природа экскурсия
материал (3 класс)

природа экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursii.docx78.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта пробного урока

Предмет: Окружающий мир    Класс: 3   

Тема урока: Экскурсия в парк

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: тетрадь, ручка, карточки с заданием, мелки для асфальта.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Учащиеся работают активно, проявляют интерес к предмету.

Цель урока: Организация деятельности учащихся по знакомству с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Задачи:

Дидактические: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; способствовать формированию интереса детей к природе; закреплять знания детей о живой и неживой природе.

Развивающие: Развивать у школьников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей; развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения; развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе; развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные: Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах; вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше; способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Знают о весенних изменениях в природе; проявляют интерес к природе; знают о живой и неживой природе.

Метапредметные

Познавательные УУД

Проводят самостоятельные наблюдения в природе; дают характеристику погоды по результатам наблюдений; приводят примеры растений и животных парка; выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Регулятивные УУД

Следуют при выполнении заданий инструкциям учителя, проводят наблюдения по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; фиксируют результаты наблюдений; отличают новое от уже известного с помощью учителя, ориентируются в своей системе знаний, извлекают необходимую информацию; находят ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.

Коммуникативные УУД

Сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.

Личностные

Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы.

Этап фрагмента урока

Образователь

ная задача этапа урока

Методы и

приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1)Организационно-мотивационный

Мотивация детей к работе на уроке, поднятие настроение детей.

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не обычный урок. Но чем же он будет отличаться от других вы узнаете немного позже.

-Чтобы вы погрузились в тематику сегодняшнего урока, мне бы хотелось начать его стихотворения:

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? 

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие слова вам помогли?

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? 

И как я говорила, сегодня урок необычный. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, т.е отправимся на экскурсию в парк.

-Здравствуйте.

-О весне.

-Появляются ландыши.

Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши

Ф

К-слушают и понимают других

2)Актуализация знаний

Актуализация  опорных знаний

Словесный (беседа, инструктаж, рассказ)

-Но перед тем, как мы отправимся в наше небольшое путешествие, давайте вспомним правила дорожного движения, а также правила поведения на природе.

-Сейчас встаём, одеваемся и строимся по парам.

-Чтобы экскурсия наша с вами была весёлой, интересной и познавательной, надо перед выходом спеть песню:

-Замечательно. Теперь мы с вами точно готовы отправить на экскурсию.

-Проезжую часть нужно переходить спокойно, не бежать и только через пешеходный переход.

-Перед тем, как начать движение посмотреть по сторонам и убедиться, что машин нет.

-Переходить только на зелёный сигнал светофора.

-При переходе смотрим сначала налево, потом направо.

-Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

-Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

Ф

3)Постановка цели и задачи урока

Подготовка к восприятию темы.

Заинтересовать детей для изучения новой темы.

Определить тему урока совместно с детьми

Поставить цели и задачи совместно с детьми

Словесный (беседа, рассказ)

Словесный (беседа)

(Идут в парк)

-Оглянитесь вокруг! Как можно назвать все, что нас окружает?

- Что вы видите по дороге?

- А что из того, что вы перечислили, сделали люди?
- Ребята, все, что сделано руками человека, мы называем изделием. А что создано природой?
- Но ведь природа тоже бывает разная. Вот дерево. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.
-А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите.

-А вот светит солнышко. Оно живое?

-Вот мы и пришли к тому, что природа бывает «живая» и «неживая».
-И сегодня, как вы думаете, за чем будем наблюдать на экскурсии?

-Правильно. Мы будем наблюдать за живой и неживой природой.

-А сейчас отгадайте загадку:

Зеленоглаза, весела,

Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)

-Верно, молодцы.

-Посмотрите вокруг. Какие слова из загадки соответствуют тому, что вы видите?

-Подумайте, кто и что нас сейчас будет встречать в весеннем парке?

-Давайте же узнаем, кто из вас был прав и что же на самом деле увидим в парке.

-Окружающий мир

-Дома, солнце светит, местами снег, магазин, огороды, деревья, птицы.

-Дома, огород, магазины.

-Снег, солнце, деревья.

-Живое. Оно дышит растёт, питается.

-Воробей живой. Он тоже дышит, питается, двигается.

-Нет. Солнце не дышит и не растет.

-За живой и неживой природой.

-Весна.

-Стало тепло, прилетели весенние птицы и поют песни.

-Деревья, кустарники, травянистые растения, птицы и т. д.

Ф

И

Ф

4)Поисково-исследовательский

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Словесный (беседа, рассказ)

Словесный (рассказ)

Практический (рассказ стихотворений)

Словесный (беседа, рассказ)

-Вот мы пришли в парк.

-Но перед тем, как пройти через ворота, мы должны сообщить природе, что пришли к ней с миром и не собираемся её колечить.

-Сейчас я прочитаю небольшой текст, а вы в конце должны сказать следующие слова:

Нет, уважаемый парк, мы пришли как друзья.

-Слушаем внимательно:

Мы входим в парк и сразу чувствуем, что деревья, птицы, насекомые, первая трава затаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может мы станем ломать ветки и срывать кору, раним березу, чтобы напиться сока, и не заклеим рану, а она истечет соком, как истекает кровью раненый человек? Может, мы взяли с собой рогатки и будем стрелять птиц? А может быть, первые муравьи станут нашей добычей?

-Сегодня мы полюбуемся красотой весеннего парка. Давайте поздороваемся с хозяевами парка и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ. 
-Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад?

-Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? 
- Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости. Берегите его!

-А сейчас предлагаю порадовать парк стихами о весне. (Заранее подготовленные дети читают стихи о весне.) 

-Молодцы.

-Давайте подарим нашим читателям аплодисменты.

-А сейчас друг другу подарите улыбки.

-У улыбки, ребята, как и у природы есть волшебная сила. Как вы думаете, в чём волшебная сила улыбки?
- Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.

- Оглянитесь вокруг. Какие деревья вы видите? Что можете о них рассказать?

- Давайте немного поиграем. Вам нужно отгадать о каких деревьях идёт речь в загадках. Тот, кто ответил правильно должен подойти к этому дереву (показать его) и спеть ему небольшую песенку, чтобы дерево тоже с нами поиграло:

На лесной опушке
Стоят подружки. 
Платьица белены,
Шапочки зелены.

-Правильно. Подойди к берёзе и спой ей песню.

Кто на даче у веранды

Носит носиков гирлянды?

В алых листьях ярок он.

Отгадали? Это…

-Молодцы. Все угадали. Кто хочет спеть песенку клёну?

-Последняя загадка:

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем!

-Кто угадал? О каком дереве идёт речь?

-Все верно.

Слушают текст.

-Нет, уважаемый парк, мы пришли как друзья.

-Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу.

-Рад.

-Хорошо, настроение весёлое, спокойное.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

(Ф.Тютчев)

Травка зеленеет

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

(А.Плещеев)

Ответы учащихся.

-Берёза, липа, клён, дуб.

-Березы.

Учащийся, который разгадал загадку, поёт песню.

-Клён.

-Дуб.

Ф

Ф

И

Ф

И

К-слушают и понимают других

5)Практический

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Словесный (беседа)

Практический (рисуют мелками)

Практический (ответт на вопросы по карточкам)

Словесный (беседа, рассказ)

Практический (работа в тетради)

Словесный (беседа)

Практический (составление плана)

Словесный (беседа)

1. Наблюдение за изменениями в жизни растений

-Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья?


- А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте березу. Покажите всю красоту этого дерева. (Рисуют в группах, выбранных по желанию детей. В итоге выбирается лучший рисунок).

- Давайте внимательно рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид к себе в тетрадку.

-Поднимите свои тетради и покажите листочки.

-Молодцы!

- А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

-Вам нужно будет описать дерево или же кустарник по вопросам, которые написаны на карточке.

Карточка №1

  1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
  2. Есть ли на этом растении листья?
  3. Какого цвета и формы листья?
  4. Много ли их на вашем растении?
  5. К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
  6. Есть ли на растении плоды и семена?
  7. Какого цвета кора вашего растения?

-Кто выполнил всё задание возьмитесь за руки и встаньте в круг.

-Прослушаем выступления групп.

- Итак, что вы заметили при наблюдении? Какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны?

-Всё верно ребята.

-Еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

- Каким стал воздух с приходом весны?

- Как красиво весной! Меняется все. И живая природа, и неживая.

-Ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? 

-А солнце светит так же ярко и греет, как летом? 

-Скажите, как изменилась неживая природа?

- А как изменилась живая природа?

- А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?

- А слышите ли вы птиц?

- А каких перелетных птиц вы знаете?

2. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

(если не наблюдается живой птицы, используется фото)

- Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.

- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

-Молодцы.

-Зарисуйте птицу к себе в тетрадь.

-Чтобы закрепить наши знания, перелагаю вам записать отчет по нашей экскурсии.

-В выполнении этого задания вам поможет план.

3.План письменного отчета:

-красота весенней природы (сделать фотографии первых весенних цветков);

-погодные условия;

-жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

-жизнь древесных и кустарниковых пород, яростность в лесопосадке.

-приметы весны в животном мире.

Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления весны в живой и неживой природе. 
- Самостоятельно понаблюдайте за весенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ.  
1 и 2 группы ведет наблюдение за неживой природой; 3 и 4 группы – наблюдает за живой природой. 
Подведение итогов наблюдений  
- Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию о весенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп) 
- Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся). 
- Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Какие приметы вы знаете?


4. Сбор веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев. 

-Предлагаю в память о нашей экскурсии собрать природный материал.
Учащиеся собирают природный материал. Еще раз любуются разнообразием весенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

-Кора светло коричневая, листья зелёные, на некоторых деревьях почки ещё только распускаются.

Рисуют листок.

Рисуют дерево на асфальте.

Поднимают тетради

Учащиеся наблюдают за кустарником, деревом.

Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.

-На деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами

-Свежим.

-Голубое, чистое, безоблачное

-Нет. Светит ярко, но еще плохо греет.

-Солнце светит чаще и ярче. Небо кажется выше. Ветер дует более теплый. Температура воздуха выше. Световой день прибавился.
Набухают почки на деревьях. Животные и насекомые просыпаются. Птицы прилетают. 

-Шум дороги, шаги прохожих и т.д.

-Да

-Ласточки, грачи и т.д.

Записывают в тетради свои наблюдения. (характеристика зависит от птицы, за которой наблюдают учащиеся).

-Рисуют птицу.

Работают в группах.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся. 

Вороны купаются ранней весной — к теплу.

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.

Если весной, когда сходит снег, место дороги остается бугром, будет хороший год, а если сперва дорога растает — год будет тяжелый.

Если весной много летит паутины —лето будет жаркое.

Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету.

Собирают природный материал.

Ф

Г

Г

Ф

И

Ф

Г

Ф

И

6)Рефлексивно-оценочный

Установление обратной связи.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели.

Оценка своих достижений

Словесный (беседа, рассказ)

-Наша экскурсия подходит к концу. Предлагаю вам закончить нашу экскурсию игрой.

-Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки весны. Кто больше назовет, тот и победил.

-Получилась ли наша экскурсия такой, какой мы задумали её вначале нашего занятия?

-Что больше всего запомнилось на экскурсии?

-Домашнее задание: попросите родителей принести домой ветку с почками любого дерева. Опустите ее в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.

-Оцените свою работу на экскурсии:

Если вам понравилось, как вы работали, то похлопайте себе громко-громко. Если не понравилась собственная работоспособность, то потопайте.

(Добираются обратно до школы)

-Да. Экскурсия была интересной и познавательной.

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу.

Ф

Оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в парк. Декабрь

Создаyние условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы....

Экскурсия в природу по предмету "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕК"

Экскурсия по предмету "Мир природы и человек", наблюдение за изменениями природы на конец весны.конспект разработан для млаших школьников с нарушениями интеллекта учащихся в 3 классе...

Природа (экскурсия). Ценность природы для людей.

Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе....

Конспект экскурсии в природу. Экскурсия в осенний парк.

Конспект экскурсии в природу.Экскурсия в осенний парк....

Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс

Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....