не.произносимые сог. в корне слова
методическая разработка

не.произносимые сог. в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepr_sogl_konspekt.doc108 КБ
Microsoft Office document icon razdatki.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon slova_neproiznosimy_sogl.doc2.65 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Класс: 2

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о написании непроизносимого согласного звука в корне и о способе проверки.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания непроизносимого согласного звука в корне;
  2. Научить писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.

Воспитательные:        

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать алгоритм правописания слов с непроизносимым согласным в корне ;

- уметь писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне .

Метапредметные:

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; работать по предложенному плану, выдвигать свой план; смысловое чтение.

РУУД: целеполагание; планирование; контроль; саморегуляция; оценка; принятие учебной задачи к исполнению.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные результаты:

- самоопределение;

- смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: учебник Русского языка В.П. Канакина, УМК «Школа России» 3 кл., 1 часть,  учебная презентация, раздаточный материал, аудиозапись.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
1 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:  психологический настрой, инструктаж


Фронтальная

Практический: пазл

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Получите билет на урок, присаживайтесь по цвету команды.

        

- Сегодня на занятии мы будем узнавать новое и для того, чтобы у нас все получилось, составим формулу успеха:

… + … + …= успех

- Какие качества из предложенных (на слайде: разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень) нам сегодня понадобятся? Отвечаем по поднятой руке.

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке.

-Посмотрите на слайд, что на нем изображено?

-Верно. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие и будем собирать сокровища.

-Куда мы отправимся, вы мне скажите сами, восстановив иллюстрацию.

-Но для начала вспомним правила работы с интерактивной доской. 

- Сегодня названия некоторых заданий будут связаны как с английским так и с русским языком.

-У каждого есть свой сундук, в который на протяжении всего урока вы будете складывать заработанные монетки. Монеты будут выдаваться за активность на уроке и правильные ответы.

-А для того, чтобы определить, что мы с вами будем изучать, восстановите зашифрованное слово, расставив слоги в правильной последовательности.

Ор рам фог ма

-Что мы будем изучать?

-Вспомним, что такое орфограмма.

-правильно, еще как мы говорим?

-Что мы делаем, если орфограмму нельзя проверить?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- старание, внимание, сообразительность.

-Сундук с сокровищами.

Собирают пазл.

-В зоопарк.

  1. Пользуемся только стилусом.
  2. Сильно не нажимаем на экран .
  3. Убираем стилус на магнитную линию.

-орфограмму.

-Ошибкоопасное место.

-Написание, которое требует проверки.

-Надо запомнить или проверять по словарю.

Метапредметные:

Р: саморегуляция

Личностные: смыслообразование

К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готопроовность мышления и осознание


Словесный: учебный диалог

Практический: работа у доски

Фронтальная

Групповая

Практический: «живые модели»

1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Скажите, какое слово Марти изобразил в виде иллюстрации. Запишите. (Один у доски, остальные в тетрадь.

- Из скольких букв состоит это слово?

- Из скольких звуков?

-Давайте проверим. (слово на слайд + транскрипция)

-Совпали ли ваши ответы, с ответами Марти?

-Что интересного вы заметили? Кто самый внимательный?

-Можно я вам подскажу? Здесь есть буква, которая не обозначает никакого звука.  Что это за буква? Что это за буква?

-В какой части слова она находится?

-Почему так произошло? Звук не произносится, а буква, обозначающая его, пишется.

-Предположите, как можно назвать данные звуки, если они не произносятся?

Один учащийся выйдет к доске и восстановит.

-А как проверить написание слова с непроизносимым согласным?

-Какое затруднение у вас возникло?

Знаете ли вы как проверить непроизносимый согласный?

-Что мы тогда будем с вами сегодня изучать.

1. Вспоминают тему,  над которой работали на прошлом уроке.

2. Отвечают на вопросы учителя

- Солнце.

-6/5

- 5

-Да/нет

-Есть буква, которая не обозначает никакого звука.

-Л.

-В корне слова.

Высказывают свое мнение.

-Непроизносимые согласные.

Высказывают свое мнение.

-Мы не знаем, как пишутся слова с непроизносимым согласным.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

 

Метапредметные:

Р: саморегуляция

П: анализ, синтез;

Структурирование знаний

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Интерактивная доска

Шапочки

Постановка учебной задачи
1 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Подводит к постановке темы урока и цели урока.

-Предположите тему нашего урока. 

-Какую цель мы поставим?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке
- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Один учащийся восстановит последовательность плана на флипчарте.

Повторим…

Узнаем…

Проверим….

( Учитель размещает план работы на флипчарт)

-Проговори план.

-За активную работу ты получаешь одну монетку.

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

  1. Определяют тему, цель урока. 

-«Правописание слов с непроизносимым согласным в корне».

-Узнать написание слов с непроизносимыми согласными и уметь их писать.  

2.Составляют план работы

-Повторим, что такое орфограмма. 

-Узнаем, как пишутся слова с непроизносимым согласным в корне

-Проверим умение писать слова с непроизносимым согласным в корне

-1. Повторили, что такое орфограмма. 

Предметные: уметь формулировать тему и цель, составлять план работы.

Метапредметные:

 

Р:  устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

«Лист достижений»

План работы

"Открытие" детьми нового знания
6 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Практический: работа с алгоритмом

Фронатальная

Словесный: беседа

Групповая

Индивидуальная

Практический:

Работа с информацией

Словесный: инструктаж

Парная

Практический:

Работа с информацией

Наглядный: план

1.Организует объяснение нового материала.

-Ребята, скажите, а кто в зоопарке знает информацию абсолютно про каждого животного и может провести экскурсию? Познакомимся с нашим гидом. Его зовут лев Алекс.

-Какое затруднение у вас возникло в начале урока?

 

Алекс предлагает вам разобраться в этом ответе и  изучить новую информацию.

-Сегодня вы побудете в роли филологов – это знатоки русского языка.  Работать будете в группе.

Вспомним правила работы в группе.

- Ваша задача изучить информацию и верно выполнить задание.


-Прочитайте задание. Что нужно сделать? Кому не понятно?

На работу у вас есть 1,5 минуты.

-Расскажите, какое правило вы изучили. Отвечать будете в соответствии с купленными билетами. 

-Тот, у кого билет под номером 1, расскажи, какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?

 

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся! Эти слова нужно проверять.  Опасными являются сочетания букв: -стн- (грустный), -здн- (звездный).

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо (Место – местность).

-Учащийся с билетом под номером 3. Назови, опасные сочетания букв. 

-Тот, у кого билет номер 5, выйдет и восстановит  алгоритм «Правописания непроизносимого согласного в корне»

(НА ДОСКЕ СОСТАВЛЯЕТ – НА ПАНЕЛЕ ЭТАЛОН)

-Проверьте по эталону.

-Кто верно составил алгоритм, поднимите руку. За работу вы получаете монетку.

-Изучив информацию, вы являетесь специалистами в этом деле. Сейчас вы в группе и расскажете друг другу на ушко алгоритм «Правописания непроизносимого согласного в корне». На это у вас есть 1 мин.

 

-Поднимите руку, у кого получилось рассказать правило.  Молодцы, вы заработали еще одну монетку.

-Обратимся к плану, какой пункт выполнили?

1. Изучают новый материал.

- Гид.

-Мы не знаем, как проверить написание слов с непроизносимым согласным в корне.

Анализируют алгоритм работы.

- Т, Д, Л, В.

- стн, здн, рдц, лнц, вств.

-Узнали, когда пишется мягкий знак (ь) на конце им.сущ. после шипящих

Предметные:

Изучение видов речи

Метапредметные:

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

П: обобщение и структурирование знаний в речи

П: работать по предложенному плану.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: смысловое чтение

Р: саморегуляция

К: сотрудничество

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Р: оценка, коррекция

Учебная презентация

Интерактивная доска

Раздаточный материал: задания

Аудиозапись

«Лист достижений»

Первичное закрепление
2 мин

Усвоение нового способа действий

Наглядный: учебная презентация

Фронтальная

Словесный: инструктаж

Индивидуальная

Парная

Наглядный: план

1. Организует решение проблемной ситуации.

- Ребята, капитан Шантель Дюбуа решила проверить, как вы усвоили новую информацию, и подготовила для вас задание.  Работать будете по структуре «Симантиниус релли тейбл», в паре. 

Алгоритм на экране: 

1. Выполняете задание;

2. Проверяете работу соседа.

-Проверьте работу своих товарищей по эталону.

- ПАНЕЛЬ – ЭТАЛОН.

-Поднимите руку те, кто выполнил задание верно. Вы заработали 1 монетку.

-Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся! Эти слова нужно проверять.  Опасными являются сочетания букв: -стн- (грустный), -здн- (звездный), -рдц- (сердце), -лнц- (солнце),
-вств- (здра
вствуйте).

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо (Место – местность).

-Обратимся к плану, какой пункт выполнили?

1. Решают проблемную ситуацию.

- Подобрать проверочное слово, чтобы звук был отчетливо слышен.

- Проверим умение писать слова с непроизносимым согласным в корне

Предметные: формирование умения виды речи

Метапредметные:

К: сотрудничество

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р: контроль, исправление ошибок.

Раздаточный материал: задание

«Лист достижений»

 

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

 

Фронтальная

Словесный: обобщающая беседа

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.


- Наше путешествие подходит к концу. Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?


- Какую цель мы с вами ставили?

- Достигли мы ее, все ли пункты плана выполнили?

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- А теперь проанализируем результаты вашей деятельность на уроке.

- Посчитайте количество заработанных монет. Покажите на пальцах, сколько монеток вы заработали. Замечательно. Вы хорошо сегодня поработали.  Кто заработал меньше монет, не расстраивайтесь, мы с вами только учимся.

- Животные зоопарка были рады нас видеть и оставили нам подарок «Кубик результата»:

 Сейчас я предлагаю вам подкинуть его и ответить на вопрос, который вам выпадет:

- В конце занятия вы все получаете сокровище – ваши знания!

-Спасибо за урок, до свидания!

1.Вспоминают тему, цель урока

 Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих».

-Узнать и учиться применять правило написания мягкого знака (ь) на конце им.сущ. после шипящих.

-Да, так как все пункты плана реализованы.


Метапредметные:

К: построение речевого высказывания

Р: оценка

Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности

План работы

«Лист достижений»

Кубик Блума



Предварительный просмотр:

Рабочий лист №1:

Внимательно изучите информацию.

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся! Эти слова нужно проверять.  Опасными являются сочетания букв: -сн- (грустный), -зн- (звездный).

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо (Место – местность).

Восстановите алгоритм в правильной последовательности:

Есть ли сочетание -сн-, -зн- ?

Если появился согласный - пиши  Т, Д, Л, В
Если нет –
Т, Д, Л, В

Есть        подбери проверочное слово.

Рабочий лист №1:

Внимательно изучите информацию.

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся! Эти слова нужно проверять.  Опасными являются сочетания букв: -сн- (грустный), -зн- (звездный).

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо (Место – местность).

Восстановите алгоритм в правильной последовательности:

Есть ли сочетание -сн-, -зн- ?

Если появился согласный - пиши  Т, Д, Л, В
Если нет –
Т, Д, Л, В

Есть        подбери проверочное слово.

        

Рабочий лист № 2

Задание: вставь пропущенные буквы, если необходимо, подбери проверочные слова:

Капус…ный - _____________

Вкус…ный - _____________

Рабочий лист № 2

Задание: вставь пропущенные буквы, если необходимо, подбери проверочные слова:

Капус…ный - _____________

Вкус…ный - _____________

Рабочий лист № 2

Задание: вставь пропущенные буквы, если необходимо, подбери проверочные слова:

Капус…ный - _____________

Вкус…ный - _____________

Рабочий лист № 2

Задание: вставь пропущенные буквы, если необходимо, подбери проверочные слова:

Капус…ный - _____________

Вкус…ный - _____________

Рабочий лист № 2

Задание: вставь пропущенные буквы, если необходимо, подбери проверочные слова:

Капус…ный - _____________

Вкус…ный - _____________

Рабочий лист № 2

Задание: вставь пропущенные буквы, если необходимо, подбери проверочные слова:

Капус…ный - _____________

Вкус…ный - _____________

Повторим, что такое орфограмма

Узнаем, как пишутся слова с непроизносимым согласным в корне

Проверим умение писать слова с непроизносимым согласным в корне


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...