Рабочие программы
рабочая программа (2 класс)

Пестерева  Светлана Евгеньевна

Рабочие программы созданы на основе Конструктора рабочих программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_yunye_kraevedy_i_puteshestvenniki.docx122.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юные краеведы»

Направленность программы: общекультурное

Класс: 1-4

Срок реализации: 4 года

Уровень программы: базовый

Составитель: МО учителей начальных классов

Тюмень, 2023

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовая основа программы:
  1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373;
  2. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
  3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
  4. Примерной рабочей программой по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
  1. Письмом Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"
  2. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
  3. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
  1. Направленность программы внеурочной деятельности

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо, а в случае необходимости - встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которую великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, его природу и культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Возраст младшего школьника - лучший период для формирования любви к малой родине. Программа имеет духовно-нравственную направленность. В процессе обучения дети знакомятся с природой родного края, историческим прошлым края, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей, экскурсии в музеи и города Тюменской области и Сибири. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

  1. Педагогическая целесообразность, актуальность        и новизна программы внеурочной деятельности

Ведущей идеей программы «Юные краеведы и путешественники» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

Актуальность и новизна предлагаемой программы:

  1. формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной позиций;
  2. воспитание патриотизма и гражданственности;
  3. использование культурного наследия региона;
  4. содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села.

  1. Цели и задачи программы внеурочной деятельности

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир  природы, истории и культуры наших предков. Основная задача программы

  • формировать у школьников общее представление об истории родного края, его богатой и разнообразной природе, о культуре, о ее многообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина.

Цель программы – воспитание любви учащихся к Родине на основе познания её ценностей и формирования у них патриотизма к своему Отечеству.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к истории и географии своей Родины;
  2. Научить осознанному усвоению содержания краеведческого материала;
  3. Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческого воображения;
  4. Воспитывать чувство любви к своей Родине.

  1. Требования к категории слушателей

Содержание курса ориентировано на следующую целевую аудиторию: обучающиеся 1-4 классов ГАОУ ТО "Гимназии российской культуры", имеющие начальные знания о своём родном крае (городе) и желающие продолжить изучение родного края.

  1. Общая характеристика программы

Данная программа рассчитана на 34        (33 в 1-х классах) часа. Структура курса предусматривает теоретические, практические, экскурсионные занятия.

Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности учителя и обучающихся.

Структура образовательной программы включает следующий комплекс разделов: Наше Отечество

Мой родной край

Тюменский край - моя святыня

Созвездие открытий: Путешествие в историю Тюменской области

Отличительные особенности программы «Горизонты Тюмени», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

  1. Принципы обучения по программе внеурочной деятельности

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

  1. Условия реализации программы внеурочной деятельности

Образовательный        процесс        осуществляется        на        основе        учебного        плана,        рабочей программы учебного модуля и регламентируется расписанием занятий.

Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года. Обучение рассчитано на 33-34 учебные недели, общее количество учебных часов – 33-34 часа.

Формы реализации программы и режим занятий. Занятия реализуются в очной форме, посредством проведения экскурсионных мероприятий в каникулярное время.

Порядок организации занятий:

режим занятий: 2-3 раз в месяц; продолжительность занятия - 2-3 часа; онлайн-экскурсии или виртуальные

Материально-техническая база. Занятия проводятся как на базе кабинетов ГАОУ ТО "Гимназия российской культуры", оснащенных необходимым для организации образовательного процесса оборудованием:

видеопроектор, интерактивная доска, персональный компьютер, выход в интернет; наглядные пособия и дидактические материалы.

Занятия проводятся за пределами учебных кабинетов, с помощью экскурсионных и туристических бюро г. Тюмени

  1. Ожидаемые  результаты обучения

К концу обучения четырехлетнего курса программы «Горизонты Тюмени» ученики должны иметь:

  • представление об истории родной гимназии, города, страны;
  • представление о знаменитых людях края;
  • повышенный познавательный интерес к краеведению;
  • навыки самостоятельной работы и работы в группах;
  • знание о природе и культуре родного края;
  • активную жизненную позицию;
  • чувства гордости за свою семью, школу, города, край;
  • чувство патриотизма.

Ученик научится

  • находить свою область на карте России
  • определять природное окружение области
  • находить и уметь отмечать природные ресурсы родного края
  • знать и различать основные виды животных и птиц, проживающих в родном крае
  • находить города и реки Тюменской области на карте
  • рассказывать историю своего края
  • любить родной край и гордиться им

  1. Формы подведения итогов и определение результативности программы

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  • тестирование;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • интеллектуальные игры;
  • выставки творческих работ учащихся;
  • защита проектов;
  • научно-практическая конференция.

Возможные критерии результативности

  1. Активность учащихся во внеурочное время.
  2. Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
  3. Вовлечённость учащихся в краеведческие конкурсы и соревнования.
  4. Положительная тенденция роста участников районных, областных конкурсных программ, выставок, викторин, школьных, районных олимпиад, в смотрах знаний, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.
  5. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

Показатели результативности

  1. Активное участие во внеклассной работе.
  2. Активное участие школьников в гимназических, городских, областных, Всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.
  3. Активное участие в конкурсах, проводимых музейным комплексом имени И. Я. Словцова, в конкурсах краеведческого характера.
  4. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
  5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

  1. Учебно-тематический план занятий и содержание программы внеурочной деятельности

  1. класс «Наше Отечество»

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие.

1

Диагностика знаний учащихся по краеведению.

2

Природа родного края

3

Знакомство    с    понятиями    «история»,

«краеведение», «родина». Знакомство с городом, его историей.

Земля – светлая колыбель для зерна. Знакомство с предметами        хлебопашества,        хлебными культурами, трудом людей в поле.

Места отдыха, созданные природой и руками человека. Знакомство с природными парками и скверами города.

  • Экскурсия по г.Тюмень.
  • Экскурсия в музей с.Успенка.

Экскурсия в Гилёвскую рощу, Берёзовую рощу (рядом со школой)

3

Животные родного края

4

Знакомство с животным миром родного края. Дикие звери леса и тундры.

Птицы родного края. Рыбы и земноводные родного края. Эти знакомства проходят на экскурсиях в городском музее – «Окно в природу», в музее биологического факультета ТюмГУ. На последнем занятии темы проходит интеллектуальная Игра и викторина «А знаешь ли ты…»

4

Реки и водоёмы родного края

3

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река»,

«озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Тюменской области и родного города. Знакомство с жителями водоёмов.

  • Экскурсия        на        водоем        –        Школьный        пруд, находящийся вблизи школы.
  • Работа с географической картой Тюменской области
  • Сезонные наблюдения за температурой воды (обобщение).

5

Природные ресурсы

3

Знакомство с богатствами земли, с их значением в жизни человека. Знакомство с тем, откуда тепло к нам пошло, о Чёрном золоте, Газовом факеле. Знакомство с их положением и обозначением на

карте России и Тюменской области.

6

Тюменская область на карте России

2

Научить читать обозначения на карте, различать цвета и местонахождение отдельных объектов (океаны, моря, реки, озёра, леса, пустыни, города). Приучать видеть и читать карту на уровне        первоклассников.        Уметь

«путешествовать» и рассказывать об увиденном по условным обозначениям в цветовой гамме.

7

Народы родного края

2

Чтение сказок, былин, пословиц, поговорок юга народов Тюменской области, инсценировки. Учить видеть и слышать элементы разных народов, населяющих севр региона. Проведение

Музейного урока «Северная мозаика»

8

Праздники наших народностей

4

Знакомство        с        Образом        земли        в        фольклоре народов Тюменского региона

Знакомство с Медвежьим праздником у манси, Татарским Сабантуем. Проведение Экскурсии в музей изобразительного искусства «Фольклор народов Севера» и

Экскурсия в Археологический музей (праздники и быт северных народов)

9

День Победы

2

Знакомство с понятием Великая Отечественная война, со значением этого события для народа страны. Знакомство с Героями Великой Отечественной войны Тюменской области – М.Мельникайте, Н.Фёдоров (улицы вблизи школы). Проведение экскурсии «Тюмень в годы

Великой Отечественной войны»

10

Мой отчий дом

8

Знакомство со значением имени для человека. Все имена на земле хороши. Знакомство с именами и фамилиями детей, значением фамилии. Подготовка к составлению родословной

- Семейный альбом. Значение предметов в семье, передаваемых из поколения в поколение - Бабушкин сундучок. Роль Моей семьи в родном городе.

11

Итоговое занятие.

1

Подвести итог о роли каждого человека в жизни города, страны. Зачем и за что мы любим Родину.

ИТОГО

33

  1. класс «Мой край родной»

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с историей родного края.

2

Тюменский край на картах России и

области

3

Знакомство с историей возникновения родного края. Путешествие по карте области от Тюмени до Тобольска, от Тобольска до Салехарда, работа с флажками и карточками – отмечаем путь, о

котором говорим. Экскурсия в г.Тобольск

3

История Сибирского края

2

Знакомство историей возникновения родного города знакомство с литературой и документами о том, Кто осваивал Сибирь, Кто такие декабристы.

- Работа с документами об истории родного края. Экскурсия в архив или исторический музей.

4

Живая природа родного края

12

Знакомство с большими и малыми реками нашего края, озёрами. Знакомство с лесом, как храмом природы, с отдельными видами деревьев: Кедр – зелёный исполин, Сосна – жемчужина Тюменских лесов, Лиственница – дерево вечности, Ель – декоративная свеча, Пихта –

дерево-великан. Знакомство с лекарственными растениями  -  Зелёная  аптека  под  открытым

небом. Знакомство с насекомыми родного края - маленькими жители земли. Удивительные встречи в тайге (знакомство с соболем – маленьким таёжным принцем, белкой и бурундуком. Знакомство с песцом – охотником тундры; с оленем и лосем, с медведем – хозяином тайги. Знакомство с пернатыми красавцами леса:

глухарь, цапля, журавль, лебедь, пеликан.

5

Народности родного края, его сказки, сказания и легенды

5

Знакомство с людьми, преданными тайге, живущими в тайге. Их характер, быт, занятия. Знакомство проходит через Сказки народов Севера, картины и стихи о них. Знакомство с

человеком, проживающим в тундре. Экскурсия в этнографический музей

6

Культура и быт родного края

2

Знакомство с культурой и бытом народов через посещение г.Ялуторовска, его острога, где отражена история края, его население и быт. Знакомство  с  фольклором:  танцы,  песни,

частушки, народные инструменты, игры, игрушки родного края.

7

Обряды, праздники, одежда родного края

2

Знакомство с праздниками народов, проживающих на территории Тюменской области, знакомство с играми этих народов через музейные уроки. Знакомство с особенностями одежды северных народов. Экскурсия в Археологический  музей,  посещение  мастер

класса.

8

Тюмень – город, где мы живём

5

Знакомство с историей родного города Определение понятия «город» - Почему город назвался городом. Поиск истоков, - Откуда пошла Тюмень. Экскурсия по городу с посещением места основания г.Тюмень. Знакомство с городом разных профессий: где работают люди в городе. Экскурсии в ГАИ, пожарную часть, магазин,  библиотеку.  Посещение  «ТинТаун»,

города профессий.

9

«Чем удивил и

очаровал наш край»

2

Сочинение «Чем удивил и очаровал наш край» - в красках и карандашах выражение своих знаний и

эмоций о родном крае.

ИТОГО

34

  1. класс «Тюменский край – моя святыня»

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с темой курса, определение понятий

«святыня» по словарям, стихи с этим понятием.

2

Далёкое        прошлое Сибирского ханства

Становление

3

Знакомство        с        историей        Сибирского        ханства, ханом Кучумом, Чимги-Турой. Знакомство, поиск

в источниках сведений о Ермаке Тимофеевиче –

сибирских городов

покорителе Сибири.

3

Становление сибирских городов

5

Работа с источниками и по результатам экскурсии в музей Городская Дума. Экскурсия в г.Ялуторовск, Тобольск. Разгадывание смысла имени города, ведь имя – это судьба. Работа с источниками – книгами: История создания Тюмени, Ялуторовска, Тобольска. Рассказ о городе Тюменского региона, в котором родились или живут родственники. Инсценировки из книг

отрывков об образовании городов.

4

Всё, что сердцу мило: Путешествие по страницам Сибирских летописей

2

Знакомство с понятием «летопись», «летописец». Поиск отрывков летописей сибирских, прочтение и осмысление новых понятий. Знакомство с С.У.Ремезовым – картографом, исследователем,

архитектором

5

От истоков до устья. Реки.

4

Работа с географической картами России и Тюменской области. Путешествие по картам от истоков до устья рек. Знакомство с реками региона: Обь – обширная и могучая, Иртыш – богатырь, землерой. Легенды и сказы о реках. Знакомство с большими и малыми реками нашего края. Рассматривание иллюстраций, нахождение на  карте,  работа  с  названием  рек  (их

наименованием – объяснение и перевод)

6

Череда церквей Тюмени

1

Экскурсия «Храмы Тюмени» - знакомство с Тюменью – городом разных конфессий.

7

«Называть места у нас не ново…»:

литературные имена на улицах Тюмени

3

Создание Мини-проекта «Литературные имена в улицах родного города» по итогам экскурсий в библиотеки. Экскурсия в библиотеку им.К.Я.Лагунова

Виртуальное путешествие по улицам с литературными названиями – создание презентаций, поиск названий по книге «Прогулки по Тюмени» и очное знакомство с улицами.

Экскурсия в литературный музей имени В.П.Крапивина.

8

Прогулка по улицам Тюмени

4

Экскурсия по г.Тюмени «Улицы Тюмени рассказывают». Презентации и выступления о родных улицах г.Тюмени, их образовании. Переименование  исторических  улиц  Спасская,

Царская, Александровская и др.

9

Знаменитые люди родного края

4

Знакомство со знаменитыми историческими личностями        -        нефтяниками        и первооткрывателями земли Тюменской – Ю.Эрвье и В.Муравленко. Писателями и поэтами: П.Ершов и М.Пришвин, К.Лагунов и В.Крапивин, Ю.Друнина и А.Омельчук. Учёные и исследователи  –  С.У.Ремезов,  Д.И.Менделеев.

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

10

Память Великой

Отечественной войны

4

Экскурсии на Историческую площадь, к барельефу. История войны в барельефе скульптора. Экскурсия к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне.

Мини-проект «Имена героев войны в улицах Тюмени»

11

Итоговое занятие. Проект "Памятники земли Тюменской"

3

Поисковая работа с разными источниками по определению значимости и значению тех или иных памятников на Тюменской земле. Сбор и переработка информации. Составление

презентации о памятниках. Выступление в младших классах

ИТОГО

34

  1. класс «Созвездие открытий: Путешествие в историю Тюменской области»

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с темой и курсом предмета.

Геральдическое путешествие по

Тюменской области

4

Знакомство с понятием «геральдика». Знакомство с символами геральдики – природа и культура. Значение символов на гербах городов. Значение геральдических цветов. Гербы городов в путешествии  по  Оби.  Геральдика  Тюмени,

Тобольска, Ялуторовска и других городов.

Тюменская область – единство и многообразие, дружная семья 125 народов

4

Знакомство с народами, населяющими необъятную Тюменскую область. Народы – обособление от природы, от культуры, появление этноса.  Объяснение  этнонима  –  «татары».

«манси», «ханты». Этнонимы раскрывают свои тайны. Экскурсия в музей изобразительного искусства Музейный урок «Сказки бабушки Анне».

Тюменский край – моя святыня

3

Знакомство с понятием «святыня» - связь слов

«святыня» и «святой» через словари. Географические названия Тюменской области. Почитание родителей и предков в культуре народа. Воспитание через литературные произведения. Их прочтение и анализ.

Край чудес и сокровищ:

Путешествие по карте Тюменской области

5

Знакомство с образованием Тюменской области, датой её рождения, масштабом на карте России. Путешествие  по  карте  с  юга  на  север,

виртуальное знакомство с природой и городами, встречающимися при путешествии.

Тюменская область – суровый край смелых и трудолюбивых

людей

4

Влияние климата и расположения на карте – на характер людей. Определение: Кого зовут сибиряками. Характер и устои края и его людей.

Что писал о сибиряках краевед Н.А.Абрамов в

1858г. : «Жители Тюмени крепкого сложения, красивы, белотельны и румяны…» Нравственные

принципы и моральные ценности.

Тюмень.

Многовековая борьба природы и культуры.

3

Работа по источникам, пришедшим из глубины веков, приезжими и попутчиками, проезжавшими через Тюмень. Воспоминания, хранящиеся в документах книги «Тюмень, образ, душа, судьба». «Окружили Тюмень болота». «Тюмень – город  одной  улицы».  Так  видели  Тюмень

приезжие. Тура – река немалая. Значение реки для жизнедеятельности города.

Тюменское купечество

3

Знакомство с деятельностью купцов, которые оставили свой след в жизни города, в его становлении, его росте. Купцы Колокольниковы. Купец        1-й        гильдии        А.И.Текутьев. Предприниматели Памфиловы. Экскурсий в музей   «Торговый   дом   Колокольниковы».

Экскурсия в музей Дом Машарова

Жизнь тюменцев эпохи Екатерины Второй

1

Градоначальники того времени, их влияние на жизнь города. Документы из архивов. Знакомство

с эпохой и её изменениями в Тюмени, работа с источниками, поиск информации.

Неповторимое лицо города и горожан

1

Поиск информации о значимых событиях города

в прошлые века. Сибирский Царь-колокол и другие знаменитые колокола Тюменского края

Живой груз из Тобольска» - русский царь в Сибири

2

Семья Романовых на сибирской земле. Значение этого события для города и для области. Воспоминания очевидцев того времени. Экскурсия в музей-усадьбу Колокольниковых. Экскурсия в г. Тобольск – место «заточения»

семьи Романовых. Экскурсия на Ганину Яму и в г.Екатеринбург.

Святыня семейного очага: духовные традиции тюменцев.

2

Семья – базовая национальная российская ценность. Значение слова «семья». Семейные традиции в истории народов региона. Составление экскурса в историю семьи: Какие традиции в вашей семье. Чтение произведений о

семье. Пословицы, поговорки о семье.

Итоговое занятие.

«Знай и люби свой край»

1

Викторина-игра по всему курсу краеведения. Подведение итогов.

ИТОГО

34

Календврно-тематическое планирование

2 класс «Мой край родной»

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.

1

2-5

Тюменский край на картах России и

Области:

А)Физическая карта Тюменской области;

Б)Реки и озера Тюменской области;

В)По городам Тюменской области.

3

6-7

История Сибирского края:

А)Древняя Сибирь;

Б)Современная Сибирь.

2

8-20

Живая природа родного края:

Животные,птицы,насекомые,рыбы Тюменской области;

Растительность;

Красная книга Тюменской области.

12

21-25

Народности родного края, его сказки, сказания и легенды:

П.П.Ершов,Лагунов и др.писатели Тюменской области.

5

26-27

Культура и быт родного края

2

28-29

Обряды, праздники, одежда родного края

2

30-32

Тюмень – город, где мы живём.

Заводоуковск

П. Лебедевка

5

33-34

«Чем удивил и

очаровал наш край»

2

ИТОГО

34

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Ялуторовск – Изд. «Вектор Бук Лтд» 1999 г
  2. Путешествие по Среднему Уралу для детей – книжка-раскраска – Изд. «Малыш и Карлсон», 2009, г.Реж;
  3. В.Стариков «Д.И.Менделеев», серия «Наши земляки»Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1984г;
  4. В.А.Лёзин «Реки Тюменской области» Тюмень, 1999;
  5. П.П.Ершов и культура Тюменского региона – сборник статей, Изд.Мандр и К, Тюмень, 2005;
  6. А.Г.Болотова «История города Ялуторовска с древнейших времён», Ялуторовск, 1997г;
  7. Грани истории. Сборник краеведческих статей научных сотрудников Ялуторовского музейного комплекса – Ялуторовск 2002;
  8. журнал «Град Тобольск», апр.2008г ;
  9. Авторы работ по генеалогии и истории семей – Библиографический справочник, выпуск 1, Тюмень 2006г;
  10. Земля Тюменская – Из собраний государственных музеев области – 2004г; Явлутур- городок – историко-краеведческий альманах, выпуск 2, Ялуторовск, 2007г;
  11. Художники Тюмени- Тюменская областная организация Союза художников России 1994г;
  12. В.И.Азаров «Здесь Родина моя», Изд.Тюменского государственного университета, Тюмень, 2010г
  13. З.И.Теплова «Мир родного края глазами души», ТОГИРРО, Тюмень, 2002 г
  14. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ-96», 2001г
  15. С чего начинается Родина.книга для чтения для начальной школы по основам экологической культуры. Часть 1, Тюмень, ТОГИРРО, 1997г.
  16. Тюмень: образ, душа, судьба. Ред.Н.П.Дворцова, Тюмень: ФГУ Изд.полиграф.предприятие «Тюмень», 2004г.
  17. Святыни земли Тюменской. Пиманова Л.А., Тюмень, ТОГИРРО, 2013г
  18. Легенды и тайны Тюмени. Е.Дубовская. ОАО «Тюменский дом печати», 2013
  19. Четыре века Тюмени. Иваненко А.С. очерки живой истории старинного сибирского города. Изд. «Радуга – Т», Тюмень, 2004г
  20. История Сибири. Наумов И.В. Иркутск, 2003
  21. «Поставиша град Тюмень…» Е.Галкина. Изд. «Лаконика», Тюмень, 2003г
  22. Прогулки по Тюмени. Иваненко А. изд.дом «Слово», 2006г
  23. Тюмень. Столетие спустя. Изд. «Кронос», 2007
  24. Пятые Тюм.родослов.чтения – к 60-летию Вел.Победы, Тюм.2005 – Изд. «Вектор Бук»;
  25. Восьмые родословные чтения, Тюм.2008 – Изд. «Вектор Бук»;
  26. Память воскрешает,– г.Тюмень «Вектор Бук», 2015 - к 60летию Великой Победы;
  27. Память воскрешает, книга 5– г.Тюмень «Вектор Бук, 2002;
  28. Память воскрешает, книга 7 – г.Тюмень «Вектор Бук», 2010- 65 лет Великой Победы!;
  29. Продиктовано жизнью (подвигу воинов-сибиряков посвящается) Изд. «Вектор Бук», Тюмень 2005-2006;
  30. Память воскрешает, книга 9 – г.Тюмень «Вектор Бук», 2011- в год 25-летия клуба ветеранов;
  31. Память воскрешает, книга 10 – г.Тюмень «Вектор Бук», 2012; Тюменцы в неизвестных войнах Изд. «Вектор Бук», 2014г;
  32. Продиктовано жизнью – Тюмень 2012г;
  33. Командарм, Тюмень 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...