Рабочая программа "Я-исследователь"
материал (4 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Рабочая программа "Я-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_issledovatel.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры              «Согласовано»                              Утверждено

начального образования                                 зам. Директора по УВР                приказом №_____

Протокол №_______                                      /Терёхина Н.А./_______                «      «____2012 г.

Руководитель кафедры:                               «____»______2012г.

/Шабалина Л.В. /________                 

«   « _______ 2012г

                                                     

                                                   

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Я – исследователь»

для 4 «б» класса.

                                                                 

                                                           

                                                             Составитель:

                                                                                                Ахматдинова Ильсияр Раисовна,

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                       первой кв. категории

                                                                   2012 -2013 уч. год

  1. Пояснительная записка.

             Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи;  уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

На основании методического пособия «Методика исследовательского обучения младших школьников»,Самара, изд. «Фёдоров», 2010 г., автор Савенков А.И., составлена рабочая программа по факультативному курсу « Я – исследователь» для 2 б класса.

                                                     Цели и задачи курса.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

  1. Общая характеристика факультативного курса.

        Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

  1. Место факультативного курса в учебном плане.

             В соответствии с базисным учебным планом,  общий объём учебного времени по факультативному курсу «Я - исследователь» составляет 1 час в неделю, в год 34 часа.

     

  1. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.

Личностные результаты:

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    Познавательные УУД:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты:

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  •  наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

                     

  1. Содержание факультативного курса « Я- исследователь».

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

  1. Учебно- тематическое планирование и основные  виды    деятельности    учащихся.

№ п/п

Название раздела.

Кол-во часов

Характеристика деятельности                учащихся.

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1 ч.

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

2

Как задавать вопросы? Банк идей.

2 ч.

3

Тема, предмет, объект исследования.

2 ч.

4

Цели и задачи исследования.

2 ч.

5

Учимся выделять гипотезы.

2 ч.

6

Организация исследования. (практическое занятие.)

4ч.

7

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

4ч.

8

Коллекционирование.

2ч.

9

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1ч.

10

Сообщение о своих коллекциях.

2ч.

11

Что такое эксперимент.

1ч.

12

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1ч.

13

Сбор материала для исследования.

3ч.

14

Обобщение полученных данных.

2ч.

15

Как подготовить результат исследования.

1ч.

16

Как подготовить сообщение.

1ч.

17

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1ч.

18

Индивидуальная консультация.

1ч.

19

Подведение итогов. Защита.

1 ч.

  1. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  1. Литература:

для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2010 .
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет  - ресурсы
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2013

        Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, проектор;
  • набор ЦОР по проектной технологии.

  1. Календарно – тематическое планирование

зан

в теме

Тема занятия

Дата

пл

Дата

факт

прим

1

1

Что можно исследовать? Формулирование темы

2

1

Как задавать вопросы? Банк идей

3

2

Как задавать вопросы? Банк идей

4

1

Тема, предмет, объект исследования

5

2

Тема, предмет, объект исследования

6

1

Цели и задачи исследования

7

2

Цели и задачи исследования

8

1

Учимся выдвигать гипотезы

9

2

Учимся выдвигать гипотезы

10

1

Организация исследования(практическое занятие)

11

2

Организация исследования(практическое занятие)

12

3

Организация исследования(практическое занятие)

13

4

Организация исследования(практическое занятие)

14

1

Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем

15

2

Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем

16

3

Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем

17

4

Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем

18

1

Коллекционирование

19

2

Коллекционирование

20

1

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

21

1

Сообщение о своих коллекциях

22

2

Сообщение о своих коллекциях

23

1

Что такое эксперимент

24

1

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

25

1

Сбор материала для исследования  

26

2

Сбор материала для исследования  

27

3

Сбор материала для исследования  

28

1

Обобщение полученных данных  

29

2

Обобщение полученных данных  

30

1

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите

31

1

Как подготовить сообщение

32

1

Подготовка к защите  

33

1

Индивидуальные консультации  

34

1

Подведение итогов работы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа "Исследователь". 1 класс

Рабочая программа "Исследователь"...