Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе на тему "Слог. Деление слов на слоги".
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Слог.Деление слов на слоги". УМК "Школа России", Автор курса- Т.Г.Рамзаева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon slog.delenie_na_slogi.zip14.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№8» Кировского района г.Казани

    Урок русского языка

    во 2 классе.

    УМК «Школа России»

    Слог. Деление слов на слоги.

     

    Подготовила и провела

    Сёмина Светлана Александровна

    учитель начальных классов

    первой категории.

    -Казань –

    Тема урока:  Слог. Деление слов на слоги.

    Цели и задачи урока:

    1. Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения слов в алфавитном порядке;
    2. Использование индивидуальных особенностей учащихся в процессе получения новых знаний, умений и навыков по теме урока;
    3. Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать в группах и прислушиваться к ответам одноклассников, не настаивая на своем, уметь признавать свои ошибки.

    Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России». Русский язык: автор курса Рамзаева Т.Г.

    Оборудование урока: любимые игрушки детей, карточки для индивидуальной, групповой работы.

    Ход урока: на уроке использовались элементы современных  образовательных технологий:

    • здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

    • игровые;

    • личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

    • информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

    • проблемное обучение (частично – поисковое).

    Оживляют урок игровые моменты, наличие в классе любимых игрушек детей.

           

    План урока, хронометраж времени.

    1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу  (1минута).

    2. Словарная работа (5 минут).

    а) работа с пройденными словами в группах

    б) знакомство с новым словом

    3. Письмо по памяти

    4. Физминутка (1 мин).

    5. Работа по теме урока (24 мин):

         а) чтение стихотворения учителем;

         б) работа в группах на деление слов на слоги;

         в) работа с деформированным предложением;

         г) игра «Собери урожай»;

         д) физминутка  для глаз (2 мин);

         е) игра «Цепочки»;

    6. Повторение пройденного (10мин):

        а) работа в группах по распределению слов в алфавитном порядке

        б) работа над звуковым анализом слов

    7. Подведение итогов урока (1мин)

    8. Рефлексия (1мин)

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по русскому языку, а направлять нас будут ваши любимые игрушки. На каждой игрушке прикреплено задание, а когда его выполнить нам поможет список нашего класса, который составлен в алфавитном порядке. Чья фамилия стоит первой по алфавиту? Аскарова Салавата. Какое задание принесла твоя любимая игрушка? (На игрушке- карточка: «Выполни словарную работу».)

    II. Словарная работа (5 мин):

    а) Работа в группах:

    1группа: Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы:

    К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда.

    2группа: Записать данные словарные слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы и поставив ударение в словах:

    К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда.

    б) Знакомство с новым словарным словом:

    Ребята, чья фамилия следующая в списке класс? Игрушка Афанасьевой Кристины познакомит нас с новым словарным словом, но сначала надо подумать что это за слово, а потом записать в свои словарики.

    Это слово имеет несколько лексических значений:

    1. Промышленное предприятие;
    2. Предприятие для разведения животных;
    3. Приспособление для приведения в действие механизма.

    Это слово – ЗАВОД.

    III.  Письмо по памяти.

    Игрушка Бустабановой Саши приготовила для нас задание – письмо по памяти.

    По лесам гуляет осень.

    Краше этой нет поры.   (А.Балонский)

    Текст записан на доске, после записи учащихся в тетрадях, учитель открывает запись и проводит с учащимися взаимопроверку записи стихотворения. После обмена тетрадями, учащиеся уже в своих тетрадях ставят красным цветом точки под буквами, обозначающие гласные звуки, и делят слова на слоги.

    Учащиеся числовыми веерами показывают количество слогов в каждом слове.

    Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на слова, я думаю, что вы уже заметили закономерность, которая поможет нам определять количество слогов в словах. Послушаем ваши предположения.

    Учащиеся делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

    IV. Физминутка.

    Бустабанова вера предлагает вместе с её игрушкой провести физминутку.

    V. Работа по теме урока.

    А) Чтение стихотворения учителем и его анализ:

    Вот так слова я перенес – е-два

    И получил за это два.

    Укол я перенес – у-кол

    И получил за это кол.

    Опять я перенес- о-пять,

    Теперь, наверно, будет пять?

    Б) Фамилия Габдрахмановой Лили следующая в алфавитном списке нашего класса, вот для вас задание от её игрушки:

    Задание для первой группы: Необходимо подчеркнуть слова, в которых только два слога.

    Тебя в стране любимой ждут

    Походы, игры и науки,

    И каждый шаг твой берегут

    Её заботливые руки.

    Задание для второй группы: Списать слова, разделив их на слоги.

    _____________ наступила.

    Высохли ______________,

    И глядят уныло

    Голые ________________.

    Слова для справок: цветы, кусты, осень.

    В) Игрушка Карачкова Артема  принесла предложение, но по дороге произошло невероятное: все слова перепутались, и прочитать предложение невозможно. Давайте расставим слова по местам и запишем полученные предложения в тетради.

    1 группа: а) Там, густо, ёлочки, молодые, зеленели.

                      б) В, золотистые, светились, березках, искорки.

    2 группа:  а) Девочки, через, шли, лес.

                       б) лесу, было, и, тихо, В, нарядно.

    Учитель: Записав предложения, необходимо разделить слова на слоги. Все ли слова смогли разделить чертой на слоги? Нет. Почему? Правильно, слова там, шли, лес  разделять не нужно, потому что в них только один слог.

    Вывод: Если слово состоит из одного слога, то его нельзя разделить на слоги и, соответственно, нельзя переносить с одной строки на другую.

    Г)  Игра «Собери урожай».

    Игрушка Кравченко Кати предлагает поиграть.

    У учителя в корзине лежат яблоки, к которым прикреплены слова, надо взять яблоко и слово, записанное на карточке разделить на слоги.

    Паук, заяц, радуга, лесник, дорога, буквари, стрекоза, ландыши, беседа, ученики, забор, баян.

    Для слова, выделенного шрифтом необходимо записать транскрипцию, провести звуко-буквенный анализ слова. (Один ученик у доски выполняет задание, остальные в тетрадях. Затем проводится проверка выполненной работы.)

    Д) Физминутка для глаз. (2мин.)

    Е) Игрушка Назарова Аделя хочет с вами поиграть и предлагает из данных слогов составить цепочки слов.

    Для этой работы ученики объединяются в группы и выполняют задание самостоятельно. По мере выполнения учитель проверяет составленные слова или, если есть необходимость, помогает той или иной группе.

    1 группа: ду – ша – ры – жик. (Душа, шары, рыжик.)

    2 группа: Ди – Ма – ри – На – та – ша. (Дима, Марина, Наташа.)

    3 группа: но – ги – ря – би – на – ряд. (Ноги, гиря, рябина, наряд.)

    Учитель: Выслушав представителей всех групп, подумайте и скажите: слова какой группы могут являться лишними и почему?

    Дети:  Во второй группе записаны одушевленные имена существительные собственные, а в 1 и 3 группе- неодушевленные имена существительные нарицательные.

    VI. Повторение пройденного (10мин):

    А вот игрушка Скворцовой Дианы хочет проверить вас на знание алфавита. Так совсем недавно вы изучали эту тему на уроках русского языка. Для выполнения данного задания возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, прочитайте слова, распределите их в алфавитном порядке, в этом же порядке запишите номера данных слов в тетради.

    1 группа: 1) пенал; 2) карандаш; 3) книга; 4) линейка; 5) ученик; 6) парта; 7) урок; 8) букварь; 9) мел.

    Запись в тетрадях: 8, 2, 3, 4, 9, 6, 1, 7, 5.

    2 группа: 1) карандаш; 2) портфель; 3) ручка; 4) азбука; 5) дневник.

    Запись в тетрадях: 4, 5, 1, 2, 3.

    Далее проводится самопроверка работы учащимися.

    Б) Работа над звуковым анализом слов.

    А вот задание с игрушки Чироевой Снежанны: выписать слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв, доказать, записать в тетради, разделив на слоги.

    Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дым.

    Запись в тетрадях: су-харь, пу-зырь-ки, го-лубь.

    Учащиеся проводят взаимопроверку, глядя на экран проектора.

    VII. Подведение итогов урока. (1мин)

    VIII. Рефлексия. (1 мин)

     – Закончите предложения:

    Я сегодня узнал …

    Я научился …

    Мне было …

    Я рад …

    Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

    СПАСИБО ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ!

    Использованная литература:

    1. Александрова. Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).- СПб.: Тритон, 1997г.
    2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994г.
    3. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – Москва: АСТ, 1996г.
    4. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996г.
    5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы: уроки русского языка. – М.: Аквариум, 1996г.
    6. Узденкова А., Сагирова О. Русский язык с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

    Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

    Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

    Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

    Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

    Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...