Информационная доска для коллег
материал

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Степень психосоциальной зрелости

(тестовая беседа, предложенная С.А.Банковым) 

Цель: определить степень психосоциальной зрелости ребенка 6-7 лет,  его кругозор и ориентацию  его в окружающем мире.

 Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.Кем работает твой папа, твоя мама?

11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14.Почему снег бывает зимой, а не летом?

15.Что делает почтальон, врач, учитель?

16.Зачем в школе нужна парта, звонок?

17.Ты хочешь пойти в школу?

18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

19.Каких животных ты знаешь?

20.Каких птиц ты знаешь?

21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов:

Баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

  • 1 балл (за исключением контрольных)- за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных);
  •  0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:
№ 5
 – ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№ 8 – за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15
 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ - 2 балла.
Пункт 
№ 16 оценивается совместно с №15 и № 17. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и дал положительный ответ на пункт №16, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.


Оценка результатов:
24-29 баллов - высокий уровень психосоциальной зрелости;
20-24 баллов – средний уровень психосоциальной зрелости;

15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.



Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из самых распространенных расстройств поведения, встречающихся у детей младшего возраста.

Родовая травма, особенности строения и работы головного мозга, а также прочие факторы могут привести к развитию подобного отклонения.

Динамика телодвижений сверх нормы, непродуктивная и неуместная суета – именно так зачастую проявляет свои действия гиперактивный ребенок. Что делать в школе с таким расстройством в поведении, когда учебный процесс требует от ребенка усидчивости и сосредоточенности.

 

Проблемы в школе из-за гиперактивности

Начальную школу можно смело считать самым сложным этапом для гиперактивного ребенка. Обучение, буквально с самого начала, требует от первоклассника систематичности, старания, усидчивости, внимательности – а все это труднодоступно для тех, кто страдает от гиперактивности. Кроме того, многократно возрастающая нагрузка усугубляет ситуацию.

К чему приводит гиперактивность:

  • рассеянность, крикливость и излишняя возбудимость вынуждает учителя часто обращать внимание на конкретного ребенка. Абсолютное подавляющее большинство педагогов находит это неприятным, ведь такой ученик отвлекает других и мешает вести урок;
  • склонность забывать сказанное учителем приводит к частым невыполнениям заданного;
  • гиперактивному ребенку трудно усидеть на месте, ведь ему нужно постоянно двигаться. Это значит, что выполнять школьные правила такому ученику – по-настоящему сложно;
  • импульсивность и излишняя эмоциональность часто становится причиной проблем, возникающих в отношениях с одноклассниками;
  • нередко отмечаются сложности с освоением нового материала, поскольку ребенку с гиперактивностью легче понять то, что он увидел и пощупал, чем-то, о чем рассказал учитель устно;
  • выполнить задание до конца, особенно если оно требует длительного сосредоточения, ребенку также бывает непросто, ведь такие дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

Кроме этого, родители часто жалуются, что гиперактивные ребята – часто забывают, теряют вещи и школьные принадлежности.

Чтобы решить имеющиеся проблемы, необходима комплексная работа родителей, психологов, педагогов, а иногда – и врачей. Рекомендуется принимать меры заранее за 6-12 месяцев до похода в учебное заведение.

Как помочь ребенку?

Психологи дают немало эффективных рекомендаций семье, где растет гиперактивный ребенок, что делать в школе с подобной поведенческой особенностью.

Существует один универсальный совет, который пригодится всем кто окружает гиперактивного ребенка – запастись терпением и не перекладывать ответственность на других (часто родители винят учителя, который «не может найти подход», а сам педагог – мам и пап, не так воспитавших и не досмотревших).

Советы родителям

Основное, что нужно сделать – подружиться с учителем, предупредив об особенностях поведения первоклассника и о том, что ему нужно чуть больше внимания. Введенный в курс дела преподаватель сможет сразу усадить ученика за первую парту и подходить к нему чаще, чем к другим.

Рекомендации психологов:

  1. специалисты советуют отдавать ребенка в класс с малой наполняемостью. Когда в классе сидит 10-15 человек, а не 30, у учителя есть возможность уделить время каждому. А это – один из залогов успешной работы в паре «ученик-педагог»;
  2. одна из важнейших задач родителей – помочь ребенку разобраться со временем. Именно с последним у детей с СДВГ присутствуют огромные проблемы. Как это понимать: взрослый ощущает, что такое месяц или год, а ребенок живет буквально «десятиминутками». То, что дольше, кажется туманным и далеким. Как это использовать: поощрять каждый раз когда комната убрана, а не обещать что-то подобное: «если ты месяц будешь соблюдать чистоту, мы подарим тебе ролики». Дети такого не понимают, поэтому такая мотивация – нулевая;
  3. система «очков» – то, что поможет родителям получать от ребенка желаемое. Например, если он хорошо выполнил какую-то работу, он может получить жетон, а когда их наберется 10 или 20 — обменять их на большой подарок;
  4. крайне важно научить гиперактивного малыша контролю над своими эмоциями. Вспыльчивость и агрессия возникают не потому, что ребенок злой или плохой – просто у него та часть мозга, которая отвечает за контроль таких ярких проявлений, при наличии синдрома дефицита внимания работает неправильно. Первая ступенька на пути к успеху – родители сами должны уметь сдерживаться. Вторая, заключается в поиске вариантов быстрого переключения, благодаря которым, можно направить отрицательную энергию в мирное русло. Одним в этом помогают дыхательные гимнастики, другим – физические упражнения, а третьим – что-то еще;
  5. отлично, если родители покажут ребенка специалистам – неврологу, психологу и прочим. Иногда требуется медикаментозная терапия, а также тренинги, в ходе которых врач научит взаимодействию со «сложным» школьником;
  6. поддержка простой фразой «я тебя понимаю» и постоянные родительские объятия, помогают ребенку чувствовать себя нужным и любимым, что существенно облегчает течение адаптации к школе;
  7. прекрасно, если вся семья будет придерживаться одного четкого распорядка и режима дня;
  8. задача: «умойся, принеси посуду, сходи за полотенцем» – неправильная. Лучше сначала отправить ребенка в ванную, а уже по возвращению попросить выполнить следующую часть задания. Это повысит эффективность и не даст запутаться и что-то забыть;
  9. крики, наказания и иные жесткие меры дисциплинарного воздействия, как правило, усугубляют имеющиеся проблемы в поведении. Острые углы лучше сглаживать, чем накалять обстановку. Даже слово «нет» обычно детьми с СДВГ воспринимается в штыки, поэтому о нем лучше забыть;
  10. если что-то отвлекает ученика от выполнения домашнего задания, например, радио, игрушки на столе или работающий в другой комнате телевизор, все это, должно быть убрано и выключено.

Специалисты не рекомендуют кричать на гиперактивного малыша

Найти идеальную, реально работающую тактику построения отношений можно только методом проб и ошибок. Это непросто, но в итоге можно получить впечатляющие результаты.

Рекомендации учителям

Как показывает практика, относительно стабилизировать ситуацию учителю удается, выполняя всего несколько простых действий, расскажем о них подробнее:

  • подойдя несколько раз за урок к ребенку и уточнив задание, можно добиться четкого его выполнения (легче всего идти на контакт, если неугомонный ученик сидит в первом ряду);
  • если нужна помощь (протереть доску, сходить за мелом, раздать тетради и т.д.), то лучше если это сделает тот, кому сложнее всего 40 минут сидеть на месте;
  • когда педагогическая политика позволяет, можно устраивать физкультминутки для всего класса;
  • желательно, изо дня в день придерживаться одних и тех же правил в коллективе ребят;
  • все инструкции, объясняемые ребенку, должны быть четкими, конкретными и короткими. Новое задание стоит давать тогда, когда выполнено предыдущее;
  • ученику с гиперактивностью крайне важна похвала за проделанную работу, но она нужна ему сразу, а не через 2 дня, например. Выход: поощрить, когда задание сделано, а не тогда, когда оно будет проверено;
  • в классе должна быть дружелюбная и спокойная атмосфера. Крик дети с синдромом дефицита внимания почти не воспринимают (просто не слышат), поэтому в случае необходимости что-то донести до ребенка лучше говорить четко, лаконично и строго;
  • запреты лучше обозначить сразу – их исполнения требовать неукоснительно;
  • если ситуация выходит из-под контроля, помогает простой прием – рукой нужно дотронуться до ребенка, например, до его плеча. Это моментально переключает внимание и не дает разыграться конфликту, крику или прочему негативу.

Важная рекомендация: дисциплинарные меры наказательного характера в 99% случаев не улучшают поведение и успеваемость ребенка, а ухудшают их. А вот отношения, построенные на взаимопонимании и доверии, позволяют добиться отличных результатов.

Ошибки взрослых при общении с гиперактивным школьником

Основная ошибка состоит в попытках «сломать» ребенка жесткими мерами, с целью превращения индивида в похожего на всех других. Во-первых, это невозможно, в принципе. Во-вторых, ситуация многократно усугубляется.

Еще одна крайность: игнорирование. Родители могут перестать предпринимать попытки наладить отношения с юным членом семьи, пустив все на самотек. А учителя часто просто не хотят тратить время на сложного ученика, отсадив его подальше и пытаясь снизить уровень исходящего от него шума и негатива.

Поскольку справиться сам ребенок не может, последствия игнорирования могут быть плачевными. Иногда мамы и папы упорно не видят проблем у собственного сына или дочери, считая их абсолютно нормальными. В этом случае нужно донести до родителей, что ситуация серьезная и требует вмешательства, а также соблюдения ряда правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная доска для коллег

Вместе, сделаем уроки более интересными...

Информационная доска для детей

Игры, загадки, развивающие тесты для детей...

Информационная доска для коллег

Уважаемые коллеги, здесь данны материалы которые возможно могут Вам пригодиться....

Информационная доска для коллег

Методические разработки для начальных классов...

Информационная доска для коллег

УЧИТЕЛЯМ    Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не...

Информационная доска для коллег

Эта папка создана специально для студентов, чтобы помочь вам организовать учебные материалы, заметки и важные документы....