Рабочая программа кружка "Логика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Пронина Надежда Фёдоровна

В последнее время российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде, способности к самообучению, проектного мышления и аналитических способностей». Перед учителем начальных классов в первую очередь стоит задача развития ребёнка, его творческих возможностей. От успешности решения этой задачи зависит качество дальнейшего образования школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_logika.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА»

   

«Принято»

на заседании кафедры учителей начальных классов

протокол №1 от 29.08.2019 года

руководитель кафедры

_______________/Глебова Г. А./

«Утверждаю»

Дата 30 августа 2019 года

Директор МОУ

«Лицей г. Козьмодемьянска»

_______________/Толстов В. В./

«Согласовано»

Дата 30 августа 2019 года

                                                    Зам.директора по УВР

             _______________/Бакланова В. Е./

Программа

кружка по развитию математических навыков и формированию УУД младших школьников

«Логика»

Возраст воспитанников: 1 класс

Срок обучения: 1 год

                                                                                             Программа разработана

                                                                                             учителем первой

                                                                                             квалификационной категории

                                                                                             Прониной Н. Ф.

Г. Козьмодемьянск

2019 год

Программа кружка «Логика»

Пояснительная записка

В последнее время российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде, способности к самообучению, проектного мышления и аналитических способностей». Перед учителем начальных классов в первую очередь стоит задача развития ребёнка, его творческих возможностей. От успешности решения этой задачи зависит качество дальнейшего образования школьника.

Основой развития творческих способностей является развитие психических механизмов – памяти, внимания, воображения и, что особенно важно, логического мышления.

Работая в течение многих лет с малышами, каждый раз приходилось сталкиваться с одной и той же проблемой – некоторые дети «схватывают на лету» любой учебный материал, требуют дополнительных заданий. Другие же с трудом усваивают материал урока, затрудняются в решении простых задач, не могут выполнить простые логические рассуждения. Передо мной встала проблема: как построить процесс обучения так, чтобы все дети справлялись с поставленными учебными задачами?

Для решения возникшей проблемы была разработана и апробирована программа кружка «Логика».

Гипотеза: Развитие логического мышления   младших школьников – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от создания определённых условий в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Цель: Изучить особенности логического мышления младших школьников и создать условия в учебном процессе для его развития.

Задачи:  

1. Раскрыть пути и средства развития логического мышления   младших школьников.      

2. Определить образовательные технологии, способствующие развитию логического мышления.      

3. Проследить в динамике успешность усвоения программного материала.

4. Развивать познавательные и творческие способности младших школьников.

Сроки реализации: 2019-2023 гг.

Познавательный аспект:

  1. Формирование и развитие логического мышления.
  2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  3. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

  1. Развитие мышления в ходе усвоения таких мыслительных операций, как умение анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, доказывать и опровергать.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Воспитывающий аспект:

  1. Воспитание личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе.
  2. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников.
  3. Формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии с окружающим миром.

Дидактические принципы:

  1. Принцип системности
  2. Принцип нарастания уровня сложности
  3. Принцип «спиральности», в соответствии с которым на каждом «витке спирали» одни и те же понятия рассматриваются в новых взаимосвязях и взаимодействиях
  4. Обучение на более высоком уровне трудности
  5. Работа над развитием всех учащихся: и слабых, и самых сильных

При реализации программы целесообразно:

Применять образовательные технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • исследовательские, проектные методы обучения;
  • технология игрового обучения;
  • деятельностный метод обучения
  • обучение в сотрудничестве (групповая работа);
  • здоровьесберегающие технологии.

Адаптировать учебный и дополнительный материал соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

Осуществлять содержание занятий во внеурочное время на основе дополнительной литературы и материалов конкурсов и олимпиад.

Способствовать выявлению творческих способностей детей и предоставлять максимальную возможность для их реализации.

Условия, необходимые для успешной реализации программы:

  • создание психологической комфортности в учебном процессе
  • творческая атмосфера поиска в коллективе
  • возможность посоветоваться, обсудить результаты
  • возможность пробовать и ошибаться без порицаний извне
  • наличие достаточного количества времени
  • применение ИКТ с целью

Задачи, предъявляемые учащимся, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь элемент новизны и в то же время быть близкими жизненному, но не обязательно учебному опыту ребенка
  • по возможности стимулировать разные формы умственной активности, самостоятельности умственных усилий детей
  • соответствовать возможностям детей по объему элементов и по сложности их отношений, при этом предпочтение оказывается задачам с минимальным количеством шагов
  • начинать следует с простых заданий, включающих: наблюдение, анализ, синтез, классификацию, вопросно-ответные формы, установление причинно-следственных связей;

Особенности занятий по развитию логического мышления:

  • ребёнку предлагаются задания как учебного, так и неучебного, нестандартного характера;
  • серьёзная работа принимает форму игровой деятельности;
  • средства ИКТ позволяют повысить интерес к изучению учебного материала;
  • возникает интерес к учению, растет познавательная активность детей;
  • ребёнок сам оценивает свои успехи, развивает навыки контроля и самоконтроля;
  • на занятиях происходит смена различных видов деятельности;
  • дети обучаются умению работать в группе, сообща;
  • полученные знания и умения учащиеся способны переносить в новые условия;
  • методы и приёмы организации деятельности учащихся ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности;
  • развивается логическое мышление детей, о чём свидетельствуют результаты психологических методик, повышение качества обученности; увеличивается количество детей, принимающих участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Основными формами и методами обучения являются проблемный диалог, обучение в сотрудничестве, практическая деятельность, уроки-экскурсии, проектная и исследовательская деятельность.

Режим занятий

Занятия проводятся в форме кружка «Логика», что позволяет гибко сочетать индивидуальные и групповые занятия и проводить их одновременно со всеми обучающимися класса.

Реализация программы рассчитана на 4 года, в объеме: 1класс – 17 часов в год, 2-4 классы – 34 часа в год.  

Каждое занятие включает «Разминку», общую практическую часть (решение задач на развитие логического мышления), индивидуально-групповую часть (обсуждение хода рассуждений в микрогруппах при консультативном участии педагога), самостоятельную работу.  

Виды занятий по развитию логического мышления

Вид упражнений

Цель

1-4 класс

Разминка

создание у детей эмоционального фона, способствующего эффективному усвоению знаний

Нестандартные задачи

формирование познавательной активности, мыслительных и исследовательских умений, привычки вдумываться в слово

Логические задания

способствовать развитию гибкости мышления и находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

Самостоятельная работа

привить любовь к составлению и разгадыванию ребусов, к работе с уникурсальными фигурами, изографами, палиндромами, мегаграммами

Вопросы на смекалку

Стимулировать познавательную активность

3-4 класс

Задания с ограниченным временем на выполнение

Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов

развитие различных видов памяти, внимания, воображения, мышления, углубление знаний детей

Логически-поисковые задачи

Обеспечить преемственность перехода от формально-логических действий к сложным

Частично-поисковые задачи

Развитие способности открывать новые знания и способы их добывания

Задачи повышенной трудности

Развитие умения сочетать эвристический и алгоритмический стили мышления.

Творческие задачи – развивающий канон «РК»

Развитие умения устанавливать взаимосвязь между отдельными элементами и по аналогии выстраивать другую цепочку

Задачи комбинаторно-конструктивного характера

Развитие умения применять знания из разных областей

Развитие логического мышления и творческих способностей даёт каждому ребенку возможность:

  • продемонстрировать свои умения и навыки в урочной и внеурочной деятельности;
  • раскрыть многогранность своих интересов;
  • обогатить словарный запас;
  • развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, воображение, быстроту реакции;
  • сформировать стремление к размышлению и поиску;
  • развить самосознание и самоконтроль;
  • снизить чувство тревожности и необоснованного беспокойства;
  • достичь состояния психологического комфорта благодаря созданию творческой атмосферы на занятиях;
  • достичь состояния физического комфорта благодаря смене динамических поз при выполнении упражнений и выполнению гимнастики для снятия зрительного утомления;
  • улучшить качество образования в целом.

Основными видами контроля являются:

в урочной деятельности текущие и итоговые контрольные работы, тестовые задания;

во внеурочной деятельности  задания творческого характера, задания повышенной сложности, защита исследовательских работ, проведение олимпиад.

Контроль за развитием детей осуществляется учителем, педагогом психологом, медиками, родителями, администрацией школы на основе наблюдения, анкетирования, психологического диагностирования, мониторинга.

В результате освоения предметного содержания курса «Логика» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы и т.п.
  • Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
  • Коммуникативные: в процессе изучения курса осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Дети учатся работать в парах, выполнять задания в малых группах.

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Логика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения высказываться самому и слушать других;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами являются:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Предметными результатами изучения курса «Логика» в 1-м классе являются формирование следующих умений:

  • выделять такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  • устанавливать закономерность и продолжать ряд по установленной закономерности;
  • разгадывать несложные ребусы с цифрами, буквами и картинками;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Логика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить.

Метапредметные результаты:  

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • работая по предложенному плану, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Предметными результатами изучения курса «Логика» во 2-м классе являются формирование следующих умений:

  • сравнивать математические объекты по различным основаниям;
  • различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства);
  • записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
  • читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3.
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

3-4 классы

Личностными результатами изучения курса «Логика» в 3 и 4-м классах является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Логика» являются формирование следующих универсальных учебных действий:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами изучения курса «Логика» в 3 и 4-м классах являются формирование следующих умений:

  • находить закономерности;
  • находить принцип группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;
  • находить несколько вариантов ответа на один и тот же вопрос;
  • читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
  • уметь переносить полученные знания в новые условия при решении нестандартных, олимпиадных задач.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс – 26 часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Выделение свойств предметов

Нахождение общего признака

Нахождение отличий

Классификация по цвету, форме, размеру

Сравнение фигур, нахождение лишней

Поиск закономерностей. Обобщение

Продолжение ряда по установленной закономерности

Ребусы с цифрами

Ребусы с буквами

Ребусы-картинки

Задачи-смекалки

Противоположные понятия, следствия событий

Математические загадки

Математические лабиринты

Задачи занимательного характера

Забавная арифметика

Логические игры

Тесты

Задачи на развитие воображения

Логические задачи

Решение олимпиадных задач

Задачи занимательного характера

Задачи-игры со счетными палочками

Олимпиада по математике

2 класс – 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сравнение математических объектов

Тренировка зрительного восприятия

Задачи-смекалки

Математические лабиринты

Решение нестандартных задач

Решение логических задач через составление таблиц

Решение логических задач с помощью луча

Математические загадки

Истинные и ложные высказывания

Некоторые приемы устных вычислений

Логические игры

Поиск закономерностей. Обобщение

Задачи комбинаторно-конструктивного характера

Логические задачи

Задачи повышенной сложности

Задачи занимательного характера

Решение задач (математические олимпиады)

Выполнение тестов на развитие творческих способностей

Веселые вопросы, задачи, викторины и шутки

Задачи-игры со счетными палочками

Волшебные квадраты

Занимательные задачи, ребусы, головоломки

Смекай, считай, отгадывай

Упражнения на развитие памяти и внимания

Задачи на развитие воображения

Головоломки, кроссворды

Решение олимпиадных задач

Шарады, метаграммы, логогрифы

Тесты

Задачи-шутки

3 класс – 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Развитие зрительной памяти

Развитие ассоциативной памяти

Тренировка внимания и быстроты реакции

Задания с ограниченным временем на выполнение

Репродуктивные задания

Репродуктивные упражнения

Частично-поисковые задачи

Задания творческого характера

Решение нестандартных задач

Логические игры

Задачи комбинаторно-конструктивного характера

Задания на развитие логического мышления

Решение частично-поисковых задач разного уровня

Решение творческих задач

Задачи повышенной сложности

Решение задач конкурсов «Кенгуру»

Олимпиада по математике

Разбор олимпиадных заданий

Занимательные задачи, ребусы, головоломки

Логические задачи

4 класс – 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Задания с ограниченным временем на выполнение

Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов

Репродуктивные задания с отсроченным вопросом

Интегративные репродуктивные задания

Решение задач с помощью линейных и столбчатых диаграмм

Логически-поисковые задачи

Частично-поисковые задачи

Частично-поисковые задачи, имеющие несколько вариантов решения

Задания творческого характера

Работа с линейными и столбчатыми диаграммами

Решение нестандартных задач

Олимпиада по математике

Разбор олимпиадных заданий

Творческие задачи – развивающий канон «РК»

Задания на развитие логического мышления

Задания по статистической обработке текстов

Решение задач Математического чемпионата. Разбор заданий

Задания по обработке статистической информации путем социологических опросов

Решение творческих задач

Задачи повышенной сложности

Решение задач конкурсов «Кенгуру»

Занимательные задачи, ребусы, головоломки

Логические задачи

Задачи комбинаторно-конструктивного характера

Проведение методики на определение степени овладения логическими операциями мышления

Анаграммы, ребусы, чайнворды

Решение творческих задач

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она:

  • ориентирована на формирование у учащихся начальных классов приемов логического мышления как основы творческих способностей на основе занятий, проводимых во внеурочное время со всеми учащимися класса;
  • в методическом плане активные учебно-творческие задания (нестандартные, логически-поисковые задачи, ребусы и др.) сочетаются с индивидуальной работой и исследовательской деятельностью.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Исходя из поставленной в программе цели образовательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование у обучающихся ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.

К ним относятся:

  • знание ценностей и норм социальной коммуникации;
  • умение понимать другого человека;
  • умение участвовать в совместной деятельности;
  • адекватность самооценки;
  • адекватность восприятия эталонов нравственного поведения;
  • позитивность образа мира;
  • адекватный возрастным показателям уровень тревожности;
  • самоидентификация;
  • умение реагировать на агрессивные действия.

Степень сформированности этих знаний и умений в результате обучения проверяется по нескольким основным показателям:

  • поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
  • круг распространения толерантного поведения (поведение с близкими и незнакомыми людьми);
  • устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
  • характер переживания (что и как переживается).