Программа "Шахматы" 1-4 класс
рабочая программа

Добранская Любовь Сергеевна

Рабочая программа + КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shahmaty_1-4_klassy_.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы в школе»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Для обучающихся 1-4 классов: 7 — 10 лет

Срок реализации: 2018 — 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для  обучающихся 1-4 классов и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования . Программа разработана на основе:

  •  Федерального закона  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы МАОУ «КСОШ-ДС» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности обучающихся ступени начального общего образования,.

Курс внеурочной деятельности «Шахматы» изучается в 1-4 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение  курса

1 класс – 33 ч.  в год (1 час в неделю)

2 класс – 34 ч. в год (1 час в неделю)

3 класс – 34 ч. в год. (1 час в неделю)

4 класс - 34 ч. в год. (1 час в неделю)

  Для проведения занятий необходимо наличие проекционного оборудования, интерактивной доски, шахматное оборудование.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цели программы:

 Обучить правилам игры в шахматы.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (33 часа; 1 час в неделю)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

 время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

Беседа о ТБ

Знакомство детей с понятием

«Шахматная игра», с историей

 возникновения данного

понятия и шахматной игры в

целом

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми

понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление по-

лученных знаний в динамических шахматных играх

Горизонталь.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«горизонталь»,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

Вертикаль.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«вертикаль», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

Диагональ.

Повтор понятий

«горизонталь» и

«вертикаль», знакомство с

новым понятием

«диагональ», закрепление полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

Волшебная шахматная доска.

Повтор понятий

«горизонталь»,

«вертикаль», «диагональ»

Знакомство с новым

понятием «шахматная

нотация», определение

«адреса» шахматных

полей, закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

Ладья.

Знакомство обучающихся

с шахматной фигурой

«ладья», местом ладей в

начальной позиции,

способом передвижения

ладьи по доске: ход и

взятие, понятием «ход

фигуры», «невозможный

ход», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

Слон.

Повторить ходы и взятие

ладьей, знакомство

обучающихся с новой

шахматной фигурой

«слон», местом слонов в

начальной позиции,

объяснить способы

передвижения слона по

доске: ход и взятие.

Ввести новые понятия

«белопольный» слон,

«чернопольный» слон,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

Ферзь

Знакомство с шахматной

фигурой «ферзь», местом

ферзя в начальной

позиции, способом

передвижения ферзя по

доске: ход и взятие,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

Конь.

Знакомство с шахматной

фигурой «конь»,

месторасположением коня

в начальной позиции,

способом передвижения

коня по доске: ход и

взятие, закрепление.

Пешка.

Знакомство с пешкой, место-

расположением пешки в

начальной позиции, способом передвижения пешки

по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Король.

Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля

по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Знакомство расстановкой

шахматных фигур в начальной позиции, месторасположением короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки

в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Ценность фигур.

Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Шахматная нотация.

Знакомство с обозначением

вертикалей, горизонталей,

шахматных полей, шахматных фигур, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Шах и защита от шаха.

Знакомство с постановкой

шаха всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Мат.

Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических

шахматных играх.

Пат, ничья.

Знакомство с ничьей, с патом,

с условиями возникновения

пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Рокировка.

Знакомство с особым ходом

короля и ладь: с рокировкой,

короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

Взятие на проходе.

Знакомство с особым ходом

пешки: взятием на проходе, с

названием вертикалей, за-

крепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Превращение пешки.

Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с

понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических

шахматных играх.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с

метода «лесенка», закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

Мат ферзём и королём одинокому королю.

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить

полученные знания в динамических шахматных играх.

Как начинать партию: дебют.

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания.

Ошибочные ходы в начале партии.

Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат»,

закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Тактические приёмы.

Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Правила поведения соперников во время игры.

Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

История шахмат.

Знакомство с историей возникновения шахмат, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.

Три стадии шахматной партии.

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Шахматный турнир.

Игровая практика.

Шахматный турнир.

Решение заданий, игровая практика

Спортивно - шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика

        

2 класс (34 часа;1 час в неделю)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира

Беседа о ТБ

История шахмат: знакомство

с творчеством шахматистов –

чемпионов мира, ведущих

шахматистов.

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур

(повтор материала за 1 – й класс)

Повторение

Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха.

Рокировка (повтор материала за 1 – й класс)

Повторение

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей.  

Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс)  

Повторение

Защита в шахматной партии  

Уход из – под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигурой, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Защита в шахматной партии

Перекрытие, контра нападение, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?»

Решение позиций

Шахматная комбинация: двойной удар  

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

Шахматная комбинация: связка  

Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

Конкурс решения позиций  

Решение позиций по темам 39

 

«Связка» и «Двойной удар»

Ловля фигуры  

Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.  

Сквозной удар  

Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Мат на последней горизонтали  

Слабость последней горизонтали, «форточка», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Конкурс решения позиций  

Решение позиций

Открытый шах  

Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Двойной шах  

Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Шахматный турнир  

Игровая практика  

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

 

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки  

Детский мат, мат Легаля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

Просмотр и анализ коротких партий

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

Просмотр и анализ коротких партий

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат, закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

Повторение пройденного материала  

Отработка техники матования одинокого короля различными фигурами, закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

Повторение пройденного материала  

Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (двойной удар, связка, ловля фигуры)

Повторение пройденного материала  

Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (открытый и двойной шахи, мат по последней горизонтали)

Конкурс решений  

Решение позиций

Шахматный турнир  

 

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Спортивно – шахматный праздник  

Решение заданий, игровая

Практика

3 класс (34 часа;1 час в неделю)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Повторение правил техники безопасности.  

История возникновения   соревнований по шахматам,

правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена

Правила техники безопасно-

сти.

Повторение истории возникновения шахматам. Знакомство с историей возникновения шахматных соревнований, правилами поведения

шахматистов во время соревнований.  

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода.

Повторение. Разыгрывание

позиций, решение позиций на мат в 2 хода, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

 

Шахматные комбинации - повторение  

Связка, двойной удар, ловля

фигуры, сквозной удар.

Шахматные комбинации - повторение  

Открытый и двойной шахи

Конкурс решений  

Решение позиций

Завлечение  

Знакомство с новым тактическим приемом, завлечение фигур под тактический удар,

закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Отвлечение  

Знакомство с новым тактическим приемом, отвлечение

фигур от защиты, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

 Уничтожение защиты  

Знакомство с новым тактическим приемом, способом применения его в практической игре, рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему, закрепление

полученных знаний в динамических шахматных играх.

«Спёртый мат»  

Ввести новое понятие «спёртый мат», разобрать классическую партию на «спёртый мат», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

Сочетание тактических приемов.  

Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приемов», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Конкурс решений  

Решение позиций

Борьба за инициативу  

Начало атакующих действий,

закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля  

Знакомство со способами

атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Атака на рокировавшегося короля  

Жертва фигуры с целью

вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защитника, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?»  

Решение позиций

  Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями, игрой пешки против короля,

пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата  

 

Игра пешки против короля,

пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Знакомство

с правилом «квадрата», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки

Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи

при помощи своего короля,  

правило  «квадрата, правило

«отталкивание плечом»,  понятие «ключевые поля». Знакомство с общими рекомендациями по игре в пешечном

эндшпиле, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом

Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего ко-

роля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, правило  «квадрата». Знакомство с правилом «отталкивание плечом», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки

Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи

при помощи своего короля, правило  «квадрата, правило «отталкивание плечом». Знакомство понятием «ключевые поля», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Повторение пройденного материала  

 

Повтор:  тактические приемы

«завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение», «защиты».

Повторение пройденного материала  

Повтор:  атака на короля

Повторение пройденного материала  

Повтор: разыгрывание пешечных эндшпилей

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Конкурс решений  

Решение позиций

Спортивно – шахматный праздник  

Решение заданий, игровая практика

4 класс (34 часа;1 час в неделю)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Повторение техники безопасности.

Развитие шахматной культуры   и спорта в России.  

Беседа о ТБ.

Повтор: история возникновения шахмат. Знакомство детей с  историей развития

шахматной культуры в России, с  историей развития шахматного спорта в России.

Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России.

Повтор: развитие шахматной культуры  и спорта в России.

Знакомство детей с историей возникновения шахмат на Руси с выдающимися шахматными деятелями России.

Многообразие шахматных комбинаций

(повторение материала за 3 – й класс)

Решение заданий

Шахматные комбинации.  Конкурс решений  

(повторение материала за 3 – й класс)

Решение заданий

Основы игры в дебюте  

(повторение материала за 3 – й класс)

Повтор правил игры в дебюте, ошибочные ходы в начале партии и их последствиями,

закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Слабый пункт f2/f7  

Атака на короля. Знакомство

со слабым пунктом у белых f2, Знакомство со слабым пунктом у черных f7, план

атаки на короля, используя пункты f2/f7, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Перевес в развитии  

Позиционное преимущество, атака на короля. Знакомство с

понятием «перевес в развитии», с использованием перевеса в развитии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Открытые дебюты: Итальянская партия  

Знакомство с историей возникновения дебюта «итальянская партия», с основными

вариантами ходов в «итальянской партии», основные принципы игры в «итальянской партии», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Открытые дебюты: Русская партия  

Знакомство с историей возникновения дебюта «русская партия», с основными вариантами ходов в «русской партии» основные принципы игры в «русской партии, закрепление полученных знаний в

динамических шахматных играх.

Открытые дебюты: Защита двух коней  Ошибочные ходы в начале

партии и их последствиями.

Знакомство с историей возникновения дебюта «защита двух коней», с основными вариантами ходов в «защите двух коней», основные принципы игры в «защите двух

коней», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках  

Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля.

Знакомство с планом атаки на короля при односторонних рокировках, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках  Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля.

Знакомство с планом атаки на короля при разносторонних рокировках, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

Шахматная комбинация: «Мельница»  

Материальное преимущество. Знакомство с тактическим приемом «мельница», закрепление полученных знаний в

динамических шахматных играх.

Шахматная комбинация: «Перекрытие»  

Повтор: материальное преимущество. Знакомство с тактическим приемом «перекрытие» , закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Шахматная комбинация «Рентген»  

Повтор: материальное преимущество. Знакомство с тактическим приемом «рентген», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Конкурс решений  

Решение заданий

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Конкурс решений  

Решение заданий

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи

Знакомство с простейшими

ладейными эндшпилями: ладья с пешкой против ладьи, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Позиция Филидора  

Знакомство с простейшими

ладейными эндшпилями: «позиция Филидора», закрепление полученных знаний в динамических шахматных

играх.

Позиция Лусены  

Знакомство с простейшими

ладейными эндшпилями: «позиция Лусены, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Простейшие легкофигурные окончания  

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:  техника матования двумя слонами (простые случаи),  

техника матования слоном и конем (простые случаи), закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Конь против коня  

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:  конь против коня и пешки, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Слон против коня  

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями:  слон против коня и пешки, переход в пешечный эндшпиль, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Одноцветные и разноцветные слоны  

Знакомство с простейшими

легкофигурными окончаниями:  игра при одноцветных слона, игра при разноцветных

слонах переход в пешечный эндшпиль, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Шахматный турнир  

Игровая практика

Конкурс решений  

Решение заданий

Спортивно – шахматный праздник  

Решение заданий, игровая

практика

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (33 часа;1 час в неделю)

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

1

1

0

Шахматная доска.

1

0,5

0,5

Горизонталь.

1

0,5

0,5

Вертикаль.

1

0,5

           0,5

Диагональ.

1

0,5

0,5

Волшебная шахматная доска.

1

0,5

0,5

Ладья.

1

0,5

0,5

Слон.

1

0,5

0,5

Ферзь

1

0,5

0,5

Конь.

1

0,5

0,5

Пешка.

1

0,5

0,5

Король.

1

0,5

0,5

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

0,5

0,5

Ценность фигур.

1

1

Шахматная нотация.

1

1

Шах и защита от шаха.

1

0,5

0,5

Мат.

1

0,5

0,5

Пат, ничья.

1

0,5

0,5

Рокировка.

1

1

Взятие на проходе.

1

0,5

0,5

Превращение пешки.

1

0,5

0,5

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

0,5

0,5

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1

0,5

0,5

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1

0,5

0,5

Как начинать партию: дебют.

1

0,5

0,5

Ошибочные ходы в начале партии.

1

1

Тактические приёмы.

1

1

Правила поведения соперников во время игры.

1

0,5

0,5

История шахмат.

1

1

Три стадии шахматной партии.

1

0,5

0,5

Шахматный турнир.

2

2

Спортивно - шахматный праздник.

1

1

2 класс (34 часа;1 час в неделю)

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира

1

1

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур

(повтор материала за 1 – й класс)

1

1

Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха.

Рокировка (повтор материала за 1 – й класс)

1

1

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей.  

Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс)  

1

1

Защита в шахматной партии  

2

1

1

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?»

1

1

Шахматная комбинация: двойной удар  

1

0,5

0,5

Шахматная комбинация: связка  

1

0,5

0,5

Конкурс решения позиций  

1

0,5

0,5

Ловля фигуры  

1

0,5

0,5

Сквозной удар  

1

0,5

0,5

Мат на последней горизонтали  

1

0,5

0,5

Конкурс решения позиций  

1

1

Открытый шах  

1

1

Двойной шах  

1

0,5

1

Шахматный турнир  

4

4

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки  

1

1

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

2

1

1

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

2

1

1

Повторение пройденного материала  

3

0,5

2,5

Конкурс решений  

1

1

Шахматный турнир  

 

4

4

Спортивно – шахматный праздник  

1

1

3 класс (34 часа;1 час в неделю)

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Повторение правил техники безопасности.  

История возникновения   соревнований по шахматам,

правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена.

Правила техники безопасности.

1

1

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода.

1

1

Шахматные комбинации - повторение  

2

2

Конкурс решений  

1

1

Завлечение  

1

0,5

0,5

Отвлечение  

1

0,5

0,5

 Уничтожение защиты  

1

0,5

0,5

«Спёртый мат»  

1

0,5

0,5

Сочетание тактических приемов.  

1

1

Конкурс решений  

1

1

Борьба за инициативу  

1

1

Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля  

1

1

Атака на рокировавшегося короля  

1

0,5

0,5

Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?»  

1

1

Шахматный турнир  

5

5

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи

1

0,5

0,5

Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата  

 

1

0,5

0,5

Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки

1

0,5

0,5

Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом

1

0,5

0,5

Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки

1

0,5

0,5

Повторение пройденного материала  

3

3

Шахматный турнир  

4

2

2

Конкурс решений  

1

1

Спортивно – шахматный праздник  

1

1

4 класс (34 часа;1 час в неделю)

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

Повторение техники безопасности.

Развитие шахматной культуры   и спорта в России.  

1

0,5

0,5

Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России.

1

1

Многообразие шахматных комбинаций

(повторение материала за 3 – й класс)

1

1

Шахматные комбинации.  Конкурс решений  

(повторение материала за 3 – й класс)

1

1

Основы игры в дебюте  

(повторение материала за 3 – й класс)

1

1

Слабый пункт f2/f7  

1

0,5

0,5

Перевес в развитии  

1

0,5

0,5

Открытые дебюты: Итальянская партия  

1

0,5

0,5

Открытые дебюты: Русская партия  

1

0,5

0,5

Открытые дебюты: Защита двух коней  Ошибочные ходы в начале

партии и их последствиями.

1

0,5

0,5

Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках  

1

0,5

0,5

Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках  Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля.

1

0,5

0,5

Шахматная комбинация: «Мельница»  

1

0,5

0,5

Шахматная комбинация: «Перекрытие»  

1

0,5

0,5

Шахматная комбинация «Рентген»  

1

0,5

0,5

Конкурс решений  

1

1

Шахматный турнир  

2

2

Конкурс решений  

1

1

Шахматный турнир  

2

1

1

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи

1

0,5

0,5

Позиция Филидора  

1

0,5

0,5

Позиция Лусены  

1

0,5

0,5

Простейшие легкофигурные окончания  

1

0,5

0,5

Конь против коня  

1

0,5

0,5

Слон против коня  

1

0,5

0,5

Одноцветные и разноцветные слоны  

1

0,5

0,5

Шахматный турнир  

4

4

Конкурс решений  

1

1

Спортивно – шахматный праздник  

1

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
2.
 Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
3.
 Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 
4.
 Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5.
 Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6.
 Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
7.
 Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
8.А.Карпов, А.Шингирей «Настольный шахматный учебник» нач.курс М.-«RUSSIAN CHESS HOUSE»   2009

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Дата занятия

по плану

Дата занятия

 по факту

Тема занятия

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

 время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

Шахматная доска.

Горизонталь.

Вертикаль.

Диагональ.

Волшебная шахматная доска.

Ладья.

Слон.

Ферзь

Конь.

Пешка.

Король.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Ценность фигур.

Шахматная нотация.

Шах и защита от шаха.

Мат.

Пат, ничья.

Рокировка.

Взятие на проходе.

Превращение пешки.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

Мат ферзём и королём одинокому королю.

Как начинать партию: дебют.

Ошибочные ходы в начале партии.

Тактические приёмы.

Правила поведения соперников во время игры.

История шахмат.

Три стадии шахматной партии.

31.

Шахматный турнир.

32.

Шахматный турнир.

33.

Спортивно - шахматный праздник.

2 класс

Дата занятия

по плану

Дата занятия

 по факту

Тема занятия

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур

(повтор материала за 1 – й класс)

Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха.

Рокировка (повтор материала за 1 – й класс)

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей.  

Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс)  

Защита в шахматной партии  

Защита в шахматной партии

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?»

Шахматная комбинация: двойной удар  

Шахматная комбинация: связка  

Конкурс решения позиций  

Ловля фигуры  

Сквозной удар  

Мат на последней горизонтали  

Конкурс решения позиций  

Открытый шах  

Двойной шах  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки  

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

26.

Повторение пройденного материала  

27.

Повторение пройденного материала  

28.

Повторение пройденного материала  

29.

Конкурс решений  

30.

Шахматный турнир  

31.

Шахматный турнир  

32.

Шахматный турнир  

33.

Шахматный турнир  

34.

Спортивно – шахматный праздник  

3 класс

Дата занятия

по плану

Дата занятия

 по факту

Тема занятия

Повторение правил техники безопасности.  

История возникновения   соревнований по шахматам,

правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена

Правила техники безопасно-

сти.

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода.

Шахматные комбинации - повторение  

Шахматные комбинации - повторение  

Конкурс решений  

Завлечение  

Отвлечение  

 Уничтожение защиты  

«Спёртый мат»  

Сочетание тактических приемов.  

Конкурс решений  

Борьба за инициативу  

Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля  

Атака на рокировавшегося короля  

Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?»  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи

22.

Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата  

23.

Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки

24.

Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом

25.

Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки

26.

Повторение пройденного материала  

27.

Повторение пройденного материала  

28.

Повторение пройденного материала  

29.

Шахматный турнир  

30.

Шахматный турнир  

31.

Шахматный турнир  

32.

Шахматный турнир  

33.

Конкурс решений  

34.

Спортивно – шахматный праздник  

4 класс

Дата занятия

по плану

Дата занятия

 по факту

Тема занятия

Повторение техники безопасности.

Развитие шахматной культуры   и спорта в России.  

Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России.

Многообразие шахматных комбинаций

(повторение материала за 3 – й класс)

Шахматные комбинации.  Конкурс решений  

(повторение материала за 3 – й класс)

Основы игры в дебюте  

(повторение материала за 3 – й класс)

Слабый пункт f2/f7  

Перевес в развитии  

Открытые дебюты: Итальянская партия  

Открытые дебюты: Русская партия  

Открытые дебюты: Защита двух коней  Ошибочные ходы в начале партии и их последствиями.

Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках  

Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках  Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля.

Шахматная комбинация: «Мельница»  

Шахматная комбинация: «Перекрытие»  

Шахматная комбинация «Рентген»  

Конкурс решений  

Шахматный турнир  

Шахматный турнир  

19.

Конкурс решений  

20.

Шахматный турнир  

21.

Шахматный турнир  

22.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи

23.

Позиция Филидора  

24.

Позиция Лусены  

25.

Простейшие легкофигурные окончания  

26.

Конь против коня  

27.

Слон против коня  

28.

Одноцветные и разноцветные слоны  

29.

Шахматный турнир

30.

Шахматный турнир  

31.

Шахматный турнир  

32.

Шахматный турнир  

33.

Конкурс решений  

34.

Спортивно – шахматный праздник  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...