Уроки развития речи.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Евтеева Наталья Александровна
Представлены уроки по работе над загадкой. Очень интересны, полезны уроки развития речи, на которых дети работаю с загадкой. Целью таких уроков является развитие речи учащихся, то есть учитель должен сделать речь детей более красивой, образно. Большое внимание на таких уроках уделяется лексике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Uroki_razvitiya_rechi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки развития речи.     3 класс

(работа с загадкой)

Учитель: Н.А.Евтеева

 Очень интересны, полезны уроки развития речи, на которых дети работаю с загадкой. Целью таких уроков является развитие речи учащихся, то есть учитель должен сделать речь детей более красивой, образно. Большое внимание на таких уроках уделяется лексике.

Тема: «Язык загадок».

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке будем работать с загадкой, ее языком.

Как вы думаете, для чего это нужно?

(Это поможет сделать нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких,   красивых   слов,   сравнений …)

III. Работа по теме.

- Сейчас мы попытаемся найти в загадках то, что вы назвали, попробуем обосновать употребление этих приемов.

  1. Повторы слов.

- Подчеркните слова, которые повторяются.

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

То он – блин,

То он – клин,

Ночью на небе один.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

- Объясните, с какой целью повторяются слова?

- Для чего они используются?

2)Слова с противоположным значением.

- Найдите в загадках слова с противоположным значением.

Вечером родится,                   Мету, мету – не вымету,

Ночью живет,                        Несу, несу – не вынесу,

Утром умирает.                    Пора придет – сама уйдет.

                    (Роса).                                                  (Тень)

- Для чего использовали эти слова?

- Что еще употребили во второй загадке? С какой целью?

  1. Сравнения.

- Найдите в загадках сравнения.

Стоит старик                               Бел, как снег,

Над водою,                                     В чести у всех.

Трясет головою.                            В рот попал,

                                                        Там и пропал.

                      (Камыш).                                           (Сахар).

- С чем и почему сравниваются предметы?

4) Метафора, переносное значение слов.

- В загадках часто используется метафора, то есть сравнение, в котором мы не замечаем поэтического смысла: дождь идет, мороз рисует.

Конь стальной,

Хвост льняной.

                                (Игла с ниткой).

- Встречаются в загадках и метафорические сравнения:

Сижу на тереме, мала как мышь,

Красна как кровь, вкусна как мед.

                   (Вишня).

- Используется и сравнение с преувеличением образа:

Ревнул вол на 100 сел,

На 100 речек.

                (Гром).

- Сравниваются и предметы неживого мира с живыми существам и, наоборот, живые существа с предметами быта, природы.

Полна горенка гусей да лебедей.

                 (Зубы).

Не солнце, не огонь, а светит.

                            (Светлячок).

- Роль сравнений, метафор очень велика: слова подменяют те понятия, которые загадываются автором или сравниваются с чем-то, делая речь образнее, красивее, понятнее.

Самостоятельная работа учащихся.

- В течение 5 минут вы из сборников загадок выбираете загадку и говорите, какие изобразительно – выразительные средства языка в ней использаваны.                   

Итог урока.

- Сегодня на уроке я узнал, чтобы речь была красивее, образнее, надо…

Тема:  «Учимся составлять загадки».

ЦЕЛЬ: - повторить построение загадки, ее признаки;

- продолжить развивать умение составлять загадки,

  использовать в речи художественные

  изобразительно – выразительные средства языка;

- воспитание чувств прекрасного.

Ход урока.

I.   Организационный момент.

II.  Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке продолжим изучение особенностей загадок и сами составим загадки.

III. Повторение построения загадки, ее признаков.

- Вспомним признаки загадки.

Для этого причтем загадку.

На шесте дворец,

Во дворце певец.

Кто это?

- Что такое дворец? (Гнездо).

- Почему дворец? (Гнездо очень красивое, в сравнении

  с гнездами других птиц).

- А почему певец? (Очень хорошо поет).

- Назовем признаки загадки:

  1. Предмет не назван.
  2. Назван другой, похожий на него.
  3. Показаны важные признаки предмета.
  4. Рифма.

- Как построена загадка? Какова ее структура?

Вспомним.

  1. Не ________ , а ________
  2. Загадка – вопрос
  3. Загадка – описание предмета.

-Какие языковые средства используются в загадке? Найдем их в загадках русского народа, чтобы употребить в своих.

  1. Сравнение.

Бел, как снег,

97

Все его любят,

Целовать станут,

А он тает.

                           (Сахар).

- С чем сравнивают сахар? Почему?

- Почему он тает, когда его целуют?

  1. Метафора.

Полон хлевец белых овец.

                                   (Рот и зубы).

- Что видим в этой загадке?

- Значение каких слов переносятся на другие?

  1. Слова с противоположным значением.

В новой стене,

В круглом окне,

Днем стекло разбито,

Ночью вставлено.

                                        (Лед в проруби).

- Какие слова употреблены в загадке с противоположным значением? Для чего?

  1. Повторы слов.

Бежит, бежит – не выбежит.

Течет, течет – не вытечет.

- Какие слова повторяются? С какой целью?

IV. Совместное сочинение загадки.

- Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.

Выберем отгадку для нашей загадки.

(Проводится лотерея отгадок).

-Мы выбрали солнце.

- На что похоже солнце? (блин, шар, яблоко, круг).

- Какие цвета мы можем использовать? (желтый, красный, бурый).

- Назовите признаки солнца? (жаркое, горячее, высоко на небе, от него светло, тепло).

- Какую рифму можем подобрать? (высоко - тепло,   шар - жар).

- Итак:  над нами высоко

             и посылает всем тепло.

98

V. Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов. Чтение загадок.

(Дети оформляют свои загадки на карточках, выполняют рисунки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...