Рабочие программы
рабочая программа (2 класс)
Рабочие программы созданы на основе Конструктора рабочих программ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 122.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юные краеведы»
Направленность программы: общекультурное
Класс: 1-4
Срок реализации: 4 года
Уровень программы: базовый
Составитель: МО учителей начальных классов
Тюмень, 2023
Пояснительная записка
- Нормативно-правовая основа программы:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
- Примерной рабочей программой по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
- Письмом Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
Направленность программы внеурочной деятельности
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо, а в случае необходимости - встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которую великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, его природу и культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Возраст младшего школьника - лучший период для формирования любви к малой родине. Программа имеет духовно-нравственную направленность. В процессе обучения дети знакомятся с природой родного края, историческим прошлым края, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей, экскурсии в музеи и города Тюменской области и Сибири. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы внеурочной деятельности
Ведущей идеей программы «Юные краеведы и путешественники» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.
Актуальность и новизна предлагаемой программы:
- формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной позиций;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- использование культурного наследия региона;
- содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир природы, истории и культуры наших предков. Основная задача программы
- формировать у школьников общее представление об истории родного края, его богатой и разнообразной природе, о культуре, о ее многообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина.
Цель программы – воспитание любви учащихся к Родине на основе познания её ценностей и формирования у них патриотизма к своему Отечеству.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории и географии своей Родины;
- Научить осознанному усвоению содержания краеведческого материала;
- Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческого воображения;
- Воспитывать чувство любви к своей Родине.
Требования к категории слушателей
Содержание курса ориентировано на следующую целевую аудиторию: обучающиеся 1-4 классов ГАОУ ТО "Гимназии российской культуры", имеющие начальные знания о своём родном крае (городе) и желающие продолжить изучение родного края.
Общая характеристика программы
Данная программа рассчитана на 34 (33 в 1-х классах) часа. Структура курса предусматривает теоретические, практические, экскурсионные занятия.
Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности учителя и обучающихся.
Структура образовательной программы включает следующий комплекс разделов: Наше Отечество
Мой родной край
Тюменский край - моя святыня
Созвездие открытий: Путешествие в историю Тюменской области
Отличительные особенности программы «Горизонты Тюмени», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.
Принципы обучения по программе внеурочной деятельности
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Условия реализации программы внеурочной деятельности
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы учебного модуля и регламентируется расписанием занятий.
Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года. Обучение рассчитано на 33-34 учебные недели, общее количество учебных часов – 33-34 часа.
Формы реализации программы и режим занятий. Занятия реализуются в очной форме, посредством проведения экскурсионных мероприятий в каникулярное время.
Порядок организации занятий:
режим занятий: 2-3 раз в месяц; продолжительность занятия - 2-3 часа; онлайн-экскурсии или виртуальные
Материально-техническая база. Занятия проводятся как на базе кабинетов ГАОУ ТО "Гимназия российской культуры", оснащенных необходимым для организации образовательного процесса оборудованием:
видеопроектор, интерактивная доска, персональный компьютер, выход в интернет; наглядные пособия и дидактические материалы.
Занятия проводятся за пределами учебных кабинетов, с помощью экскурсионных и туристических бюро г. Тюмени
Ожидаемые результаты обучения
К концу обучения четырехлетнего курса программы «Горизонты Тюмени» ученики должны иметь:
- представление об истории родной гимназии, города, страны;
- представление о знаменитых людях края;
- повышенный познавательный интерес к краеведению;
- навыки самостоятельной работы и работы в группах;
- знание о природе и культуре родного края;
- активную жизненную позицию;
- чувства гордости за свою семью, школу, города, край;
- чувство патриотизма.
Ученик научится
- находить свою область на карте России
- определять природное окружение области
- находить и уметь отмечать природные ресурсы родного края
- знать и различать основные виды животных и птиц, проживающих в родном крае
- находить города и реки Тюменской области на карте
- рассказывать историю своего края
- любить родной край и гордиться им
Формы подведения итогов и определение результативности программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- тестирование;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- олимпиады;
- интеллектуальные игры;
- выставки творческих работ учащихся;
- защита проектов;
- научно-практическая конференция.
Возможные критерии результативности
- Активность учащихся во внеурочное время.
- Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
- Вовлечённость учащихся в краеведческие конкурсы и соревнования.
- Положительная тенденция роста участников районных, областных конкурсных программ, выставок, викторин, школьных, районных олимпиад, в смотрах знаний, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.
- Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Показатели результативности
- Активное участие во внеклассной работе.
- Активное участие школьников в гимназических, городских, областных, Всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.
- Активное участие в конкурсах, проводимых музейным комплексом имени И. Я. Словцова, в конкурсах краеведческого характера.
- Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
- Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Учебно-тематический план занятий и содержание программы внеурочной деятельности
- класс «Наше Отечество»
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. | 1 | Диагностика знаний учащихся по краеведению. |
2 | Природа родного края | 3 | Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина». Знакомство с городом, его историей. Земля – светлая колыбель для зерна. Знакомство с предметами хлебопашества, хлебными культурами, трудом людей в поле. Места отдыха, созданные природой и руками человека. Знакомство с природными парками и скверами города.
Экскурсия в Гилёвскую рощу, Берёзовую рощу (рядом со школой) |
3 | Животные родного края | 4 | Знакомство с животным миром родного края. Дикие звери леса и тундры. Птицы родного края. Рыбы и земноводные родного края. Эти знакомства проходят на экскурсиях в городском музее – «Окно в природу», в музее биологического факультета ТюмГУ. На последнем занятии темы проходит интеллектуальная Игра и викторина «А знаешь ли ты…» |
4 | Реки и водоёмы родного края | 3 | Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Тюменской области и родного города. Знакомство с жителями водоёмов.
|
5 | Природные ресурсы | 3 | Знакомство с богатствами земли, с их значением в жизни человека. Знакомство с тем, откуда тепло к нам пошло, о Чёрном золоте, Газовом факеле. Знакомство с их положением и обозначением на карте России и Тюменской области. |
6 | Тюменская область на карте России | 2 | Научить читать обозначения на карте, различать цвета и местонахождение отдельных объектов (океаны, моря, реки, озёра, леса, пустыни, города). Приучать видеть и читать карту на уровне первоклассников. Уметь «путешествовать» и рассказывать об увиденном по условным обозначениям в цветовой гамме. |
7 | Народы родного края | 2 | Чтение сказок, былин, пословиц, поговорок юга народов Тюменской области, инсценировки. Учить видеть и слышать элементы разных народов, населяющих севр региона. Проведение Музейного урока «Северная мозаика» |
8 | Праздники наших народностей | 4 | Знакомство с Образом земли в фольклоре народов Тюменского региона |
Знакомство с Медвежьим праздником у манси, Татарским Сабантуем. Проведение Экскурсии в музей изобразительного искусства «Фольклор народов Севера» и Экскурсия в Археологический музей (праздники и быт северных народов) | |||
9 | День Победы | 2 | Знакомство с понятием Великая Отечественная война, со значением этого события для народа страны. Знакомство с Героями Великой Отечественной войны Тюменской области – М.Мельникайте, Н.Фёдоров (улицы вблизи школы). Проведение экскурсии «Тюмень в годы Великой Отечественной войны» |
10 | Мой отчий дом | 8 | Знакомство со значением имени для человека. Все имена на земле хороши. Знакомство с именами и фамилиями детей, значением фамилии. Подготовка к составлению родословной - Семейный альбом. Значение предметов в семье, передаваемых из поколения в поколение - Бабушкин сундучок. Роль Моей семьи в родном городе. |
11 | Итоговое занятие. | 1 | Подвести итог о роли каждого человека в жизни города, страны. Зачем и за что мы любим Родину. |
ИТОГО | 33 |
- класс «Мой край родной»
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. | 1 | Знакомство с историей родного края. |
2 | Тюменский край на картах России и области | 3 | Знакомство с историей возникновения родного края. Путешествие по карте области от Тюмени до Тобольска, от Тобольска до Салехарда, работа с флажками и карточками – отмечаем путь, о котором говорим. Экскурсия в г.Тобольск |
3 | История Сибирского края | 2 | Знакомство историей возникновения родного города знакомство с литературой и документами о том, Кто осваивал Сибирь, Кто такие декабристы. - Работа с документами об истории родного края. Экскурсия в архив или исторический музей. |
4 | Живая природа родного края | 12 | Знакомство с большими и малыми реками нашего края, озёрами. Знакомство с лесом, как храмом природы, с отдельными видами деревьев: Кедр – зелёный исполин, Сосна – жемчужина Тюменских лесов, Лиственница – дерево вечности, Ель – декоративная свеча, Пихта – дерево-великан. Знакомство с лекарственными растениями - Зелёная аптека под открытым |
небом. Знакомство с насекомыми родного края - маленькими жители земли. Удивительные встречи в тайге (знакомство с соболем – маленьким таёжным принцем, белкой и бурундуком. Знакомство с песцом – охотником тундры; с оленем и лосем, с медведем – хозяином тайги. Знакомство с пернатыми красавцами леса: глухарь, цапля, журавль, лебедь, пеликан. | |||
5 | Народности родного края, его сказки, сказания и легенды | 5 | Знакомство с людьми, преданными тайге, живущими в тайге. Их характер, быт, занятия. Знакомство проходит через Сказки народов Севера, картины и стихи о них. Знакомство с человеком, проживающим в тундре. Экскурсия в этнографический музей |
6 | Культура и быт родного края | 2 | Знакомство с культурой и бытом народов через посещение г.Ялуторовска, его острога, где отражена история края, его население и быт. Знакомство с фольклором: танцы, песни, частушки, народные инструменты, игры, игрушки родного края. |
7 | Обряды, праздники, одежда родного края | 2 | Знакомство с праздниками народов, проживающих на территории Тюменской области, знакомство с играми этих народов через музейные уроки. Знакомство с особенностями одежды северных народов. Экскурсия в Археологический музей, посещение мастер класса. |
8 | Тюмень – город, где мы живём | 5 | Знакомство с историей родного города Определение понятия «город» - Почему город назвался городом. Поиск истоков, - Откуда пошла Тюмень. Экскурсия по городу с посещением места основания г.Тюмень. Знакомство с городом разных профессий: где работают люди в городе. Экскурсии в ГАИ, пожарную часть, магазин, библиотеку. Посещение «ТинТаун», города профессий. |
9 | «Чем удивил и очаровал наш край» | 2 | Сочинение «Чем удивил и очаровал наш край» - в красках и карандашах выражение своих знаний и эмоций о родном крае. |
ИТОГО | 34 |
- класс «Тюменский край – моя святыня»
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. | 1 | Знакомство с темой курса, определение понятий «святыня» по словарям, стихи с этим понятием. |
2 | Далёкое прошлое Сибирского ханства Становление | 3 | Знакомство с историей Сибирского ханства, ханом Кучумом, Чимги-Турой. Знакомство, поиск в источниках сведений о Ермаке Тимофеевиче – |
сибирских городов | покорителе Сибири. | ||
3 | Становление сибирских городов | 5 | Работа с источниками и по результатам экскурсии в музей Городская Дума. Экскурсия в г.Ялуторовск, Тобольск. Разгадывание смысла имени города, ведь имя – это судьба. Работа с источниками – книгами: История создания Тюмени, Ялуторовска, Тобольска. Рассказ о городе Тюменского региона, в котором родились или живут родственники. Инсценировки из книг отрывков об образовании городов. |
4 | Всё, что сердцу мило: Путешествие по страницам Сибирских летописей | 2 | Знакомство с понятием «летопись», «летописец». Поиск отрывков летописей сибирских, прочтение и осмысление новых понятий. Знакомство с С.У.Ремезовым – картографом, исследователем, архитектором |
5 | От истоков до устья. Реки. | 4 | Работа с географической картами России и Тюменской области. Путешествие по картам от истоков до устья рек. Знакомство с реками региона: Обь – обширная и могучая, Иртыш – богатырь, землерой. Легенды и сказы о реках. Знакомство с большими и малыми реками нашего края. Рассматривание иллюстраций, нахождение на карте, работа с названием рек (их наименованием – объяснение и перевод) |
6 | Череда церквей Тюмени | 1 | Экскурсия «Храмы Тюмени» - знакомство с Тюменью – городом разных конфессий. |
7 | «Называть места у нас не ново…»: литературные имена на улицах Тюмени | 3 | Создание Мини-проекта «Литературные имена в улицах родного города» по итогам экскурсий в библиотеки. Экскурсия в библиотеку им.К.Я.Лагунова Виртуальное путешествие по улицам с литературными названиями – создание презентаций, поиск названий по книге «Прогулки по Тюмени» и очное знакомство с улицами. Экскурсия в литературный музей имени В.П.Крапивина. |
8 | Прогулка по улицам Тюмени | 4 | Экскурсия по г.Тюмени «Улицы Тюмени рассказывают». Презентации и выступления о родных улицах г.Тюмени, их образовании. Переименование исторических улиц Спасская, Царская, Александровская и др. |
9 | Знаменитые люди родного края | 4 | Знакомство со знаменитыми историческими личностями - нефтяниками и первооткрывателями земли Тюменской – Ю.Эрвье и В.Муравленко. Писателями и поэтами: П.Ершов и М.Пришвин, К.Лагунов и В.Крапивин, Ю.Друнина и А.Омельчук. Учёные и исследователи – С.У.Ремезов, Д.И.Менделеев. Экскурсия в музей изобразительных искусств. |
10 | Память Великой Отечественной войны | 4 | Экскурсии на Историческую площадь, к барельефу. История войны в барельефе скульптора. Экскурсия к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне. Мини-проект «Имена героев войны в улицах Тюмени» |
11 | Итоговое занятие. Проект "Памятники земли Тюменской" | 3 | Поисковая работа с разными источниками по определению значимости и значению тех или иных памятников на Тюменской земле. Сбор и переработка информации. Составление презентации о памятниках. Выступление в младших классах |
ИТОГО | 34 |
- класс «Созвездие открытий: Путешествие в историю Тюменской области»
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. | 1 | Знакомство с темой и курсом предмета. |
Геральдическое путешествие по Тюменской области | 4 | Знакомство с понятием «геральдика». Знакомство с символами геральдики – природа и культура. Значение символов на гербах городов. Значение геральдических цветов. Гербы городов в путешествии по Оби. Геральдика Тюмени, Тобольска, Ялуторовска и других городов. | |
Тюменская область – единство и многообразие, дружная семья 125 народов | 4 | Знакомство с народами, населяющими необъятную Тюменскую область. Народы – обособление от природы, от культуры, появление этноса. Объяснение этнонима – «татары». «манси», «ханты». Этнонимы раскрывают свои тайны. Экскурсия в музей изобразительного искусства Музейный урок «Сказки бабушки Анне». | |
Тюменский край – моя святыня | 3 | Знакомство с понятием «святыня» - связь слов «святыня» и «святой» через словари. Географические названия Тюменской области. Почитание родителей и предков в культуре народа. Воспитание через литературные произведения. Их прочтение и анализ. | |
Край чудес и сокровищ: Путешествие по карте Тюменской области | 5 | Знакомство с образованием Тюменской области, датой её рождения, масштабом на карте России. Путешествие по карте с юга на север, виртуальное знакомство с природой и городами, встречающимися при путешествии. | |
Тюменская область – суровый край смелых и трудолюбивых людей | 4 | Влияние климата и расположения на карте – на характер людей. Определение: Кого зовут сибиряками. Характер и устои края и его людей. Что писал о сибиряках краевед Н.А.Абрамов в |
1858г. : «Жители Тюмени крепкого сложения, красивы, белотельны и румяны…» Нравственные принципы и моральные ценности. | |||
Тюмень. Многовековая борьба природы и культуры. | 3 | Работа по источникам, пришедшим из глубины веков, приезжими и попутчиками, проезжавшими через Тюмень. Воспоминания, хранящиеся в документах книги «Тюмень, образ, душа, судьба». «Окружили Тюмень болота». «Тюмень – город одной улицы». Так видели Тюмень приезжие. Тура – река немалая. Значение реки для жизнедеятельности города. | |
Тюменское купечество | 3 | Знакомство с деятельностью купцов, которые оставили свой след в жизни города, в его становлении, его росте. Купцы Колокольниковы. Купец 1-й гильдии А.И.Текутьев. Предприниматели Памфиловы. Экскурсий в музей «Торговый дом Колокольниковы». Экскурсия в музей Дом Машарова | |
Жизнь тюменцев эпохи Екатерины Второй | 1 | Градоначальники того времени, их влияние на жизнь города. Документы из архивов. Знакомство с эпохой и её изменениями в Тюмени, работа с источниками, поиск информации. | |
Неповторимое лицо города и горожан | 1 | Поиск информации о значимых событиях города в прошлые века. Сибирский Царь-колокол и другие знаменитые колокола Тюменского края | |
Живой груз из Тобольска» - русский царь в Сибири | 2 | Семья Романовых на сибирской земле. Значение этого события для города и для области. Воспоминания очевидцев того времени. Экскурсия в музей-усадьбу Колокольниковых. Экскурсия в г. Тобольск – место «заточения» семьи Романовых. Экскурсия на Ганину Яму и в г.Екатеринбург. | |
Святыня семейного очага: духовные традиции тюменцев. | 2 | Семья – базовая национальная российская ценность. Значение слова «семья». Семейные традиции в истории народов региона. Составление экскурса в историю семьи: Какие традиции в вашей семье. Чтение произведений о семье. Пословицы, поговорки о семье. | |
Итоговое занятие. «Знай и люби свой край» | 1 | Викторина-игра по всему курсу краеведения. Подведение итогов. | |
ИТОГО | 34 |
Календврно-тематическое планирование
2 класс «Мой край родной»
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2-5 | Тюменский край на картах России и Области: А)Физическая карта Тюменской области; Б)Реки и озера Тюменской области; В)По городам Тюменской области. | 3 | |
6-7 | История Сибирского края: А)Древняя Сибирь; Б)Современная Сибирь. | 2 | |
8-20 | Живая природа родного края: Животные,птицы,насекомые,рыбы Тюменской области; Растительность; Красная книга Тюменской области. | 12 |
21-25 | Народности родного края, его сказки, сказания и легенды: П.П.Ершов,Лагунов и др.писатели Тюменской области. | 5 | |
26-27 | Культура и быт родного края | 2 | |
28-29 | Обряды, праздники, одежда родного края | 2 | |
30-32 | Тюмень – город, где мы живём. Заводоуковск П. Лебедевка | 5 | |
33-34 | «Чем удивил и очаровал наш край» | 2 | |
ИТОГО | 34 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Ялуторовск – Изд. «Вектор Бук Лтд» 1999 г
- Путешествие по Среднему Уралу для детей – книжка-раскраска – Изд. «Малыш и Карлсон», 2009, г.Реж;
- В.Стариков «Д.И.Менделеев», серия «Наши земляки»Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1984г;
- В.А.Лёзин «Реки Тюменской области» Тюмень, 1999;
- П.П.Ершов и культура Тюменского региона – сборник статей, Изд.Мандр и К, Тюмень, 2005;
- А.Г.Болотова «История города Ялуторовска с древнейших времён», Ялуторовск, 1997г;
- Грани истории. Сборник краеведческих статей научных сотрудников Ялуторовского музейного комплекса – Ялуторовск 2002;
- журнал «Град Тобольск», апр.2008г ;
- Авторы работ по генеалогии и истории семей – Библиографический справочник, выпуск 1, Тюмень 2006г;
- Земля Тюменская – Из собраний государственных музеев области – 2004г; Явлутур- городок – историко-краеведческий альманах, выпуск 2, Ялуторовск, 2007г;
- Художники Тюмени- Тюменская областная организация Союза художников России 1994г;
- В.И.Азаров «Здесь Родина моя», Изд.Тюменского государственного университета, Тюмень, 2010г
- З.И.Теплова «Мир родного края глазами души», ТОГИРРО, Тюмень, 2002 г
- Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ-96», 2001г
- С чего начинается Родина.книга для чтения для начальной школы по основам экологической культуры. Часть 1, Тюмень, ТОГИРРО, 1997г.
- Тюмень: образ, душа, судьба. Ред.Н.П.Дворцова, Тюмень: ФГУ Изд.полиграф.предприятие «Тюмень», 2004г.
- Святыни земли Тюменской. Пиманова Л.А., Тюмень, ТОГИРРО, 2013г
- Легенды и тайны Тюмени. Е.Дубовская. ОАО «Тюменский дом печати», 2013
- Четыре века Тюмени. Иваненко А.С. очерки живой истории старинного сибирского города. Изд. «Радуга – Т», Тюмень, 2004г
- История Сибири. Наумов И.В. Иркутск, 2003
- «Поставиша град Тюмень…» Е.Галкина. Изд. «Лаконика», Тюмень, 2003г
- Прогулки по Тюмени. Иваненко А. изд.дом «Слово», 2006г
- Тюмень. Столетие спустя. Изд. «Кронос», 2007
- Пятые Тюм.родослов.чтения – к 60-летию Вел.Победы, Тюм.2005 – Изд. «Вектор Бук»;
- Восьмые родословные чтения, Тюм.2008 – Изд. «Вектор Бук»;
- Память воскрешает,– г.Тюмень «Вектор Бук», 2015 - к 60летию Великой Победы;
- Память воскрешает, книга 5– г.Тюмень «Вектор Бук, 2002;
- Память воскрешает, книга 7 – г.Тюмень «Вектор Бук», 2010- 65 лет Великой Победы!;
- Продиктовано жизнью (подвигу воинов-сибиряков посвящается) Изд. «Вектор Бук», Тюмень 2005-2006;
- Память воскрешает, книга 9 – г.Тюмень «Вектор Бук», 2011- в год 25-летия клуба ветеранов;
- Память воскрешает, книга 10 – г.Тюмень «Вектор Бук», 2012; Тюменцы в неизвестных войнах Изд. «Вектор Бук», 2014г;
- Продиктовано жизнью – Тюмень 2012г;
- Командарм, Тюмень 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...

























