Эстетическое воспитание
статья (1 класс) на тему

Эстетическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание

В биологии есть такое понятие «импринтинг», суть которого заключается в том, что для возникновения некоторых стойких реакций, привязанностей и умений природой отпускается в ходе развития организма один, зачатую короткий отрезок времени. Тоже происходит в сфере эмоциональной. Каждый момент развития в детстве и юности таит в себе особые возможности. Не использовали их – какие-то способности и таланты останутся неразвитыми, отомрут навсегда. Факто данной одаренности в некоторой мере можно объяснить тем, что определенное «запечатлевание» (импринтинг) совершилось в самый оптимальный для этого момент. Поэтому как любое живое дело, эстетическое воспитание требует умение поспевать за жизнью.

        Эстетическому воспитанию и образованию детей в государственных учреждениях уделяется незаслуженно мало времени, внимания.  Час музыки и час изобразительного искусства в общеобразовательной школе не способы развить интерес учащихся к искусству, поднять их культурный уровень. В большинстве школ уроки музыки и ИЗО считаются второстепенными, следствием чего является несерьезное отношение классных руководителей, родителей, учителей.

        У ребенка мало опыта. Знаний, но его мир от природы ярок и сложен. Задача воспитателей не «засушить» скучными формальными занятиями «чистый родничок», настроить духовный «камертон» на доброту,  искренность; не оставить равнодушным ни одного ребенка.

Ведь мы, взрослые, хотим видеть своих детей не только грамотными, подготовленными к жизни, но и культурными, эмоционально отзывчивыми людьми.

Воспитание духовной сферы личности возможно через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству.

Значит эстетическое воспитание детей – ключ к духовному оздоровлению общества.

Большое место в умственном и эстетическом воспитании занимают творческие письменные работы, где отрабатываются навыки письменной и устной речи, особенно, если дети сопровождают свои мини-сочинения рисунками. От искусства рисования по впечатлению ребенок переходит к искусству творческого слова: «мыслят руки», «мыслит голова», работает и укрепляется артикуляционный аппарат.

Замечено, что детей радует, интересует то, что просто, близко, понятно. Чтобы раздвинуть эмоциональное восприятие, необходимо начать с экскурсии в природу. В естественной среде лучше всего рассказать об изяществе тонкой березки, обращать внимание на мягкую шелковистую травку, предлагать ощутить глубину и необъятность неба … Дети должны слышать каждый  своё и неповторимое: как играет с листвой ветер, как журчит, сбегая по склону речек, как стрекочет кузнечик, как порхает пестрая бабочка. Можно предложить им сымитировать полет птиц и даже падающий осенний листик, снежинки, почувствовать и осознать предмет в целом и отобразить впечатления в творческой тетради, например, сочинить сказку, где ребенок может дать волю своей фантазии.

Если детям предмет речи хорошо известен, то полет мыслей у них будет неудержимым. «Без творчества, без сказок, - утверждал Сухомлинский, - немыслимо полноценное умственное развитие. За этим стоит своеобразный взгляд на мир, ни с чем несравнимый, видение природы человеческих отношений.

На своих уроках я пыталась это воплотить и вот результат детской деятельности: сочинения, рисунки, стихи, сказки (зачитываю некоторые работы).

Каждый учитель может открыть ребенку чудесный мир природы и постоянно поддерживать непосредственную связь с природой на протяжении всей учебной деятельности.

Организуя процесс эстетического воспитания младшего школьника средствами детской литературы, учитель видит цель в воспитании творческого читателя, в развитии литературно-творческих способностей своих учеников.  Проблема полноценного восприятия  художественного произведения как искусства слова может  решаться только в процессе эстетического освоения младшим школьником явлений литературы. Чтение, становясь ведущей речевой деятельностью младшего школьника, создает условия для формирования его читательской самостоятельности, развивает художественный вкус.

Профессор Светловский впервые предложил считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников чтению - читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность – это такая категория, в которой непосредственно запечатлеется уровень художественного произведения как искусства слова.

Проблема приобщения младших школьников к художественной литературе как к искусству очень актуальна сегодня, когда насыщается перенасыщение теле-, видеоинформацией, дети подолгу сидят за компьютерами. Происходит духовное обеднение детей.

Что в силах сделать учителю и родителям, чтобы ребенок был духовно богатым, умел видеть прекрасное вокруг себя, становился сильнее духом?

Пытаясь ответить на этот вопрос в одной из школ, было проведено анкетирование родителей первоклассников с целью выявления семьи на приобщение ребенка к искусству.

Ребенок отмечает важность влияния всех культурных сфер на ребенка. Из анкет родителей выяснилось, что 85% посещений театров, цирков, выставок детьми состоялась в детском саду с воспитателем или в школе с учителем. Самым неожиданным в анкете оказалось то, что практически никто из родителей, исключая единицы, не увидел такой бесценный и «недорогой» источник обогащения внутреннего мира ребенка, как чтение книг. Значит, родители – взрослые люди до сих пор не осознали всю важность общения детей с книгой.

Еще В.А. Сухомлинский писал, что чтение -  это «окошко», через которое дети видят мир и познают самих себя.

Детство – решающая стадия художественного развития человека.

При анкетировании самих детей выяснилось, что не все положительно относятся к чтению (15% из 3-х классов). Поэтому самое время прививать вкус не только к чтению, но и к выбору читаемых произведений. У 6% детей уже начинает развиваться негативное отношение к чтению.

Если на данном этапе обучения оставить этих детей без внимания, то в дальнейшем они будут потеряны в духовном, а может быть, и в нравственном плане.

У младших школьников существует ярко выраженная потребность рассуждать о своих художественных впечатлениях. Они хотят больше знать об авторе и о его произведении. Ребята много говорят о своих впечатлениях друг с другом, и как раз к такому разговору надо стремиться для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на формирование детских оценок. При этом, обязательно следует использовать жизненные впечатления и опыт самих школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2000.

2. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред.О.С. Газмана. - М.: Просвещение, 2008.

3. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эстетическое воспитание как средство развития творческой личности »

Материал содержит воспитательную систему класса, напраленную на развитие творческой личночти....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе

Роль эстетического воспитания в образовательном процессе...

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...