Рабочая программа
рабочая программа

Рабочая программа по адыгейскому языку в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_adygeyskomu_yazyku_v_10_klasse.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты  обучения

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Изучение адыгейского языка в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

   Говорение

Ученик должен знать:

- участвовать элементарных диалогов: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении;

- составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

- рассказать о себе, своей семье, друге.

Ученик должен уметь:

- участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;

- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;

- составлять краткую характеристику персонажа;

- кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

Ученик должен:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

- воспринимать на слух аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.

Ученик  получит возможность :

- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

- использовать контексуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

   Чтение

 Ученик должен уметь:

- читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

   Письмо

Ученик должен уметь:

- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;

- восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

- писать по образцу краткое письмо другу на адыгейском языке;

- писать поздравительную открытку ( с опорой на образец).

- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словом;

- заполнять простую анкету.

Графика, каллиграфия, орфография

Ученик должен знать:

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы адыгейского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов);

- применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова адыгейского языка;

Ученик  должен уметь:

- сравнивать и анализировать буквосочетания адыгейского языка (гласные и согласные, сложные и простые);

- знать образование сложных букв.

- соблюдать нормы адыгейского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

Лексическая сторона речи

Ученик должен уметь:

-  узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания (в объеме представленного в учебнике материала);

- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

- узнавать простые словообразовательные элементы;

- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.

Грамматическая сторона речи

Ученик должен знать:

- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;

-  распознавать и употреблять в речи изученные существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения.

Ученик  должен уметь:

- использовать языковые средства для согласования слов в предложении и правильного определения падежных окончаний.

Содержание учебного предмета

Содержание обучения адыгейскому языку структурировано на основе  компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения адыгейскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. адыгейский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению адыгейского языка в старших классах.

В 10  классе решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение адыгейским языком в разных сферах и ситуациях общения.


Общие сведения о языке ( 2ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории языка. Функции адыгейского языка как учебного предмета. Значение адыгейского языка в обществе. Активные процессы в адыгейском языке на современном этапе. Язык как общественное явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Диалектология (2 ч)

Что такое диалектология? Виды и значения диалектов в адыгейском языке. Что такое говор?

Литературный язык (2 ч)

        Нормы адыгейского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Орфография, графика ( 7ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности адыгейского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы литературного произношения и ударения в адыгейском языке.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам адыгейской орфографии.

Лексика и фразеология (9ч)

Лексическая система адыгейского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Адыгейская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно адыгейские слова, заимствованные слова. Адыгейская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Адыгейская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное

употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Морфология (3ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

 Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Пунктуация (5ч)

Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Принципы и функции адыгейской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Речь, функциональные стили речи (5ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.  

Использование учащимися средства научного стиля.

        

Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности

Формы контроля знаний следующие: тест, самостоятельная работа по карточкам, сочинение миниатюра, подробное изложение, сочинение – описание по картине, сочинение на заданную тему, письмо по памяти, различные виды диктантов.

        При обучении адыгейскому языку в 7 классе основными формами работы являются: коллективная, групповая, индивидуальная.

         Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует  формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.

Учебно-тематический план

№№

Наименование раздела

Кол. часов (всего)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

Бзэм ехьыл1эгъэ ш1эныгъэхэр

2

1

2

Диалектологиер

2

3

Адыгэ литературабзэр

2

4

Орфографиемрэ  графикэмрэ

7

5

Лексикэмрэ фразеологиемрэ

9

1

1

6

Морфологиер

3

7

Пунктуациер  

5

1

1

8

Бзэм истилистическэ мэхьанэхэр

5

Зэк1эмк1э

35

2

3

Календарнэ-тематическэ план  адыгабзэ тхэнымк1э я  10-рэ  класс

Урокым итем

Сыхь. п.

Мафэхэр

Пл.

фак.

Бзэм ехьыл1эгъэ ш1эныгъэхэр – с.2

1

Я 5-9-рэ классхэм ащак1угъэм ик1эджык1ыжьын. Обществэм ищы1эныгъэ бзэм ч1ып1эу щиубытырэр.

1

2

Ублэп1э уплъэк1ун диктант

1

Диалектологиер – с.2

3

Диалектологиек1э заджэхэрэр. Диалект зыфа1орэр.

1

4

Диалектизм зыфы1орэр. Говор зыфа1орэр. Адыгабзэм идиалектхэм яфонетикэ ык1и яморфологие нэшэнэ шъхьа1эхэр.

1

Адыгэ литературабзэр – с.2

5

Адыгэ литературабзэр зыфэдэр,ар лъэпкъым зык1ищык1агъэр.

1

6

Адыгэ литературабзэм игъэпсык1э нэшанэхэр. Адыгэ литературабзэм къык1угъэ гъогур.

1

Орфографиемрэ  графикэмрэ – с.7

7

Графикэр

1

8

Алфавитыр

1

9

Орфограмэр

1

10

Орфографиер

1

11

Орфографие правилэхэр

1

12

Гущы1эхэр зэпытэу зыщатхрэр

1

13

Дефис дэтэу гущы1эхэр зыщатхрэр

1

Лексикэмрэ фразеологиемрэ – с.9

14

Ехьщыр мэхьанэ зи1э гущы1эхэр

1

15

Промежуточнэ уплъэк1ун диктант

1

16

Омоним гущы1эхэр. Синоним гущы1эхэр

1

17

Антоним гущы1эхэр

1

18

Диалект гущы1эхэр

1

19

Жъы хъугъэ гущы1эхэр

1

20

Гущы1ак1эхэр

1

21

Фразиологизмэ зыфа1орэр, ащ истилистическэ 1амалхэр

1

22

Уплъэк1ун диктант.

1

Морфологиер – с.3

23

Бзэ гущы1эхэр стилистическэу зэрагъэфедэрэр

1

24

Глаголыр

2

Пунктуациер – с.5

25

Пунктуацие зыфа1орэр. Пунктуацие правилэхэр

1

26

Ж/И.Изложение.

1

27

Зэпыугъо тамыгъэхэр зэрэзэтрафыжьхэрэр

1

28

Зыгощрэ, къыхэзгъэушъхьафык1рэ зэпыугъо тамыгъэхэр

1

29

Зэфэхьысыжь уплъэк1ун диктант

1

Бзэм истилистическэ мэхьанэхэр – с.5

30

Стиль ык1и стилистикэ зыфа1орэр

2

31

Тхыгъэ жабзэм истильхэр

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...