Рабочая программа по родному языку 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Колмакова Елена Григорьевна

На изучение родного русского языка в 4 классе  учебный план отводит 64 ч (2 ч в неделю).

  Учебно-методический комплект

  1. О.М.Александрова,   Л.А.Вербицкая  Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский родной язык» 4 класс Москва: «Просвещение» 2020г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rodnomu_yazyku_4_klass.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский родной язык» 4 класс составлена на  основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • ФГОС начального общего образования приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвежденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерация от 6 октября 2009 № 373»,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе  на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной  программы начального общего образования  по родному русскому языку;
  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  •  Положением  о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

   Целями

изучения предмета «Русский родной язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Место учебного предмета в учебном плане

На изучение родного русского языка в 4 классе  учебный план отводит 64 ч (2 ч в неделю).

  Учебно-методический комплект

  1. О.М.Александрова,   Л.А.Вербицкая  Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский родной язык» 4 класс Москва: «Просвещение» 2020г
  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский родной язык» во 4 классе является формирование следующих умений:

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.

Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:

В конце четвёртого года изучения курса «Русского родного языка» в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;
  • пересказывать текст с изменением лица;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.Содержание учебного предмета

 

Характеристика основных содержательных линий.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Содержание программы

  • Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

  • Язык в действии (5 ч)

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.

  • Секреты речи и текста (7 ч)

Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.

3.Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

34

2

 Язык в действии

12

3

Секреты речи и текста

22

Итого:

68 ч


Приложение 1

Календарно – учебный график

Родной русский язык 4 класс

п/п

№ разда и темы ур

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата (факт)

Примечание (причина корректировки)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (34 часа)

1.

1.1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

4.09

2.

1.2.

Работа с толковым словарем

1

8.09

3.

1.3.

Заимствованные слова. Книга «Занимательная Греция»

1

11.09

4.

1.4.

Устаревшие слова

1

15.09

5.

1.5.

Работа со словарями

1

18.09

6.

1.6

Проверочная работа

1

22.09

7

1.7.

  Вся семья вместе, так и душа на месте

1

25.09

8.

1.8

Мудрость в пословицах

1

29.09

9.

1.9

Однокоренные слова. Традиции семьи

1

2.10

10.

1.10

 Родственные слова

1

6.10

11.

1.11

Из истории языка и литературы

1

9.10

12.

1.12

 Диалоги - прибаутки

1

13.10

13.

1.13

 Слова, называющие родственные отношения

1

16.10

14.

1.14

 Самостоятельная работа

1

20.10

15.

1.15

 Красна сказка складом, а песня – ладом

1

23.10

16.

1.16

 Эпитеты

1

27.10

17.

1.17.

 Образы в русском фольклоре

1

3.11

18

1.18

 Синонимы

1

10.11

19

1.19

    Мудрость в пословицах

1

13.11

20.

1.20

 Древние названия

1

17.11

21.

1.21

 Из истории языка и литературы

1

20.11

22.

1.22

 Слова, которыми можно описать

1

24.11

23.

1.23

 Красное словцо не ложь

1

27.11

24.

1.24

 Толковые словари

1

2.12

25.

1.25

 Значение фразеологизма

1

4.12

26.

1.26

Происхождение фразеологизмов

1

8.12

27.

1.27

 Словарь фразеологизмов

1

11.12

28.

1.28

Проверочная работа

1

15.12

29.

1.29

  Язык языку весть подаёт

1

18.12

30.

1.30

 Этимология слов

1

22.12

31.

1.31

 Этимологический словарь

1

25.12

32.

1.32

 Словарь В.И.Даля

1

12.01

33.

1.33

 Самостоятельная работа

1

15.01

34.

1.34

 Проектные задания

1

19.01

Раздел 2. Язык в действии(12 часа)

35.

2.1

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

22.01

36

2.2

 Говори правильно

1

26.01

37.

2.3

Из истории языка и литературы

29.01

38.

2.4

 Слова- синонимы

1

2.02

39

2.5

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

5.02

40.

2.6

Синонимические словосочетания

9.02

41.

2.7

Этикетные выражения

1

12.02

42.

2.8

Как и когда появились знаки препинания?

1

16.02

43.

2.9

 Что такое пунктуация

1

19.02

44.

2.10

 Из истории языка и литературы

1

26.02

45

2.11

 Современные знаки препинания

1

2.03

46

2.12

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

5.03

Раздел 3. Секреты речи и текста (22 часа)

47

3.1

Задаём вопросы в диалоге

1

9.03

48

3.2

Правила вежливости при диалоге

1

12.03

49.

3.3

Разыгрывание диалога

1

16.03

50.

3.4

 Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль

1

19.03

51

3.5

 Заголовок в виде вопроса

1

23.03

52

3.6

Подбор названий текста

1

2.04

53

3.7

 Заголовок – основная мысль текста

1

6.04

54.

3.8

Самостоятельная работа

1

9.04

55.

3.9    

Учимся составлять план текста

1

13.04

56.

3.10

Краткий пересказ

1

16.04

57.

3.11

Деление текста на смысловые части

1

20.04

58.

3.12

Сам. работа с текстом

1

23.04

59.

3.13

Учимся пересказывать текст

1

27.04

60.

3.14

Рассказ от первого лица

1

30.04

61.

3.15

 Пересказ от третьего лица

1

4.05

62

3.16

Составление плана текста

1

7.05

63.

3.17

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

11.05

64.

3.18

 Лишние предложения  в тексте

1

14.05

65

3.19

Сравнение текстов

1

18.05

66

3.20

Восстановление текстов

1

21.05

67

3.21

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же»

1

25.05

68

3.22

Обобщение и закрепление материала изученного за 4 класс

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку для 3 класса.

Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...