Информирование и просвещение родителей: методики и технологии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Володина Татьяна Юрьевна

Взаимодействие с семьей – важное направление
деятельности

Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

 

Наблюдаются:

Øухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
Øстратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости;
Øперераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
Øтрудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
Øличностные проблемы родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы;  
Øа также глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний  и др.).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informirovanie.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Володина Т.Ю. Информирование и просвещение родителей: методики и технологии

Слайд 2

Взаимодействие с семьей – важное направление деятельности Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХ I в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на воспитании детей в семье. Наблюдаются: ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального); стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов; личностные проблемы родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы; а также глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).

Слайд 3

Данные тенденции невозможно оставить без внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля (психологов, педагогов, дефектологов). Семье нужны поддержка и сопровождение, информирование и просвещение, образование. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей относится к важному направлению деятельности детского сада, который способен выполнять интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья, улица, детский сад».

Слайд 4

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, реже поддерживающее и развивающее. Барьеры общения

Слайд 5

Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью , четко очерченными границами и формальностью общения. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой) . Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей является развивающим, продуктивным взаимодействием.

Слайд 6

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

Слайд 7

1 фаза. Открытие . Задачи: Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка. 2 фаза. Прояснение ожиданий . Задачи: Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. 3 фаза. Согласование . Задачи: Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

Слайд 8

4 фаза. Оформление документов Задачи: Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи. 5 фаза. Проектирование взаимодействия . Задачи: Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников. 6 фаза. Социально-педагогический мониторинг. Задачи: Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители - дети», «педагоги- дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия. 7 фаза. Рефлексия . Задачи: Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга.

Слайд 9

Критериями качества взаимодействия детского сада и семья являются: ценностное отношение друг к другу; информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной); включенность в совместную деятельность.

Слайд 10

Критерии оценки качества взаимодействия родителей и педагогов в проблемном поле воспитания дошкольника Ценностное отношение друг к другу Информированность сторон об особенностях развития систем (семейной и общественной) Включенность в совместную деятельность открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в детском саду о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка согласие, толерантность (терпимость, принятие культурных отличий) о достижениях систем в воспитании дошкольников совместная проектная деятельность в контексте актуальных проблем воспитания детей и взрослых принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых) об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация

Слайд 11

Быть вместе (семье и детскому саду): быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие ), поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, взаимозаменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу бодрого оптимизма и благожелательный климат: условия, позволяющие преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.

Слайд 12

Информирование

Слайд 13

Информация ( Information ) - это сведения о чем-либо… Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Информация - это все то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.

Слайд 14

Классификация информации Информацию можно разделить на виды по разным критериям: По истинности: По способу восприятия: визуальная — воспринимается органами зрения; аудиальная — воспринимается органами слуха; тактильная — воспринимается тактильными рецепторами; обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами; вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Слайд 15

По форме представления: текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка; числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия; графическая — в виде изображений, предметов, графиков; звуковая — устная или в виде записи передача аудиальным путём.

Слайд 16

По назначению: массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума; специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация; секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам; личная (приватная ) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий.

Слайд 17

Стенды Стенды – наглядная форма предъявления информации. Для семьи на стендах целесообразно размещать информацию трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые для родителей сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях и т.д.).

Слайд 19

Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быстро стареет, т.е. утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее постоянно необходимо обновлять. Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если: - она структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»); - отвечает информационным запросам родителей (прародителей); - эстетически оформлена; - текст сочетается с фото-, а также иллюстративным материалом. Стенды

Слайд 20

Памятки Памятка - хорошо структурированный, короткий текст, напоминающий, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей (родительских собраниях, конференциях, консультациях и т.д.). Если семья по той или иной причине не участвовала во встрече, она может получить памятку в индивидуальном порядке с соответствующими устными рекомендациями.

Слайд 21

Памятка «Правила дорожного движения». Уважаемые родители! Помните, что, нарушая правила дорожного движения, Вы негласно разрешаете нарушать их своим детям. Учите ребенка: не спешить при переходе улицы; переходить дорогу в установленном месте; Берегите детей от неразумных поступков на улицах. Не забывайте о пешеходных знаках. Будьте примером, выполняя правила пешехода. Помните, что жизнь и здоровье детей в ваших руках! Памятки

Слайд 22

Буклеты Буклет – издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами так, что оно может читаться и рассматриваться без разрезки, раскрываясь ширмообразно . Буклеты для родителей – прекрасное средство их информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников (в т.ч. достижениях конкретного учреждения), а также презентации (освещения) родителям собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка. Примером такого освещения ценности личностного общения родителей с ребенком являются буклеты с подробным описанием маршрутов прогулок выходного дня семьи. Составленные педагогами, они помогают родителям интересно, с пользой для детско-взрослых отношений, прожить незабываемые минуты и часы совместного воскресного отдыха.

Слайд 23

Конструирование маршрута – поэтапный процесс. Воспитателям важно: - определить тему , указывающую на постижение семьей с дошкольником природного или культурного наследия города (села); цель - предвосхищение результатов совместного познания (в т.ч. и материальных – макетов, рисунков, фотографий, газет); а также - представить историческую справку о памятнике природы или истории (желательно доступную детям), тексты или названия стихов, рассказов, былин, соответствующего содержания; и конечно рекомендации по снаряжению; - разработать маршрут следования. Применение маршрутов выходного дня в практике, дает свои плоды: во-первых , актуализируется воспитательный потенциал семьи, во-вторых , родители и дети получают опыт радостного, интересного со-бытия ; в-третьих , развивающая среда семьи и детского сада пополняется уникальными материалами (альбомы с мест путешествий, нарисованные детьми и взрослыми, фотографии, сочинения, передающие впечатления о выходном дне, проведенном семьей). Примеры Маршруты выходного дня

Слайд 24

Рукописные газеты и журналы Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечения внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников, о жизни ребенка в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной. Названия газет и журналов придумывают педагоги вместе с родителями («Родительский вестник», «Веселая семейка» и др.) Они же определяют и частоту выхода газеты (журнала), но не реже 1 раз в квартал. Возможен и незапланированный «специальный» выпуск газеты (журнала), посвященный какому-либо яркому событию в жизни детей и воспитывающих взрослых, например, встреча дошкольников и детей войны в период подготовки и празднования Победы в Великой Отечественной войне.

Слайд 25

Для организации выпуска газеты (журнала) создается редакционная коллегия. Каждый из ее членов отвечает за определенную рубрику. В работе редколлегии первостепенную роль играет перспективное планирование. Оно позволяет избежать стихийности в сборе информации, а также не упустить из сферы внимания ничего существенного. Редактором рукописной газеты (журнала) может выступить лидер детского сада (старший воспитатель, воспитатель, психолог) или семьи (например, председатель родительского комитета), чутко относящийся к слову и интересующийся миром детства. Примерные рубрики рукописных газет и журналов : «Наш любимый детский сад», «В гостях у семьи», «Дети говорят», «Мир вокруг нас», «Воспитываем вместе», «Рекомендации врача», «Советы психолога», «Советы логопеда», «Разговор о правильном питании», «Приглашаем…», «Советы от редактора». Рукописные газеты и журналы

Слайд 26

Помимо общих рубрик в газетах и журналах могут быть рубрики, отражающие ведущее направление работы детского сада. Например, в детском саду с приоритетным гражданско-патриотическим направлением в родительской газете имеют место следующие рубрики: «Поем мы и играем: традиции все знаем»; «История моего района»; «Музейная педагогика», включающая «Страницы из истории кукол», «Из истории русского костюма» и др. Внимание родителей привлекают хорошо иллюстрированные, с богатым фотоматериалом, газеты и журналы. В этих целях для работы в редакционную коллегию газеты (журнала) приглашаются воспитывающие взрослые (педагоги или родители), проявляющие способности к художественно-оформительской деятельности. К оформлению газеты (журнала) могут привлекаться и дети. Детские рисунки являются прекрасной иллюстрацией обсуждаемой темы. В конце учебного года все выпуски газеты выставляются для общего обозрения, чтобы можно было еще раз вспомнить все события года и запланировать новые дела на будущий год. Рукописные газеты и журналы

Слайд 27

Устные журналы Отличие устного журнала от рукописного в непосредственной подаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного в устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность. Достигнуть этого возможно, приглашая в детский сад на встречу с педагогами и родителями ведущих ученых (психологов, педагогов, социологов), медицинских работников, заслуженных деятелей культуры и др. Конечно, сделать такими все журнальные страницы нелегко, но журнал не получит дальнейшего развития, если в каждом номере не будет хотя бы нескольких материалов, организованных по этому принципу. Как и периодическое печатное издание, устный журнал не терпит повторений в содержании и форме своих материалов. Важная задача редколлегии – подбор, приглашение и подготовка выступающих. Последнее представляется важным, поскольку от выступающих здесь требуются особые качества: искусство рассказывать о многом за очень короткое время, способность к образно-публицистическому изложению, умение органично сочетать свой рассказ со значительным количеством разнообразного материала (аудио-, видео и т.д.).

Слайд 28

Переписка педагогов и родителей Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки. Беседы воспитателей с родителями (др. членами семьи) чаще всего проводятся в утренние и вечерние часы, когда ребенка приводят либо забирают из детского сада. Но такое общение малоэффективно и значительно уступает письменной форме диалога, поскольку у родителей не так много времени (утром – спешат на работу, вечером – торопятся домой, чтобы приготовить ужин, проверить уроки у старших детей), а воспитателя постоянно отвлекают вновь приходящие дети, да и родители, нуждающиеся в консультации, не всегда при посторонних решаются завести разговор о своем ребенке. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые из родителей могут забирать своего ребенка из сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становится письменная форма диалога. Письмо, записка педагога или логопеда – это не просто исписанный лист бумаги, это руководство к действию для родителей , постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи, ответ педагога более точен и конкретен, обращен к конкретной семье.

Слайд 29

При использовании письменного слова важно придерживаться следующих правил: ориентироваться на особенности каждой отдельно взятой семьи; не подменять перепиской живое общение с родителями; сочетать письменные формы общения с семьей с другими формами (причем, как индивидуальными, так и коллективными). Записка – письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, об отношениях со сверстниками и другую важную информацию. Личный блокнот (тетрадь) - письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. Семья может сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, об особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещении театра) и др. Переписка педагогов и родителей

Слайд 30

Письмо – повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в развитии ребенка. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, оказать сочувствие, обратиться за помощью. Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов, выступление на родительской конференции и пр.), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей. Открытка – форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в т.ч. семейными) и с профессиональными успехами родителей воспитанников. Переписка педагогов и родителей

Слайд 31

«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика. Цель его: собрать вопросы, предложения, советы и пр. от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом откликаются (реагируют) на нее. Например, на поступившие от родителей вопросы, воспитатели группы отвечают сами или адресуют их службам детского сада: заведующему, методисту, медсестре, психологу. Ответы на вопросы могут быть также оформлены на стенде для родителей. Переписка педагогов и родителей

Слайд 32

Выставки Выставки – собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.) расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило, они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти предмет, выполненный своим ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение»; «Игры детей»; «Общение с детьми» и др.) позволяют знакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.

Слайд 33

Большой оклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме семейной газеты, журнала. В семейном журнале, оформленном родителями вместе с ребенком, родители могут рассказать о дне рождения семьи, ожидании и рождении ребенка, о любимых занятиях и играх детей и взрослых (о работе на дачном участке, туристических поездках, посещении музея, домашнем театре и т.д.). Важно не только предлагать, но и поддерживать желания родителей презентовать собственный опыт воспитания детей в детском саду, например, опыт семейного взаимодействия с природой родного края в фотографиях и картинах. Если выставка оформляется детскими фотографиями, нужно постараться, чтобы как можно больше родителей нашли в них своего ребенка. Оформляя выставку нужно помнить, что ее цель состоит не только в том, чтобы заинтересовать родителей обилием и разнообразием фотографий их детей, но и донести до них содержание и значимость того или иного вопроса. Выставки

Слайд 34

Медиатека Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио-, видеокассетах. Молодые родители (особенно папы) все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиа-пособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернет. Чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребенке дошкольного возраста, о развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок-родитель-педагог» в ДОУ можно оборудовать семейную медиатеку (как в самостоятельном помещении, так и в методическом кабинете) . Медиатека может стать важной составляющей общей системы образовательного и информационного пространства дошкольного учреждения. Более того, взаимодействуя с региональными, городскими, районными детскими и взрослыми библиотеками, музеями, учебными заведениями, научными организациями и прочими источниками информации, медиатека активизирует процессы интеграции, координации и кооперации необходимых ресурсов.

Слайд 35

В состав семейной медиатеки могут быть включены: мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми; мультимедийные энциклопедии, словари; развивающие и обучающие программы; собрание медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа-ресурсы и др.); коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями. Книга - базис медиатеки . Основа семейной медиатеки – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, периодики), аудио – и видеоматериалы и пр. Создавая фонд необходимо помнить, что он должен удовлетворять интересы детей и воспитывающих взрослых (родителей, педагогов), содержать хрестоматии по семейной педагогике и психологии, психологии детства, педагогические и психологические энциклопедии, словари, монографии, методические и учебно-методические пособия и материалы, художественную литературу для семейного чтения, др. документы. Медиатека

Слайд 36

Пользуясь медиатекой , дети и взрослые с помощью старшего воспитателя (социального педагога, психолога) выбирают необходимую литературу, видеокассеты с записями художественных, учебных фильмов и мультфильмов, диски с электронными развивающими играми и пр. В случае, когда информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, специалисты направляют семью в детскую районную (городскую) библиотеку, музей и др. учреждения культуры, научные организации или рекомендуют посетить сайты в Интернет: Медиатека

Слайд 37

Агентство «Детский отдых» - www . baby . ru Библиотека классической русской литературы – http :// www . klassika . ru / « Букварик » - http://www. bukva . ru «Век образования» - http:// biblio . narod . ru / gyrnal / vek / sod _ vse _ tabl . htm Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского - http://www. gnpbu . iip . net / Государственная Третьяковская галерея - http://www. tretyakov . ru Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - http://www. museum . ru / gmii Государственный русский музей - http://www. rusmuseum . ru Детский отдых - www . childrenrest . spb . ru Детский развлекательно-образовательный портал «Солнышко» - http://www. solnyshko . ee Для родителей - газета «Раннее развитие»- (http:// ranneerazvitie . narod . ru / gaseta /) Дошкольное образование - http :// preschool . rin . ru / Журнал «Семья и школа» - ( http://www . parent . fio . ru / index . php ? c =1222)

Слайд 38

Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www . inter - pedagogika . ru Интернет-система «Мир семьи» - http://www. fw . ru / Каталог Российской государственной библиотеки - http://www. rsl . ru _ resl . htm Клуб многодетных семей - http://www .8 ya . ru Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ - http://www. duma . gov . ru Министерство науки и образования РФ - http://www. informika . ru / text / goscom Мир энциклопедий - http://www. encyclopedia . ru «Орфей». Музыкальное образование и культура в сети Интернет - http://www. math . rsu . ru / orfey

Слайд 39

Популярная психология – www . alenkin . narod . ru Портал «Семейное воспитание» - www . sciteclibrary . com / family Психологическая консультация «Институт детства» - http://mama.ru/sonya/id.htm Психологический словарь - http:// psycho . lgg . ru «Родительское собрание»- http://www. rodsobr . narod . ru / Семейное воспитание - http://www . nu . tpu . ru / grnti / Семь Я - http://www.7 ya . ru / Творческое мышление у детей - http://www. rozmisel . irk . ru / children Ученые – детям - http:// kids . genebee . msu . su /

Слайд 40

Просвещение

Слайд 41

Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. В широком значении, основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской детятельности », 2001). В узком значении, применительно к системе «родители-дети» целью выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (лиц их заменяющих). Просвещение родителей в детском саду направлено на их ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Одна из функций просвещения информативная . Взаимодействуя с родителями нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, на собрании), или опосредованно. В качестве источников информации, получаемых опосредованно детским садом и семьей, являются: газеты, журналы, переписка и др.

Слайд 42

Индивидуальные беседы Беседа – форма общения педагогов и родителей предполагающая обмен мнениями по интересующим обе стороны вопросам. С ее помощью можно решить следующие задачи: установить доверительные отношения с родителями, оперативно разрешить возникающие вопросы, получить дополнительные сведения о воспитанниках, условиях семейного воспитания, предоставить родителям необходимую информацию медико-психолого-педагогического профиля, разработать программу совместных педагогических действий по развитию ребенка, провести коррекцию воспитательных воздействий родителей и поведения детей. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен быть всегда готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Слайд 43

Консультации Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. Функции, а также содержание консультаций различны. Например, консультации психолога позволяют родителям получить объективную картину психического состояния ребенка и обнаружить причины, способствующие или мешающие развитию их сына (дочери). Особое внимание на психологической консультации уделяется: выявлению внутрисемейных отношений, оказывающих воздействие на личность ребенка; психологической коррекции; повышению общей психолого-педагогической культуры родителей. Один раз в квартал желательно проводить консультационный день для родителей. В назначенный день (даты желательно обговорить на общем родительском собрании), родители, предварительно записавшись, строго по времени приходят на прием к тем специалистам, которых они хотели бы посетить как вместе с ребенком, так и автономно (в зависимости от имеющихся запросов).

Слайд 44

Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания. Известно, что групповые родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка родителям важно знать особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания. Обращение к истокам слова «собрание», показало, что цели его бывают разные (совещание, решение дел, беседа, увеселение - по опр. В.И.Даля) и предполагают обоюдную активность сторон. Синонимами слова «собрание» являются - собор, сходка, сходбище, скопление, стечение, скопище, съезд, свидание, наплыв, конгресс, конференция, митинг, консилиум и др. Родительские собрания

Слайд 45

К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своем выступлении слова -распоряжения, приказы, действующие раздражающе на тех, кто слушает: нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Такой стиль проведения собрания утратил свое значение! Родительские собрания

Слайд 46

Нельзя продолжать думать, что «выступление перед родителями с докладом» - хороший способ разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь. Родительские собрания

Слайд 47

Диалог на родительских собраниях - это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников. Диалог порождает новый смысл собрания – собрание - встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада. Родительские собрания

Слайд 48

Встреча - это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это- объединение равных; это- признание множественности истин, это - открытость целевых установок; это- удивление и одобрение; это- поиск ответов на вопросы; это - опыт взаимодействия, это – возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч , каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом. Родительские собрания

Слайд 49

Примерная тематика родительских собраний : Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения детей. Здоровый ребенок. Мир детской игры. Социальный мир отношений. Как общаться с ребенком? Семейные традиции. Эмоциональное развитие детей. Растим детей патриотами. Летний отдых в семье. Ребенок и дорога. Скоро в школу. Пример родительского собрания Родительские собрания

Слайд 50

Годовой круг собраний-встреч с родителями на примере вновь поступивших в детский сад детей .

Слайд 51

Первая встреча Первая встреча - установление контакта между педагогами и родителями. Результатом такой встречи может быть определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих. Роль ведущего такую встречу воспитателя группы и др. педагогов, принимающих активное участие в ней на этом этапе – корректное наблюдение за родителями, определение типа поведения родителей в коммуникации, особенностей реакции, характера вербальных и невербальных контактов. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, истории его развития, отметить целевые установки родителей, и др. проявления воспитательного потенциала семьи. Родители в свою очередь могут оценить возможности педагогов дошкольного учреждения, и что особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контексте собраний- встреч.

Слайд 52

Вторая встреча Вторая встреча - определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей. Результатом этой встречи могут стать понимание проблем и согласие решать их совместно. В ходе второй встречи родители и педагоги определяют, проясняют, обозначают проблемы на языке трудностей. В последствии (в период между встречами) каждая проблема индивидуально обсуждается, выдвигается гипотеза ее появления. Следующее и немаловажное - принять решение работать над проблемами. Этому посвящена третья встреча.

Слайд 53

Третья встреча Третья встреча , т.о. направлена на понимание ценности взаимодействия в диаде «педагог-родитель» в проблемном поле воспитания детей, принятие совместного решения действовать, не унижая достоинства ребенка и родителя. Результатом взаимодействия может стать проект сотрудничества детского сада и семьи. В проекте необходимо представить план действий, стратегию поведения, которые приведут педагогов и родителей к выходу из создавшейся ситуации. Найдя оптимальные решения, приняв их для себя, родители и педагоги могут переходить к активным действиям.

Слайд 54

Четвертая встреча Четвертая встреча - установление обратной связи. Результат – высказывание своей точки зрения на содержание, формы и в целом результат взаимодействия педагогов и родителей в проблемном поле воспитания детей. Название «годовой круг встреч» выбрано не случайно. Развитие ребенка идет по кругам спирали. Каждый новый круг – это встречи по поводу вхождения ребенка в мир природы, предметов, социума, его восхождения по скалистой лестнице образования, которое всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые на сложном пути развития ему помогают взрослые: родители и педагоги. Воспитателю или специалисту, организующему собрание (старшему воспитателю, психологу, социальному педагогу и т.д.), необходимо быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Слайд 55

Признаками успешного проведения собраний-встреч являются: - направленность встреч на помощь и поддержку родителям в воспитании детей; - искреннее выражение своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и др. членов семьи, участвующих в собрании; - способность ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; - способность держать паузу; - способность выдвигать гипотезы, понятно формулируя их для присутствующих на встрече; - способность подвести собрание к принятию совместного решения.

Слайд 56

Ведущему собрание- встречу важно научиться: уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога; верить в уникальность родителей и способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы; эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей; активно (по опр. Ю.Б.Гиппенрейтер ) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка; определяя проблему, находится в контексте рассказа родителей о ребенке, не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах); стремиться к пониманию и совместному решению проблем. Ведущими собраний-встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед и др.

Слайд 57

Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении. Собрания-встречи могут проходить в разных формах и носить интригующее название ( дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, вечер вопросов и ответов, встречи отцов, встречи мам, семейные гостиные, диспуты и т.д.); Информацию для собраний-встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи (Это важно, поскольку «на слух» воспринимается лишь 25% информации!). За несколько дней до встречи (не менее недели), родителям предлагается обратить внимание на объявление, в котором указывается тема и форма собрания. Цель встречи формулируется так, чтобы родители понимали значимость и важность этого события. В объявлении указывается время, место, регламент собрания-встречи. Важно приготовить индивидуальные приглашения, украшенные с помощью детей. С родителями, которые не смогут прийти на встречу в последующем проводится индивидуальная беседа.

Слайд 58

В приемной комнате и др. помещениях, в которых ежедневно бывают родители, а также для самого собрания необходимо подготовить наглядный материал: оформить в соответствии с темой витрины, уголки для родителей, организовать выставку продуктов детской деятельности, стенды с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольника (в т.ч. в электронном виде), видео-материал . Важно продумать: время начала собрания и регламент (не дольше 1,5 ч.), о чем сообщается родителям в начале встречи, место проведения и расположение родителей. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг либо полукругом. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 59

Собрания - встречи можно проводить в методическом кабинете, музыкальном зале, спортивном зале, экологической студии и др. помещениях. Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса. С родителями необходимо поговорить о том, где будут находиться дети в момент собрания-встречи. Если у родителей нет возможности оставить детей дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей и их питания на этот вечер. Важно не забыть и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить в начале встречи чай, конфеты, печенье. Необходимо также продумать место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 60

В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая право родителей на обратную связь ведущему собрание педагогу. Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время (Цените и уважайте свое время и время ваших коллег-родителей!). Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации, тренинга, др. формы. Необходимо использовать подобные ситуации или специально создавать их и держать интригу для дальнейших встреч. Воспитатели нередко переживают по поводу того, что не все родители окликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания», «Кому, как ни этой семье нужно было прийти на собрание». Чтобы информация дошла до того, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке) ее необходимо повторять. Именно при повторе создается ее избыточность, т.е. гарантированная полнота восприятия. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 61

Собрание-встреча принесет родителям и воспитателям новое знание о себе и о другом, если в нем примет участие педагог-психолог, владеющий следующими методами взаимодействия с родителями : метода групповой дискуссии , повышающего психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющего выявить индивидуальные стереотипы в воспитании. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций. метода видеокоррекции , суть которого состоит в проигрывании заданий, при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется; метода игры , который помогает моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок-педагог-родитель»; Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд 62

метода совместных действий , основанного на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий. После выполнения задания проводится самоанализ и анализ. метода конструктивного спора , который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, помогает прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества. метод вербальной дискуссии , обучающий культуре диалога в семье, обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое просвещение родителей "Помогаем учиться".Обучение решению задач в начальной школе

Для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики...

Проект «Издание газеты «Жизнь нашего класса» - как один из способов повышения информированности учащихся и родителей»

Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей  премудростям  воспитания, привить свое понимание  развития детей, приобщить, а точн...

Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей

ЦЕЛЬ: совершенствовать знания педагогов о различных формах и методах работы с семьей. ЗАДАЧИ: ознакомление с теоретическими основами психолого-педагогического просвещения родителей;исследова...

Методическая разработка. Тема: «Педагогическое просвещение родителей по семейным проблемам с помощью родительского ринга»

Методическая разработка  содержит практические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей с помощью нетрадиционных форм проведения родительского собрания....