное отношение к языковой деятельности;

-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учитывать выделенные ориентиры действий в планировании и контроле способа решения;

-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

8

Смотри в корень!

9

К кому и зачем пристают приставки?

10

Суффикс - звучит загадочно…

11

Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения.

12

Покой морфемам только снится

Раздел 3. Морфология 6 часов

13

Где живут слова и как они находят место?

Редактирование предложенных текстов

-проявлять интерес к изучению темы;    

-осознавать собственные достижения при освоении учебной проблемы

-выполнять учебное задание в соответствие с целью;

-соотносить учебные действия с алгоритмом;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом

-определять в слове морфемы и обосновывать своё мнение;

-определять роль каждой части слова для выражения его значения и обосновывать своё мнение

-формировать понятное высказывание, используя термины: приставка, корень, суффикс, окончание;

-согласовывать позиции и находить общее решение;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата

-разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически;

-писать слова с изученными орфограммами

14

Существительное – значит существует

Определение части речи.

15

Живое – неживое.

С душою или без?

Тренировочные упражнения, тесты

16

Встреча с именами прилагательными

Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери

эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным.

17

Глагол – часть речи или речь?

Задания: «Запиши одним словом». «Дополни пословицы подходящими глаголами». «Подбери рифму». Кроссворд.

18

Привет, страна Олимпия!

Ребусы. Зашифрованная пословица.

Раздел 4. Орфография 6 часов.

19

Законы орфографии

Использование орфографического словаря.

-учить работать по алгоритму;

-различать проверочные и проверяемые слова;

-способствовать воспитанию положительной мотивации к учению;

-уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания;

-умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы;

-развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят;

развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

-формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

20

Непроизносимые согласные или звуки потерялись.

Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву».

21

Встреча с именами собственными

Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний».

22

Весёлая путаница частей слова и речи

Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками.

23

Дружба звуков или кое-что о парных согласных.

Игры на применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

24

Привет, страна Олимпия!

Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме».

Раздел 5.Лексика 10 часов

25

Словарь или вселенная в алфавитном порядке

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Знакомство с разными типами словарей.

Интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному плану;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -

-пользоваться словарями по указанию учителя; 

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь;

- определять слово по его лексическому значению;

- определять значение слова по толковому словарю;

- находить в тексте незнакомые слова;

- развивать словарный запас учащихся.

26

Поговорим о происхождении или этимология слова

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

27

Однозначные и многозначные слова

Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами.

28

Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

29

Дружба слов.

Встреча с синонимами

30

Когда значения спорят или кое-что об антонимах.

31

Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах

Закодированные слова. Групповое творческое задание»Замени одним словом»

32

Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость

Фразеологизмы-синонимы. «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы.

33

Слово плюс слово – пословица готова…

 Прямое и переносное значение пословиц.

 

34

Привет, страна Олимпия!

Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...