Гласные звуки и буквы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Тема:   Гласные звуки   [а], [и] [о], [у], [э], [ы]   и   буквы А, И, О, У, Э, Ы

Цель:  Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.

Задачи:    - Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki_i_bukvy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.  УМК «Перспективная начальная школа»

Шумайлова Ольга Алексеевна

Учитель начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа№24»

 

Тема:   Гласные звуки   [а], [и] [о], [у], [э], [ы]   и   буквы А, И, О, У, Э, Ы

Цель:  Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.

Задачи:    - Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их                   звуковой анализ.

 -  Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

 -  Воспитание культуры учебного труда.

    Планируемые результаты: личностные УУД:  стремление к успешности в учебной деятельности;  метапредметные УУД: регулятивные – освоение способов определения гласного звука;  познавательные – установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; коммуникативные - уважают мнение собеседника; предметные УУД: научатся выделять гласные звуки, различать гласные звуки и буквы, составлять предложения по схеме.

    Средства обучения: карточки с буквами и звуками, со схемами; предметные картинки, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 - Здравствуйте!

- Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке было хорошее настроение.

II. Объявление темы урока.

Регулятивные УУД:  формирование учебной задачи вместе с учителем. Познавательные УУД: использование знаково-символических средств.

    Мудрая птица Сова спешила к нам на урок, несла карточки-задания. Но по дороге карточки рассыпались. Помогите ей правильно их расставить. (Слайд 1)

                       А                                    [у]                            [о]

                                        [ы]                                    Ы                     [ и]

                                                               О                           [э]

                        Э                           И                    [а]                    

    [а]   [и]      [о]     [у]    [ы]   [э]        

    А      И       О                Ы     Э

   

- Что-то Сова по дороге потеряла?  (Букву У).

- Поищите её. И поставьте на своё место.

- Почему эти значки в разных рядах? (В верхнем ряду звуки, а в нижнем буквы)

- А какие это звуки и буквы? (Гласные)

- Как вы догадались? (Они ртораскрыватели)

- Давайте   попрощаемся с Совой.

- А теперь подумайте, что мы будем делать на уроке? (Различать (повторять) гласные звуки и буквы). (Слайд 2)

Попрошу соблюдать правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай».

 - Назовите гласные буквы. (А, О, У, Э, Ы, И )

III. Работа по новой теме. (Слайд 3)

 1. Выставляются и называются картинки: улитка, аист, индюк, ослик, экскаватор.

    Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ данных слов с целью выявления первого звука.

- Соотнесите буквы  с услышанным первым звуком и подставьте буквы к картинкам.

- Проверяем (согласен, не согласен).

- Слов, которые начинаются с буквы Ы нет. В основном она встречается в середине и на конце слов.

 - Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв).

 - Их чего состоит слово, которое мы произносим или слышим? (Из звуков).

2. Предметные УУД: умение выделять звуки из слов.

- Сейчас мы будем выделять в словах звук  [и].

Я  читаю слово, вы  хлопают, если в слове есть звук  [и]. Будьте внимательны.

лимон

утёнок

линейка

игра

паук

сильный

дети

белка

слива

3. Физминутка.

 Работа над загадкой.

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.  (Осень). (Слайд 4)

- Как догадались? (Листья осенью разного цвета).

- Значит какое сейчас время года?  (Осень).

- Назовите первый звук. ( [о] )

- Какой он?  (Гласный).

(Цель: произношение отдельных звуков).   Выполняется стоя.

- Сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует лёгкий ветерок, листочки едва шевелятся. (Дети имитируют лёгкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами).

   Сильный ветер – качает деревья, наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а».

Рябиновый: «И-и-и».

Берёзовый: «О-о-о».

Дубовый: «У-у-у».

   (Руки вверх, потянуться).

 - Попращаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем:         «А- о- у- и »

4.    Работа в парах. (Слайд 5)

    (На каждой парте набор картинок). Регулятивные УУД: овладение способом выделения звуков.  Коммуникативные УУД: учёт позиции собеседника, обоснование выбранных карточек.

- Разделите картинки на 2 группы: в первой группе будут слова, где слышится звук  [ы], во второй группе – звук  [у]. (Лыжи, мыло, пушка, жук, радуга, бусы).

Проверка: поставьте на доске картинки, которые соответствуют каждой группе.

(Картинки: 1 группа: лыжи, мыло; 2 группа – пушка, жук, радуга)

                                       3 группа: бусы.

- Почему бусы вы сомневаетесь куда поставить. Правильно в этом слове два гласных звука, есть звук  [у]  и есть звук  [ы].

5.  Соотнесение картинок и схем.  (Слайд 6). Познавательные УУД: определение способа вычленения гласного звука в слове; осуществление поиска и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД:  контроль процесса и результатов учебной деятельности.

              лиса                                    рак                                    акула

                                     [а]                                               [и]

- Соедините стрелкой слово и его звуковую схему.

- Докажите.

- Самостоятельно составьте недостающую схему. К какому слову будем составлять схему? (Рак). Проговорите про себя, посчитайте количество звуков, выделите гласный, отметьте его на схеме красным карандашом.

(Проверка)

IV.  ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

V. Составление предложений.  

Предметные УУД:  научиться составлять предложение по схеме и изображать предложение схематически. Регулятивные УУД: высказывание своих предположений на основе работы со схемой.

 - Составьте предложение со  словами рак, лиса, акула по схеме:

       

Кк       красный          

синий

- Что можно сказать о предложении? (В нём 2 слова, слова пишутся раздельно, первое слово-предмет, второе слово-действие предмета).

Акула плавает.

Лиса бежит.

Рак ползёт.

- Верно ли составлена схема? (Нет) Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

(Импровизация) Можно усложнить схему или если дети проговорят другое предложение, то можно попросить детей самостоятельно составить к нему схему. Проверить.

VI. А сейчас сочиним сказку.

      Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации. Предметные УУД: научатся сочинять сказку; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры.

- Чем отличается сказка от рассказа?

-Все слова должны начинаться на те буквы, которые мы с вами выучили. Давайте ещё раз повторим их. ( А. О, У, Э, Ы, И )

                                       

- На лесной опушке жил зверёк …. (ослик,  ….). У него был сад, в котором он выращивал фрукты  (апельсины, арбузы, абрикосы …). Осенью он собрал урожай и позвал  своих соседей  (аиста, улитку, утку …).  Каждый принёс ослику подарок. (Какие подарки принесли?) (Индейца, игрушечный автобус, азбуку, удочку, эскимо…).

   Все были рады!

- Молодцы, мы составили интересную сказку!

VII. Повторение изученных букв по одной. (Карточки (А, И,О,У, Ы,Э)

VIII. Итого урока.

- О чём говорили на уроке, что усвоили?

- Что особенно понравилось?

- Какими красками вы бы раскрасили урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...