Урок по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
план-конспект урока (1 класс)

"Звук и буква Х"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Конспект открытого урока на МО учителей нач. классов по теме:

 «ИКТ компетентность современного учителя в условиях ФГОС»

                                                                                                 

        Провела:

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                            Водопьянова Е.А.

                                                                                                                             

2018 г.

                                                                                                                     

Тема урока: Звук и буква Х.

Цель урока:

1. Познакомить со звуком и буквой Х, учить произносить букву Х, зрительно конструировать букву.

2. Закрепить  пройденный материал, совершенствовать навыки плавного слогового чтения; развивать речь, мышление, память и мелкую моторику учащихся;

3. Воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к хлебу.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся с гостями.

- Сядет тот, кто выполнит задание.

 Назвать предметы по контуру (развитие зрительного восприятия и узнавания).

- Давайте представимся гостям, и каждый назовет свое имя.

- У вас на партах лежат кружки с эмоциями (грустный, веселый).

- Покажите, какое у вас настроение?

Итог – у всех настроение хорошее, значит можно начинать работу.

II. Целеполагание.

- Посмотрите на доску, на парту. Что лежит на партах?

- Какой у нас сейчас начинается урок?

- Саша выбери карточку нашего урока.

- Правильно урок у нас сейчас речи и письма.

- Давайте вспомним правила поведения на уроке?

- Посмотрите на доску. Кто это к нам пришел?

- К нам на урок снова пришли звуковички. Гласный и согласный.

- Сегодня мы снова будем работать с этими звуковичками.

Артикуляционная гимнастика

Но чтобы четко и правильно называть буквы, читать слоги, необходимо выполнить зарядку для язычка.

Поставим перед собой зеркало и будем смотреть глазками за работой язычка.

Жил, был язычок.

Рано утром он проснулся и потянулся (вытягивают язычок)

Упражнение «Лопаточка».

 Язычок широкий, гладкий –

Получается лопатка.

Язычок был очень любопытный и смотрел из стороны в сторону Упражнение «Часики»

Язычок был спортсменом и любил играть в футбол

(толкаем щечки язычком)

Упражнение «Вкусное варенье».

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрём следы варенья,

Угощенья - объеденья!

Сел язычок на лошадку и поехал.

Упражнение «Лошадка»

Дыхательная гимнастика

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Зимой часто идет снег. Давайте представим, что снежинка села к нам на ладошку. Сдуем её. Набираем воздух через носик, а выдыхаем потихоньку через рот.

- Итак, в путь.

III. Повторение пройденного.

- Ребята, давайте вспомним,  что мы знаем о звуковичках?

-  С кем дружит гласный звуковичок?

- С кем дружит согласный звуковичок?

Звуковички приготовили для вас задания.

3.1. Игра на внимание

Выйти к доске и прочитать только гласные буквы.

  У А М О

- Что ты заметил?

- Одна буква заблудилась.

- Почему?

- Её можно спеть?

- Следующее задание от звуковичков.

Найти и прочитать буквы, спрятанные за мячом.

3.2. Игра «Рассели парашютики»

Прочитать слоги, слова и выполнить звуковой анализ (соотнести их с парашютиками).

СОМ,   УМ.

3.3. Чтение слогов, предложений.

Прочитать предложения, слова и соотнести их с картинкой.

IV. Постановка целей и определение темы урока.

Берем кассу букв. Я буду называть звук, а вы мне должны показывать букву, которая обозначает этот звук.

А Максим работает у доски.

У, М, А, О

- Молодцы.

- И послушайте последний звук Х.

- Что случилось? Его нет.

- Кто уже догадался с какой буквой мы будем знакомиться?

- Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой  Х.

Хотите?

V. Работа по новой теме.

5.1.

-Ребята, кто это к нам в гости идет? (Звучит звук поросёнка)

- Это поросенок. А зовут его Хрюша.

Давайте вместе скажем Хрюша.

Наш Хрюша очень любит кушать.

        

Пятачок умоет в луже.

И торопится на ужин.

Отрубей ему сварю.

Скажет мне он: хрю-хрю-хрю.

- Как говорит хрюша?  (хором) хрю-хрю-хрю

- Произнесём первый звук – х-х-х

- Послушайте внимательно – х-х-х

- Какай это звук? (гласный или согласный)

- Можно растянуть ниточку?

Мы воздух выталкиваем – х-х-х

Значит это звук согласный.

- С каким он будет дружить звуковичком?

5.2. Развитие фонематического слуха

Называние предметов со звуком Х.

-Ребята, а в этом  сундучке есть ещё и картинки с новой буквой, давайте их поищем.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок

Смело, Саша, выходи

Достань картинку, назови.

Предметные картинки: хвост, хлеб, халат,  хомяк.

-Запишем слово на доске – хвост.

-Какой звук мы слышим в начале слова?

- Он гласный или согласный?

 Получается песенка?

Где будет стоять звук Х?

- Какой звук мы искали в словах?

А нашли мы его в словах – хлеб, хвост, халат.

Физминутка

5.3. Составление предложений с использованием предметных картинок.

У Слона хобот.

У мамы халат.

У кошки хвост.

У Саши хлеб.        

(беседа о бережном отношении к хлебу)

VI. Работа с буквой.

Ребята, давайте еще раз вспомним, как кричит наш Хрюша?

- Произнесём первый звук – х-х-х

- А это буква Х (показ буквы)

- А кто мне скажет, на что она похожа? (ножницы, крестик)

 «Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

- Из каких элементов   состоит буква Х? (из 2-х палочек)

6.2.Выкладывание буквы Х из полосок

Чтобы хорошо запомнить букву выложим ее из полосок.

-Ребята, посмотрите, как я выложила букву Х.

- Правильно я сделала?

- Исправить на доске (выложена буква «Т»).

Пальчиковая гимнастика

Зрительная физминутка

6.3.Работа с объёмной буквой

 Найдите на столе объемную букву. Будем писать по ней пальчиком за мной:

Сверху вниз с наклоном влево палочка

Сверху вниз с наклоном вправо палочка.

6.4. Работа в песочном бассейне.

 - А теперь подойдем к песочному бассейну и попишем там пальчиком.

VII. Итог урока. Рефлексия

 - Мы с вами хорошо потрудились сегодня.

Давайте вспомним, какую новую букву выучили?

- C каким звуковичком она будет дружить?

- Давайте поделимся своим настроением с окружающими.

- Ребята, а какой праздник приближается?  Мы с вами наряжали ещё ёлочку?

- Давайте сегодня нарядим ёлочку шарами, на которых изображены эмоции.

Если урок вам понравился, и все было легко, вешаем красный шар с улыбкой.

А если было  трудно и непонятно, то синий с грустью.

Урок наш окончен. Спасибо. Все были молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Яблоко"...

Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Жили у бабуси…

Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»Тема: Жили у бабуси&helli...

Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема урока: «Мои желания. Покупка школьных принадлежностей»

1 (дополнительный) класс для детей У/О (ИН) вариант2Развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьм...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

урок по предмету речь и альтернативная коммуникация по теме "Семья"

урок для детей с ОВЗ по программе 8.2 во 2 классе по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме "Семья"...

Конспект урока по предмету "речь и альтернативная коммуникация" в 3 классе по теме "Что такое море. Морские обитатели."

Данный урок является завершающим в проектной деятельности обучающихся четвёртого года обучения с умеренной умственной отсталостью по теме "Водоёмы. Море"....

Офлайн урок по предмету Речь и Альтернативная коммуникация. Тема урока: Буква В.

Звук и буква В.Произносить звук [В].Соотносить звук [В] с буквой В.Находить букву В среди других букв.Обводить по контуру букву В.Смотрят презентацию «Звук и буква В». Работают в тетрадях ...