Рабочая программа по коми языку (неродной) 1-3 класс
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Вяткина Надежда Александровна

Рабочая программа по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа74.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учредитель: Администрация муниципального образования

муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Методическим советом                                                Руководитель ОУ

Протокол № __ от «___» ________ 20___г.                        __________ Дубняк М.А.

                                                                        «___» ___________ 20____г.

Рабочая программа

учебного курса по выбору

«Коми (неродной) язык»

Срок реализации: 3 года  (1- 3 кл.)

Программу разработала:  Вяткина Н.А., учитель начальных классов.

с.Зеленец

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Коми (неродной) язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в редакции от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  

на основе

-планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Зеленецкая СОШ»,

-программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Зеленецкая СОШ»,

с учетом примерной программы на уровне начального общего образования «Коми язык как неродной»: 1–4 классы. Сост. С.Н Терентьева / Сыктывкар: ООО «Анбур», 2015 .

В программе  учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Учебный курс «Коми (неродной) язык» входит в образовательную область «Филология».

Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана на 101 час, 3 года обучения: в 1- 3 классах – 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета.

В учебном курсе «Коми (неродной) язык» можно выделить следующие содержательные линии:

- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: в аудировании, говорении, чтении и письме;

- языковые средства и навыки пользования ими;

- социокультурная осведомленность.

Основной содержательной линией из трёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения коми языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. В процессе изучения коми языка в начальной школе обучающиеся знакомятся с некоторыми литературными персонажами детских произведений коми писателей; сюжетов популярных коми сказок; небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); элементарными  формами речевого и неречевого поведения. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета.

Ценностные ориентиры

При изучении курса стимулируется общее речевое развитие младших школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе обучения (любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших); вырабатывается дружелюбное и толерантное отношение к носителям коми языка и других национальных языков.

Цель

формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять общение с носителями коми языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

Задачи

-развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей;

-развитие общеучебных умений (умение работать с учебником, умение работать в группе и в паре);

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике коми языка;

-овладение умениями правильно писать и читать;

-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на коми языке;

-формирование умения общаться на коми языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

-участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

-развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх;

-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр с использованием коми языка;

-ознакомление с национальной культурой коми народа;

-формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям коми языка;

-воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами коми языка.

Результаты изучения предмета

Личностные

Личностными результатами изучения коми языка в начальной школе являются:

-общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

-осознание языка, в том числе коми, как основного средства общения между людьми;

-представление о коми языке как средстве выражения мыслей, чувств и эмоций;

-приобщение к культурным ценностям коми народа через произведения детского фольклора.

Метапредметные

Метапредметными результатами изучения учебного курса «Коми (неродной) язык является формирование универсальных учебных действий:

-определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

-следовать намеченному плану в своём учебном труде;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

-осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

-пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным);

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрации, таблицы, схемы), использовать знаково-символические средства представления информации;

-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;

-пользоваться различными видами словарей и справочников;

-использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

-ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом ситуаций общения;

-точно  выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

-слушать собеседника и вести диалог, соблюдая правила речевого этикета;

-определять общую цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные

Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорение

-вести элементарный диалог: диалог этикетного характера, диалог-расспрос;

-описывать предмет, картинку;

-воспроизводить наизусть небольшие произведения коми писателей и произведения детского фольклора;

-рассказывать о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде.

Аудирование

-понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

-воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;

-понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке.

Чтение

-читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию;

-отвечать на вопросы по содержанию текста.

Письмо

-списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;

-восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

-писать поздравительную открытку (с опорой на образец).

Языковая компетенция

-пользоваться коми алфавитом, знать последовательность букв в нём;

-применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;

-адекватно произносить и различать на слух звуки коми  языка; соблюдать нормы произношения звуков;  соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений;  соблюдать интонацию при чтении;

-распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

-сравнивать языковые явления русского и коми языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний и простых предложений;

-знать основные способы словообразования;

-распознавать в речи синонимы, антонимы.

-пользоваться языковой догадкой при чтении и аудировании текстов;

-опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).

Культуроведческая компетенция

-знать обычаи и традиции жителей Республики Коми;

-знать детский фольклор коми народа;

-знать литературные персонажи коми сказок и легенд;

-оперировать языковыми средствами, с помощью которых возможно представить свою республику и традиции коми народа;

-использовать в процессе общения социокультурные знания о Республике Коми.

Оценка достижений учащихся

В начальных классах ведется безотметочное обучение.

Основные виды контроля

По времени осуществления:

-предварительный контроль, позволяющий определить исходный (для 1 класса) уровень и остаточный (для 2 - 3 классов) уровень обученности и развития обучающихся;

-текущий контроль, способствующий выявлению уровня развития обучающихся и степени их продвижения в освоении программного материала;

-промежуточный контроль, позволяющий выявить уровень усвоения конкретной части учебной программы, которые были объектами отработки в течение определённой серии уроков (итоги 1, 2, 3, 4 четвертей);

-итоговый контроль, помогающий установить итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и степень сформированности основных компонентов их учебной деятельности;

По содержанию:

-прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

-пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

По субъектам контрольно-оценочной деятельности:

-внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

-внутренний или рефлексивный контроль, производимый учащимися и обращённый на понимание принципов построения и реализации собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Контроль и оценка уровня развития обучающихся

Содержательный контроль и оценка обучающихся направлены на выявление их индивидуальной динамки развития (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных достижений школьников за текущий и предыдущий периоды и не допускают сравнения с другими детьми.

Основополагающие показатели развития обучающихся следующие:

-сформированность учебно-познавательного интереса;

-установление первостепенных ценностных ориентиров, обусловливающих мотивацию и потребности личности, а также усвоение нравственных норм поведения;

-сформированность общеучебных умений;

-способность определять границы своего знания – незнания;

-готовность осуществлять действия самоконтроля и самооценки;

-умение применять изученные способы действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

-самостоятельность суждений, критичность по отношению к себе и товарищам;

-способность к согласованным действиям в коллективе с учётом позиции других школьников.

Основные подходы к безотметочной системе оценивания предметного результата

Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды контроля:

Текущее оценивание:

-устный опрос;

-диктанты;

- списывание;

-тестовые задания;

-графическая работа;

-творческая работа;

-проект. 

Итоговое оценивание:

диагностические работы:

стартовая – сентябрь,

промежуточная аттестация – 4 четверть,

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств)

самооценка ученика по принятым формам (лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности: «линеечки», «светофор», «лесенки», по «алгоритму самооценки»)

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, целенаправленного наблюдения и рефлексивной самооценки ученика.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу, на основании которого определяется уровень достижений планируемых результатов.

%

уровень достижений планируемых результатов по теме

соответствие уровню успешности усвоения предметных результатов

менее 50%

низкий уровень

не достигнут необходимый (базовый) уровень

от 50% до 75%

средний уровень

необходимый (базовый) уровень

от 75% до 85%

выше среднего уровень

повышенный (программный) уровень

от 85% до 100%

высокий уровень

максимальный (необязательный) уровень

Для того,  чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы.

Содержание учебного курса

Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное содержание речи включает лексические темы с распределением часов на изучение по годам обучения.

Лексические темы

1 класс

2 класс

3 класс

Знакомство (5 ч.)

Знакомство с учителем и одноклассниками. Выражения приветствия и прощания (3ч.)

Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных  речевых клише.(1 ч.)

Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных  речевых клише (1ч.)

Школа, учебные предметы, расписание занятий. Распорядок дня (8ч.)

Мои школьные принадлежности.

(3 ч.)

Мой класс. Школьные предметы. Распорядок дня. Названия дней недели. (3 ч.)

Я в школе. Мой рабочий день. (2ч.)

Семья, занятия членов семьи и их профессии, семейные традиции

(7 ч.)

Наша семья.(3ч.)

Моя семья. Внешность и характер членов моей  семьи. (2 ч.)

Семейные традиции. Место проживания.(2 ч.)

Дом, квартира, обязанности по дому

(7 ч.)

Дом, в котором я живу. (3 ч.)

Мой дом. Описание моей комнаты. (2 ч.)

Мои домашние обязанности.

(2 ч.)

Природа. Отношение к природе. Времена года (9 ч.)

Времена года. Погода. (3ч.)

Осень. Зима. Весна. Лето. Краткое сообщение
о погоде в разные времена года.(3ч.)

Мое любимое время года.(3 ч.)

Мир растений и грибов (8 ч.)

Названия деревьев. (2ч).

Названия растений, ягод (3ч).

Названия грибов. Описание растений, ягод и грибов. (3ч).

Мир животных. Отношение к животным (9 ч.)

Названия домашних животных.

Название птиц. (3ч.)

Названия диких и домашних животных. Названия  птиц.(3ч.)

Описание домашних животных. Жизнь диких животных
в лесу. Названия перелетных птиц. (3 ч.)

Человек и его здоровье (4 ч.)

Я слежу за собой. Части моего тела.(2ч.)

Мое здоровье (2ч.)

Еда. Посуда. Школьная столовая ( 8 ч.)

Название еды. Название посуды. (3ч.)

Мы в столовой. Моя любимая еда.(2 ч.)

Название продуктов питания. Покупки в продуктовом магазине.

(3 ч.)

Одежда. Обувь (8ч.)

Название одежды и обуви. (3ч)

Описание одежды и обуви  в разные времена года.(3ч.)

Покупки в магазине.(2 ч.)

Моя республика  (4 ч.)

 

Моя малая родина. Сыктывкар – столица Республики Коми.

(2  ч.)

Богатства Республики Коми.(2 ч.)

Мои увлечения. Взаимоотноше-ния с друзьями

(9 ч.)

Название  игрушек.  (3ч.)

Описание любимой игрушки.
Зимние игры на улице. Мой друг (подруга). Имя, возраст и внешность друга (подруги). (3 ч.)

Я и мои друзья. Описание внешности и увлечений моих друзей. Мое свободное время.

(3 ч.)

Праздники (7 ч.)

Весёлый Новый год.  (2ч.)

Поздравления с днем рождения. Мы на Новогодней ёлке. Новогоднее поздравление.

(2 ч.)

День знаний. Мамин день. Новый год. Поздравление с праздниками.

(3 ч.)

Коми литература (стихи, рассказы коми поэтов и писателей

(8 ч.)

 Сказка как жанр устного народного творчества. (2 ч.)

Жанры устного народного творчества. Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов. (3 ч.)

Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов. (3 ч.)

Языковые средства и навыки пользования ими

Общие сведения о коми языке.

Коми язык – государственный язык Республики Коми. Коми язык – один из языков финно-угорской группы.

Фонетика и орфоэпия.

Гласные звуки. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Звуки, обозначаемые двумя буквами [дзʼ], [дж], [тш]. Ударение в коми языке.

Графика, каллиграфия и орфография.

Последовательность букв в коми алфавите.

Обозначение мягкости согласных буквами ь, и, йотированными е, ё, я, ю.

Обозначение твёрдости парных согласных д, з, л, н, с, т   буквами э, і. 

Правописание разделительного ъ и разделительного ь знаков.

Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Правописание имен существительных с послелогами.

Лексика и фразеология.

Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Заимствования из русского языка. Словари коми языка. Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, в том числе наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для коми языка.

Словообразование:

-имен существительных с помощью суффиксов;

-сложных имен существительных.  

Грамматическая сторона речи

Порядок слов в предложении. Прямой порядок слов в предложении.

Нераспространенные предложения.

Распространенные предложения:

-с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей;

-с обстоятельствами места и  времени;

- с определениями, выраженными прилагательными.

Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной форме. Вопросительные предложения с вопросительными словами и без вопросительных слов.

Предложения с однородными членами.

Образование и употребление множественного числа существительных.

Качественные имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, качество, размер, вкус предмета.

Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные от 1 до 30.

Временная система глаголов коми языка (глаголы настоящего времени).

Личные, указательные, притяжательные местоимения.

Типы наречий по лексическому значению: времени; места; меры и образа действия.

Типы послелогов по лексическому значению: временные, пространственные.

Содержание курса

Основные виды учебной деятельности

Лексическая сторона речи

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы в объеме до 400 слов.

 Речевые клише как элементы речевого этикета.

1 класс – до 70 слов

2 класс – до 90 слов

3 класс – до 110 слов

Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики класса, в соответствии с коммуникативной задачей.

Использовать в речи слова и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей.

Группировать слова по их тематической принадлежности.

Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.

Использовать в речи синонимы, антонимы.

Оперировать лексикой-клише в процессе общения.

Графика, каллиграфия, орфография

1  класс

Последовательность букв в коми алфавите. Буквы i, Ő ö, Ы ы.

Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (Аннук).

Воспроизводить графически и каллиграфически буквы коми алфавита.

Соотносить графический образ слова с его звуковым составом.

2 класс

Обозначение мягкости согласных буквами ь (пань) и  и (сизим), йотированными е,ё,я,ю (небыд,  сёя, нянь).

Обозначение твёрдости парных согласных д,з,л,н,с,т   буквами э, і (зэр, тасьтi). 

Правописание имен существительных с послелогами (пызан вылын, коз улын).

Владеть основными правилами чтения и орфографии.

3 класс

Правописание разделительного ъ,ь (козъяс, каньяс).

Владеть основными правилами чтения и орфографии.

Фонетическая сторона речи

1 класс

Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и], [ö].

Звуки, обозначаемые двумя буквами [дзʼ], [дж], [тш]. Ударение в коми языке.

Ритмико-интонационные особенности повествовательного и вопросительного предложений.

Соблюдать нормы произношения гласных звуков и аффрикат в коми языке при чтении вслух и в устной речи.

Различать на слух и адекватно произносить все звуки коми языка.

Соблюдать правильное ударение при произношении изолированного слова.

Различать коммуникативный тип предложения по его интонации и правильно их произносить.

Словообразование

2 класс

Словообразование:

-имен существительных с суффиксом  -пи: каньпи;

-образование сложных имен существительных (катшасин, вöр-ва, бать-мам).  

Образовывать с помощью суффиксов существительные от существительных со значением детенышей животных и использовать их в речи.

Употреблять в речи сложные имена существительные.

Грамматическая сторона речи

1 класс

Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной форме (Менам эм чой. Менам абу чой.)

Вопросительные предложения с вопросительными словами (Кутшöм рöма кöч? Кодi эм котырын?)

Образование и употребление множественного числа существительных (чача-чачаяс).

Качественные имена прилагательные, обозначающие цвет (лöз, гöрд, кольквиж), качество (мича, гажа), размер (ыджыд, ичöт).

Количественные числительные от 1 до 10.

Личные местоимения (ме, тэ), притяжательные местоимения (менам, тэнад), указательное местоимение (тайö). 

Звукоподражательные глаголы (увтны, нявзыны).

Глаголы первого лица, единственного числа, настоящего времени.

Использовать в речи предложения в утвердительной и отрицательной форме.

Запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами.

Различать существительные единственного и множественного числа и правильно употреблять их в речи.

Употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие цвет, размер и качество предмета.

Употреблять в речи количественные числительные.

Оперировать в речи личными, притяжательными и указательными местоимениями.

Употреблять в речи звукоподражательные глаголы.

Употреблять в речи глаголы  первого лица, единственного числа, настоящего времени.

2  класс

Порядок слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов в предложении (Воис тöв. Тöв воис.)

Распространенные предложения:

-с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей кодöс? мый?  кодöн? мыйöн? кодын? мыйын?

 - с обстоятельствами, отвечающими  на вопросы кöнi? кымын?

- с определениями, выраженными прилагательными, отвечающими на вопрос кутшöм?

Качественные имена прилагательные, обозначающие качество (небыд, чорыд, бур, лёк, шань).

Количественные числительные от 1 до 20, порядковые числительные от 1 до 10.

Личное местоимение сiйö.

Глаголы второго и третьего лица, единственного числа, настоящего времени.

Типы наречий по лексическому значению: времени (талун), меры (уна).

Пространственные послелоги (пызан вылын, керка дорын, коз улын).

Соблюдать порядок слов в предложении.

Различать распространенные и нераспространенные предложения.

  Использовать в общении распространенные и нераспространенные предложения.

Употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие качество предмета.

Употреблять в речи количественные и порядковые числительные.

Употреблять в речи личные  местоимения.

Употреблять в речи глаголы второго и третьего   лица, единственного числа, настоящего времени.

Оперировать в речи некоторыми наречиями времени и меры.

Использовать в речи для выражения пространственных отношений послелоги.

3 класс

Распространенные предложения:

-с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей кодлöн? мыйлöн? кодлы? мыйлы? кодлысь? мыйлысь?

-с обстоятельствами, отвечающими на вопросы кытчö? кытысь? кор?

- с определениями, выраженными прилагательными, отвечающими на вопрос кутшöм?

Вопросительные предложения без вопросительных слов (Ывлаыс шоныд?).

Качественные имена прилагательные, обозначающие вкус предмета (юмов, сола).

Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные от 10 до 20.

Личные местоимения (ми, тi, найö).

Глаголы третьего лица, множественного числа, настоящего времени.

Утвердительное и отрицательное спряжение глаголов единственного числа, настоящего времени (ворса – ог ворс).

Пространственный послелог (парта сайын).

Воспроизводить основные коммуникативные типы распространенных предложений.

Запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений без вопросительных слов.

Употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие вкус предмета.

 

Употреблять в речи количественные числительные и порядковые.

Оперировать в речи личными местоимениями.

Употреблять в речи глаголы третьего   лица, множественного числа, настоящего времени.

Употреблять в речи глаголы в утвердительной и отрицательной форме.

Использовать в речи для выражения пространственных отношений послелоги.

Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности

Содержание курса

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Говорение

Диалогическая форма:

*этикетные диалоги

*диалог-расспрос

*диалог-побуждение к действию

Количество реплик в диалоге:

1 класс – 1 - 2 реплики.

2 класс – 3 - 4 реплики.

3 класс – 4 - 5 реплики.

Задавать вопросы о чем-либо; отвечать на вопросы собеседника.

Расспрашивать о чем-либо.

Попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника.

Начинать, поддерживать и завершать разговор.

Монологическая форма:

основные коммуникативные типы речи: описание, рассказ, сообщение.

Количество предложений в тексте:

1 класс – 3 предложения.

2 класс - 4 предложения.

3 класс – 5 предложений.

Описывать, сообщать что-либо.

Воспроизводить наизусть тексты стихотворений, песен, поговорок, пословиц, загадок.

Рассказывать, выражая свое отношение.

Составлять свой текст по аналогии.

Аудирование

*восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

*восприятие на слух и понимание небольших сообщений, рассказов, сказок в аудиозаписи.

Понимать речь учителя и одноклассников на уроке.

Понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке.

Вербально или невербально реагировать на услышанное.

Использовать контекстуальную или языковую догадку.

Понимать речь учителя и одноклассников на уроке.

Понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке.

Вербально или невербально реагировать на услышанное.

Использовать контекстуальную или языковую догадку.

Чтение вслух и про себя небольших текстов, построенных на изученном языковом материале и включающих отдельные новые слова

Количество слов в тексте:

1 класс - 10-20 слов.

2 класс -  20-30 слов.

3 класс  - 30-40 слов.

Соотносить графический образ слова с его звуковым составом.

Соблюдать правильное ударение в словах и  фразах,  интонацию в целом.

Владеть техникой чтения вслух.

Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.

Прогнозировать содержание текста на основе заголовка и опорных слов.

Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком и по контексту.

Находить значение незнакомых слов в словаре учебника.

Находить в тесте необходимую информацию.

Оценивать поступки героев.

Письмо

- с опорой на образец;

- по опорным словам;

-по вопросам;

- по плану.

*списывание слов и текстов с печатного и письменного образ

Владеть графикой и орфографией коми языка.

Восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей.

Писать краткое личное письмо (с опорой на образец).

Писать поздравительную открытку (с опорой на образец).

Составлять письменный текст (по опорным словам, по вопросам, по плану). 

Тематическое планирование

1класс (33 часа)

Раздел, темы

Кол. час.

Основные виды учебной деятельности

1.Давай познакомимся . Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише.

3 ч

Воспроизводит графически и каллиграфически буквы коми алфавита.

Различает на слух и адекватно произносит все звуки коми языка.

Понимает речь учителя и одноклассников на уроке.

Вербально или не вербально реагирует на услышанное.

Понимает просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями.

Использует контекстуальную или языковую догадку.

Задаёт вопросы и отвечает на вопросы собеседника.

Восстанавливает букву, слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей.

Находит значение незнакомых слов в словаре учебника.

Описывает кратко предмет, картинку.

Воспроизводит наизусть тексты стихотворений, поговорок, загадок.

Составляет предложения по заданному образцу, схеме.

Оценивает поступки героев.

Рассказывает о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде.

Читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Списывает текст и выписывает из него слова, словосочетания, простые предложения.

2.Наша семья. Члены семьи.

3 ч

3.Моя школа.  Мои школьные принадлежности.  Счёт предметов.  

3 ч

4.Мы играем. Мои игрушки. Цвета. Описание игрушки.

3 ч

5.Наш дом. Описание моего дома и моей комнаты.

3 ч

6.Весёлый Новый год.

2 ч

7.Посуда. Названия посуды их краткое описание.

1 ч

8.Еда.

2 ч

9.Одежда. Названия одежды, описание.

3 ч

10.Времена года . Названия времён года. Краткое описание погоды.

3 ч

11.Тайга (лес) . Названия деревьев.

2 ч

12.Животные и птицы. Названия домашних животных, птиц.

3 ч

13.Сказка как жанр устного народного творчества. Сказка «Репка», «Мышка и пузырь».

2 ч

2 класс (34 часа)

Раздел, темы

Кол. час.

Основные виды учебной деятельности

1.Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише.

1 ч

Узнаёт в письменном и устном тексте, воспроизводит и употребляет в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики , в соответствии с коммуникативной задачей.

 

Использует в речи слова и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей.

Группирует слова по их тематической принадлежности.

Опирается  на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.

Использует в речи синонимы, антонимы.

Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи.

Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач.

Владеет основными правилами чтения и орфографии.

Воспроизводит наизусть тексты рифмовок.

Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале.

Ведёт диалог этикетного характера, диалог-расспрос с новым учеником.

Начинает, поддерживает и заканчивает разговор-знакомство с новым учеником.

Распознаёт и употребляет в речи повествовательные предложения в утвердительной форме, распространенные и нераспространенные простые предложения, вопросительные предложения с вопросительными словами, синонимичные конструкции.

Соблюдает прямой порядок слов в предложении.

Обозначает местоположение объектов при помощи послелогов места.

Распознаёт и употребляет в речи отрицательную частицу абу.

Узнаёт на слух или при чтении и употребляет в устных и письменных высказываниях взаимно-личные и вопросительные местоимения.

Описывает предмет, внешность человека.

Различает зрительно в тексте и на слух новые грамматические явления.

Находит значение незнакомых слов в словаре учебника.

Составляет письменный текст по опорным словам.

Пишет поздравительную открытку, используя образец.

Находит в тексте необходимую информацию.

2. Школа. Мои школьные принадлежности. Мой класс. Школьные предметы. Распорядок дня. Названия дней недели.

3 ч

3.Семья. Моя семья. Внешность и характер членов моей семьи. Профессии членов семьи

2 ч

4. Дом, в котором я живу.

Мой дом. Описание моей комнаты.

2 ч

5. Осень. Зима. Весна. Лето. Краткое сообщение о погоде в разное время года.

3 ч

6. Названия деревьев. Названия растений, ягод.

3 ч

7. Мир животных. Названия домашних животных. Названия птиц. Названия диких и домашних животных. Названия птиц.

3 ч

8. Человек и его здоровье. Я слежу за собой. Части моего тела.

2 ч

9. Еда. Посуда. Название еды. Название посуды.

Мы в столовой. Моя любимая еда.

2 ч

10. Одежда. Обувь. Название одежды и обуви.

Описание одежды и обуви в разные времена года.

3 ч

11. Моя республика. Моя малая родина. Сыктывкар – столица Республики Коми.

2 ч

12. Мои увлечения. Названия игрушек. Описание любимой игрушки. Зимние игры на улице. Мой друг (подруга). Имя, возраст и внешность друга (подруги).

3 ч

13. Праздники. Новый год.

Поздравления с днём рождения. Мы на новогодней ёлке. Новогоднее поздравление.

2 ч

14. Коми литература (стихи, рассказы коми поэтов и писателей). Сказка как жанр устного народного творчества.

 Жанры устного народного творчества. Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов.

3 ч

3 класс (34 часа)

Раздел, темы

Кол. час.

Основные виды учебной деятельности

1.Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише.

1 ч

Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи.

Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач.

Воспроизводит наизусть тексты рифмовок.

Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале.

Прогнозирует содержание текста на основе заголовка и опорных слов.

Находит значение незнакомых слов в словаре учебника.

Рассказывает о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде.

Выразительно читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.

Владеет основными правилами чтения и орфографии.

Ведёт диалог этикетного характера, диалог-расспрос с новым учеником.

Начинает, поддерживает и заканчивает разговор-знакомство с новым учеником.

Распознаёт и употребляет в речи повествовательные предложения в утвердительной форме, распространенные и нераспространенные простые предложения, вопросительные предложения с вопросительными словами, синонимичные конструкции типа (Менам нимöй Ира. / Менö шуöны Ираöн. // Меным дас öти арöс.

Описывает предмет, внешность человека.

Соблюдает прямой порядок слов в предложении.

Обозначает местоположение объектов при помощи послелогов места.

Распознаёт и употребляет в речи отрицательную частицу абу.

Узнаёт на слух или при чтении и употребляет в устных и письменных высказываниях взаимно-личные и вопросительные местоимения.

Употребляет в речи количественные и порядковые числительные.

Различает зрительно в тексте и на слух новые грамматические явления.

2. Школа. Я в школе. Мой рабочий день.

2 ч

3. Семья. Семейные традиции. Место проживания.

2 ч

4. Дом, квартира, обязанности по дому. Мои домашние обязанности.

2 ч

5. Времена года. Мое любимое время года.

3 ч

6.Мир растений и грибов. Названия грибов. Описание растений, ягод и грибов.  

3 ч

7. Мир животных. Описание домашних животных. Жизнь диких животных в лесу. Названия перелётных птиц.

3 ч

8. Человек и его здоровье. Моё здоровье.

2 ч

9. Еда. Посуда. Название продуктов питания. Покупки в продуктовом магазине. (6 ч.)

3 ч

10. Одежда. Обувь. Покупки в магазине.

2 ч

11. Моя республика. Богатства Республики Коми.

2 ч

12.Мои увлечения. Взаимоотношения с друзьями. Я и мои друзья. Описание внешности и увлечений моих друзей. Моё свободное время.

3 ч

13.Праздники. День знаний. Мамин день. Новый год. Поздравления с праздниками.

3 ч

14. Коми литература (стихи, рассказы коми поэтов и писателей).  Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов.

3 ч

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения учебного курса «Коми (неродной) язык у обучающихся сформируются:

Коммуникативные умения

Говорение

 Диалогическая речь

Ученик научится:

-вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и учебно-трудового общения (с использованием соответствующих формул речевого этикета и речевых клише);

-составлять и осуществлять диалог-расспрос (запрос информации с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами).

Монологическая речь.

Ученик научится:

-описывать предмет, картинку, иллюстрацию, личную фотографию, собственный рисунок на заданную тему (краткое описание своей любимой игрушки, животного, своей комнаты).

-кратко рассказывать в пределах тематики начальной школы (краткое сообщение о себе, погоде, семье, друге (подруге); рассказ о распорядке дня, внешности и характере человека).

-воспроизводить наизусть стихи, песни, поговорки, пословицы, загадки.

Аудирование

Ученик научится:

-воспринимать на слух и понимать речь учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке;

-понимать основное содержание сообщений, сказок, рассказов, построенных в основном на знакомо языковом материале, на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.

Чтение

Ученик научится:

-соотносить графический образ слова со звуковым;

-читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и интонацию;

-понимать содержания текстов при чтении про себя, построенных на изучаемом материале, и несложных аутентичных текстов с использованием словаря;

-находить в тексте необходимую или интересующую информацию.

Письмо

Ученик научится:

-выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

-писать по образцу поздравление.

Языковые средства и навыки оперирования ими

Фонетическая сторона речи

Ученик научится:

-произносить и различать на слух  звуки коми языка;

-соблюдать нормы произношения звуков;

-соблюдать правильное ударение в словах и фразах;

-соблюдать особенности интонации основных типов предложений;

-соблюдать интонацию при чтении;

Графика, каллиграфия, орфография

Ученик научится:

-пользоваться коми алфавитом, знать последовательность букв в нём;

-списывать текст с печатного и письменного образца;

-применять основные правила чтения и орфографии;

-сравнивать языковые явления русского и коми языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний и простых предложений.

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

-узнавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

-распознавать в речи синонимы, антонимы;

-употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

-пользоваться языковой догадкой при чтении и аудировании текстов;

-определять значение слова по словарю;

-оперировать языковыми средствами, с помощью которых возможно представить свою республику и традиции коми народа.

Грамматическая сторона речи

Ученик научится:

-распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;

-распознавать и употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения;

-распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции коми языка;

-распознавать сложные имена существительные и употреблять их в речи;

-опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (послелоги);

-употреблять в речи послелоги для выражения пространственных и сравнительных отношений;

-восстанавливать «деформированное» предложение;

-восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.


Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Учебно-методический комплект:

1. Коми язык. Учебник для 1 класса школ с изучением коми языка как государственного.

Авторы: Е.Н.Вязова, А.В.Сизова, С.Н.Терентьева – Сыктывкар, Анбур, 2016г., 2017г.

2. Коми кыв. Учебник для II класса школ с изучением коми языка как государственного.

Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2015г., 2016г.

3. Коми кыв. Учебник для III класса школ с изучением коми языка как государственного.

Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2015г., 2016г.

2. Материально-техническое обеспечение:

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.Учебно-методический комплект по коми языку как неродному для 1 - 4 классов (учебники).

1.2. Примерная программа по коми языку как неродному (1- 4 классы).

2. Печатные пособия

2.1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной программой по коми языку как неродному.

2.2. Словари по коми языку: коми-русский, русско-коми тематические словари Карманова А. Н.. «Анбур» 2011г.

3. Технические средства обучения

3.1.Телевизор (по возможности).

3.2. Видеомагнитофон / видеоплеер (по возможности).

3.3. Аудиоцентр/магнитофон.

3.4.Мультимедийный проектор.

3.5. Компьютер.

3.6. Экспозиционный экран.

3.7. Интерактивная доска.

3.8. Фотокамера цифровая (по возможности).

3.9. Видеокамера цифровая (по возможности).

4. Экранно-звуковые пособия.

4.1. Аудиозаписи к УМК, используемые для изучения коми языка как неродного.

4.2. Видеозаписи мультфильмов на коми языке.

5. Игры и игрушки

5.1. Куклы в национальной одежде.

5.2. Наборы ролевых игр, игрушек (по темам «Дом», «Дикие и домашние животные», «Одежда и      обувь», «Игрушки» и др.)

6. Оборудование класса

6.1. Стол учительский с тумбой.

6.2. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

6.3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка  и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России

Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии  включает в себя следующие элементы:·         Титульный лист (название...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов по УМК " Английский язык. Brilliant" авторов Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт .

Рабочая программа по английскому языку разработана в соответствии с Положением МБОУ «Школа № 31», приказ №159 от 31 мая 2016г., разработана на основе федерального государственного стандарт...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...