Здоровьесберегающие технологии как средство профилактики утомления детей с ОВЗ
статья

Искандарова Нелля Амангельдыевна

Здоровьесберегающие технологии – обеспечивают ребенку с ОВЗ возможность сохранения здоровья за период реабилитации, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий является « Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов-психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие технологии22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии как средство  профилактики  утомления детей с ОВЗ.

Под  здоровьесберегающими технологиями понимается «система создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов ( детей, педагогов и др…)».

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период реабилитации, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий является « Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов-психологов.

Типы технологий. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, рационализация рабочего времени и т.п.). Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия и т. п.). Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в программы). Воспитание культуры здоровья (мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.).

Каким же образом можно использовать здоровьесберигающие технологии для профилактики утомления у детей. Прежде всего, это использование оздоровительных сил природы, что оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма замедляют процесс утомления и т.д. Учет влияния метеорологических условий (солнечного излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности детей, может способствовать снятию негативного воздействия на ребенка. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти детей). Возможно привнесение в жизнь учреждения новых элементов – оздоровительные тренинги для детей и педагогов.

 К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий содействующим предупреждению утомления у детей и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена ( чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдения общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихание и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня нагрузки занятий во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

Новый качественный уровень, на который выходит в настоящее время система специального обучения, определил необходимость разработки и внедрение новых здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающий процесс «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Кратко охарактеризуем приемы, которые мы используем  в рамках здоровьесбережения для профилактики утомления детей.

Одним из действенных средств профилактики утомления детей на занятиях выступает музыка. Исследователями в области психологии, педагогики, музыкознания Б.В. Асафьевым, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготским и др. доказана взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко перестраивается в процессе деятельности. Музыка успокаивает и возбуждает, стимулирует познавательную активность детей.

Для профилактики физического утомления у детей на занятиях мы проводим игры, упражнения для развития общей моторики, координации речи с движением, сыпучих материалов (сухие бассейны, выкладывание букв из фасоли и др.); работу на ковролине, пластилиновой доске, пальчиковые гимнастики, самомассаж с использованием массажёров, прищепок, каркндашей; в стихотворной форме, упражнение для развития физиологического дыхания (поддувание, мыльные пузыри, игры с соломинками и т.д.), артикуляционные упражнения (с  использование рисунков – подсказок, игровых ситуаций – «проскачем на лошадках», «найдем грибы» и др.), упражнение для профилактики зрительного утомления: с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров.

Чередование видов деятельности, учет возрастных, соматических особенностей ВНД, индивидуальных особенностей позволяют избежать возникновения утомления у детей на занятиях.

Применение средств ароматерапии при работе с детьми – способ поддержания хорошего настроения, способ профилактики простудных заболеваний, способ снятия состояния усталости. Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое состояние. Если ребенок агрессивен, можно применить лаванду и ладан. Если ребенок заторможен, поможет можжевельник. Использование эфирных масел в психолого-педагогической практике очень обосновано. Разработана специальная классификация растений, используемая для восстановления и повышения работоспособности (по Иванченко В.А.). Однако необходимо учитывать особенности детского организма, степень дефекта и соблюдать ряд ограничений (аллергия).

Фитотерапия занимает положение наравне с ароматерапией. Педагоги и медики подтверждают эффективность использования данной методики оздоровления в условиях специального учреждения. Главное правило, которое необходимо выполнять: фитотерапия требует тщательного контроля со стороны медицинских работников (индивидуальная дозировка, переносимость).

Положительно влияет на организм детей физкультурные минутки во время занятий. Они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник. Все упражнения простые, учитывающие характер предшествовавшей работы. Так, продуктивные виды деятельности требуют упражнения для мышц кисти (сгибание – разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), дыхательные упражнения.

Ритмические минутки под популярную детскую мелодию дети выполняют с удовольствием. Они повышают эмоциональный настрой и способствуют развитию выразительности мимических движений и жестов.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие и коррекцию речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Регулярные упражнения с малыми предметами (шарики, орехи) улучшает память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, снимает утомление, улучшает деятельность сердечно-сосудистой  и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность прказывает использование массажёров для рук. В комплексе входит упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

Для снятия напряжения и профилактики утомления мы используем элементы релаксации. При усвоении навыка общего расслабления мыщц тела, можно научиться вызывать по памяти ощущения потепления рук и ног (обеих попеременно). Это упражнение позволяет сознательно регулировать приток и отток крови. Освоить технику релаксации помогают такие приемы: 1) метод подражания (имитации); 2) метод удобного положения, лежа; 3) метод смены напряжения и расслабления мышц; 4) дыхание «по кругу»; 5) словесный метод (по В.И. Дубровскому). Эти приемы можно применять раздельно либо в комплексе, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Профилактика утомления у детей через внедрения элементов здоровьесбережения крайне важное направление в работе с воспитанниками реабилитационного центра.

Список литературы

  1. Баль Л.В., Барканов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: Вако, 2004.
  3. Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы и методы, опыт применения. Методические рекомендации / под ред. Безруких М.М., Сонькина В.Д. – М., 2002.
  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 1997
  5. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. – Ростов на / Дону: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

Квалификационная работа по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками"...

Программа "Современные здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС"

       По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов...

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...

«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся».

laquo;Организационно-методические условия современного урока. Использование современных образовательных технологий»...

"Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов"

ull;В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,...