Рабочая программа "Родной язык "русский" (1-4 кл.)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Чикулаева Ирина Витальевна

Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. Поможет учителю составить КТП на каждый год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoy_yazyk_russkiy_1-4_kl.docx62.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 1- 4 классов является компонентом образовательного раздела Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области (МБОУ СОШ № 2 г. Россоши).

Настоящая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 1- 4 классов составлена на 63 ч (1 класс-12 часов (0,5 ч в неделю при 24 учебных неделях, начиная со 2 четверти); 2 класс-17 часов; 3 класс-17 часов; 4 класс-17 часов  (0,5 ч в неделю при 34 учебных неделях) в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2 г. Россоши.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» (1– 4 классы)  под редакцией О. М. Александровой.

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:  

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;  
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Курс русского родного языка направлен на решение следующих задач:  

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о  сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностные

У обучающегося будут сформированы умения:

  • понимать важность нового социального статуса «ученик»;
  • принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и принимать образ «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
  • понимать нравственные нормы, закреплённые в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
  • осознавать  язык как основное средство общения людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • воспринимать русский язык как основную, главную часть культуры русского народа, культуры России; осознавать свою принадлежность народу, стране, чувство уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
  • развивать интерес к русскому языку как к родному;
  • осознавать слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке;
  • понимать здоровьесберегающие аспекты жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • оценивать правильность выполнения задания; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их.

Предметные

Обучающийся научится:

1) при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

2) при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

3) при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать в своей речи устаревшие слова, пословицы и поговорки;
  • употреблять в речи слова с правильным ударением;
  • применять правила корректного речевого поведения;
  • анализировать полученную информацию.

2 класс

Личностные        

У обучающегося будут сформированы:

  • навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
  •  учебно - познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к учебному предмету «Родной язык (русский)», понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
  • устойчивого познавательного интереса к учебному предмету;
  • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные        

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале и сотрудничать  с учителем;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (практическую задачу и познавательную);
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся  научится:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества во время работы в паре или группе;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от                                 собственной;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные

Обучающийся  научится:

1) при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»: 

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;  
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

2) при изучении раздела «Язык в действии»:  

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;  
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;  

3) при изучении раздела «Секреты речи и текста»:   

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться в речи  устаревшими словами (обозначающими традиционные предметы русского быта), пословицами и поговорками, фразеологическими оборотами;
  • использовать в речи слова с правильным ударением;
  • пользоваться словарями для правильного написания слов и употребления их в устной речи;
  •  развивать культуру владения родным языком (русским)  в соответствии с правилами речевого этикета.

3 класс

Личностные        

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
  • чувства любви и уважения к родному русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • осознания себя носителем русского языка;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым  способам решения задач;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные        

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • адекватно оценивать свою работу на уроке.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач: владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • использовать правила общения в конкретных учебных ситуациях.

Предметные

Обучающийся научится:

1) при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»: 

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.

2) при изучении раздела «Язык в действии»:  

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;  
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

3) при изучении раздела «Секреты речи и текста»:   

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,  устанавливать логическую связь между фактами;
  • создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • использовать в речи слова  с национально-культурным компонентом значения, уточнять их значение с помощью словаря;
  • использовать в речи отдельные формы множественного числа имен существительных, обращая внимание на их правильное произношение;
  • создавать тексты в устной и письменной форме, опираясь на орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

4 класс

Личностные        

У выпускника будут сформированы:

Личностные

Выпускник научится:

  • воспринимать русского языка как явления национальной культуры, понимать  связь развития языка с развитием культуры русского народа;
  • владеть родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, пользоваться правилами речевого этикета;

Выпускник  получит возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств  при общении.

Метапредметные        

Регулятивные

Выпускник научится:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять самопроверку и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Выпускник  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Коммуникативные

Выпускник научится:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Выпускник научится:

1)  при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
  • осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать  значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

2) при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

3) при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;
  • пересказывать текст с изменением лица;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать  слова  с национально-культурным компонентом значения;
  • употреблять в речи  фразеологические обороты, пословицы и поговорки, устаревшие слова, отражающие русскую культуру;
  • произносить слова с правильным ударением;
  • редактировать письменные тексты с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • избегать в устной речи грамматических ошибок;
  • пользоваться разными видами словарей;
  • соблюдать  принципы этикетного общения, лежащие в основе русского речевого этикета.

Содержание учебного предмета
1 класс

 Секреты речи и текста (5 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

 Язык в действии (4 ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

 Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках.

2 класс

Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).  

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).  

Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Практическая работа «Рифма».  Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.  Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.  

Секреты речи и текста (4 ч)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).  Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текста: развернутое толкование значения слова.  

3 класс

Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города.

Язык в действии (5 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Секреты речи и текста (2 ч)

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

4 класс

Раздел 1 Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?

(Приобретение опыта поиска информации о происхождении Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2 Язык в действии (4 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа

настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за

синонимией синтаксических конструкций словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3 Секреты речи и текста (7 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание

текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Учебно – тематический план

1 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Секреты речи и текста

5 ч

2

Язык в действии

4 ч

3

Русский язык: прошлое и настоящее  

3 ч

Итого:

12 ч

2 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее  

7 ч

2

Язык в действии

6 ч

3

Секреты речи и текста

4 ч

Итого:

17 ч

3 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее  

10 ч

2

Язык в действии

5 ч

3

Секреты речи и текста

2 ч

Итого:

17 ч

4 класс

Название раздела

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее  

6 ч

2

Язык в действии

4 ч

3

Секреты речи и текста

7 ч

Итого:

17 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...