Конспект урока кубановедения "Растительный мир моей местности." 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Кадигробова Анастасия Алексеевна

Знакомство обучающихся с растительным миром Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_moey_mestnosti.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 «Б» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Растительный мир моей местности.

Педагогическая цель

Познакомить обучающихся с растительным миром Краснодарского края.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Расширить представление детей о многообразии растительного мира Краснодарского края; дать им характеристику

Личностные результаты

Воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: строить осознанное и произвольное речевое высказывание, аргументировать свое мнение.

Основные понятия и термины

Растения; кустарники; травы; деревья.

Методы и формы работы

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный.

Образовательные ресурсы

Учебник, карточки для выполнения тестов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке.

Приветствие


Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку (рабочее место)

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна.

-Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь по кубановедению, дневник и пенал. Присаживайтесь. Начнем урок.

Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания учащихся.

Решение кроссворда

Ребята, скажите, что мы изучали на прошлом уроке?

Ребята, посмотрите на слайд, ответьте на вопрос. Работаем на оценку.Итак, первый вопрос:

  1. На побережье этого моря расположены города Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

(Черное море)

  1. Вода в этом море малосолёная и легко замерзает зимой, а летом сильно прогревается. (Азовское море)
  2. Это постоянно текущая вода, которая обязательно впадает в другой водоем. (Река)
  3. Эта река берет начало высоко в горах. Из маленького ручейка она превращается в широкую полноводную реку и впадает в Азовское море. (Кубань)

- Молодцы, ребята.

Задает вопросы. Требует полных ответов. Корректирует ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя. Повторяют материал пройденных уроков.

III. Целеполагание

Цель: обеспечения восприятия темы и цели урока.

Подведение к теме урока

- Сегодня мы с вами отправимся в  путешествие по Краснодарскому краю.

- Путешествовать будем на самолете.

- А полетим мы с вами  над  лесами, полями и горами Краснодарского края, чтобы узнать какие растения  произрастают на Кубани!

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Растительный мир Краснодарского края)

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Загадывает загадку.

Задает вопросы.

Принимают учебную задачу. Слушают учителя. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий.Знаков, теорий, правил и построенных на их основе алгоритмов

Рассказ учителя

- Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!

   Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.

   Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

- Отгадайте загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

 - Растительный мир Краснодарского края удивительно разнообразен. Обратите внимание, он делится на 3 зоны: горную, предгорную и степную, где проживаем мы с вами.

- Ребята, какие виды растений вы знаете?

- Правильно, растения делятся на три группы: кустарники, деревья, травы.

- Чем они отличаются?

- Какие стебли у трав? (мягкие, сочные)

- Сколько стеблей у дерева? (1)

- Как он называется у деревьев? (ствол)

- Какой он? (твердый, толстый)

- Чем отличаются кустарники от деревьев? (У кустарников несколько тонких стволиков)

- Кустарники делятся на два вида: дикорастущие и культурные, т.е. выращенные человеком.

- Какие дикорастущие кустарники,  произрастающие на Кубани, вы знаете? (бузина, боярышник, облепиха, барбарис, шиповник)

- Какие культурные кустарники нашей местности вы знаете, т.е., что человек высаживает самостоятельно, например в саду? (смородина, малина, виноград, калина, крыжовник, виноград, орешник)

- Деревья также можно разделить на две группы: дикорастущие и культурные.

- К дикорастущим деревьям Кубани относят: черемуха, рябина, шелковица, сосна, клён, каштан, ива плакучая, дуб, береза.

- Какие культурные деревья нашей местности вы знаете? (Черешня, яблоня, вишня, абрикос, груша, орех грецкий, слива, персик, кизил)

- В горной части Кубани можно встретить такие деревья как: дуб - это самое распространенное дерево в горах. Не зря недалеко от нашей станицы располагается Памятник природы «Дубовая роща». А также осину, клен, кавказскую пихту, восточную ель.

- Обратимся к третьему виду растений – травам.

- Среди дикорастущих травянистых растений много лекарственных, которые приносят пользу. Из них человек делает отвары, чаи, настои, помогающие здоровью.

- К таким относятся: ромашка, крапива, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник.

- Однако существуют дикорастущие травы, приносящие вред здоровью человека, одно из таких - амброзия, вызывающая у людей аллергию, именно поэтому во время ее цветения, многие уезжают на побережье и в горную местность, где амброзия практически не растет.

- Молодцы, ребята.

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми кустарниками Кубани.

Отгадайте загадку:

1. Куст колючий, словно ёж,
С дикой розой сильно схож.
Внутри ягод, как в ларце,
Клад из витамина С.
 (Шиповник)

- Это красивоцветущий кустарник из семейства розоцветных получил свое название из–за острых шипов. О лечебных свойствах его знали давно. Шиповник по праву называют «фабрикой витаминов».

2. Я бываю разной: 
Белой, черной, красной
И считают все, что я – 
Ягода прекрасная.
 (Смородина)

- Смородина — многолетий кустарник высотой в 1,5—2 м. Смородина плохо переносит весенние заморозки, не растет в сырых местах. Садоводы чаще всего высаживают ее между яблонями или вдоль ограды. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. 

3. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

- Куст малины ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем. Малина — целебная ягода. Она богата витамином С, есть в ее ягодах и сахар. Чаем на сушеных ягодах и листьях малины, душистым малиновым вареньем лечат простуду. 

4. Оранжевая ягода,

На дереве висит,

                Листочек узко-тоненький,

                     На веточке висит! (Облепиха)

- Имя своё облепиха получила за то, что буквально облеплена плодами. На вкус плоды горьковатые, терпкие. После первых морозов становятся кисловато-сладкими с приятным волнующим ароматом. Из плодов облепихи делают сoк, масло, сиропы, настойки, лекарственные препараты. В Краснодарском крае облепиху можно встретить в районах Северного Кавказа.

5. Спелых ягод гроздь свисает,
Всех прохожих удивляет.
Украшает летний сад
Вкусный сочный…
(Виноград)

- Вкуснейший ягоды и полезные свойства винограда - это одно из достоинств Кубани. По площади виноградников Краснодарский край занимает первое место в России. Природные условия края позволяют успешно выращивать во всех районах на незасоленных и не заболоченных почвах. Виноград потребляется в свежем и сушеном виде, из него выделывают различные вина, безалкогольные соки, варенье, маринады.

- Какие кустарники вы заполнили? Какие растут у вас дома?

- Познакомимся со следующим видом растений – деревьями Краснодарского края.

  1. Клейкие почки, зеленые листочки.

            С белой корой стоит под горой. (Береза)

- Береза – хоть и не типичное для Краснодарского края дерево, но издавна считается исконно русским. Название ее уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало слово «бер». Означало оно «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него появилось слово береза.

  1. Стоит чудо-дерево,
    На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные. (Яблоня)

- Яблоня - одно из самых распространенных садовых деревьев. Это мощное дерево высотой до 10 метров с сильной корневой системой и широко разветвленной кроной. Яблони реже выращивают ради декоративных целей, в основном - для пищевых. Плоды в зависимости от сорта бывают желтые, зелены и красные, но все они богаты витаминами и минералами.

  1. Хоть вкусна, да не малина,

С терпким вкусом – не калина,

По зиме сладка … (Рябина)

- Рябина - это очень красивое дерево. Оно запоминается по ярко-красным небольшим плодам, собранным в гроздья, и ажурным листьям. Плоды рябины богаты витамином С. А также в них много витамина А. Вот поэтому и любят есть полезные плоды рябины люди, звери и птицы.

  1. Очень часто над водою,
    Словно согнута бедою,
    Вся печальна, молчалива,
    Узколиста плачет...
    (Ива)

- Ива растет у дорог, ручьев, на берегу рек и прудов, или недалеко от дома. Это большое раскидистое дерево иногда достигает высоты около 30 метров. Побеги у ивы очень гибкие и нередко склоняются над водой. Недаром эти деревца называют плакучими. Из веток ивы плетут корзины.

  1. Из листьев резных зелёная шуба

На толстом стволе могучего ... (Дуба)

- До 700 метров над уровнем моря основным видом растительности является дуб. Это самое распространенное дерево в горах. Дуб образует целые сплошные леса, покрывая предгорья и отроги. Плоды дуба употребляют в пищу многие животные, кора является ценным лекарственным сырьем. Но также дуб используют в качестве декоративного растения и в равнинной местности.

- Какие деревья вам понравились больше? Почему?

- И третий вид – травы Кубани.

  1. Это зелье ты не тронь:

           жжется больно, как огонь. (Крапива)

- Родовое название растения произошло от слова в переводе с латинского означающее «жечь». О лечебной и пищевой ценности знали еще древние греки и римляне. В народной медицине из листьев крапивы изготавливали настои и отвары.

2. Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

- Ромашка – это многолетнее цветковое растение, которое известно каждому человеку с детства. Самый распространенный вид этого цветка называют ромашкой аптечной. Свежую и засушенную ромашку с древних времен, применяют как лекарство. 

3. Горел в траве росистой фонарик золотистый.

   Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)

- Это веселое растение, с пышной белой прической, где только не растет! На поле, на лугу, да и около дачного участка обязательно встретится этот всепроникающий цветок. Из одуванчика варят мед и варенье.

4. Растет на склонах холмов, в лесах.

У реки, на лугу, босиком на снегу

Первые цветочки – желтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

- Название произошло от особенности его листьев, светлых внизу и темно – зеленых сверху. Если потрогать нижнюю её сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки – это мать. Верхняя часть листа – гладкая, жесткая, как бы холодная – это мачеха. Народная медицина использует это растение при многих болезнях.

- Что вы знаете об этом растении?

- Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

5. Растение это узнать очень просто

Широкие листья, сам малого роста.

В лечении ран он отличный помощник.

Растёт на дороге, зовут … (подорожник)

- В области народной медицины подорожник незаменим. Бесценными свойствами обладают его отвары и настои, которыми промывают глаза, употребляют внутрь против кашля. Он способен остановить небольшое кровотечение.

- Какие травы вам понравились больше? А какие лечебные травы вы знаете?

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Высказывают свои предположения

Что из нее пошли пузырьки! Это воздух.

Рассматривают диаграмму процентного соотношения газов.

Наблюдают за горением свечи. Выдвигают предположения

Физкультминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся.

- Ну что ребята, отдохнем? Выходим из-за парт.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

То деревья в лесу.        

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад,

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели        

- Молодцы ребята, снова вернемся к теме нашего урока.

Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости.

Выполняют упр. вместе с учителем

Работа с учебником

Просмотр видеоролика

- Откройте рабочие тетради на странице 17-ой.
На верней строчке запишите тему сегодняшнего урока.
 (один ученик называет)

- Обратите внимание на кроссворд. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. Первые 3 человека на оценку. (1.Поодорожник 2.Одуванчик 3.Осина 4. Тополь 5.Пшеница 6.Рябина 7.Крапива 8.Мята)

- Следующее задание: разделите описанные в загадках растения на группы растений. Один человек выполнит задание у доски на оценку. (Деревья – осина, тополь, рябина. Кустарники - . Травы – подорожник, одуванчик, пшеница, крапива, мята.)

- Переверните страницу. Выполните следующее задание самостоятельно. Прочтите текст и впишите недостающие названия деревьев. Кто справится с заданием первым – поднимает руку.

- А вот какими увидели иву и тополь кубанские поэты:

(учащиеся читают стихотворения)

- А почему иву называют плакучей, как вы думаете?

- Понравилось вам стихотворение? Как автор называет ветви рябины?

- Подчеркните в стихотворениях те слова, которые автор использовал для описания растений.

Задает вопросы по теме урока. Требует полных ответов от учащихся. Слушает ответы учащихся. Показывает видеоролик.

Читают текст. Рассказывают, как можно почувствовать воздух. Анализируют иллюстрацию. Выдвигают свои предположения. Читают текст. Делятся впечатлениями. Рассказывают, какое небо они видели. Смотрят  видеоролик и отвечают на вопросы.Несколько раз читают вывод по теме. Отвечают на вопросы.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

- Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили растения Краснодарского края, с которыми мы сегодня познакомились, предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее».

1. Береза, дуб, одуванчик, яблоня, вишня.

2. Малина, виноград, ива, смородина, крапива.

3. Слива, яблоня, персик, ромашка, черешня, рябина.

4. Малина, смородина, мать-и-мачеха, виноград, калина, дуб.

Объясняет, как правильно работать в тетради. Помогает учащимся.

Работают индивидуально в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя.

VI. Итог урока

Цель:

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Выставление оценок

Рефлексия

Давайте подведем итог урока:

-Ребята, какая была тема нашего урока?

- На какие группы делятся растения?

- Какие кустарники  Кубани вы знаете?

- Какие деревья Краснодарского края вы запомнили?

- Назовите травянистые растения Краснодарского края.

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно)

Обобщают полученные знания о воздухе.

VII. Домашнее задание

Беседа. Комментирование.

- Запишите домашнее задание

 Стр.18-19 стихотворение наизусть; стр. 19 задание под перышком.

- Спасибо всем! До свидания!

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске.

Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с уровнем своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ориентирование на местности"

Предмет:окружающий мирКласс:2гТема урока:Ориентирование на местности. Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизо...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: закрепление ориентирования по местным признакам и по компасу; умение ориентироваться по солн...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...