Исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей условиях реализации ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье описан опыт по организации ииследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность,  как средство развития познавательных способностей в  условиях реализации ФГОС.

Педагоги  прошлого и современности всегда находятся в поиске  эффективных   методов ,средств и форм обучения, которые бы позволили в большей степени  развить умственные способности ребенка.
К.Д.Ушинский писал:   «Ученикам следует  передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».                                                                                                                     В  современном мире, когда объем информации увеличивается, важно не только дать знания маленькому человеку, но и, а научить его находить эти знания.

Человек  с самого рождения всегда находится в исследовательском поиске, познавая  окружающий мир. Любознательность, наблюдательность и  самостоятельность в поиске ответов на интересующие малыша вопросы, являются  основой детского мировоззрения. Детская активность  и непосредственность  создают  условия для познания чего-то нового. Он настроен на познание мира и познаёт его. Это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Новые стандарты образования вносят значительные изменения в структуру, содержание, цели и задачи образования. Цель новых стандартов- формировать у учащихся универсальных учебных действий, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен уметь находить общие способы решения задач (выделение учебной задачи), владеть системой действий, которые позволяют  решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы  и адекватно оценивать качество выполнения, тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.                                                                                                  Одним из способов развития и воспитания личности  с активной жизненной позицией, умеющей доказывать свою точку зрения, креативно мыслить, является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность - это организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, структура которой похожа на  научную деятельность, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний , способов деятельности.

Исследование является средством освоения действительности ,главные цели – решение проблемных задач, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского мышления. Особенно, это важно для учащихся начальной школы, так как именно на этом этапе  обучения, учебная деятельность является ведущей и способствует развитию  познавательных особенностей формирующейся  личности. Результат исследований в начальной школе - это формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская деятельность помогает привлечь к работе учащихся, родителей, учителей, создает условия для взаимодействия  с семьей, общения детей и взрослых. Способствует самовыражению и самоутверждению, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

  Исследование  приучает детей работать  с различными источниками информации : с книгами, газетами, журналами, энциклопедиями, словарями. На первом этапе работы в  начальной школе часто  проводятся экспресс исследования. Эта форма организации предусматривает  участие большого количества учащихся. Дети проводят кратковременные исследования  по предложенной учителем теме. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена быстро. Первые исследования не должны быть длительными по времени, чтобы не потерять интерес учащихся.

На втором этапе дети учатся проводить долговременные исследования. Учащиеся сами выбирают тему или  под руководством учителя,  самостоятельно ищут пути решения проблемы, информацию, выделяют главное, проводят опыты, делают выводы, делятся впечатлениями, советуются , готовят проект работы. Последний этап – это защита проекта.

К третьему, четвертому классу учащиеся выполняют работу в основном самостоятельно,   работы становятся более сложными .

Работа  становится более сложной  поэтому   рассматриваются  новые  методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие. На протяжении всего этапа учащиеся получают большой  исследовательский опыт на основе индивидуальных достижений. Важно, чтобы работа младшего школьника имела значимость, была   увидена  одноклассниками, прокомментирована учителем, получила достойную оценку. Только тогда исследовательская деятельность имеет  развивающий характер.

В ходе исследования,  ученик перестает быть объектом обучения,  так как занимает активную позицию в образовательном процессе. Такая деятельность формирует у обучающихся познавательную активность, самостоятельность в выработке и принятии решений, ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Одним из направлений внеурочной деятельности  в моем классе  является «Исследовательская деятельность». Учащиеся с удовольствием  занимаются исследованиями как в школе ,так и дома. Начиная с 1 класса постоянно участвуем в школьных конкурсах исследовательских работ , республиканском  конкурсе «Дебют в науке»(Хамитова Айзиля, Шестаков Тимур.).Сайдиахмедов Аяз в 2015 году участвовал в республиканской конфереции « Давыдовские чтения» с работой «Великий Булгар», в конкурсе «Я познаю мир» участвовали Галимзянова Аделина, Даутова Эмилия.  Такая работа развивает   поз-навательный интерес, интеллектуальные способности,  коммуникативные УУД, положительные качества характера. 



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность,  как средство развития познавательных способностей в  условиях реализации ФГОС.

Педагоги  прошлого и современности всегда находятся в поиске  эффективных   методов ,средств и форм обучения, которые бы позволили в большей степени  развить умственные способности ребенка.
К.Д.Ушинский писал:   «Ученикам следует  передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».                                                                                                                     В  современном мире, когда объем информации увеличивается, важно не только дать знания маленькому человеку, но и, а научить его находить эти знания.

Человек  с самого рождения всегда находится в исследовательском поиске, познавая  окружающий мир. Любознательность, наблюдательность и  самостоятельность в поиске ответов на интересующие малыша вопросы, являются  основой детского мировоззрения. Детская активность  и непосредственность  создают  условия для познания чего-то нового. Он настроен на познание мира и познаёт его. Это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Новые стандарты образования вносят значительные изменения в структуру, содержание, цели и задачи образования. Цель новых стандартов- формировать у учащихся универсальных учебных действий, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен уметь находить общие способы решения задач (выделение учебной задачи), владеть системой действий, которые позволяют  решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы  и адекватно оценивать качество выполнения, тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.                                                                                                  Одним из способов развития и воспитания личности  с активной жизненной позицией, умеющей доказывать свою точку зрения, креативно мыслить, является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность - это организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, структура которой похожа на  научную деятельность, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний , способов деятельности.

Исследование является средством освоения действительности ,главные цели – решение проблемных задач, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского мышления. Особенно, это важно для учащихся начальной школы, так как именно на этом этапе  обучения, учебная деятельность является ведущей и способствует развитию  познавательных особенностей формирующейся  личности. Результат исследований в начальной школе - это формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская деятельность помогает привлечь к работе учащихся, родителей, учителей, создает условия для взаимодействия  с семьей, общения детей и взрослых. Способствует самовыражению и самоутверждению, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

  Исследование  приучает детей работать  с различными источниками информации : с книгами, газетами, журналами, энциклопедиями, словарями. На первом этапе работы в  начальной школе часто  проводятся экспресс исследования. Эта форма организации предусматривает  участие большого количества учащихся. Дети проводят кратковременные исследования  по предложенной учителем теме. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена быстро. Первые исследования не должны быть длительными по времени, чтобы не потерять интерес учащихся.

На втором этапе дети учатся проводить долговременные исследования. Учащиеся сами выбирают тему или  под руководством учителя,  самостоятельно ищут пути решения проблемы, информацию, выделяют главное, проводят опыты, делают выводы, делятся впечатлениями, советуются , готовят проект работы. Последний этап – это защита проекта.

К третьему, четвертому классу учащиеся выполняют работу в основном самостоятельно,   работы становятся более сложными .

Работа  становится более сложной  поэтому   рассматриваются  новые  методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие. На протяжении всего этапа учащиеся получают большой  исследовательский опыт на основе индивидуальных достижений. Важно, чтобы работа младшего школьника имела значимость, была   увидена  одноклассниками, прокомментирована учителем, получила достойную оценку. Только тогда исследовательская деятельность имеет  развивающий характер.

В ходе исследования,  ученик перестает быть объектом обучения,  так как занимает активную позицию в образовательном процессе. Такая деятельность формирует у обучающихся познавательную активность, самостоятельность в выработке и принятии решений, ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Одним из направлений внеурочной деятельности  в моем классе  является «Исследовательская деятельность». Учащиеся с удовольствием  занимаются исследованиями как в школе ,так и дома. Начиная с 1 класса постоянно участвуем в школьных конкурсах исследовательских работ , республиканском  конкурсе «Дебют в науке»(Хамитова Айзиля, Шестаков Тимур.).Сайдиахмедов Аяз в 2015 году участвовал в республиканской конфереции « Давыдовские чтения» с работой «Великий Булгар», в конкурсе «Я познаю мир» участвовали Галимзянова Аделина, Даутова Эмилия.  Такая работа развивает   поз-навательный интерес, интеллектуальные способности,  коммуникативные УУД, положительные качества характера. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Подготовка к проектной деятельности младшего школьника  может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога....