Технологическая карта открытого коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР, 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)

Кудымова Елена Сергеевна

Технологическая карта открытого коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_kudymova_e.s.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого коррекционно – развивающего занятия

Организационная информация

Образовательное учреждение

МАОУ «СОШ № 46»

Автор занятия

Кудымова Елена Сергеевна

Должность

Учитель - дефектолог

Класс

4 класс. Дети с ОВЗ (вариант 7.2. )

Организация образовательного пространства

− компьютер, презентация к занятию (по возможности);

− демонстрационный материал: набор пиктограмм на магнитах

− раздаточный материал: карточки с заданиями, рабочие тетради, цветные карандаши.

Методическая информация

Тип занятия

Открытое коррекционно – развивающее занятие

Тема занятия

«Животный мир России (зона пустынь)»

Форма занятия

Групповая

Продолжительность занятия

40 минут

Цель занятия

Расширение представлений детей об окружающем природном мире России.

Задачи коррекционного занятия

Образовательные:

− обогащение и уточнение словаря по теме «Животный мир России (зона пустынь)».

Коррекционно – развивающие:

− развитие логического, словесно – логического мышления;

− развитие зрительного внимания;

− развитие зрительной памяти;

− развитие восприятия;

− развитие познавательной активности;

− развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

Коррекционно – воспитательные:

− формирование установок на здоровый образ жизни;

− формирование уважительного отношения друг к другу.

Формируемые УУД

Предметные:

- целенаправленное выполнение действий по инструкции учителя – дефектолога;

Личностные:

− проявлять учебно – познавательный интерес к новому учебному;

Метапредметные:

− умение учиться работать в паре, слушать и понимать речь другого ребенка;

Регулятивные:

− мотивация к учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

− слушать собеседника и вести диалог.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия

Организационный компонент: организация и эмоциональный настрой на предстоящее занятие, организация обучающихся на предстоящее занятие.

Целевой компонент: четкая постановка цели и задач учителем - дефектологом.

Мотивационный компонент: вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию, положительный настрой и желание обучающихся к достижению запланированных целей и задач.

Коммуникативный компонент: вовлечение обучающихся к диалогу, высказыванию, ответам на поставные вопросы.

Содержательный компонент: подбор различного материала по данной теме, для более эффективного достижения поставленных целей и задач.

Технологический компонент: подбор эффективных форм, методов и приемов обучения (словесных, наглядных, практических и т.д.).

Аналитический компонент: подведение итогов занятия.

Методы и формы обучения

Методы:

− словесный: беседа, объяснение, вопросы;

− наглядный: показ, рассматривание иллюстраций, презентации;

− практический: практическое выполнение упражнений.

Формы: групповая, индивидуальная работа, решение совместных задач.

Используемые педагогические технологии

− технология проблемного обучения (проблемная ситуация – сосчитать животных, перечисленных на занятии);

− игровая технология (коррекционно – развивающие игры и упражнения);

− коррекционно – развивающие технологии;

− здоровьесберегающие технологии , динамичность упражнений и заданий (за столом, у доски, возле парты);

− информационно – компьютерные технологии (мультимедийная презентация, по возможности).

Создание проблемной ситуации и пути ее решения

На этапе организационно – мотивационной части занятия, перед обучающимися ставится проблема – сосчитать животных, перечисленных на занятии.

И предлагается выполнить задания и упражнения для решения этой проблемы.

Оценка результатов деятельности ученика

Научить: соотносить результат с поставленной целью и задачами, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь вербализировать свое эмоционально – личностное отношение к занятию.

Самооценка учителя – дефектолога по занятию

Самоанализ, выводы, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия.

План и конспект коррекционно – развивающего занятия

Этапы и задачи занятия

Деятельность учителя - дефектолога

Деятельность учеников

Учебно – методическое обеспечение

Коррекционно – развивающая работа

План. время

Организационно – мотивационный этап

Положительный настрой на предстоящее занятие.

Постановка темы занятия.

Учитель организует начало  занятия.

- Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Проверьте свое рабочее место. Сегодня на занятии нам понадобятся цветные карандаши.

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии?

- Сегодня мы с вами будем говорить о животном мире России, в том числе  зоны пустынь. Ваша задача: к концу урока  как можно точнее подсчитать,  сколько животных мы упомянем в течение урока (назвать цифру).

Приветствуют учителя – дефектолога.

Проверка готовности к занятию. Проверка порядка на парте.

Ответы детей  (о пустыне, о дюнах и т.д.)

Слайд 1(по возможности)

Коррекция нарушений осанки при сидении за столом, развитие зрительного восприятия

2-3 мин.

Основной этап

Задание 1.

Работа с текстом

Развитие словесно-логического мышления, памяти

- Сейчас мы начинаем работать с текстом. Прочитайте внимательно текст.

- Ответьте на вопросы:

1. Где живет фенек?

2. С помощью чего фенек охлаждает тело?

3. Какие еще есть у фенека  приспособления для жизни в пустыне? … Молодцы!

Обучающиеся читают текст.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Слайд 2  или карточки с текстом для каждого обучающегося.

Коррекция развития словесно-логического мышления, памяти.                                                  

Коррекция артикуляционной моторики

3-4 мин

Задание 2. Разгадай «шифровки», реши примеры

Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

-Переходим к выполнению второго задания.

Давайте «расшифруем, какая цифра «спряталась» под каждым зверьком.

Фенек х фенек = 81,  фенек = ? (запись на доске);

Верблюд х верблюд = 64, верблюд = ? (запись на доске);

Скорпион х скорпион = 16, скорпион = ? (запись на доске);

Тушканчик х тушканчик = 25, тушканчик = ?(запись на доске);

Сайгак х сайгак = 36, сайгак = ? (запись на доске);

Суслик х суслик = 4, суслик = ? (запись на доске);

Песчаная мышь х песчаная мышь = 0, песчаная мышь = ? (запись на доске);

Ослик х ослик = 1, ослик = ? (запись на доске).

С помощью данного «шифра» запишите примеры и решите их.

Проверка правильности выполнения задания, исправление ошибок.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд 3 или карточки с заданием для каждого обучающегося, изображения животных пустыни.

Коррекция развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

10-12 мин.

Задание 3.

Раскрась части одной пословицы одинаково. Объясни, как ты их понимаешь?

Развитие логического, словесно – логического мышления; развитие восприятия.

Переходим к выполнению следующего задания.

У вас в тетради представлены пословицы. Части пословиц перемешаны. Необходимо к первой части найти ее вторую правильную половинку.

Куй железо, …

Правильно. Как вы можете объяснить данную пословицу?

Раскрасьте первую и вторую части данной пословицы в красный цвет.

Кто не работает, …

Правильно. Как вы можете объяснить данную пословицу?

Раскрасьте первую и вторую части данной пословицы в зеленый цвет.

Любишь кататься, …

Правильно. Как вы можете объяснить данную пословицу?

Раскрасьте первую и вторую части данной пословицы в голубой цвет.

Не рой другому яму - …

Правильно. Как вы можете объяснить данную пословицу?

Раскрасьте первую и вторую части данной пословицы в желтый цвет.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обучающиеся закрашивают части пословиц  в красный цвет.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обучающиеся закрашивают части пословиц  в зеленый цвет.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обучающиеся закрашивают части пословиц  в голубой цвет.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обучающиеся закрашивают части пословиц  в желтый цвет.

Слайд 4  или карточки с текстом для каждого обучающегося, цветные карандаши.

Коррекция развития логического, словесно – логического мышления; коррекция развитие восприятия.

3-4 мин.

Здание 4. Решение задачи. 

Развитие логического, словесно – логического мышления;

развитие восприятия;

развитие познавательной активности;

развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

- Задача. Прочитайте текст задачи.

Кто пойдет к доске, оформлять краткую запись задачи?

Какие варианты решения задачи вы предлагаете?

Правильно. Записываем в тетради первое действие, решаем его.  Какой ответ получился? Какое наименование запишем в первом действии?

Что дальше можем узнать? Как это запишем? Записываем в тетради второе действие, решаем его.  Какой ответ получился? Какое наименование запишем во втором действии?

Записываем ответ задачи.

Обучающиеся читают текст задачи.

Оформление на  доске краткой записи задачи, запись в тетради краткой записи задачи.

Обучающиеся предлагают варианты решения задачи.

Обучающиеся решают первое действие, озвучивают ответы.

Обучающиеся предлагают вариант решения и записи второго действия задачи. Решают второе действие, озвучивают ответы.

Обучающиеся записывают  ответ задачи.

Слайд 5  или карточки с текстом задачи для каждого обучающегося, тетради.

Коррекция развития логического, словесно – логического мышления;

развитие восприятия;

коррекция развития познавательной активности;

коррекция развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

5-6 мин.

Здание 5. Соедини «шифровку»  с соответствующим словом. Развитие логического мышления;

развитие восприятия; развитие зрительного внимания; развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

Для выполнения этого задания  вам  нужно:

  1. по одному подходить к доске;
  2. выполнить инструкцию учителя-дефектолога на движение;
  3. к предложенной «шифровке»  подобрать правильное слово;
  4. объяснить свой выбор.

Обучающиеся выполняют задания.

Слайд 6  или  магнитные карточки на доску с текстом слов и «шифровками»

Коррекция развития логического мышления;

коррекция развития восприятия; коррекция развития зрительного внимания; коррекция развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

3-4 мин

Здание 6. Расшифруй слова. 

Развитие мышления;

развитие восприятия; развитие зрительного внимания;

развитие зрительной памяти; развитие познавательной активности;

развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

Буквы в словах с названиями птиц перепутались. Известно, что первая буква выделена жирным шрифтом. Восстановите слова.

Первое слово? Правильно, запишите его.

Второе?

Третье?  …. Последнее?

Обучающиеся предлагают варианты восстановленных слов, записывают правильные ответы.

Слайд 7  или карточки с текстом задания для каждого обучающегося.

Коррекция развития мышления;

коррекция развития восприятия; коррекция развития зрительного внимания;

коррекция развития зрительной памяти; коррекция развития познавательной активности;

коррекция развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

3-4 мин.

Задание 7. Найди отличия.

 Развитие зрительного внимания;

развитие зрительной памяти; развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

Внимательно посмотрите на рисунки,  найдите 7 отличий, отметьте их.

Обучающиеся рассматривают рисунки, находят отличия и отмечают их.

Слайд 8  или карточки с рисунками для каждого обучающегося.

Коррекция развития зрительного внимания;

коррекция развития зрительной памяти; коррекция развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

3-4 мин.

Заключительный этап

Подведение итогов.

рефлексия.

- Ребята, что вы сегодня  интересного узнали на занятии?

- Сколько животных мы назвали на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Обучающиеся самостоятельно оценивают свои результаты, подводят итоги.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения

2 мин

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Технологическая карта группового коррекционно-развивающего занятия «Занимательная викторина»

Развитие основных психических процессов у учащихся младших классов.Развитие умения произвольного регулирования основных психических процессов, развитие мелкой моторики....

Технологическая карта группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (УО 2 вариант, ТМНР) по теме: "Веселая математика в профессии повара"

Данный конспект занятия, технологическая карта может быть использована учителями-дефектологами при проведении группового коррекционно- развивающего занятия по формированию элементарных математических ...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Занятие направленно на развитие сложных форм мыслительной деятельности через формирование математических представлений обучающегося...