Рабочая программа по родному языку, 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx77.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного предмета «Хакасский  язык»  составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Основной образовательной программы МБОУ Есинская СОШ;

2.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2015-2016 учебный год;

3.Положения о рабочей  программе МБОУ Есинская  СОШ от 30.06.2014 г. №11;

4.Тематическое планирование  составлено на основе авторской программы «Хакасский язык», разработанной А.Ф. Трояковой, Н.Я. Толмачевой, А.Н. Балгазиной.

       Изучение  хакасского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии  с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка», монологической и диалогической речи;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка, элементарных способов анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями слушания, говорения, правильного чтения и письма, участие в диалоге, составление несложных монологических и диалогических высказываний, необходимых в разных сферах;
  • воспитание  уважительного отношения и интереса к материнскому языку, чувства сопричастности к сохранению уникальности; стремления  совершенствовать свою речь, понимать родной язык как транслятора культурного наследия хакасского народа.

      Для достижения поставленных целей изучения хакасского языка в начальной школе необходимо решение следующих задач:

  • развивать  речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка;
  • овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к хакасскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремления  совершенствовать свою речь;
  • знакомить учащихся с основными положениями науки о языке;
  • формировать умения  и навыки грамотного и безошибочного письма;
  • развивать  устную и письменную речь учащихся;
  • развивать языковую эрудицию школьника, его интерес  к языку и речевому творчеству.

Особенности преподавания учебного предмета в данном классе

                На   начало учебного года в классе 14 обучающихся: 9 девочек, 5 мальчиков. Изучают хакасский язык  13 обучающихся. Из них в достаточной  для понимания содержания изучаемого материала степени владеют языком 6 обучающихся, 7 из семей в которых не создана языковая среда. Для успешного обучения обучающихся создается языковая среда во внеурочное время. На уроках проводится словарная работа, систематически ведется объяснение значений диалектных слов, упражнения на развитие устной и письменной  речи.  В целях повышения мотивации к изучению предмета используются  иллюстративный материал, наглядность.

.

Общая характеристика учебного предмета

          Учебный предмет «Хакасский язык»  занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлено на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении хакасского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным  предметам. Хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством этно - межнационального общения, приобщения к духовным богатствам  хакасской культуры и литературы.

          Обучение хакасскому языку  в начальной школе представляет собой первоначальный  этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 -10 лет. Специфика начального курса хакасского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается  с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

          Изучение хакасского языка в первом классе начинается интегрированным курсом обучения грамоте; его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе хакасского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный  (подготовительный),    букварный  (основной),  послебукварный  (завершающий). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются  закономерностями звукового  аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

   Основы  элементарного графического навыка формируются наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение хакасского языка и литературного чтения. Обучение хакасскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических. Словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  начальный курс  хакасского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющейся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность. Что предполагает привнесение  коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание всех языковых единиц  к их функции в речи. Усиливается  объяснительный   аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами.

             Важным принципом начального обучения хакасскому языку является  взаимосвязанное  изучение хакасского и русского языков, предполагающий опору  на знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках русского языка, а также предупреждение  интерференции.

           В начальной школе  орфография не выделяется  в качестве специального  раздела программы. Орфографические  правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами хакасского правописания.

         Формирование  четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит  в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии или как часть урока хакасского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижений ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в порядке усложнения их начертания.

         Преобладание работы над письменной речью учащихся младших школьников требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Используемая линия учебников

           1.Букварь 1 класс: А.Ф. Троякова А.Н. Балгазина, Н.Я. Толмачёва. Абакан, 2013 г..

           2.Хакас тiлi 1 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.

           3.Хакас тiлi 2 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.

           4.Хакас тiлi 3 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.

           5.Хакас тiлi 4 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013 г.

Описание места предмета в учебном плане  образовательного учреждения

          В 1 классе на изучение  хакасского языка отводится    3 ч в неделю, всего  99 ч  (33 учебные недели). Во 2 классе 3 ч в неделю. Во 2-4 классах по 3 ч в неделю, всего  102 ч  (34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

         Ведущее место предмета «Хакасский язык» в системе  общего образования обусловлено тем, что хакасский язык является государственным языком Республики Хакасия, средством этно - межнационального общения,  родным языком  хакасского народа. Изучение хакасского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, приобщения к духовным богатствам  хакасской культуры и литературы.

        У учащихся формируется позитивное  эмоционально-ценностное отношение  к хакасскому языку. Стремление к его грамотному использованию, понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное  представление о  нормах хакасского  литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

   Хакасский язык – основа процесса обучения  учащихся, средство  развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте»

        В процессе обучения грамоте закладываются  основы  формирования  таких важнейших сторон   личности младшего школьника, как:

1.Любознательность, активность и заинтересованность  в познании мира;

2.Способность  к организации собственной деятельности;

3.Доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение.

 4. Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться, позволяет заложить основу работы над достижением  личностных результатов, как:

5.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

6.Принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла  учения.

                В процессе обучения чтению текстов учащимся задают вопросы, которые не имеют однозначного ответа и предполагают  серьезное обдумывание, размышление, умение четко  сформулировать свою точку зрения и отстоять  её, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются следующие требования государственного образовательного стандарта к личностным результатам:

- Формирование  уважительного отношения к иному мнению;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания  и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте»

         Содержание  и построение курса обучения грамоте  дает возможность углубленно заниматься достижением таких  метапредметных  результатов освоения образовательной программы начального общего образования, как:

1.Овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.Формирование  умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности т способности конструктивно действовать даже  в ситуациях неуспеха;

5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6.Использование  знаково- символических  средств представления  информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

7.Использование  речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек  зрения  и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте»

К концу изучения курса «Хакасский язык. Обучение грамоте» ученик научится:

 различать, сравнивать:

-звуки и буквы, гласные и согласные  звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

-звук, слог, слово;

- слово и предложение;

кратко характеризовать:

-звуки  хакасского языка (согласные твердые/мягкие);

решать учебные и практические задачи:

- выделять предложение и слово из речевого потока;

-проводить звуковой анализ  и строить модели звукового состава слов, состоящих их четырёх-пяти звуков;

-осознавать смысл   прочитанного;

-писать прописную  букву в начале предложения и в именах собственных;

-ставить точку в конце предложения;

-грамотно  записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом  10 - 20 слов.

      Ученик получит возможность научиться:

- различать и сравнивать звонкие  и глухие  согласные звуки;

-выделять в словах слоги в устной работе;

-правильно называть буквы хакасского алфавита,  знать их последовательность;

-переносить слова;

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-соблюдать орфоэпические нормы.

Личностные результаты изучения курса «Хакасский язык»

1.Осознавать язык как основное средство человеческого общения;

2.Воспринимать хакасский язык как явление национальной  культуры;

3.Проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

4.Понимать, что правильная устная и письменная  речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

5.Демонстрировать способность к самооценке  на основе наблюдения за собственной речью;

6,Уважительно относиться с иному мнению;

7,Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную деятельность и понимать  личностный смысл учения;

8. Испытывать этические  чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание  чувствам других людей;

 9.Проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;

10.Сотрудничать с  взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

11.Организовывать собственную деятельность.

Метапредметные  результаты  изучения курса «Хакасский язык»

1.Использовать  язык с целью поиска информации в различных  источниках для решения учебных задач;

2.Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

3.Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

4.Понимать необходимость  ориентироваться  на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия  в диалоге; стремиться к более  точному  выражению собственного мнения и позиции;

5.Уметь задавать вопросы;

6.Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7.Принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, находить средства её осуществления;

8.Решать проблемы творческого и поискового характера;

  9.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е1 реализации;

10.Определять наиболее эффективные  способы достижения результата;

11.Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать  даже в ситуациях неуспеха;

12.Осваивать  начальные формы познавательной  и личностной рефлексии;

 13.Использовать  знаково - символические  средства  представления  информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

14.Использовать  речевые  средства  для решения коммуникативных и познавательных задач;

15.Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 16.Слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек  зрения  и права каждого иметь свою.

Предметные результаты изучения курса «Хакасский язык»

        К концу  изучения курса «Хакасский язык» ученик научится:

различать:

-на слух звуки речи;

- гласные и согласные звуки и их обозначение буквами;

-различать произношение и написание слов;

-сходные по начертанию буквы.

кратко  характеризовать:

- звуки хакасского языка (согласные твердые /мягкие, согласные звонкие/глухие);

-условия выбора и написания буквы гласного звука после  мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

-выделять предложение и слово из речевого потока;

-проводить  звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех-пяти звуков;

- правильно называть буквы хакасского алфавита, знать их последовательность;

-писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

-ставить точку в конце предложения;

- грамотно  записывать под  диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

-осознавать цели и ситуации устного общения;

-соблюдать в повседневной жизни номы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по  тексту или с помощью толкового словаря;

 -использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

-различать слова, называющие предметы, действия и признаки;

-задавать вопросы к словам;

-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения  для  эффективного решения коммуникативной задачи;

-участвовать в диалоге, учитывать мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-соблюдать орфоэпические  нормы и правильную интонацию.

                                                                                    Содержание учебного предмета (405 ч)

Виды речевой деятельности

  Слушание (аудирование) (тынниры). Цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие  звучащей речи.

      Понимание  на слух основной информации предъявляемого текста, определение его основной  мысли, передача его содержания по вопросам текста.

Говорение (Чоохтанары). Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Организация практики устного общения:речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи (дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение). Использование  в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.

Овладение нормами хакасского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: правила обращения, отклика, приветствия, прощания при  непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).

Чтение (Хыuырары.  Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий).

Письмо (Пазары). Списывание, письмо под  диктовку в соответствии с изученными правилами.

  Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия  цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная). Наблюдение      жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, пословица, поговорка);  типа речи – повествования (есть сюжет), описания ( нет сюжета).  К примеру, описание цветка жарки в стихотворении в учебнике или в словаре и др.

   Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимые игры», «Снежинки» и др.). Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.

Текст. Текст, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Выделение частей текста, их озаглавливание. Составление плана  текста. Работа с текстом ( при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части. Восстановление  и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).

Система языка

Фонетика и графика (44 ч)

 Звуки и буквы, их различие  (Тапсаuлар паза буквалар, оларны пасхалиры) (44ч). Алфавит. Алфавитное написание букв.

Гласные и согласные звуки, их различие (Гласнай паза согласнай тапсаuлар, оларны пасхалиры) (7ч). Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление  слов на слоги. Перенос слов по слогам. Небуквенные графические средства: черточка (знак переноса: па-ла, май –мах).

 Понятие орфограммы.

Гласные звуки (Гласнай тапсаuлар) (15 ч).

Твердые и мягкие гласные. Закон гармонии гласных ( сингармонизм) – основной фонетический   закон хакасского языка.

Долгие гласны, их обозначение и правописание.

Гласные е,э, их различие.

Звуковое значение букв е,ё, ю,я. Обозначение  буквы я в начале слова.

Согласные звуки (Согласнай тапсаuлар) (15 ч). Звонкие и глухие согласные звуки.

Произношение и правиписание заимствованных из русского языка звуков и букв (в, ж, ш,щ,ц).Правописание   ь и ъ знаков.

  Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. (5 ч)

Состав слова (6 ч).

Корень слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, аффиксов.

Морфология (36 ч)

Имя существительное (Адалыс) ( 9 ч).Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто?   и    что? Собственные и нарициательные имена существительные. Единственное и множественное число имен существительных. Изменение  имен существительных по вопросам  кто?  что?   кого?     и т.п.) и различение их окончаний.

Имя прилагательное (Пbлдbрbс) ( 13 ч).Значение и употребление прилагательных в речи. Вопросы имен прилагательных.

Глагол (Идbлbс) (14 ч). Значение  и употребление глагола в речи. Изменение глаголов по числам. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее.

Синтаксис – пунктуация (16 ч)

   Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих  о ком или о чем говорится, и что говорится.

    Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Предложения восклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

 - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

- развитие чувства любви и уважения к хакасскому языку как великому ценностному достоянию хакасского народа; осознание себя носителем этого языка;

- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению хакасского языка, понимания необходимости учения;

- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения хакасского языка;

- развитие интереса к познанию хакасского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок  и др.;

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;

-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

- осознание значимости хакасского языка как государственного языка нашей Республики Хакасия;

- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к хакасскому языку, понимание значимости хорошего владения хакасским языком, стремления к его грамотному использованию;

- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

- овладение изучаемыми нормами хакасского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

В результате изучения хакасского языка ученик  научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

•  предложения по цели высказывания и интонации;

•  главные и второстепенные члены предложения;

•  однородные члены предложения;

•  значимые части слова;

•  признаки изученных частей речи;

•  правописание слов с двойными согласными, с гласными у, e; правописание и не в первом слоге, правописание долгих гласных; правописание слов с согласными u, г, y;

 ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

 выделять главные и второстепенные члены предложений (без деления на виды);

 производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изученного материала);

 производить разбор слова по составу;

 обозначать парные согласные в корне;

 писать слова с парными согласными;

 писать диктанты различных видов: слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.д. (30–40 слов);

 пользоваться словарем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских теле-и радиопередач, аудиозаписей и др.) (до 5 реплик);

 обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения (75–80 слов);

 работы со словарями;

 соблюдения орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм (в пределах изученного материала);

 создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике (до 5 предложений);

 овладения нормами хакасского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (до 5 реплик).

Содержание

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование) (Тынниры). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам, пересказ текста.

Говорение (Чоохтанары). Понятие о диалоге и монологе. Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Овладение нормами хакасского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Чтение (Хыгырары). Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо (Пазары). Сравнение различных по стилю текстов художественного, научного, делового.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание мини-сочинений по интересной детям тематике.

Сочинения на тему: «В походе», «Деревья зимой», «Осень в лесу» и т.д. Редактирование сочинений.

Использование орфографического словаря.

Текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста, между предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного.

Формирование умения пользоваться оглавлением в книге.

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика и графика

Звуки и буквы, их различие (Тапсаuлар паза буквалар) (2 ч.). Звуко-буквенный анализ. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.

Небуквенные графические средства: черточка (знак переноса: па-ла, май-мах).

Гласные звуки и буквы (Гласнай тапсаuлар паза буквалар) (17 ч.). Твердые и мягкие гласные. Губные гласные.

Гармония гласных (сингармонизм).

Гласный звук и буква и не в первом слоге. Правописание и не в первом слоге.

Долгие гласные. Долгие гласные в односложных словах и их правописание. Долгие гласные аа, ее в конце слова и их правописание. Правописание долгих гласных в звукоподражательных словах.

Согласные звуки и буквы (10 ч.). Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. Закон ассимиляции согласных. Изменение согласных между гласными. Непарные звонкие согласные (й, л, м, н, y, р). Парные (удвоенные) согласные и их правописание. Правописание слов с согласными г, u, y в конце слова.

Состав слова (Сос пуд!з!) (9 ч.)

Понятие о составе слова: корень слова, аффиксы.

Первоначальное ознакомление со словообразовательными аффиксами. Аффиксация слов.

Образование имен существительных при помощи аффиксов -xы, xb, чы, чb. Образование имен прилагательных при помощи аффиксов лыu, лbг, ныu, нbг, тыu, тbг. Образование глагола при помощи аффиксов ла, ле, на, не, та, те.

Правописание слов с гласными E,

Морфология

Части речи (Чоох чардыхтары). Понятие о частях речи (2 ч.)

Имя существительное (Адалыс) (11 ч.) Значение и употребление. Понятие о склонении имен существительных.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?». Изменение имен существительных по числам. Произношение и правописание имен существительных во множественном числе. Заимствованные существительные и их аффиксация.

Глагол (Идbлbс) (17 ч.) Значение и употребление глагола в речи.

Изменение глагола по числам. Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по временам. Правописание аффиксов времен.

Имя прилагательное (Пbлдbрbс) (7 ч.). Значение и употребление прилагательных в речи.

Вопросы имен прилагательных. Значение и употребление прилагательных в речи. Вопросы имен прилагательных. Производные и непроизводные прилагательные. Образование прилагательных при помощи аффиксов -лығ, -ліг, -нығ, -ніг, -тығ, -тіг и их правописание. Прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер.

Местоимение (4 ч.). Общее понятие о местоимении. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

Синтаксис и пунктуация (Синтаксис паза таныглар турғызары)

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее, выраженное существительным в име-нительном падеже. Сказуемое, выраженное глаголом. Второстепенные члены предложений: определение, дополнение. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Тематическое планирование

4 класс (136ч)

Название раздела

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Синтаксис и пунктуация (Синтаксис паза танығлар турғызары)

 Чоохтаг Предложение

Виды предложений (нераспространенные и распространенные, простое с однородными членами, сложное).

Сложное предложение. Союзы в сложном предложении (на ознакомительном уровне).

Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений

- устанавливать, с какой интонацией можно произносить повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение, какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного предложения, вопросительного предложения, побудительного предложения;

- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

-составлять предложения по данной схеме и записывать их;

- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

-разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;

-  видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

- составлять сложные и простые предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

-различать в речи простые и сложные предложения

Лексика (Тілнің сöстіг пайы)

Хадыл сöстер

Слово и его значение. Сложные слова, их виды и правописание. Словари хакасского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни

- находить в тексте сложные слова;

- наблюдать (анализировать) за сложными словами и устанавливать, что в хакасском языке есть устойчивые выражения (2-3 слова), которые называют один предмет;

- по результатам наблюдений формулировать вывод;

- объяснять значение сложных слов;

- определять вид сложных слов, объяснять их правописание;

- использовать на практике правила правописания сложных слов;

- составлять предложения со сложными словами

Морфология

Адалыс

Имя существительное

Собственные имена существительные, их правописание. Изменение существительных по числам. Падежи. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Заимствованные существительные и правописание их падежных аффиксов. Правописание аффиксов падежей (пала – палаа, кізі – кізее, сан – санны, мÿн –мÿнні и др.). Употребление имен существительных с послелогами ÿчÿн, чіли и послеложными словами хыринда, хазында, ÿстÿнде, читіре, кизіре, азыра, алтында, пазында.

- наблюдать,  находить имена существительные в тексте;

- различать  имена существительные по вопросам кто? что?;

- различать собственные и нарицательные имена существительные;

- изменять имена существительные по числам;

- наблюдать, анализировать и устанавливать, какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного;

- определять число имен существительных;

- наблюдать за изменением формы числа у заимствованных существительных, формулировать вывод по результатам наблюдений;

- наблюдать, анализировать и устанавливать, от чего зависит изменение окончаний одного и того же существительного в разных предложениях;

- склонять данные имена существительные;

- разбирать имя существительное как часть речи;

- разбирать имена существительные  по составу

Местоимение

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Замена имен существительных местоимениями.

Склонение личных местоимений по падежам и их правописание.

- выделять личные местоимения в предложении, в тексте;

- устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют;

- различать личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного  числа;

- склонять личные местоимения по падежам;

- определять число, лицо и падеж личных местоимений;

- разбирать личное местоимение как часть речи;

- редактировать текст с использованием личных местоимений

Иділіс

  Глагол

Значение и употребление глагола в речи. Категория времени, лица.

Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее.

Изменение глаголов по временам. Правописание аффиксов времен. Неопределенная форма глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам.

- выделять глаголы в предложении, в тексте, ставить к ним вопросы и определять их лексическое значение;

- изменять глаголы по числам;

- различать формы числа данных глаголов;

- определять форму числа глагола;

-изменять глаголы по лицам;

- изменять глаголы по временам;

- определять время, лицо глагола;

-  наблюдать и устанавливать, как изменяются аффиксы времен глагола, формулировать вывод по результатам наблюдений;

- использовать в предложении глаголы в форме настоящего, будущего и прошедшего времени;

- образовывать глаголы при помощи аффиксов;

- разбирать глагол как часть речи;

- разбирать глагол по составу

Пілдіріс

Имя прилагательное

Признаки имени прилагательного. Производные и непроизводные прилагательные. Образование прилагательных при помощи аффиксов -лығ, ліг, нығ, ніг, тығ, тіг и их правописание.

- наблюдать,  находить имена прилагательные в тексте;

- сравнивать и различать  имена прилагательные и существительные, называющие признаки;

- анализировать, сравнивать тексты с именами прилагательными и без них и характеризовать роль прилагательных в нашей речи;

- различать имена прилагательные, обозначающие цвет, вкусовые качества, размер;

- подбирать примеры;

- выделять словосочетания имен прилагательных с существительными в нашей речи;

- составлять словосочетания прилагательных с существительными;

- образовывать однокоренные имена прилагательные при помощи аффиксов  -лыu,       -лbг, -ныu, - нbг, - тыu, - тbг;

-различать производные и непроизводные прилагательные;

- разбирать имена прилагательные  по составу;

- разбирать имя прилагательное как часть речи

Числительнай

 Понятие о числительном.

Значение и вопросы числительного. Количественные и порядковые числительные, их правописание и употребление в речи.

- находить в предложениях, тексте числительные, правильно их писать, подбирать примеры;

-  составлять предложения с числительными;

- различать количественные и порядковые числительные;

 - изменять числительные (один – первый, три - третий);

- подбирать примеры количественных и порядковых числительных;

- разбирать числительные как часть речи

Наречие

Понятие о наречии. Наречие места, времени, образа и степени действия.

- выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия;

 - определять значение наречий: места, времени, образа и степени действия;

- подбирать примеры;

- составлять предложения с наречиями;

- различать образованные наречия;

- разбирать наречия по составу;

- устанавливать, каким членом предложения является наречие;

- разбирать наречие как часть речи

Состав слова (Сöс пÿдізі)

Сöс пÿдізі

Состав слова

Разбор слова по составу.

Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью аффиксов. Значение аффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Использование орфографического словаря.

- наблюдать, какая часть слова меняется при установлении связи слов в предложении;

- выделять корень и аффиксы;

- сравнивать разные формы одного и того же слова и устанавливать, чем они различаются;

- сравнивать однокоренные слова, находить в них общее и различное;

- разбирать слово по составу;

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- наблюдать за однокоренными словами и устанавливать, что в корне слова могут быть чередующиеся согласные (изменение согласных между гласными);

- объяснять, как при помощи аффиксов образуются новые однокоренные слова;

- разбирать по составу слова с чередующимися согласными;

- использовать орфографический словарь

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Хакасский язык»

Книгопечатная продукция

1.Букварь 1 класс: А.Ф. Троякова А.Н. Балгазина, Н.Я. Толмачёва. Абакан, 2013 г.

2.Хакас тiлi 1 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г.

3.Хакас тiлi 2 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г.

4.Хакас тiлi 3 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г.

5.Хакас тiлi 4 класс: Н. Я.Толмачёва, Абакан, 2013г.

6. Чекурова Л.Л. Таблицы опоры по русскому и хакасскому языкам. Абакан, 2008 г.

Учебник и комплект учебных материалов для обучения первоклассников грамоте, чтению и письму.

Учебник и комплект учебных материалов для обучения  чтению и письму.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный компьютер

Тематическое планирование по хакасскому языку

Уроктын иртірер тузы

Уроктын темазы

Погіннер

02.09

1

3-чі класста ниме піліп алгабыс. Повторение пройденного в 3 классе (3-5).

 Ирткенін хатиры. Узун гласнайларны сагысха кирері.

04.09

05.09

2-3

Собственнай ат адалыстар. Собственные имена существительные (6-7).

    Адалыстарны, иділістерні чоохтагда табары.

07.09

4

Чоох чардыхтарын хатиры. Повторение. Части речи (8-11).

Местоимениелер. Оон член табары.

09.09

5

Текстнен тогыс. Текст (11-13).

Узун гласнайларны, адалыстарны, иділістерні сагысха кирері

11.09

12.09

6-7

Пір тост!кт!г паза чагын тузалыг состер. Однокоренные слова (14-16).

Чоохтагларнын корімнері (таблица)

14.09

8

Сос пуд!рчен хозымнар. Словообразующие окончания (16-19).

16.09

9

Сос пуд!рчен хозымнар. Словообразующие окончания (19-20).

Чоохтагларнын корімнері

18.09

10

Угред!гл!г диктант «Сос пуд!з!». Обучающий диктант «Состав слова» (21).

Ирткен орфограммаларга тостене текст пазары паза грамматическай толдырыгларны толдырары.

19.09

11

Чоох. Чоохтын оон сагызы. Текст. Тема текста (22-23).

Тоой членнерні табары, сурыг тургыс пілергі. Паза, алай союзтарнан таныстырары, запятойлар тургызары.

21.09

23.09

12-13

Таранхай нимес паза таранхай оланай чоохтаглар. Распространенные и нераспространенные простые предложения (24-25).

25.09

26.09

14-15

Тоой членніг чоохтаглар. Предложения с однородными членами (25-28).

Тоой членніг чоохтагларда запятойлар орта тургызары

28.09

16

Тексттер хоостыра тогыс. Текст (28-30).

Текстке тостен!п, чоох пазары.

30.09

02.10

17-18

Тоой членн!г чоохтагларда таныглар тургызары. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (30-33).

Тоой членн!г чоохтагларны чоохта таап, орта схема сиип салары.

03.10

05.10

19-20

Хадыл чоохтаглар. Сложные предложения (34-36).

Хадыл чоохтагларда грамматика оон!н орта табары.

07.10

09.10

21-22

Хадыл паза оланай чоохтагларны пасхалиры. Сложное и простое предложения (37-38).

Хадыл паза оланай чоохтагларны тиннест!рер!, схема сиирге угредер!

10.10

23

Чоох алгыдар тогыс. Изложение (38-39).

Грамматическай узург иртірері

12.10

24

Чоох алгыдарданар п!л!ст! тыыдары. Закрепление. Предложение (39-41).

Оланай хадыл чоохтагларнан таныстырары

14.10

16.10

25-26

Тинни паза теести палгалыстыг хадыл чоохтаглар. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (41-43).

Хадыл чоохтагларнын чардыхтарынан таныстырары (тинни паза тести палгалыстыг чоохтагларнын) оларны пасхалиры

17.10

27

Чайаачы тогыс «Чир-чайаанзар чор!м». Сочинение (43-45).

Учебникте пир!лген сурыглар хоостыра план пазары.

19.10

21.10

28-29

Хадыл состерденер оннаг. Сложные слова (46-48).

Хадыл состернен таныстырары

23.10

30

Чарыдыглыг хадыл состер. Сложные слова (48-50).

Чарыдыглыг хадыл состерн! Чоохта сиз!нер!,пуд!рер! паза чоохта орта сиз!нер!

24.10

31

Хос хадыл состер. Сложные слова (50-53).

Хос хадыл состернен таныстырары

26.10

32

Піріккен хадыл состер. Сложные слова (53-55).

Піріккен хадыл состернен таныстырары

28.10

33

Тыыдыс урогы «Хадыл состер». Закрепление. Сложные слова (55-57).

30.10

34

Чоох алгыдар тогыс. Изложение (57-58).

31.10

35

Сыныхтаглыг диктант «Хадыл состер». Контрольный диктант «Сложные слова» (58).

Ирткен орфограммаларга тостене текст пазары паза грамматическай толдырыгларны толдырары.

09.11

11.11

36-37

Адалыстанар тиксі оннаг. Имя существительное (59-63).

Адалыстарнан таныстырары

13.11

38

Собственнай адалыстар. Собственные имена существительные (63-65).

Собственнай ат адалыстарны таныстырары

14.11

16.11

39-40

Коп сандагы адалыстарны орта пазары. Имена существительные множественного числа (65-71).

Коп сандагы адалыстарнын хозымнарынан таныстырары. Оларны чахсы пілері

18.11

41

Чайаачы тогыс. Работа над развитием речи. Сочинение (72).

20.11

42

Угредігліг диктант «Адалыстанар тикс! оннаг». Обучающий диктант «Имя существительное» (72-73).

21.11

23.11

43-44

Адалыстарньш падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных по падежам.

Адалыстарнын падежтернін хубулызынан таныстьфары.

25.11

27.11

45-46

Падежтер. Падежи (77-78).

Падежтернен таныстырары, оларнын сурыгларын чахсы пілерге

28.11

30.11

47-48

Туных согласңайларга тоозылчатхан  адалыстарнын падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных, оканчивающихся на глухой согласный звук (79-80).

Туных согласнайларга тоозылчатхан падежтернн хозымнарынан таныстырары , Пудіргі падежте –нан, нен хозымнар хозылча.

02.12

49

Пасха тілден кірген адалыстарнын хубулызы. Склонение заимствованных имен существительных (81-83).

04.12

05.12

50-51

Унніг согласнайга тоозылчатхан адлыстарнын падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных, оканчивающихся на звонкий согласный звук (84-86).

Унніг согласнайга тоозылчатхан адлыстарнын падежтерче хубулызынан таныстырары

07.12

52

Гласнайга тоозылчатхан адалыстарнын падежтерче хубулызы. Склонение имен существительных, оканчивающихся на гласный звук (87-89).

Узуң гласнайлар пирілгі падежте; -га,-ге хозымнар; Сос хысха гласңайга тоозылчатса П,п, -га, -ге хозым ікі гласнай аразындатус халчатханын,  состе узун гласнай пол парчатханынан таныстырары, Орфограммаларны орта пазары.

09.12

53

Чоох алгыдар тогыс. Изложение (89-90).

11.12

54

Угред!гл!г диктант  «Адалыстарнын падежтерче хубулызы». Обучающий диктант «изменение имен существительных по падежам».

14.12

16.12

55-56

Адалгы падеж. Именительный падеж (90-91).

Адалгы падежтен таныстырары,

18.12

19.12

57-58

Послелогтарнан таныстырары. Послелоги (92-94).

Чіли послелогты чахсы пілері.

21.12

23.12

59-60

Адалыстарны хубулдырза !к!  тт,нн, сс хости пазары. Склонение имен существительных. Удвоенные согласные буквы  тт,нн, сс (95-97).

Адалыстар ікі т,н,с тапсагларга тоозылчатса ол состерде Т,п.,К,п., 0,п., С.п. ік!лер тоой буквадан пазарынан таныстырары

25.12

61

Пирілгі падежте !к! кк, хх,аа, ее  пазары. Склонение имен существительных.

П,п., ікі к, х, а, е пазарынан таныстырары

26.12

28.12

62-63

Адалыс чоох чардыгын  хатирына конікітіріглер. Закрепление.  Имя существительное (100-105).

Пос чонынын кип-азагынан таныстыр саларга. Адалыс чоох чардыгын чахсы пілерге угредерге.

11.01

64

Чайаачы тогыс. Сочинение (105-106).

12.01

65

Позынны сыныхта «Адалыс». Проверь себя «Имя существительное».

13.01

66

Сыныхтаглыг диктант «Адалыс». Контрольный диктант «Имя существительное» (107).

15.01

18.01

67-68

Местоимениеденер оннаг. Местоимение (108-111).

Местоимениелернен таныстырары, оларны чахсы пілерге угредері.

19.01

69

Пір паза коп сандагы сырай местоимениелер!. Единственное и множественное число местоимений (111-115)

Пір паза коп сандагы сырай местоимениелернен таныстырары

20.01

22.01

70-71

Местоимениелернін падежтерче хубулызы.

Склонение местоимений (115-121).

Пір паза коп сандагы местоимениелернін дадежтерче хубулызы. П.п. магаа, сагаа, агаа пазылчатханынан таныстырары. Олараы орта пазарга коніктірерге.

25.01

72

Адалыстарны сырай местоимениелер!нен алыстырары.

Личные местоимения (122-124).

Адалыстарны сырай местоимениелер!нен алыстырарына угредерге

26.01

73

Угред!гл!г  диктант «Местоимение». Контрольный диктант «Местоимение»  (125).

27.01

74

Чоох алгыдар тогыс. Изложение (125-126).

План хоостыра пазарга угредері. Чоохты орта чоохтирга угредері

29.01

01.02

75-76

Иділістенер  тикс! оннаг. Глагол (127-129).

Иділастін пір тиксі оннагны сагысха киріп, хатиры: чоохтагда иділстін тузазын коре, орта сурыг тургызып поларын пиктирге. Иділістін чоохтагдагы тузазы. Чоохтагда оон член полчатханы. Чоохтагны членнер хоостыра узурері.

02.02

03.02

77-78

Путкен иділістер. Оларны орта пазары. Глагол (129-131).

Иділістін туста, санда хубулыстарын сагысха киріп, хатиры

05.02

08.02

79-80

Иділістін тус формалары. Временные формы глагола (131-133).

Иділістін тус формаларьшан таныстырары

09.02

81

Чайаачы тогыс. «Сыйых». Сочинение (133-134).

10.02

12.02

82-83

Иділістін полчатхан тузы. Настоящее время глагола.

Полчатхан тустын хозымнарынан таныстырары; иділістерні сос

15.02

16.02

84-85

Иділістін ирткен тузы.

Прошедшее время  глагола.

Ирткен тустын хозымнарынан таныстырары; иділістернін сос пудізі хоостыра узурері. Синтаксис, фонетика саринан узуріг.

17.02

19.02

86-87

Гласнайга тоозылчатхан ид!л!стерн! орта пазары. Глаголы, оканчивающиеся на гласный звук.

Гласнайга тоозылчатхан иділістерні ирткен туста орта пазарга кніктіріглер.

22.02

88

Чоох алгыдар тогыс. Изложение

24.02

89

Ирткен тустагы  иділістерні орта пазары.

Глаголы прошедшего времени.

Иділістін ирткен тустагы хозымнарын орта пазарга коніктіріглер

26.02

90

Ид!л!ст!н ит!рбинчеткен формалары.

Глаголы прошедшего времени.

29.02

91

Угред!гл!г диктант «Ид!л!ст!н полчатхан паза ирткен тус формалары». Обучающий диктант «Временные формы глагола».

01.03

02.03

92-93

Полар тустагы ид!л!стерн! орта пазары.

Глаголы будущего времени (147-149).

04.03

07.03

94-95

Гласнайга тоозылчатхан ид!л!стерн! орта пазары. Глаголы, оканчивающиеся на гласный звук.

Гласнайга тоозылчатхан иділістерні ирткен туста орта пазарга кніктіріглер.

08.03

96

Чайаачы тогыс. Сочинение (151).

09.03

11.03

97-98

Иділістін іле нимес формазы.

Неопределенная форма глагола (152-153).

Иділістін іле нимес формазынан таныстырары

14.03

15.03

99-100

Гласнайга тоозылчатхан ид!л!стерн!н !ле нимес формазы.

Неопределенная форма глаголов, оканчивающихся на гласный звук (154-155).

16.03

101

Чоох алгыдар тогыс. Изложение (156).

18.03

01.04

102-103

Ид!л!с чоох чардыгын хатирына кон!кт!р!глер.

Закрепление. Глагол (157-158).

Чоохтагларны членнер хоостыра узурері. Фонетика паза сос пудізі хоостыра узуріг

04.04

104

Сыныхтаглыг диктант «Ид!л!с». Контрольный диктант «Глагол» (158-159).

05.04

06.04

105-106

П!лд!р!стенер оннаг.

Имя прилагательное (161-162).

08.04

11.04

107-108

П!лд!р!ст!н тузазы.

Имя прилагательное (162-163).

12.04

109

П!лд!р!стенер п!л!ст! тыыдары.

Закрепление. Имя прилагательное (163-164).

13.04

15.04

110-112

Путкен паза путпеен пілдірістер.

Образование имен прилагательных (164-168).

Путкен паза путпеен пілдірістернен таныстырары

18.04

113

Путкен п!лд!р!стерге кон!кт!р!глер.

Закрепление. Образование имен прилагательных (169-171).

19.04

114

Чоох алгыдар тогыс. Сочинение (2 ч.)

Изложение (1 ч.) с. 171-173

20.04

115

Угред!гл!г тогыс «П!лд!р!с». Обучающий диктант «Имя прилагательное» (173).

22.04

25.04

116-117

Числительнайданар оннаг.

Числительное  (174-175).

Числительнайдаы таныстырары

26.04

27.04

118-119

Сан числительнайданар оннаг, анны орта пазары.

Количественные числительные (175-177).

Сан числительнайларын орта пазарга угредерге

29.04

02.05

120-121

Изертіс числительнайданар оннаг, оларны орта пазары.

Порядковые числительные (177-179).

Сан паза изерістіре числительнайларны чоохта адалыстарнан тузаланарга угредерге. Чоохтагларны членнер хоостыра узурерге угредерғе.

03.05

04.05

122-123

Числительнайларны чоохта тузаланары.

Закрепление. Числительные.

Проектная работа (179-182).

Сан паза изерістіре числительнайларны чоохта адалыстарнан тузаланарга угредерге. Чоохтагларны членнер хоостыра узурерге угредерге.

06.05

124

Чайаачы тогыс. Сочинение (182-183).

10.05

11.05

125-126

Наречиеденер оннаг.

Наречие (184-185).

Наречиелерні танып, оларға турғызарга угредерге.

13.05

16.05

127-128

Путкен паза путпеен наречиелер.

Наречие (186-188).

Путкен паза путпеен наречиелерденер оннаг. Чоохтагларны членнер,чоох чардыхтары хоостыра узурерге

17.05

18.05

129-130

Наречиелерден пілдірістер пудірері.

Образование прилагательных из наречий (189-190).

Чоохтагларда наречиелерні табарга, сурыг тургызарга угредерге

20.05

131

Чайаачы тогыс. Сочинение (191).

23.05

24.05

132-133

Чоох чардыхтарын хатирына коніктіріглер.

Повторение. Части речи (192-193).

25.05

134

Сыныхтаглыг диктант . Контрольный диктант.

27.05

30.05

135-136

Ирткенін  тикс! хатиры. Повторение пройденного. 194-197.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку для 3 класса.

Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...