Развивающий подход
статья

Филиппова Ольга Александровна

история развивающего подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_podhod.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий подход в практике работы педагога.

Американские специалисты доказали: для того чтобы современная школа могла успешно помочь обществу перейти из индустриальной эры в информационную, она обязана овладеть развивающим подходом. Его еще именуют исследовательским. Что это такое?

Корни развивающего подхода уходят к древнегреческому философу Сократу. Рассказывают, что он любил босиком и в легкой тунике разгуливать по улицам Афин, досаждая прохожих всевозможными вопросами. На первый взгляд, они были крайне простыми, например «Что такое истина?», «Почему прекрасное красиво, а безобразное -- отвратительно?». Но то была видимая простота. На самом деле это были самые сложные вопросы, поскольку требовали от человека не только умения логически мыслить и красноречиво говорить, но, помимо того, умения философски проникать в самую суть вещей.

Сократ гениально предвидел, что ученик должен учиться сам, а учитель в лучшем случае может только способствовать этому. К сожалению, большинство людей никогда серьезно не воспринимали его идеи. Исследовательский подход чаще рассматривался как несвоевременный подход. Сегодня он кажется единственно верным.

Сторонники исследовательского подхода настаивают не столько на обучении, сколько на изучении. Не учитель и стандартная программа, а учащийся являются центром всего процесса. Идеи и мысли, а не навыки составляют здесь основную цель обучения. Возвращаются из забвения идеи Сократа: учащимся предлагают развивать собственные идеи и выбирать предметы, которые они хотят изучать. Работа учителя сводится к творческой поддержке ученика. Он ответствен за создание определенной физической, социальной и интеллектуальной среды, которая способствует превращению учеников в активных исследователей. Роль учебников и сборников упражнений сведена до минимума. Поощряется чтение «настоящей» литературы (биографий, романов). Если учащиеся прочли разные страницы текста, это рассматривается как преимущество, а не как недостаток. Общение и взаимодействие поощряются, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом.

Учитель предлагает ученикам беседовать друг с другом, вместе работать, делиться мыслями и идеями, соревноваться между собой.

Развивающий подход к обучению основывается на принципах учета особенностей и закономерностей психического и умственного развития школьника конкретного возраста. Это ведущий принцип современной школы.

Этот подход  дает принципиальное новое понимание системно-деятельностной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Каждое из направлений  воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы основу которой  составляют:

  • соответствующая система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);
  • многоукладность тематической программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);
  • содержание в каждой программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.

Процесс воспитания и социализации начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства и кино;
  • традиционных российских религий;
  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Развиваюий подход является наиболее редким в практике. Причины:

  • высокая трудоемкость организации и реализации развивающего подхода в практике;
  • отсутствие методического сопровождения;
  • неподготовленность педагогических кадров к реализации взаимодействия школы и семьи в рамках данного подхода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.  Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...

Современный подход к уроку в системе развивающего обучения

Выспупление на АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ района.....

Развивающие образовательные подходы системы Л.В.Занкова

В материале рассказывается о системе работы по Л.В.Занкову...