Рабочая программа "ХимикУМ"
рабочая программа

Бучельникова Анастасия Андреевна

Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_himikum.docx78.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

Принята на заседании                                      Утверждаю:

методического (педагогического) совета        Директор МКОУ Купинская школа-интернат

"   "        20        г.        (ФИО)

Протокол №            "   "                                                    20        г.

Дополнительная общеразвивающая программа

естественно - научной направленности

"ХимикУМ"

Возраст обучающихся:

8 – 14  лет

 

Срок реализации:

3 года

Педагог,  реализующий программу:

Бучельникова Анастасия Андреевна

Педагог дополнительного образования

Купино, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа  дополнительного образования «ХимикУм» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

Дополнительная общеобразовательная программа «ХимикУм» является неотъемлемой частью образовательной программы учреждения и дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени. Содержание программы «ХимикУМ» поможет обучающимся 8 - 14 лет расширить и углубить знания по химии, усовершенствовать умения исследовать. Направленность программы естественно - научная, поскольку она предполагает углубленное изучение органической и неорганической химии, решение экспериментальных задач.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность данной программы состоит в том, что знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты. Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям учащихся:

воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, экологии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 8 - 14 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Цель программы: Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
  • формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с

веществами;

  • формирование практических умений и навыков разработки и выполнения

химического эксперимента;

  • продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,

настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

  • продолжить формирование коммуникативных умений;
  • формирование презентационных умений и навыков;
  • дать возможность учащимся проверить свои способности в естественной

образовательной области.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к изучаемому предмету
  • Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости

сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  • Воспитывать нравственнее и духовное здоровье.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 8 - 14 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа «ХимикУм» разработана на 3 года обучения. Всего 306 часов:  1 год обучения – 102 часа, по 3 часа в неделю, 2 и 3 год обучения – по 102 часа в год; по 3 часа в неделю.

Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка «ХимикУм»

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.

Учащиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин;
  • основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • признаки химических реакций и условия их протекания;
  • вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
  • проводить простейшие исследования свойств веществ;
  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Формы и режимы занятий

Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.

Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.

Оптимальная наполняемость группы – не мене 12 человек.

Программа по курсу «ХимикУМ» рассчитана на 3 года обучения, 3 часа в неделю, 68 часов в год.

Формы проведения занятий: учебное занятие; исследовательская деятельность; опытно - экспериментальная деятельность; досуговые занятия.

Формы организации учебной работы:  фронтальные; групповые; индивидуальные.

Занятия проводятся:

1 год обучения – 3 раза в неделю по 1 академическому  часу (академический час равен 40 мин.) с перерывом 10 минут.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 1 академическому часу (академический час равен 40 мин.) с перерывом в 10 минут.

3 год обучения – 3 раза в неделю по 1 академическому  часу (академический час равен 40 мин.) с перерывом в 10 минут.

Основные формы и методы организации учебного процесса

На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно - диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, компетентностно - деятельностный подход.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • умения и навыки (предметные и общие учебные);
  • способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
  • взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
  • содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
  • публичная защита и презентация творческих работ, исследований и проектов.

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится: промежуточная аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам учебного года) для групп первого, второго и третьего годов обучения на базовом уровне в форме презентации проектов на круглом столе, на учебно-исследовательском уровне – в форме итоговой конференции;

итоговая аттестация (оценка качества освоения программы обучающимися за весь период обучения по программе) для групп четвертого года обучения на базовом уровне в форме презентации проектов на круглом столе, на учебно-исследовательском уровне – в форме итоговой конференции.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

Введение. Мир так интересен, но как его понять?

4

2

2

Наблюдение

рефлексия

Путешествие в химическую лабораторию.

25

14

11

Наблюдение

рефлексия

Вещества вокруг нас.

45

28

17

Наблюдение

рефлексия

Учебно-исследовательская работа.

16

6

10

Анкетирование

наблюдение

Обобщение знаний.

12

6

6

Исследовательский проект

Итого:

102

56

46

Содержание программы
1-й год обучения

I. Введение. "Мир так интересен, но как его понять?"

Теория. Давайте познакомимся. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их специфика. Предмет химии. Происхождение слова "химия". Место химии среди наук о природе.

Дополнительно теория учебно-исследовательский уровень. Химия -

экспериментальная наука.

Практика. Знакомство с группой. Инструктаж по правилам поведения на занятиях. Практическая работа «Знакомимся с химической лабораторией, ее оборудованием, с правилами безопасности в ней». Деловая игра «Планирование работы объединения на учебный год». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий. Консультация «Оформление проектной папки».

Дополнительно практика учебно-исследовательский уровень. Составление индивидуального плана проектной деятельности на год.

Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

П. Путешествие в химическую лабораторию.

Теория.  Я наблюдаю вещества. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ (портрет вещества: форма, размер, цвет, запах). Описание физических свойств веществ – сахара, соли, кофейного порошка (беседа с учениками). Химическая кухня, или Лаборатория юного химика.  Правила техники безопасности. Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой», «Добавление сыпучих веществ в химическую посуду». Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все хорошо в меру». Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги. Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.

Практика

Практическая работа №1. Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.

Практическая работа №2. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

III. Вещества вокруг нас.

Теория. Тело – вещество – молекула – атом. От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Форма веществ в разных агрегатных состояниях. Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы: куб, шар, пирамида (заполнение таблицы). Из чего построены растения? Из чего состоят вещества? (Беседа с учениками.) Исследование строения кожицы листа комнатного растения при увеличении (под микроскопом). Как расположены частички в газах, жидкостях и твердых веществах? Игра «Агрегатные состояния». Признак химических явлений – изменение цвета. Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде. Признаки химических явлений – образование осадка в растворе. Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов.

Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. Лабораторный опыт «Приготовление лимонада». Индикаторы. Растения – индикаторы. Для чего человеку язык? Язык как средство общения и орган вкуса. Волшебные жидкости – вещества-определители.  Индикаторы. Химия съедобная и несъедобная. Как определить вкус продуктов, не пробуя их?  Обсуждение результатов домашнего опыта с его демонстрационным повторением.

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.

Окисление как источник энергии. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Круговорот углекислого газа в природе. Загрязнение атмосферы. Вред табакокурения. Химический Новый год. Представление участников новогоднего занятия (рассказ ведущего). Конкурсы «Почемучка», «Рассуждалки», «Загадки». Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на Земле). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных условиях.

Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская. Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду.  Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Растворы насыщенные и ненасыщенные.  Смеси в жизни человека. Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов

(белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ.

Да здравствует мыло душистое! Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.

Обнаружение помутнения при добавлении жидкого мыла в жесткую воду». Госпожа Ржавчина, извольте удалиться! Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения.

Практика. 

Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ».

Продувание выдыхаемого воздуха  трубку через раствор гашеной извести.

Что есть на кухне? Настольная игра «Кухонный шкафчик» (аппликация из бумаги).

Демонстрационный опыт «Изменение окраски смородинового определителя в лимонной кислоте и соде».

Домашний эксперимент по определению кислой и щелочной среды в неокрашенных продуктах питания и раствора бытовой химии – мыльной воде, растворе зубной пасты, растворе стирального порошка, средстве для

мытья посуды и т.д.

Лабораторный опыт «Наблюдение за изменением окраски вещества определителя в мыльной воде, лимонаде».

Практическая работа№3. Получение кислорода из перманганата калия. Реакции окисления.

Демонстрационные опыты «Химическая елка», «Замерзающая и оживающая гвоздика», «Загадки», «Химический снег», «Метель из бутылки».

Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и

обнаружение на поверхности стекла белого налета», посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)».

Практическая работа№4. «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»

Практическая работа№5. «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».

Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

Ученический эксперимент «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.

Демонстрационный опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги».

IV. Исследовательская работа

Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы.

Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Цель. План-рубрикатор. План-проспект. Порядок поиска источников. Изучение литературы и отбор фактического материала. Отбор и оценка полученных данных.

Регистрация и классификация материала. Требования к подготовке эксперимента.

Способы первичной обработки экспериментальных данных. Качественный и количественный анализ полученных данных. Описание полученных фактов исследования. Обработка эмпирического материала.

Основные элементы структуры печатной исследовательской работы.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка докладчика к защите. Порядок защиты научной работы.

Практика. Определение круга научных проблем, которые могут стать объектом ученической научной работы. Выбор темы исследования. Составление рабочего плана исследования. Определение замысла предполагаемого исследования, рабочей гипотезы.

Характеристика предмета исследования в общих чертах. Формулирование цели.

Составление индивидуального плана исследовательской деятельности. Разработка программы эксперимента.

Составление рабочего плана эксперимента и плана экспериментальной части исследовательской работы.

Работа по библиографическому поиску научных источников. Работа в библиотеке: работа с каталогами; работа с электронными ресурсами (Интернет, электронные носители).

Проведение опытов и экспериментов. Сбор экспериментальных данных. Ведение дневника наблюдений.

Анализ собранной экспериментальной информации, оформление результатов проведенного исследования. Составления сводных таблиц и диаграмм. Формулировка выводов.

Уточнение объекта, предмета исследования, проблемы и гипотезы исследования. Работа над рукописью научной работы. Формирование приложений: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, таблицы, графики, карты.

Создание текста устного выступления. Изготовление презентации и раздаточного материала на защиту. Участие в научной конференции.

Возможные темы:

1. Как сохранить срезки живых цветков?

2. Как лучше удалять пятна с тканей?

3. Полезна ли жевательная резинка?

V. Обобщение знаний.

Практика. Подготовка отчетного спектакля «Химия на маминой кухне». Подготовка проектов к итоговому занятию. Проведение праздника. Подведение итогов занятий химического кружка. Защита проектов. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий.

Учебно-тематический план

2-й год обучения

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

Введение.

6

2

4

Наблюдение

рефлексия

Вступление в мир веществ.

27

10

17

Наблюдение

рефлексия

Мир неорганических веществ.

22

8

14

Наблюдение

рефлексия

Мир органических веществ. Съедобная химия.

23

12

11

Наблюдение

рефлексия

Учебно-исследовательская работа

14

4

10

Наблюдение

рефлексия

Итоговые занятия

10

5

5

Анкетирование

наблюдение

Итого:

102

41

61

Содержание программы
2-й год обучения

I. Вводные занятия.

Теория. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их

специфика.

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о прочитанном и сделанном за лето. Деловая игра «Планирование работы объединения». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий.

Дополнительно практика учебно-исследовательский уровень. Знакомство с календарем конкурсных мероприятий, в которых может принять участие автор научно-исследовательской работы.

Составление индивидуального плана исследовательской и проектной деятельности на год. Консультация «Оформление проектной папки». Рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой.

Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

II. Вступление в мир веществ.

Теория. Как устроены вещества? Физические явления. Условия, влияющие на скорость химических реакций.

Практика. 

Лабораторные работы №1.  Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества.

1. Наблюдение за каплями воды.

2. Наблюдения за настойкой валерианы.

3. Растворение перманганата калия в воде.

4. Растворение поваренной соли

в воде.

Лабораторная работа № 2.  Физические и химические явления.

Лабораторная работа № 3 Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1. Влияние температуры на скорость

химических реакций.

2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ

на скорость химических реакций.

3. Влияние кислот разной силы на скорость химических

реакций.

4. Катализаторы – ускорители химических реакций.

Дополнительно практика учебно-исследовательский уровень. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?".

III. Мир неорганических веществ. Съедобная химия.

Теория. Самое необыкновенное вещество. Органолептические

показатели воды. Жесткость воды, ее определение и устранение. Влияние синтетических моющих средств живые организмы. Понятие о кислотах. Соли, но не все соленые. Что такое сода? Поваренная соль. Ядовитые соли и работа с ними. Газ, поддерживающий горение. Металлы. Железо. Уголь,

графит и углекислый газ – дети углерода.

Практика. 

Лабораторные работа № 4. Вода – растворитель.

1. Вода растворяет газы.

2. Вода растворяет минеральные соли.

3. Как устранить накипь в чайнике?

Лабораторная работа № 5. Органолептические показатели воды.

Лабораторная работа № 6. Определение и устранение жесткости воды.

Лабораторная работа № 7. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения.

 Практическая работа 1. Очистка воды.

 Лабораторная работа № 8. Обнаружение кислот в продуктах питания.

 Лабораторная работа № 9. Карбонат кальция.

         1. Опыт с кусочком мела.

         2. Мрамор и гипс.

         3. Раковина улитки.

         4. Что содержится в зубной пасте?

   Лабораторная работа № 10.

          1. Как сода способствует выпечке хлеба?

          2. Приготовим лимонад!

          Лабораторная работа № 11.

          1. Мы получаем поваренную соль.

          2. Фокус с картофелем, или почему картофель плавает в воде?

   Лабораторная работа № 12. Получение кислорода.

   Лабораторная работа № 13. Металлы создают цвета, цветы, огни.

   Лабораторная работа № 14.

         1. Растворяем железо.

         2. Как обнаружить железо?

         3. Невидимые чернила из железных стружек.

         4. обнаружение железа в продуктах питания.

         5. Удаление пятен ржавчины.

    Лабораторная работа № 15.

         1. Уголь как адсорбент.

         2. Кукурузные палочки тоже адсорбент.

         3. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

        4. Обнаружение углекислого газа в газировке.

        5. «Ныряющее яйцо»: еще один фокус.

IV. Мир органических веществ.

Теория. Горючие вещества и смеси. Спирт как объект изучения. Органические растворители. Ацетон и его свойства. Бензин и керосин. Природный газ. Углеводы. Белки. Жиры.  Экологическая экспертиза продуктов питания. Пластмассы. Волокна. Эластомеры. Полимеры будущего.

          Практика. 

Лабораторная работа № 16.

1. Влияние этилового спирта на живые организмы.

2. Спирт-растворитель.

3. Извлекаем зеленый пигмент листа – хлорофилл.

4. Разделяем хлорофилл на фракции хроматографией.

Лабораторная работа № 17.

1. Углерод в сахаре.

2. Обнаружение крахмала в продуктах питания и

косметической пудре.

3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

4. Неспелое и спелое яблоко.

Лабораторная работа № 18.

1. Исследуем яйцо.

2. Обнаружение белка.

Лабораторная работа № 19.

1. Масляная капля.

2. Какие плоды содержат жир?

Практическая работа 2. Экологическая экспертиза продуктов питания.

Лабораторная работа № 20.  Польза и вред полиэтилена.

V. Исследовательская работа.

Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы.

Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Цель. План-рубрикатор. План-проспект. Порядок поиска источников.

Изучение литературы и отбор фактического материала. Отбор и оценка полученных данных.

 Регистрация и классификация материала. Требования к подготовке эксперимента.

Способы первичной обработки экспериментальных данных. Качественный и количественный анализ полученных данных. Описание полученных фактов исследования. Обработка эмпирического материала.

Основные элементы структуры печатной исследовательской работы.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка докладчика к защите. Порядок защиты научной работы.

Практика. Определение круга научных проблем, которые могут стать объектом ученической научной работы. Выбор темы исследования. Составление рабочего плана исследования. Определение замысла предполагаемого исследования, рабочей гипотезы.

Характеристика предмета исследования в общих чертах. Формулирование цели. Составление индивидуального плана исследовательской деятельности. Разработка программы эксперимента.

Составление рабочего плана эксперимента и плана экспериментальной части исследовательской работы.

Работа по библиографическому поиску научных источников. Работа в библиотеке: работа с каталогами; работа с электронными ресурсами (Интернет, электронные носители).

Проведение опытов и экспериментов. Сбор экспериментальных данных. Ведение дневника наблюдений.

Анализ собранной экспериментальной информации, оформление результатов проведенного исследования. Составления сводных таблиц и диаграмм. Формулировка выводов.

Уточнение объекта, предмета исследования, проблемы и гипотезы исследования. Работа над рукописью научной работы. Формирование приложений: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, таблицы, графики, карты.

Создание текста устного выступления. Изготовление презентации и раздаточного материала на защиту. Участие в научной конференции.

VI. Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего изучения темы. Зачёт по безопасному обращению с веществами.

Практика. Химический вечер "Химические чудеса" Разработка сценария и репетиции.

До оформление портфолио и проектной папки. Итоговая конференция с приглашением специалистов института экологии волжского бассейна РАН. Коллективное обсуждение итогов года и индивидуальное осмысление своей деятельности. Консультация «Анализ качества выполнения проекта».

Итоговая диагностика. Анкета-тест «Терминологический минимум юного химика».

Анализ итогов конференции. Анализ портфолио исследовательских и творческих работ.

Учебно-тематический план

3-й год обучения

№ п/п

Название

Количество часов

всего

теория

практика

Форма

контроля

Введение.

8

4

4

Наблюдение

рефлексия

Химия в быту.

20

9

11

Наблюдение

рефлексия

Химия за пределами дома.

16

7

9

Наблюдение

рефлексия

Дом в котором живут химические элементы.

34

13

21

Научно-практическая работа

14

4

10

Исследовательский проект

Итоговые занятия

10

5

5

Анкетирование

наблюдение

Итого:

102

42

60

Содержание программы
3-й год обучения

I. Вводные занятия.

Теория. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их специфика.

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о прочитанном и сделанном за лето. Деловая игра «Планирование работы объединения». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий, в которых может принять участие. Составление индивидуального плана исследовательской и проектной деятельности на год.

Консультация «Оформление проектной папки». Рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой.

Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею».

II. Химия в быту.

Теория. Кухня. Аптечка. Домашняя аптечка. Ванная комната или умывальник. Ванная комната. Туалетный столик. Папины «безделушки». Гараж. Садовый участок. Сад и огород.

Практика. 

Лабораторная работа № 1. Химия в стакане – растворение сахара и соли в

горячей и холодной воде.

Лабораторная работа № 2. Гашение пищевой соды уксусной эссенцией.

Лабораторная работа № 3. Приготовление уксуса разной концентрации.

Лабораторная работа № 4. Изготовление напитков для лечения простуды

(чай с лимоном или с малиновым вареньем молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой

кислоты).

Лабораторная работа № 5. Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде.

Практическая работа № 1. Определение минеральных удобрений.

III.  Химия за пределами дома.

Теория. Магазин. Хозяйственный магазин. Продуктовый магазин. Аптека. Берег реки. Работа над проектом. Подведение итогов.

Практика. 

Лабораторная работа № 6. Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти.

Лабораторная работа № 7. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Практическая работа № 2. Определение по этикеткам наличие пищевых

добавок в продуктах.

Практическая работа № 3. Изготовление елочных игрушек.

Лабораторная работа № 8. Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой,

исландским мхом и другими лекарствами.

Лабораторная работа № 9. Опыты с «Карболеном», «Вьетнамским бальзамом», «Ликоподием».

Практическая работа № 4. Распознавание карбонатных пород.

IV. Дом в котором живут химические элементы.

Теория. Таблица Д.И. Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привел в порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица, где этот дом?». Поиск химических элементов по их порядковому номеру (номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (алюминий, медь, золото, ртуть, серебро).

            V. Научно-практическая работа. 

Теория. Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Замысел предполагаемого исследования, рабочая гипотеза. Характеристика предмета исследования в общих чертах. Цель. План-рубрикатор. План-проспект. Порядок поиска источников.

Изучение литературы и отбор фактического материала. Отбор и оценка полученных данных. Регистрация и классификация материала. Требования к подготовке эксперимента.

Способы первичной обработки экспериментальных данных. Качественный и количественный анализ полученных данных. Описание полученных фактов исследования. Обработка эмпирического материала.

Основные элементы структуры печатной исследовательской работы.

Формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели, электронной презентации, стендового материала и т.п. Подготовка докладчика к защите. Порядок защиты научной работы.

Практика. Определение круга научных проблем, которые могут стать объектом ученической научной работы. Выбор темы исследования. Составление рабочего плана исследования. Определение замысла предполагаемого исследования, рабочей гипотезы.

Характеристика предмета исследования в общих чертах. Формулирование цели. Составление индивидуального плана исследовательской деятельности. Разработка программы эксперимента.

Составление рабочего плана эксперимента и плана экспериментальной части исследовательской работы.

Работа по библиографическому поиску научных источников. Работа в библиотеке: работа с каталогами; работа с электронными ресурсами (Интернет, электронные носители).

Проведение опытов и экспериментов. Сбор экспериментальных данных. Ведение дневника наблюдений.

Анализ собранной экспериментальной информации, оформление результатов проведенного исследования. Составления сводных таблиц и диаграмм. Формулировка выводов.

Уточнение объекта, предмета исследования, проблемы и гипотезы исследования. Работа над рукописью научной работы. Формирование приложений: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, таблицы, графики, карты.

Создание текста устного выступления. Изготовление презентации и раздаточного материала на защиту. Участие в научной конференции.

VI.  Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего изучения темы.

Практика. Дооформление портфолио и проектной папки. Итоговая конференция. Коллективное обсуждение итогов года и индивидуальное осмысление своей деятельности. Консультация «Анализ качества выполнения проекта».

Итоговая диагностика. Анкета-тест «Терминологический минимум юного химика».

Анализ итогов конференции. Анализ портфолио исследовательских и творческих работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

использованной при составлении программы

1) Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования:

Учебное пособие / Е.Я. Аршанский, А.А. Белохвостов. - М. : Интеллект-Центр, 2016. –

336 с.

2) Бердоносов, С.С. Химия. Современное учебное пособие для школьников и абитуриентов.

/ С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева. – М.: Илекса, 2013. – 352 с.

3) Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ

дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников

[Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. –

Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.

4) Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] /

Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа :

http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_ Об_образовании_в

_Российской_Федерации.pdf.

5) Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства

Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] /

Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного

образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.

6) Концепция экологического воспитания российских школьников [Электронный ресурс] /

Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа :

http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=986.

7) Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ,

обобщение опыта: пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В. Кайгородцева. –

Волгоград : Учитель, 2009. –377 с.

8) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной

политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ

№ 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и

юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.

9) Номоконова, В.И. Гидрохимия: Программа дополнительного образования / В.И.

Номоконова [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.

– Образование – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/ sp/

10) Номоконова, В.И. Биохимия: Программа дополнительного образования / В.И.

Номоконова [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.

– Образование – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/ sp/

11) Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной

общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти.

[Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные

документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_

GTsIR_o_programmah.pdf

12) Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения

дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ

ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр

интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа:

http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .

13) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

60

[Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы

дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednienovosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.

14) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] /

Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного

образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoeobespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogoobrazovaniya-detey

15) Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О

требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] /

Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа :

http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.

16) Толстолужинская, С.Б. Озадаченная химия: Программа дополнительного образования 8-

11 классы /С.Б. Толстолужинская » [Электронный ресурс] / Портал образования «1

сентября»- Журнал «Химия» – Режим доступа:

http://him.1september.ru/view_article.php?ID=201000403


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...