Главные вкладки

    Материал на тему:
    Страна под названием "Русская речь"

    Осипова Лилия Николаевна

    «Страна по имени Русская речь»

                 Интеллектуально-познавательная игра

    «Нам дан во владение самый богатый, меткий,

     могучий и поистине волшебный русский язык».

    К.Г.Паустовский

     

    21 февраля в читальном зале библиотеки поселка Ясная Поляна ребята 7 класса вместе с учителем Осиповой Л.Н. отправились в увлекательное путешествие по стране Русская речь. Библиотекарь Авдиенко Н.А. рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем  ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.  Учитель Осипова Л.Н. разделила ребят на три команды.  Им были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю, а также вспомнить разделы волшебной страны, такие как: Орфография, Морфология, Фонетика, Лексика, Фразеология, Пунктуация.  Учащиеся показали отличные знания и  заинтересованность в области родного языка.  Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл strana_po_imeni_russkaya_rech_konspekt_zanyatiya.docx23.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    Путешествие в страну «Русская речь»

    Цели:   привить любовь к родному языку.

    - создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

    - воспитывать уважение к русскому языку и любовь к России.

    Задачи:  - воспитать достойного гражданина Российской федерации.

    2.Обучать правильному использованию русской речи.

    3.Использовать творческий потенциал учащихся.

    Оборудование: словари, задания для учащихся

    Ход мероприятия

    Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о русском языке. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат. Мы отправляемся в путешествие по стране «Русская речь».

     Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них. 

    Художественная миниатюра «Русь»

    Русь. Короткое – в один слог всего!  А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

    Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.

    Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

    «Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

    «Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

    Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

    Учитель: С разделом фразеология вы уже знакомились. Я вам буду говорить фразеологизм, а вы замените одним словом.

    - Во весь дух.  (Быстро)

    -  Рукой подать. ( Близко)

    - Сломя голову. (Быстро)

    - Прикусить язык. (Замолчать)

    - За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)

     Учитель: Следующее задание «Доскажи фразеологизм»

    1. Дружнее этих двух ребят

    На свете не найдёшь.

    О них обычно говорят:

    («Водой не разольёшь»).

     

    2. Мы исходили городок

    Буквально… (вдоль и поперёк).

     

    3. И так устали мы в дороге,

    Что еле … (волочили ноги)

     

    4.  Фальшивят, путают слова,

    Поют … (кто в лес, кто по дрова)

     

    5. Товарищ твой просит украдкой

    Ответ списать из тетрадки.

    Не надо! Ведь этим ты другу

    Окажешь … (медвежью услугу).

    Учитель: Пословицы недаром молвятся,

    Без них прожить никак нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни верные друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему – то поучают

    И от беды нас берегут.

    Пословица вовек не сломится –

    Ведь с ней и горе -  не беда.

    И наша речь красна пословицей!

    Ну что ж, приступим, господа?

    А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

    КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

    Человеческое слово…                                    по полёту.

    Видно птицу…                                                   острее стрелы.

    Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

    Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

    За правильное выполнение задания – 1 балл.

    Учитель: Словари – это вся вселенная в алфавитном

    порядке. Если хорошенько подумать,

    словарь – это книга книг. Другие книги

    надо лишь извлечь из него.

    (А. Франс)

    Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

    На вопросы команды  ребята отвечают по очереди.

    - Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

    - Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

    - Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

    - Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

    - Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

    - Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

    - В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

    Жюри подводит итоги.

    Вопросы зрителям:

    1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

    2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

    3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

    4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

    5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова - паразиты)

    6. Словарный запас человека. (Лексикон).

    Учитель: Ребята, а давайте попутешествуем по разделам русского языка. Первый раздел - ЭТИМОЛОГИЯ

    Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

    Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

    По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

    Задание зрителям:  Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?  (Это исконно русское слово.  Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

    Второй раздел - МОРФЕТИКА

    Морфемика -  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

    КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

    Задание для всех команд:

    Корень - в слове СНЕЖИНКА.

    Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

    Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

    Окончание – в слове СТОЛ.  (Подснежник)

    За правильный ответ – 1 балл

    Задание для зрителей:

    Корень – в слове МОЛОДОЙ.

    Суффикс – в слове КОСЦЫ.

    Окончание – в слове ТРАВЫ.  

    (Молодцы)

    Учитель:Третий раздел - МОРФОЛОГИЯ

    Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

    1. ЧАСТЬ РЕЧИ

    Задание командам: восстановить предложенный текст.

    1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;

    2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;

    3 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

    ОТЕЛ.

    Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

    ЛЕТО.

     Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.   (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).

     2.  ИМЕНА

    На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны  - нн- , - лл- , - мм -.

    Какие имена им можно дать?

    Задание:      записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.

    Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.

    ИМЕНА

    ЖЕНСКИЕ

    МУЖСКИЕ

    Алла

    Аполлон

    Анна

    Аполлинарий

    Бела

    Геннадий

    Жанна

    Иоанн (устар. от  Иван)

    Изабелла

    Иннокентий

    Инна

    Кирилл

    Марианна

     

    Нонна

     

    Нелли

     

    Римма

     

    Стела

     

    Сусанна

     

    Эмма

     

    Элла

     

    И четвёртый раздел -ОРФОГРАФИЯ

    Орфография  - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

    Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

    Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь сною порц…ю».  (5 букв ы)

    За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

    Учитель: Ребята, вы показали  отличные знания и  заинтересованность в области родного языка. Спасибо.

    Человеческое слово…                                       по полёту.

    Видно птицу…                                                   острее стрелы.

    Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

    Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

    ОТЕЛ.

    Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

    БУКВ  > ЗВУКОВ

    БУКВ  < ЗВУКОВ

    БУКВ  = ЗВУКАМ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

    Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь сною порц…ю». 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""

    Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке...

    урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

    Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

    Путешествие в страну Лингвию «Секреты речи». Падежи и спряжение.

    Краткий обзор, интересные факты из истории появления падежей в русском языке.Большинство грамматических терминов русского языка так или иначе отражает соответствующие обозначения греческих грамматик д...

    Конспект урока письма и развития речи в 4 классе по теме "Раздельное написание предлогов до, без, под, над, около, перед и др. с другими словами"

    ЦЕЛИ: - закрепить знания о правописании предлогов, развивать речь;-формировать умение употреблять предлоги в речи;- воспитывать любовь к животным....

    Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи

    В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня....

    Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

    Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...