ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья

Кәлимуллина Эльмира Фәритовна

В представленной статье освещаются вопросы использования различных фольклорных жанров при изучении отдельных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ispolzovanie_folklora.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учитель родного языка и литературы

Калимуллина Эльмира Фаритовна

МБОУ «Гимназия №22»

г.Нижнекамск

Сегодня перед современной школой  стоит   приоритетная задача – воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей  найти своё место в постоянно меняющейcя действительности.  Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, cформировать общую  культуру личности – вот моя первостепенная  задача как учителя родного языка. И начинаю эту работу с народных истоков.

          Любовь к своей Родине начинается с малого – любви к земле, где ты родился. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь. Изучение языка, культуры, истории своего народа – святая обязанность каждого из нас.

         Обучение школьников с учётом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, культурного наследия, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса. Для ребёнка одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти своё место в окружающем мире, чётко осознавая свою неразрывную связь с родной землёй, со своей малой родиной. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости.

Фольклор татарского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, скороговорки, игры, загадки, баиты, приметы.  И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.

В представленной статье освещаются вопросы использования различных фольклорных жанров при изучении отдельных тем.

Скороговорки, относящиеся к детскому фольклору, особенно важны на уроках татарского языка. Скороговорка это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков. Они предназначенные для проговаривания вслух. Их можно успешно использовать в качестве фонетической зарядки при обучении произношению специфических звуков татарского языка.  Таких, как [Ә] [Ө] [Ү] [Җ] [Ң] [Һ] [W] и другие.

Например, при изучении звука [Ә] ӘрӘмӘдӘге Әрем Әче, АйзирӘк бигрӘк зирӘк, Көлә – көлә килә Дилә, үз кадерен белә Дилә.

При изучении звука [W]: Вак балчыкны Шәвәли әвәли дә әвәли.

При изучении звука [Җ]:Җәй көне Җәмилә җир җиләге җыя и т.д.

Важное значение в обогащении сознания ребенка, развитии умственных способностей, углублении мысли имеют загадки. Использование загадок в процессе обучения помогает оживить урок, особенно в процессе создания проблемной ситуации.

Допустим, при знакомстве с новой буквой уместно использовать каверзные загадки. Это шутливые загадки, в которых есть подвох. Например, 

КоЕ төбендә нәрсә бар? ("Е" хәрефе)  

Тугай кайчан сайрый? ("Р" хәрефен өстәгәч)

КӨн белән тӨн арасында нәрсә бар? (Ө хәрефе)

Пословицы - плоды разума и опыта, испытанные многими поколениями. Они могут быть хорошими помощниками в прохождении отдельных тем. Например, при изучении темы прилагательное, глагол можно использовать пословицы: 

Яхшы сүз җанга рәхәт, яман сүз җанга җәрәхәт. Үзе аңсыз, йөзе ямьсез, сүзе тәмсез кешедән саклан. Буй үстергәнче, акыл үстер. Кеше холкын күзәт, үзеңнекен төзәт.

При обучении татарскому языку русскоязычных детей необходимо создать у них положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра.

Игра является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, она оказывает существенное влияние на формирование основных психических функций и процессов ребенка. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

На развитие речевой деятельности ребенка огромное влияние оказывают движения пальцев и кистей рук. Поэтому, обучая детей татарскому языку, использую в своей работе пальчиковые игры.

Игры с пальчиками обычно смешные и вызывают у детей положительные эмоции, способствующие формированию мотива к изучению языка. Если на уроках регулярно использовать пальчиковые игры, то это будет способствовать улучшению работы мозга детей и поддержанию у них хорошего тонуса.

Благодаря своей ритмичности и рифмованности стихотворная речь в пальчиковой игре легко и надолго запоминается. Движения пальчиков и рук могут помочь при постановке звуков, они облегчают восприятие иностранных слов и их запоминание. Пальчиковые игры готовят детскую руку к письму, так как делают пальчики ловкими и подвижными, а кисти рук более гибкими.

Предлагаем вашему вниманию несколько  пальчиковых игр, которых можно использовать при обучении детей татарскому языку.

Бармак уены: “Минем гаилә”    “Моя семья”

Бу бармак -бабай,                    Этот палец-дедушка

Бу бармак -әби,                            Этот палец-бабушка

Бу бармак -әти,                            Этот палец-папа

Бу бармак -әни,                            Этот палец-мама

Бу бармак -бәби,                      Этот палец-младенец

Аның исеме Чәнти.                  Его зовут Мизинец.

Таких игр существует большое количество, потому что практически любое стихотворение или рифмовку можно обыграть при помощи пальчиков и рук.

Бармак уены:”Яшелчәләр”    “Овощи”

Бу бармак -кабак,                        Этот палец-тыква

Бу бармак -кыяр,                               Этот палец-огурец

Бу бармак -помидор,                   Этот палец-помидор

Бу бармак -суган,                                Этот палец-лук

Бу бармак -кишер,                      Этот палец-морковь

Яшелчә уңган,                                  Много овощей.

 Бик күп булган.  

В итоге можно сказать, что игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими.

Самым любимым детьми жанром фольклора являются песни. Они особенно эффективны при работе с русскоязычными учащимися. Потому что при  использовании песен задействуются все аспекты языка. Благодаря использованию музыкального компонента на уроках создается благоприятный психологический климат, повышающий их мотивацию. Известно, что чем больше органов чувств

задействовано в учебном процессе, чем он эффективнее. Музыка, песни − мощное средство обучения иностранному языку. Музыка на уроках вдохновляет, расслабляет, увлекает, настраивает на тонкую, но сильную волну восприятия. Кроме того, музыка развивает память и мышление.

          Приобщение к культуре татарского народа происходит как на уроках, так и во внеурочное время.

Вот так ненавязчиво, через фольклор ввожу своих учеников в мир татарской речи, татарской культуры. И не только потому, что это увлекательно, занимательно, но и потому, что это кладезь мудрости, что всё это добыто трудом, выдержало проверку временем, это наши корни, забывать о которых нельзя.

                   Воспитание  любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре – дело сложное и важное. Именно уроки языка, литературы, внеклассная деятельность помогает найти пути для решения этой насущной задачи. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю сохранению национальных традиций и духовно – нравственной культуры. И пусть каждый урок даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, постепенно складывается целостная картина. И если мы сохраним богатство традиций, культуры - то главным образом мы сохраним наш язык.

                   Время требует от нас поиска новых форм и приёмов работы, чтобы прививать любовь к родному языку, к родной земле. И на этом пути использование фольклора родного народа является одним из ключевых и убедительных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся

Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрываются возможности урока литературного чтения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использованием фольклора. Даны практические рекомендац...

Нетрадиционные методы логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза с элементами дыхательных упражнений для обучающихся с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитанияСамым главным приор...

Статья: "Использование фольклорных и развивающих игр в реабилитации детей и подростков с особенностями в развитии".

Составители и авторы комментариев:Шпицберг И.Л., Рождественский И.В., Елькина Л.В., Онищенко С.В., Максимова М.А. и др....

Пропаганда использования детьми световозвращающих элементов

Данный материал может быть использован во время проведения классного часа...