Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
план-конспект занятия (3 класс)

Яшкина Евгения Викторовна

Занятия по  внеурочной деятельности по курсу «РКБ» по теме «Где хранится пресная вода?» первое УМК "Перспективная начальная школа"

Метапредметные результатыосвоенные обучающимися универсальные учебные действия (коммуникативные–умение совместно принимать решение в ходе решения учебной задачи)

Личностныерезультаты- ценностно-смысловая ориентация учащихся на применение продукта для личного использования, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предметные результаты

•  создание мини-проекта (мудрого совета)по разумному потреблению воды и учёта ограниченности этого ресурса для  человека. (открытие социально-культурного знания); 

• опыт презентации продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по  внеурочной деятельности по курсу «РКБ» по теме «Где хранится пресная вода?» первое

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (коммуникативные–умение совместно принимать решение в ходе решения учебной задачи)

Личностныерезультаты- ценностно-смысловая ориентация учащихся на применение продукта для личного использования, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предметные результаты

•  создание мини-проекта (мудрого совета)по разумному потреблению воды и учёта ограниченности этого ресурса для  человека. (открытие социально-культурного знания);

• опыт презентации продукта.

Этап занятия

Действия учителя

Действия детей

I.2)        Актуализируются знания и личный опыт учащихся

Мотивация.

Выход на определение темы занятия

- Здравствуйте. Я рада вас видеть на очередном занятии РКБ

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?(Используются отдельные картинки, связанные с использованием воды)

- Посмотрите на них и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь?

- Как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?

Дети высказывают свои предложения.

Дети говорят о важности пресной воды, о ее использовании для питья, для растительного мира и пр.

Проблемная ситуация

(надпредметная, носящая универсальный характер применимости УУД),

-А вы знаете, каковы запасы пресной воды на Земле? Хотите узнать?

-По статистике, на мировой океан(А это какая вода?) приходится 96,5% водной массы, а объём пресных вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. О чем это говорит?

Дети высказывают свои предположения.

Предметная педагогическая ситуация (превращение лю-бой ситуации в экологичес-кую: выделять в любой конкретной ситуации систему «объект» -окружающая его среда» и находить экологическое противоречие)

- А для чего нам необходимо это знать?

- Вода – это важнейшее условие для живой жизни

- Это наше потребление, наш ресурс        

Экологическое противоре-чие(познавательный компонент-знания о ведущих экологических противоречиях:

1) потребности-ресурсы для их удовлетворения (влияние объекта на среду –влияние среды на объект);

2)        экологические мнения-экологические факты (экологический императив) (прилагаются)

- А как вы думаете,  этот природный запас (ресурс) бесконечен?

- А мы можем влиять на него? На это потребление, этот ресурс?Каким образом? («Зеленое потребление»).

- Как вы думаете, в связи с этим,какое задание я хочу вам предложить?

- Нет, он может уменьшиться, исчезнуть и пр.

-Да, можем? Беречь. Экономно расходовать.

Перевод в в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;  

1.        Провести рефлексию границ своих знаний и умений, необходимых для достижения поставленной цели.

-  А мы выясним,каковы наши  потребности в воде и запасы пресной воды в природе и об ограниченности этого ресурса?

-Значит, что мы должны сделать?

-Рассчитать потребление воды человеком.

Ориентировочная основа действий(формируется на теоретическом уровне как обобщенный способ или принцип действия)

- Как будем действовать?

- Где возьмем информацию?

Работа с текстом или статьёй из тетради.

Освоение обобщенного способа(действия дают ключ к практике осознанного выбора и конструирования поведения в нестандартных жизненных ситуациях)

- Перейдём к задаче С.16 текст и задание №1 (теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач, значимых для ориентации в жизненных экологических ситуациях)

- Заполнение таблицы (Учитель целенаправленно организует освоение учащимися УУД через

реализацию коллективно-распределенной учебной деятельности с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию)

Рефлексия – проверка выполнения учебной задачи

- Подведение итога этого этапа работы

- Мы рассчитали потребление воды? ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.

- Для чего нам необходимо пить воду?

- Чем грозит нехватка воды в организме?

- Какой основной вывод мы можем сделать по итогам нашей работы?

- Мало того, дети,  её неравномерное распределение на континентах не раз становилось причиной кризисов и социальных катастроф.

-Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле. Если человеку так нужна вода, то как же   нужноберечь пресную воду, чтобы ее хватило на многие тысячелетия, многие поколения людей.

Моделирование (проектирование)

своей деятельностиОбеспечение творческой направленности и самостоятельности личности  в режиме сотрудничества и сотворчества

Задание №2

- Какой вывод вы можете сделать?

- О какой «зелёной» аксиоме идёт речь?

- Как понимание аксиомы повлияет на ваше поведение?

- Как  вы можете повлиять на поведение других людей?

- Как повлиять на поведение  одноклассников?

- «Зелёная» аксиома об ограниченности ресурсов и разумном потреблении

- Рассказать им об этом на «Неделе школьных наук», сообщение  на уроке окружающего мира

Проба (ситуации социализации = куда с этим можно выйти?)

Примечание: этот этап может быть не на каждом занятии

- Так, какое задание мы даем сами себе?

- Составление УМНЫХ СОВЕТОВ по употреблению пресной воды

Работа в тетради с таблицей.

Создание мини-проекта «Разумное потребление пресной воды» с таблицей.

Разработка критериев оценивания

- А как мы оценим правильность выполнения нашей работы?

- Критерии оценки:

  • использование специальных слов – обращений;
  • употребление восклицательных предложений;
  • сопровождение яркими рисунками;
  • аккуратность и грамотность письма.

Критериальное оценивание всех типов результатов

Согласно установленным критериям

Представление своих мини - проектов

Рефлексия личной (социальной) значимости решения учебнойзадачи. Рефлексия затруднений. Задачи на будущее.

3.        Креативный компонент (формирование готовности к творческому решению экологических проблем)

- Изменилось ли ваше представление опресной воде?

- Считаете ли необходимым что-либо изменить в своей жизни, своём поведении относительно этого ресурса потребления?

- Как вы думаете, а все наши гимназисты так ведут себя, уважительно относясь к пресной (питьевой) воде? Приведите примеры из гимназической  жизни? В других ситуациях?

- Что можно сделать в этом случае?

- А что можно сделать в будущем?

- Призыв ко всем с целью «зеленого потребления»

- Выход с МУДРЫМИ СОВЕТАМИ  на аудиторию 1 -классников.

- Провести классный час для другого класса.

Словарик для понимания

Учебные ситуации (организуются в рамках учебных предметов, в процессе учебной деятельности, основной результат-внутренние изменения личности обучающегося.Направлены на выявление границ «знания-незнания» учащегося, владения- невладения ими УУД для осуществления учебной деятельности, направленной на развитие своих познавательных способностей и личностных качеств, формирование опыта позиционирования в роли ученика и учителя). Из освоенных отдельных УУД формируется учебная деятельность, учащийся становится субъектом учебной деятельности, который умеет учиться. Системно-деятельностный подход воспроизводит полный цикл познания (А.Ю. Леберов): соединяет теоретические знания о способах действия, идущие из социального опыта, с эмпирическим личным опытом познания для решения конкретной познавательной и практической задачи в жизненной ситуации. Рефлексия выявляет для учащегося ограниченность его знаний и умений, является стимулом для преодоления этих границ путем творчества и освоения новых способов деятельности, развивая необходимых качеств личности, что замыкает цикл познания.

Ситуативное обучение рекомендовано в качестве ведущей методики для ОУР.

Учебная задача   — это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Практическая задача нацеливает учеников на получение результата, дает указание, что делать, учебная задача ориентирует на открытие и усвоение способа действия.

Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения целого  класса  однородных частных задач (В.В.Давыдов).

ориентировочная основа действий

формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия;          

ориентировочная основа действий

формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия;          

Приложение 1

  1. Познавательный компонент-знания о ведущих экологических противоречиях:
  1. обособление (от среды)-отождествление (со средой);
  2.  потребности-ресурсы для их удовлетворения (влияние объекта на среду –влияние среды на объект);
  3. экологические мнения-экологические факты (экологический императив);
  4.  полезность эколого-культурного опыта-его относительность (прошлое-будущее, глобальное-региональное;
  5. этнокультурное-поликультурное, этнокультурное-поликультурное, наука-традиции.
  1. Учебно-деятельностный компонент (освоение экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений:
  1. мотив действия (поведения, деятельности)-его экологические последствия,
  2. императивы экологические-нравственные-правовые,
  3. теория-практика.
  1. Креативный компонент (формирование готовности к творческому решению экологических проблем):
  1. Потребление-созидание, культуротворчество,
  2. Экологокультурный опыт прошлого-экологическое проектирование будущего.
  1. Ценностный компонент (экологические ценности-ориентир для выбора целей деятельности, поределения смысла жизни, норм и правил поведения в окружающей среде):
  1. эгоцентризм-экоцентризм,
  2. ценность жизни человека-ценность жизни всего живого,
  3. мое ресурсосбережение-наша экологическая безопасность,
  4. индивидуальное-коллективное,
  5. хочу-нельзя,
  6. не хочу-должен,
  7. интересы экологические –интересы экономические-социальные.
  1. Эмоционально-эстетический компонент (формирование и закрепление позитивного чувственно-эмоционального и эстетического наполнения деятельности, направленной на поддержание качества окружающей среды, безопасность любых форм деятельности, направленной на поддержание качества окружающей среды, безопасность любых форм жизни, здоровье человека):
  1. наблюдать, исследовать-любоваться, сопереживать,
  2. понятие-образ,
  3. жизнь, здоровье, гармония-смерть, болезнь, дисгармония.
  1. Нормативный компонент (овладение системой нравственных и правовых норм; правил деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, усвоение предписаний и запретов экологического характера; воспитание уважения к законам общества-для решения ключевых  эколого-культурных противоречий):
  1. я природное-я социальное,
  2. я общественное-я индивидуальное,
  3. экологические права-экологические обязанности, экологическаяотвественность

Таблица №1 Эталон

Информация

Признаки нехватки воды

Рекомендации.

В теле человека примерно 48-50 кг воды

Поддерживайте водный баланс

Снижение воды на 2кг

Жажда.

Выпить стакан воды

Снижение воды на ….кг

Полуобморочное состояние

Умыться и выпить воды

Снижение воды на …кг

Смертельно.

Поддерживать водный баланс не допускать снижения воды (брать с собой в дорогу необходимое количество воды, следить за тем, чтобы в течении дня выпивалось 2 кг воды)

Избыток воды

Ослабление организма

Распределить объём воды на весь день равномерно

Заполни таблицу

Информация

Признаки нехватки воды

Рекомендации.

В теле человека примерно 48-50 кг воды

Поддерживайте водный баланс

Снижение воды на 2кг

Снижение воды на ….кг

Снижение воды на …кг

Избыток воды

Разумное потребление мини-проект

1. Изучите полученные материалы

2.Создайте  рекомендации по разумному потреблению  пресной воды  соответствующие каждой фотографии(Группа 1)

3 Представь свою работу

4. заполните лист самооценки.

Разумное потребление Мини-проект

Устойчивое развитие —

 это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Разумное потребление мини-проект

1. Изучите полученные материалы

2.Создайте  рекомендации по разумному потреблению  пресной воды

Соотнеси образ и рекомендацию( даны картинки и рекомендации )

3 Представь свою работу

4. Заполните лист самооценки.

Разумное потребление Мини-проект

Устойчивое развитие —

 это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Не включай воду

на полный напор.

Не мой машину

 в реке и озере!

Используй фильтр

 для воды и не покупай воду в пластиковых бутылках!

Используй для мытья посуды посудомоечную машину!

Когда чистишь зубы, выключай воду!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочной деятельности в 1 классе «В царстве смекалки».

Технологическая  карта внеурочной деятельности по математике (1 класс) в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Умники и умницы". 4 класс.

В данной технологической карте вы найдете подробное описание хода мероприятия...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Мой край родной". 4 класс.

В данной технологической карте вы найдете пошаговую инструкцию урока...

Технологическая карта внеурочной деятельности. Тема занятия: Бумажная пластика. 1 класс

Обучение детей основам бумагопластики. Изготовление фигурок животных из салфеток....

Технологическая карта внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Тема" Почему мы не слушаемся родителей?" 3 класс

Технологическая карта внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Тема" Почему мы не слушаемся родителей?" 3 класс...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Как быть внимательным на уроке

Планируемые результаты:Личностные: учить проводить самооценку деятельностиПознавательные: понимать качество личности - внимательностьЦели: сформирование представления о необходимости быть вн...

Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Затруднение – мой помощник в учении

Планируемые результаты:Личностные: учить проводить самооценку деятельностиПознавательные: понимать значимость затруднений в учебном процессеЦели: 1. Сформировать представление о необходимост...