Рабочая программа кружка "Мой робо-проект"
рабочая программа

Рабочая программа робототехнического кружка "Мой робо-проект" разработана для ребят 8-13 лет. Направленна на обучению работе с комьпютером и создание собственного проекта. Особенность программы заключается в том, что предварительно дети должны освоить работу с конструктором Lego Wedo.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Марий Эл

«Центр детского и юношеского технического творчества»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Мой робо-проект»

ID программы: 4198

Направленность программы: техническая

Уровень программы: продвинутый

Возраст обучающихся: 8-11лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем часов: 140

2024 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

Пояснительная записка.

С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов. Лидирующие позиции в области робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение LegoEducation) с образовательными конструкторами серии Mindstorms, Fischertechnik. В некоторых странах (США, Япония, Корея и др.) при изучении робототехники используются и более сложные кибернетические конструкторы.

Актуальность программы «Мой робо-проект» заключается в том, что в последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно расширяется применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов автономных устройств, взаимодействующих с окружающим миром без участия человека. Стремительно растущие коммуникационные возможности таких устройств, равно как и расширение информационных систем, позволяют говорить об изменении среды обитания человека. Авторитетными группами международных экспертов область взаимосвязанных роботизированных систем признана приоритетной, несущей потенциал революционного технологического прорыва и требующей адекватной реакции как в сфере науки, так и в сфере образования.

В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. В ряде профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования присутствуют специальности, связанные с робототехникой, но в большинстве случаев не происходит предварительной ориентации школьников на возможность продолжения учебы в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся попасть на специальности, связанные с информационными технологиями, не предполагая о всех возможностях этой области. Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему большинству современных детей. Таким образом, появилась возможность и назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники.

Направленность программы «Мой робо-проект» – техническая. Программа направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

Новизна программы опирается на понимании приоритетности практико-ориентированной работы, направленной на развитие навыков соревновательной робототехники у школьников, а также развития навыков командной работы и управления временем при использовании специальных наборов ПервоРобот ЛЕГО WeDo.

Отличительной особенностью программы является предоставление детям права выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках темы. Программа учит детей выполнять проекты в области робототехники.

Адресат программы «Мой робо-проект». Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 11 лет, освоивших программу «Робототехника». Это обосновано тем, что возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие содержанию программы, формируются к указанному возрасту.

Срок освоения программы: 1 года.

Форма обучения: очная.

Уровень программы: продвинутый.

Особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа реализуется в традиционной форме. В случае возникновения необходимости дистанционного обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагог оставляет за собой право вносить изменения в календарный учебный график. По организационной форме обучения выделяются фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения.

Режим занятий. Занятие проводится один раз в неделю по 2 учебных часа по 40 минут с перерывом в 10 минут с 6 сентября 2021 г. по 31 мая 2022 г. (согласно СП 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от г. № 28 и Устава ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ).

Правила приема. На программу «Мой робо-проект» принимаются дети от 8 до 11 лет, освоившие программу «Робототехника», по письменному заявлению их родителей (законных представителей) и зачислению через автоматизированную информационную систему «Навигатор дополнительного образования детей Республики Марий Эл». Наполняемость групп составляет 7 человек.

Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы по специальностям, связанным с робототехникой.

Задачи:

Образовательные:

– Использование современных разработок по робототехнике в сфере образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности обучающихся.

– Ознакомление обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов.

– Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой.

– Решение обучающимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.

Развивающие:

– Развитие у обучающихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем.

– Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности.

– Развитие креативного мышления, и пространственного воображения обучающихся.

– Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.

Воспитательные:

– Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.

– Формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного результата.

– Формирование навыков проектного мышления, работы в команде.

Объем программы.

Объем программы составляет 140 часов.

Содержание программы.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модульной программы «Мой робо-проект»

Раздел 1. Знакомство с методом проектирования.

Тема Вводное занятие.

Теория. Знакомство с целями и задачами курса. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к обучающимся на период обучения. Значимость роботов в жизни людей. Основные понятия робототехники: робот, робототехнические (роботизированные) системы (РТС), мобильные (движущиеся) РТС, манипуляционные РТС, манипулятор, объект манипулирования, промышленный робот, задающий орган, исполнительный орган, рабочий орган, захватное устройств, система программного управления, управляющая программа, информационная система.

Практика. Свободное конструирование из Lego с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

Формы текущего контроля: опрос, самооценка.

Тема Знакомство с компьютерной программой Word.

Теория. Знакомство с компьютерной программой Word. Освоение печати в программе.

Практика. Печать текста с заданными параметрами. Печать списка литературы по образцу. Решение логических задач.

Формы текущего контроля: практическая работа.

Тема Знакомство с компьютерной программой PowerPoint.

Теория. Знакомство с компьютерной программой PowerPoint.

Практика. Работа над презентацией ко дню матери.

Формы текущего контроля: опрос, самооценка.

Тема Выбор темы проекта.

Теория. Знакомство с методом проектирования и мозгового штурма.

Практика. Мозговой штурм. Свободное конструирование из Lego . Игры с поделками.

Формы текущего контроля: опрос, самооценка.

Раздел 2. Повторение состава конструктора перворобот WEDO 9580.

Тема Название деталей.

Теория. Повторение названий деталей конструктора.

Практика. Разобрать детали конструктора. Собрать конструкции по замыслу. Решение логических задач.

Форма текущего контроля: опрос.

Тема Способы крепления деталей.

Теория. Вспомнить типы и способы креплений деталей.

Практика. Разобрать способы креплений. Свободное конструирование.

Форма текущего контроля: самооценка.

Тема Интерфейс программы. Перечень терминов.

Теория. Показать интерфейс программы. Вспомнить основные термины.

Практика. Разобрать интерфейс, вспомнить основные принципы составления программы. Решение логических задач.

Форма текущего контроля: практическое задание.

Тема Звуки. Фоны экрана. Сочетания клавиш.

Теория. Вспомнить используемые звуки, смену фона, сочетания клавиш.

Практика. Поменять фон экрана, применить звуки, запрограммировать мультфильм. Свободное конструирование.

Форма текущего контроля: опрос.

Тема Промежуточная аттестация.

Теория. Закрепление полученных знаний.

Практика. Самостоятельная работа по заданию педагога.

Форма промежуточной аттестации: групповое соревнование.

Раздел 3. Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях.

Тема Работа по регламенту соревнований.

Теория. Знакомство с положениями соревнований.

Практика. Выбор модели и ее сборка.

Форма текущего контроля: самооценка работ.

Тема Участие в соревнованиях.

Практика. Соревнование обучающихся с выполненными моделями.

Форма текущего контроля: соревнования.

Тема Творческие проекты. Выбор темы проекта. Общее планирование.

Теория. Рассказать что такое творческий проект, его цели и задачи, этапы выполнения.

Практика. Выбор темы собственного проекта. Этапы выполнения проекта.

Форма текущего контроля: групповая оценка работ.

Тема Постройка собственного проекта.

Практика. Выполнение проекта.

Форма текущего контроля: опрос.

Тема Программирование. Тестирование.

Теория. Консультация по программированию. Консультация в окончательной проверке и доделке проекта.

Практика. Программирование. Финальная проверка и доработка проекта.

Форма текущего контроля: самооценка работ.

Тема Презентация проекта.

Теория. Рассказать, что такое презентация, ее цели, этапы выполнения.

Практика. Сделать презентацию своего проекта. Устроить выставку проектов.

Форма текущего контроля: защита проекта.

Тема Итоговая аттестация.

Теория. Закрепление полученных знаний.

Практика. Самостоятельная работа по заданию педагога.

Форма промежуточной аттестации: итоговое тестирование.

Планируемые результаты.

В результате освоения общеобразовательной общеразвивающей программы «Робо-проект» обучающиеся в первый год обучения должны:

знать:

– порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;

– порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

– основные принципы робототехнических соревнований;

– общий алгоритм работы над проектами;

– правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;

уметь:

– проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO WeDo конструкторов по схеме;

– создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

Ожидаемые результаты по общему развитию по итогам обучения:

Развитие:

–инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;

– изобретательности;

– креативного мышления и пространственного воображения обучающихся.

Воспитание:

– мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;

– стремления у обучающихся к получению качественного законченного результата;

– навыков проектного мышления и работы в команде.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

Учебный план.

Учебный план дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«Мой робо - проект»

№ п/п

Наименование раздела, модуля, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации / текущего контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с методом проектирования

40

12

28

Опрос, самооценка, практическое задание

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

Знакомство с компьютерной программой Word

12

3

9

Самооценка

Знакомство с компьютерной программой PowerPoint

24

6

18

Практическое задание

Выбор темы проекта

2

2

-

Опрос, самооценка

2

Повторение состава конструктора перворобот WEDO 9580

32

11

21

Опрос, самооценка, практическое задание, итоговое тестирование

Название деталей

4

1

3

Опрос, самооценка

Способы крепления деталей

16

4

12

Опрос

Промежуточная аттестация

2

2

-

тестирование

Интерфейс программы. Перечень терминов

6

2

4

Самооценка

Звуки. Фоны экрана. Сочетания клавиш

4

2

2

Практическое задание

3

Подготовка проекта, участие в конкурсах

70

14

56

Самооценка работ,

соревнования,

групповая оценка работ,

опрос,

самооценка работ,

защита проекта,

итоговое тестирование

Общее планирование проекта

6

6

-

Самооценка работ

Постройка собственного проекта

36

6

30

Опрос, самооценка

Программирование. Тестирование

8

2

6

Групповая оценка работ

Презентация проекта (участие в конкурсах)

18

-

18

Опрос

Итоговая аттестация

2

-

2

Защита проекта

Итого объем программы

140

40

100

Календарный учебный график группы № 1 по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Мой робо-проект»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол–во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

2

Лекционно-практическое занятие

2

Вводное занятие

ул. Подольских Курсантов, 16

Опрос, самооценка

2

4

Лекционное занятие

2

Знакомство с компьютерной программой Word

Опрос

3

9

Лекционное занятие

2

Опрос

4

11

Лекционно-практическое занятие

2

Самооценка

5

16

Лекционно-практическое занятие

2

Практическое задание

6

18

Практическое занятие

2

Самооценка

7

23

Практическое занятие

2

8

25

Лекционное занятие

2

Знакомство с компьютерной программой PowerPoint

Практическое задание

9

30

Практическое занятие

2

опрос

10

Октябрь

2

Практическое занятие

2

Практическое задание

11

7

Лекционное занятие

2

опрос

12

9

Практическое занятие

2

Знакомство с компьютерной программой PowerPoint

Практическое задание

13

14

Практическое занятие

2

Практическое задание

14

16

Лекционно-практическое занятие

2

Опрос

15

21

2

Практическое задание

16

23

Практическое занятие

2

опрос

17

28

Практическое занятие

2

опрос

18

30

Практическое занятие

2

самооценка

19

Ноябрь

4

Практическое занятие

2

Практическое задание

20

6

Практическое занятие

2

Название деталей

опрос

21

11

Соревнование

2

Групповое соревнование

22

13

Лекционное занятие

2

Способы крепления деталей

Самооценка работ

23

18

Лекционное занятие

2

опрос

24

20

Практическое занятие

2

25

25

Практическое занятие

2

Практическое задание

26

27

Практическое занятие

2

Практическое задание

27

Декабрь

2

Практическое занятие

2

Практическое задание

28

4

Практическое занятие

2

опрос

29

9

Практическое занятие

2

Способы крепления деталей

самооценка

30

11

Тестирование

2

Промежуточная аттестация

тестирование

31

16

Лекционно-

2

Интерфейс программы. Перечень терминов

Практическое задание

32

18

практическое занятие

2

опрос

33

23

Практическое занятие

2

Практическое задание

34

25

Лекционное занятие

2

Звуки. Фоны экрана. Сочетания клавиш

Практическое задание

35

30

Практическое занятие

2

36

Январь

8

Практическое занятие

2

опрос

37

13

Практическое занятие

2

Общее планирование проекта

Практическое задание

38

15

Практическое занятие

2

Самооценка работ

39

20

Практическое занятие

2

Самооценка работ

40

22

Практическое занятие

2

Постройка собственного проекта

Групповая оценка

41

27

2

Практическое задание

42

29

Практическое занятие

2

43

Февраль

3

Практическое занятие

2

44

5

Практическое занятие

2

45

10

Практическое занятие

2

Постройка собственного проекта

46

12

Соревнования

2

Соревнования

47

17

Лекционно-практическое занятие

2

Групповая оценка работ

48

19

Лекционно-практическое занятие

2

Практическое задание

49

24

Практическое занятие

2

Практическое задание

50

26

Практическое занятие

2

Опрос, практическое задание

51

Март

3

Практическое занятие

2

52

5

Практическое занятие

2

53

10

Практическое занятие

2

54

12

Практическое занятие

2

55

17

Практическое занятие

2

56

19

Практическое занятие

2

57

24

Практическое занятие

2

Программирование. Тестирование

58

26

Практическое занятие

2

59

31

Практическое занятие

2

60

Апрель

7

Лекционно-практическое занятие

2

Презентация проекта

Самооценка работ

61

9

Лекционно-практическое занятие

2

62

14

Практическое занятие

2

Работа по регламенту соревнований

63

16

Практическое занятие

2

Защита проекта

64

21

Практическое занятие

2

65

23

Практическое занятие

2

Самооценка работ

66

28

Практическое занятие

2

67

30

Соревнования

2

Участие в соревнованиях

Соревнования

68

Май

5

Практическое занятие

2

Самооценка работ

69

7

Практическое занятие

2

Итоговая аттестация

Самооценка работ

70

12

Практическое занятие

2

Участие в соревнованиях

Самооценка работ

71

14

Практическое занятие

2

Самооценка работ

72

19

Соревнования

2

Резервное занятие. Подведение итогов

Соревнования

73

21

Соревнования

2

74

26

Тестирование

2

Защита проекта

75

28

Практическое занятие

2

Подведение итогов

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Рабочая программа раздела 1. “Знакомство с методом проектирования”

Цель: изучить пользоваться программами Word и PowerPoint

Задачи:

– научиться пользоваться программами Word и PowerPoint ;

– подготовить собственные презентации ко дню матери.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Месяц

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Сентябрь

Вводное занятие

1

1

2

2

Знакомство с компьютерной программой Word

3

9

12

3

Сентябрь-октябрь

4

Знакомство с компьютерной программой PowerPoint

6

18

24

5

Ноябрь

6

Выбор темы проекта

2

-

2

Количество учебных часов в год

40

Рабочая программа раздела 2.

«Повторение состава конструктора перворобот WEDO 9580»

Цель: повторение обучающимися состава конструктора и программного обеспечения перворобот WEDO 9580.

Задачи:

– повторить способы крепления и сборки простых конструкций;

– повторить основные блоки программного обеспечения перворобот WEDO 9580.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Месяц

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Ноябрь-январь

Название деталей

1

3

4

2

Способы крепления деталей

4

12

16

3

Интерфейс программы. Перечень терминов

2

4

6

Звуки. Фоны экрана. Сочетания клавиш

2

2

4

4

5

Промежуточная аттестация

2

-

2

Количество учебных часов в год

32

Планируемые результаты

В результате освоения раздела «Повторение состава конструктора перворобот WEDO 9580»обучающиеся должны:

знать:

– названия деталей конструктора и способы их крепления;

– перечень терминов и интерфейс программы перворобот WEDO 9580.

уметь:

– самостоятельно проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO WeDo конструкторов.

Рабочая программа раздела 3.

“Подготовка проекта, участие в конкурсах”

Цель: участие обучающихся в соревнованиях различного уровня.

Задачи:

– подготовить конкурентоспособные модели для конкурсов различного уровня;

– составить и протестировать программу для модели;

– подготовить собственные проекты для презентации.

№ п/п

Месяц

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

3

Творческие проекты. Выбор темы проекта. Общее планирование

6

-

6

4

Постройка собственного проекта

6

30

36

5

Программирование. Тестирование

2

6

8

6

Презентация проекта

-

18

18

7

Итоговая аттестация

-

2

2

Количество учебных часов в год

70

Планируемые результаты

В результате освоения раздела «Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях»обучающиеся должны:

знать:

– виды передачи вращения;

– рабочие блоки программы;

– порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

– основные принципы робототехнических соревнований;

– общий алгоритм работы над проектами.

уметь:

– презентовать собственный проект;

– создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы « Мой робо-проект». Для обеспечения нормальных условий работы необходим учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными и противопожарными нормами и правилами со следующей базой:

– компьютеры (7 шт.);

– комплекты робототехнические LEGO WeDo (7 шт.);

– рабочие столы (8 шт.);

– принтер для распечатывания наглядных материалов, методических пособий, справочной информации, бланков викторин и учебных заданий и т.п.;

– расходные материалы: бумага для принтера, папки-скоросшиватели, карандаши, ручки, подставки для бумаг, картридж.

Информационное обеспечение программы. Специальная литература по робототехнике, методические разработки (тестовые задания, карточки заданий), дидактический материал (программное обеспечение ПервоРоботWeDo), используемый при реализации программы; методические и наглядные пособия по робототехнике представляют собой информационное обеспечение программы.

Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.

Отслеживание результатов образовательного процесса осуществляется посредством аттестации. Обучающиеся по программе «Мой робо-проект», проходят аттестацию трех видов: текущую (в течение учебного года), промежуточную (декабрь) и итоговую (май).

Текущая аттестация предусматривает оценку практических заданий обучающихся, выполненных в течение занятия, а также водный мониторинг результатов обучения по программе «Мой робо-проект» (Вопросы для собеседования: значение робототехники для человека, значение робототехники для России). Оценить деятельность можно через наблюдение за обучающимся во время работы, чтение ученических тетрадей и журналов, тематические тесты, просмотр рабочих листов, опрос и беседу с обучающимися, ведение листа учёта достижений обучающегося.

Промежуточная и итоговая аттестация проходит в форме групповых соревнований, защиты проектов по выбранной или обозначенной педагогом тематике и итогового тестирования.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Для оперативного контроля знаний и умений по программе используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию представляются следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

По окончании курса обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам. Результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике, фото и видео материалы по результатам работ обучающихся будут размещаться на сайте учреждения и будут представлены для участия на фестивалях и конкурсах разного уровня.

Обучающиеся, успешно освоившие программу обучения получают удостоверение ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ о завершении обучения по программе «Мой робо-проект».

Оценочные материалы.

Мониторинг результатов обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой робо-проект»

№ п/п

ФИ ребенка

Умеет скреплять детали конструктора перворобот WEDO 9580

Строит по схемам

Строит по образцу

Строит по замыслу

Может объяснить принцип работы собранной модели

Итого

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

1

2

3

Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности обучающегося, в совместной деятельности со взрослым.

Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: обучающийся справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы.

Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Методические материалы.

Нормативно-правовое обеспечение программы. Структура, содержание, роль, назначение и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мой робо-проект» регламентируется следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП ;20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Методические рекомендации «Разработка и проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные программы)», разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей в Республике Марий Эл в 2021 г.;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл «Центр детского и юношеского технического творчества».

Методы обучения. Для предъявления учебной информации используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися; программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); частично - поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый – самостоятельное решение проблем; метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение проблемы обучающимся, соучастие других обучающихся при решении проблемы.

По программе широко используется работа по методу творческого проекта. На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей LEGO конструктора. Помимо связи с проектной деятельностью дети под руководством педагога, выполняют и отдельные тематические LEGO-проекты по изучаемым разделам.

Основными педагогическими технологиями, реализуемыми в программе, являются:

– обучение в сотрудничестве – это совместное обучение, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде;

– индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающегося;

– дифференциация обучения – это технология обучения в одном группе детей с разными способностями;

– проектные технологии – работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению;

– технология использования в обучении игровых методов – использование данной технологии позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками;

– информационно-коммуникационные технологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования образования детей.

Формы организации учебного занятия. По программе используются индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы:

– фронтальная работа: изучение основных способов соединения деталей, демонстрация работы моделей, обсуждение результатов наблюдений;

– работа в составе групп: выполнение практических заданий из рабочих бланков, совместная сборка моделей и проведение изменений, обсуждение и представление результатов выполненной работы;

– индивидуальная работа: анализ собственных результатов и объединение их с результатами других обучающихся, демонстрация своих результатов преподавателю, работа обучающихся с конструктором LEGO, результаты и наблюдения своей работы дети записывают в рабочие бланки и стремятся достигнуть поставленной цели и сделать свои выводы.

Учитывая особенности программы, ведущей является индивидуальная форма работы. Интересные по форме занятия, проводимые в дружественной и, в то же время, деловой атмосфере, повышают эффективность обучения.

Алгоритм учебного занятия «Мой робо-проект». По программе предусмотрены теоретические и практические часы, педагог за 1 час вместе с обучающимися рассматривает теорию робототехники, а в оставшееся время занимаются практической работой согласно тематике. Педагог в ходе реализации программы предполагает дополнения и изменения в практическую работу в зависимости от степени подготовки обучающихся, их интересов и материально-технической базы ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ.

Дидактические материалы. Наглядным учебным пособием по программе является программное обеспечение ПервоРоботWeDo с комплектом заданий.

Воспитательная работа.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитательная работа объединения «Мой робо-проект» проводится в процессе учебных занятий, соревнований, в свободное от занятий время и соответствует рабочей программе воспитания ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ.

Воспитательная работа имеет следующие задачи:

– воспитание сознательного отношения к учебному процессу;

– вовлечение обучающихся в активную образовательную деятельность;

– воспитание у обучающихся коллективизма, дружбы, культуры поведения;

– формирование у обучающихся трудолюбия, самостоятельности и творчества.

Успех всей учебно-воспитательной работы в объединении определяется тем, насколько удается руководителю учесть особенности детей и их интересы.

Основными формами работы с детьми являются учебные занятия, беседы, соревнования, экскурсии, конкурсы и праздничные мероприятия внутри объединения. Опорой в работе является коллектив и сам педагог. Помощь и поддержку в работе объединения могут оказать родители. Взаимодействие с родителями обучающихся осуществляется через проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, их, совместная с детьми, работа по подготовке моделей для участия в соревнованиях, само участие в соревнованиях в качестве болельщиков.

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки проведения

Практический результат, информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

День осеннего именинника

октябрь

Фото с праздника

2

Выход на соревнования «Робик 2024» в качестве зрителей

декабрь

Фото с соревнований

3

День зимнего именинника

январь

Фото с праздника

4

День весеннего именинника

март

Фото с праздника

5

День летнего именинника

май

Фото с праздника

6

Список литературы и электронных источников.

Литература для педагога:

  1. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова Г.П. Буданова. – М.: Просвещение, 2015. – 320 с.
  2. Буйлова, Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. – № 15. – С. 567–572.
  3. Корягин, А.В. Образовательная робототехника LegoWeDo/ Сборник методических рекомендаций и практикумов / А.В. Корягин. – М.: ДМК-Пресс, 2016. – 254 с.
  4. Максаева, Ю.А. Интерактивное конструирование в программе LEGODigitalDesigner / Ю.А. Максаева. – М.: Самиздат, 2020. – 60 с.
  5. Фролов, А.В. Робототехника: практическое введение для детей и взрослых / А.В. Фролов. – М.: Литрес, 2021. – 250 с.

Литература для обучающихся:

  1. Воронин, И. Программирование для детей. От основ к созданию роботов / И. Воронин, В. Воронина. – СПб.: Питер, 2018. – 192 с.
  2. Кравченко, М. Как устроен РОБОТ? Разбираем механизмы вместе с Лигой Роботов! / М. Кравченко, Ю. Грабовская, Н. Пак. – СПб.: Питер, 2020. – 48 с.
  3. Ник Арнольд Как это работает? Техника и роботы / Ник Арнольд. – М.: АСТ, 2020. – 82 с.
  4. Фролов, А.В. Робототехника: практическое введение для детей и взрослых / А.В. Фролов. – М.: Литрес, 2021. – 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...