Рабочая программа "ПНШ" 2класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование "ПНШ" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoe_planirovanie.doc883.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I.  РУССКИЙ    ЯЗЫК

Пояснительная  записка ……………………………………………………………………………...………...2

Календарно-тематическое планирование..…………………………………………………………....…….3-6

Контрольные  материалы……………………………………………………………………………...….…….7

Список литературы……………………………………………………………………………………………...8

II. ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ

Пояснительная  записка …………………………………………………………………………….…..…......9

Содержание  программы …………………………………………………………………………..…………10

Календарно-тематическое планирование..……………………………………………………….…..…..10-13

Список литературы.……………………………………………………………………………………….......14

III. МАТЕМАТИКА

 Пояснительная  записка …………………………………………………………………………………..15-16

Содержание  программы ……………………………………………………………………………….... ..17

Календарно-тематическое планирование..………………………………………………………...….…..17-19

Перечень ключевых слов…………………………………………………….……………………………......25

Список  литературы .…………………………………………………………..……………………………....25

IV. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная  записка ……………………………………………………………………………...……26-27

Содержание  программы ………………………………………………………………………………….......27

Календарно-тематическое планирование..………………………………………………………...……...28-29

Перечень ключевых слов………………………………………………………………………………….......30

Список  литературы.………………………………………………………………………………………...…30

Р У С С К И Й        Я З Ы К

Пояснительная  записка

     

       Учебная программа  «Русский  язык»  составлена на  основе  программы «Систематический  курс  русского  языка»,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов  Н.А.Чураковой,  М.Л.Каленчук.

        На  изучение  учебного материала по  предмету «Русский  язык» в  планировании отводится 170 часов   (5 ч в неделю).

      Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».  

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Русский язык» к концу 2 года обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

типы предложений по цели высказывания и эмоциональной ок раске.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

определять в слове количество слогов, находить ударный и бе зударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и глас ных звуков;

проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

писать словарные слова в соответствии с заложенным в про грамме минимумом;

различать на письме приставки и предлоги;

употреблять разделительные ь и ь;

выделять в слове окончания (дифференцируя материально вы раженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ сло вообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сло жением основ с соединительным гласным);

мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

обнаруживать регулярные исторические чередования («чере дования, видимые на письме»);

разграничивать разные слова и разные формы одного слова;

определять начальную форму слов-названий предметов, на званий признаков и названий действий;

изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

находить в составе предложения все словосочетания; в слово сочетании находить главное слово и зависимое и ставить от перво го ко второму вопрос;

определять тип предложения по цели высказывания и эмоцио нальной окраске;

находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;

находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;

находить нужные словарные статьи в словарях различных ти пов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую инфор мацию;

правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, на девать, одеть, одевать;

правильно произносить орфоэпически трудные слова из ор фоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ...);

определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

грамотно написать и оформить письмо элементарного содер жания;

владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:

работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

написания записки, письма, поздравительной открытки с со блюдением норм речевого этикета.

Слова с непроверяемыми написаниями

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, га зета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, ма газин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

Календарно-тематическое планирование

№  урока

     Наименование  темы  урока

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

1

Главное  сокровище  библиотеки. Толковый  словарь.

1

2

Главное  сокровище  библиотеки. Обратный  словарь.

1

3

Главное сокровище библиотеки. Словари«Пиши и говори правильно».

1

4

Главное  сокровище  библиотеки. Словарь  «Происхождение  слов».

1

5

О пользе звукобуквенной  зарядки.

1

6

Развитие речи. Какие бывают  предложения.

1

р/р

7

Главные  и  неглавные слова в предложении.

1

8

Главные  и  неглавные слова в предложении.

1

9

Главные  и  неглавные слова в предложении.

1

10

Главные  и  неглавные слова в предложении.

1

11

Развитие речи.  Что  такое  текст?

1

р/р

12

Окончание  слов-названий предметов.

1

13

Что  такое  словосочетание?

1

14

Что  такое  словосочетание?

1

15

Основа  слова  и его  окончание.

1

16

Развитие речи.  Что  такое  текст?

1

р/р

17

Слова-названия предметов,  у  которых  нет окончаний.

1

18

Слова-названия предметов,  у  которых  нет окончаний.

1

19

Слова-названия предметов,  у  которых  нет окончаний.

1

20

Род  неизменяемых  и  изменяемых слов-предметов.

1

21

Развитие речи.  Что  такое  текст?

1

р/р

22

Слова-названия предметов,  у  которых  нет окончаний.

1

23

Слова-названия предметов,  у  которых  нет окончаний.

1

24

Слова-названия предметов  разного  рода.

1

25

Слова-названия предметов  разного  рода.

1

26

Слова-названия предметов  разного  рода.

1

27

Слова-названия предметов  разного  рода.

1

28

Развитие речи.  Что  такое  текст?

1

р/р

29

Слова-названия предметов  разного  рода.

1

30

Контроль и учёт знаний.    Диктант  «Совёнок».

1

диктант

31

Начальная  форма  слова.

1

32

Начальная  форма  слова.

1

33

Развитие речи.  Азбука вежливости. Как написать  письмо?

1

р/р

34

Начальная  форма  слова.

1

35

Это  слово  и  другое  слово.

1

36

Это  слово  и  другое  слово.

1

37

Это  слово  и  другое  слово.

1

38

Развитие речи.  Устное изложение «Утята».

1

р/р

39

Слово  и  формы  этого  слова. Родственные  слова.

1

40

Слово  и  формы  этого  слова. Родственные  слова.

1

41

Слово  и  формы  этого  слова. Родственные  слова.

1

42

Слова,  у  которых  несколько  значений.

1

43

Слова,  у  которых  несколько  значений.

1

44

Развитие речи   с  элементами культуры  речи.  

1

р/р

45

Разные  слова,  которые  случайно  одинаково  звучат  и  пишутся.

1

46

Разные  слова,  которые  случайно  одинаково  звучат  и  пишутся.

1

47

Разные  слова,  которые  случайно  одинаково  звучат  и  пишутся.

1

48

Слова  и  их  дальние  родственники.

1

49

Развитие речи.  Тема  и  основная  мысль текста.

1

р/р

50

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   мы  не  видим на письме.

1

51

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   мы  не  видим на письме.

1

52

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   мы  не  видим на письме.

1

53

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   мы  не  видим на письме.

1

54

Развитие речи   с  элементами культуры  речи.  Главное переживание текста.

1

р/р

55

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   мы  не  видим на письме.

1

56

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   мы  не  видим на письме.

1

57

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   видно на письме.

1

58

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   видно на письме.

1

59

Чередование звуков  в  корнях  слов,  которое   видно на письме.

1

60

Развитие речи.  Тема и основная мысль текста.

1

р/р

61

Тайна  написания жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

1

62

Тайна  написания жи-ши,  ча-ща,  чу-щу.

1

63

Написание  слов-названий предметов мужского  и  женского рода с  основой на  шипящий  звук.

1

64

Написание  слов-названий предметов мужского  и  женского рода с  основой на  шипящий  звук.

1

65

Развитие речи   с  элементами культуры  речи.  

1

р/р

66

Повторение по теме: «Родственные слова и  формы  слова».

1

67

Повторение по теме: «Родственные слова и  формы  слова».

1

68

Развитие речи.  Азбука вежливости. Как написать  письмо?

1

р/р

69

Повторение по теме: «Лексика».

1

70

Повторение по теме: «Лексика».

1

71

Контроль и учёт знаний.    Контрольное  списывание.

1

к. спис

72

Повторение по теме: «Орфография».

1

73

Повторение по теме: «Синтаксис».

1

74

Развитие речи.  Устное изложение.

1

р/р

75

Диктант «Снежные  загадки».

1

диктант

76

Написание  слов-названий предметов мужского и женского  рода  на  шипящий звук.

1

77

Развитие речи.  Азбука вежливости. Как написать  поздравление.

1

р/р

78

Повторение по теме: «Орфография».

1

79

Повторение по теме: «Орфография».

1

80

Решение грамматических  заданий.

1

81

Развитие речи.  Письменное  изложение.

1

р/р

82

Учимся  задавать  вопросы.

1

83

Развитие речи.  Что мы знаем о тексте (хокку)?

1

84

Учимся определять начальную  форму  слов.  Словарная работа.

1

85

Учимся определять начальную  форму  слов.  Словарная работа.

1

86

Учимся определять начальную  форму  слов.  Словарная работа.

1

87

Учимся определять начальную  форму  слов.  Словарная работа.

1

88

Учимся определять начальную  форму  слов.  Словарная работа.

1

89

Развитие речи.  Что мы знаем о тексте?

1

р/р

90

Написание ы  после ц в окончаниях слов-названий предметов.

1

91

Повторение по теме: «Орфография».

1

92

Написание ы  после ц в окончаниях слов-названий предметов.

1

93

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющие предметы.

1

94

Развитие речи.  Деление текста на части.

1

р/р

95

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы.

1

96

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы.

1

97

Повторение по теме: «Орфография».

1

98

Суффиксы слов, называющие предметы. Сочетания чк,  чн.

1

99

Суффиксы слов, называющие предметы.

1

100

Развитие речи   с  элементами культуры  речи.  

1

р/р

101

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.

1

102

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.

1

103

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.

1

104

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.

1

105

Развитие речи.  Деление текста на части.

1

р/р

106

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.

1

107

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы.

1

108

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы.

1

109

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы.

1

110

Развитие речи   с  элементами культуры  речи.  

1

р/р

111

Что  такое  обращение?

1

112

Что  такое  обращение?

1

113

Как делаются слова. Образование слов с помощью  приставки.

1

114

Как делаются слова. Образование слов с помощью  приставки.

1

115

Как делаются слова. Образование слов с помощью  приставки.

1

116

Развитие речи.  Азбука вежливости. Поздравительная открытка.

1

р/р

117

Написание частицы  не  со словами,  называющими действия.

1

118

Написание частицы  не  со словами,  называющими действия.

1

119

Написание частицы  не  со словами,  называющими действия.

1

120

Написание частицы  не  со словами,  называющими действия.

1

121

Развитие речи.  Устное изложение.

1

р/р

122

Написание частицы  не  со словами,  называющими действия.

1

123

Состав слова.

1

124

Состав слова.

1

125

Состав слова.

1

126

Развитие речи.  Типы текстов.  Описание и повествование.

1

р/р

127

Состав слова.

1

128

Образование слов с помощью приставки и суффикса.  

1

129

Образование слов с помощью приставки и суффикса.  

1

130

Образование слов с помощью приставки и суффикса.  

1

131

Правильное употребление приставок на-, о- в словах «надеть», «одеть», «одевать».

1

132

Развитие речи.  Типы текстов.  Описание и повествование.

1

р/р

133

Правильное употребление приставок на-, о- в словах «надеть», «одеть», «одевать».

1

134

Сложные  слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

135

Сложные  слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

136

Сложные  слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

137

Развитие речи. Типы текстов.   Научный и художественный текст.

1

р/р

138

Сложные  слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

139

Сложные  слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

140

Контроль и учёт знаний.    Диктант «Птичьи  хлопоты».

1

диктант

141

Разделительный  Ь  знак.  Работа  над  ошибками.

1

142

Развитие речи.  Научный и художественный текст.

1

р/р

143

Разделительный  Ъ знак.

1

144

Написание  разделительных  Ь и Ъ знаков.

1

145

Написание  разделительных  Ь и Ъ знаков.

1

146

Написание  разделительных  Ь и Ъ знаков.

1

147

Развитие речи   с  элементами культуры  речи.  

1

р/р

148

Написание  разделительных  Ь и Ъ знаков.

1

149

Написание  разделительных  Ь и Ъ знаков.

1

150

Правописание сложных  слов.

1

151

Написание  разделительных  Ь и Ъ знаков.

1

152

Развитие речи.  Устное изложение.

1

р/р

153

Загадочное чередование согласных в корнях  слов.

1

154

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

155

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

156

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

157

Развитие речи.  Письменное  изложение.

1

р/р

158

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

159

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

160

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

161

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук. Проверочная работа.

1

162

Развитие речи.  Письменное  изложение.

1

р/р

163

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук. Работа над ошибками.

1

164

Контроль и учёт знаний.     Диктант «Подружились».

1

диктант

165

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук. Работа над ошибками.

1

166

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

167

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

168

Непроизносимый согласный звук – нулевой  звук.

1

169

Текст.  

1

170

«Чему  мы  научились…»

1

                                                                                     Всего     по     курсу:

170

Контрольные  материалы

ДИКТАНТ.

СОВЁНОК

Ребята жили в лесной школе.

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совёнка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на берёзу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совёнка.

Слова  для  справок:  Подчеркнутые буквы четко проговорить.

ДИКТАНТ.

СНЕЖНЫЕ  ЗАГАДКИ

Пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. До весны за дремали дуб и береза. Ель и сосна надели зимний наряд. Они укрылись снежными косынками. Красив лес зимой! (25 слов.)

Слова  для  справок:  Подчеркнутые буквы четко проговорить.

Грамматические задания.

1. Выпишите 3 слова, в которых 1 слог.

2. Выпишите из текста родственные слова. Поставьте в них ударение.

3. Выделите окончание в словах «береза», «сосна», «дуб».

4. Составьте схему первого предложения.

Анализ текста диктанта. В тексте:

1) словарные слова - 2 (береза, косынка);

2) слова с безударными гласными в корне - 9;

3) слова с парными звонкими-глухими согласными на конце слов - 4;

4) слова с сочетаниями жи-ши - 2.

ДИКТАНТ.

ПТИЧЬИ ХЛОПОТЫ

На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У бе рёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы.

Хорошо весной! (40 слов)

Слова  для  справок:  Подчеркнутые буквы четко проговорить.

Грамматические задания.

1. Выдели основу во втором предложении.

2. Покажи, от каких слов образовались слова травка и бе рёзка:

травка -..., берёзка

Разбери слова травка и берёзка по составу.

3. Выпиши слово птичьи. Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив его в начальную форму. Выдели корни. Покажи, какие звуки чередуются в корне: ['] /[ ].

Анализ текста диктанта. В тексте:

1) словарные слова - 4 (весело, берёзки, работы, хорошо);

2) слова с безударными гласными в корне - 12;

3) слова с парными звонкими согласными в середине слова - 3,

4) слова с разделительным Ь - 4;

5) слова с непроизносимым согласным звуком - 1.

ДИКТАНТ.

ПОДРУЖИЛИСЬ

Каждый день лесник косил траву на лугах. Он подъезжал на лошади. Старая лошадь стояла в тени и грустила.

На покос приходила девочка из соседней деревни. Она вари ла еду и приносила лошади. Лошадка ждала Лену. Грустные глаза становились радостными.

Съест весь хлеб и ищет крошки в ладонях губами. Потом кладет голову подружке на плечо и вздыхает.

Слова  для  справок: плечо, становились, подружке, из соседней, грустные, радостными. Грамматические задания.

1. Восьмое предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Записать существительное, прилагательное и глагол с кор нем -груст-.

3. Подобрать и записать слово

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, Систематический  курс  русского  языка, Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук,   М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 43-48.

2. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

4. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р, Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/ Учебник, 2008, 2009.

5. Чуракова Н.А., Байкова ТА., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

6.Александрова З.Е Словарь синонимов русского языка. М.: Русс яз, 1986.

7. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс  грамотеев. М.:Просвещ., 1996.

9. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 1994.

10.Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.

11.КанакинаВ.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 1991.

12.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2005.

13.Первое сентября // Начальная школа. 2006. № 8, 20; 22; 2007. № 4, 7.

14.Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. М.: Омега, 1995.

15.Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Начальная школа: 1200 дик тантов и творческих работ по русскому языку. М.: Дрофа, 1999.

для  обучающихся:

1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р, Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/ Учебник, 2008, 2009.

4. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 2005.

5. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.

6. В.Волина. Занимательное азбуковедение. М.: 1998г.

7. Александрова З.Е. Словарь  синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986


Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е     Ч Т Е Н И Е

Пояснительная  записка

Учебная программа  «Литературное  чтение»  составлена на  основе  программы по литературному  чтению,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  автора   Н.А.Чураковой.

На изучение учебного материала по предмету «Литературное  чтение» в  планировании отводится 136  часов   (4 ч в неделю).

Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».

Программа 2-го класса предусматривает дальнейшее накопле ние читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2-м классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных   и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой. Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслов сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературу; и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное пони мание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты лите ратуры и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Литературное  чтение» к концу 2 года обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы,

имена 2-3 современных писателей (поэтов);

названия и со держание их произведений, прочитанных в классе;

названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду альный темп чтения;

читать выразительно поэтический текст в соответствии с вы работанными критериями выразительного чтения;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художествен ные произведения, определенные программой;

 устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по вы бору);

пересказывать текст небольшого объема;

различать сказку о животных и волшебную сказку;

определять особенности волшебной сказки;

определять тему и выделять главную мысль произведения;

оценивать и характеризовать героев произведения и их по ступки;

узнавать изобразительно-выразительные средства литера турного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;

пользоваться «Толковым словарем»  для выяснения значений слов.

Использовать приобретенные знания и умения в практичес кой деятельности и повседневной жизни для:

определения содержания книги по ее элементам;

самостоятельного чтения книг;

работы со словарями.

Содержание программы

раздел

Название разделов   учебника

Кол – во часов

1

В гостях у Ученого Кота

15

2

В гостях у Незнайки

11

3

В гостях у барсука

21

4

В гостях у Ёжика и Медвежонка

12

5

Точка зрения

36

6

Детские журналы

7

7

Природа для поэта – любимая и живая

17

8

Почему нам бывает смешно

17

Всего:

136 час

Календарно-тематическое планирование

№  урока

     Наименование  темы  урока

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

Раздел  учебника:  В гостях у Ученого Кота

15

1

Знакомство с библиотекой Ученого Кота. Вступление к поэме
А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

наизусть

2

Авторская сказка. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

3

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»

1

4

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»

1

5

Авторская сказка. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

6

Русские народные сказки о животных. «Петушок – золотой гребешок»

1

7

Зарубежные сказки о животных.

Джоэль Харрис. «Братец Лис и Братец Кролик»

1

8

Джоэль Харрис. «Почему у Братца Опоссума голый хвост»

1

9

Китайская волшебная сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали»

1

10

Характер-ка героев сказки «Как Собака с Кошкой враждовать стали»

1

11

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»

1

12

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

1

13

Современные поэтические тексты. И. Пивоварова.«Жила-была собака», «Мост и сом»; Во Куанг. «Заходите»

1

14

Жанр произведения. Стихотворения: Г. Лагздынь. «Утренняя кричалка», О. Дриз. «Сто весёлых лягушат».

1

наизусть

15

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  

Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

1

Итого по  разделу:

15

Раздел  учебника:     В гостях у Незнайки

11

16

В гостях у Незнайки. Н. Носов. «Фантазёры»

1

17

Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

Н. Носов. «Фантазёры»

1

18

Характер главного героя в произведении

С. Воронина «Лесик-разноголосик»

1

19

Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1

20

Э. Мошковская. «А травка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Если грачи закричали…»

1

наизусть

21

Даниил Хармс. «Врун» (отрывок)

1

22

Б. Окуджава. «Прелестные приключения»

1

23

Б. Окуджава. «Прелестные приключения»

1

24

Б. Окуджава. «Прелестные приключения»

1

25

Дональд Биссет. «Хочешь, хочешь, хочешь…»

1

26

Т. Кубяк. «О гноме-рыбаке».

Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»

1

Итого   по  разделу:

11

Раздел  учебника:     В гостях у барсука

21

27

Секреты Чайного домика. Хокку

1

28

С. Козлов. «Ежик в тумане».

1

29

С. Козлов. «Теплым тихим утром посреди зимы»

1

30

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

31

Японская сказка «Луна на ветке»

1

32

Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка»

1

33

С. Козлов. «Красота».

1

34

Секрет коротких стихотворений

1

35

Японское хокку. Иссё, Бусон.

1

36

Японское хокку. Тиё, Оницура.

1

37

Японское хокку. Кикаку, Басё, Сико

1

38

В. Драгунский. «Что я люблю»

1

39

В. Драгунский. «Гусиное горло»

1

40

Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье».

М. Бородицкая. «Улов»

1

наизусть

41

В. Драгунский. «Что любит Мишка»

1

42

С. Махотин. «Груша». Я. Аким. «Яблоко»

1

наизусть

43

М. Бородицкая. «Ракушки», «Уехал младший брат»

1

44

Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»

1

45

Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон». «Карлсон, который живет

на крыше» (отрывок)

1

46

Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон». «Карлсон, который живет

на крыше» (отрывок)

1

47

Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон». «Карлсон приходит на день рождения» (отрывок). Обобщение по теме «В гостях у Барсука»

1

Итого   по  разделу:

21

Раздел  учебника:   В гостях у Ёжика и Медвежонка

12

48

Иван Тургенев. «Воробей». М. Карем. «Ослик»

1

49

М. Бородицкая. «Котенок». Э. Мошковская. «Кому хорошо»

1

50

В. Драгунский. «Друг детства»

1

51

В. Драгунский. «Друг детства»

1

52

В. Лунин. «Кукла». Р. Сеф. «Я сделал крылья и летал»

1

наизусть

53

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула»

1

54

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула»

1

55

Л. Толстой. «Прыжок», «Акула»

1

56

М. Яснов. «Ути-ути», «Самое доброе слово»

1

57

Э. Мошковская. «Если такой закат».

1

наизусть

58

В. Вересаев. «Братишка». Э. Мошковская. «Вазочка и бабушка»

1

59

О. Дриз. «Всегда верно». С. Козлов. «Заяц и Медвежонок».

Обобщение по теме «В гостях у Ежика и Медвежонка»

1

Итого   по  разделу:

12

Раздел  учебника:    Точка зрения

36

60

Поэтический текст. А. Кушнер. «Что я узнал!».

1

61

С. Матохин. «Фотограф».

1

наизусть

62

И. Пивоварова. «Картина».

1

63

О. Дриз. «Игра»

1

64

С. Козлов. «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

65

О. Дриз. «Стеклышки». М. Бородицкая. «Лесное болотце»

1

наизусть

66

Э. Мошковская. «Мама, я, кузнечик и птица»

1

67

В. Берестов. «Картинки в лужах». А. Ахундова. «Окно»

1

68

В. Берестов. «Как найти дорожку»

1

69

А. Усачёв. «Бинокль»

1

70

Т. Белозёров. «Хомяк». М. Яснов. «Хомячок»

1

наизусть

71

Г. Цыферов. «Жил на свете слоненок»

1

наизусть

72

Е. Чеповецкий. «В тихой речке».

А. Гиваргизов. «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»

1

73

А. Усачёв. «Тигр в клеточку»

1

74

М. Бородицкая. «Вот такой воробей». С. Махотин. «Местный кот»

1

наизусть

75

М. Бородицкая. «Булочная песенка».

П. Синявский. «Федина конфетина»

1

76

А. Усачёв. «Эх!»

1

77

Г. Сапгир. «У прохожих на виду…».

1

78

О. Кургузов. «Сухопутный или морской?»

1

79

О. Дриз. «Кончилось лето».

1

80

О. Дриз. «Синий дом».

1

81

А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (отрывок)

1

наизусть

82

М. Лермонтов. «Осень»

1

наизусть

83

О. Дриз. «Кто я?»

1

84

А. Гиваргизов. «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…».

М. Карем. «Повезло!»

1

85

Л. Яхнин. «Крокодилово семейство»

1

86

Р. Сеф. «Лучше всех». Л. Яхнин. «Моя ловушка»

1

наизусть

87

Саша Чёрный. «Что кому нравится» (отрывок)

1

88

Г. Юдин. «В снегу бананы зацвели»

1

89

Г. Юдин. «Скучный Женя». О. Дриз. «Теленок»

1

90

О. Дриз. «Как я плаваю»

1

91

А. Усачёв. «Обои»

1

92

В. Лунин. «Что я вижу»

1

93

Ю. Мориц. «Хвостики», «Букет …».

1

наизусть

94

Б. Заходер. «Собачкины огорчения»

1

95

О. Дриз. «На что похож павлиний хвост».

Обобщение по теме «Точка зрения»

1

Итого   по  разделу:

36

Раздел  учебника:    Детские журналы

7

96

С. Михалков. «А что у вас?»

1

97

Что такое новости? Кто рассказывает новости?

1

98

Детская периодика. Журналы для детей

1

99

По страницам детского журнала «Мурзилка»

1

100

По страницам детского журнала «Веселые картинки»

1

101

Развивающие задания журнала «Мурзилка»

1

102

Обобщение по теме «Детские журналы»

1

Итого   по  разделу:

7

Раздел  учебника:    Природа для поэта – любимая и живая

17

103

Л. Яхнин. «Музыка леса»

1

104

Ю. Коваль. «Три сойки».

1

105

Р. Сеф. «Добрый человек». Л. Яхнин. «Пустяки»

1

106

Е. Чарушин. «Томка испугался»

1

107

Е. Чарушин. «Томкины сны»

1

108

Г. Юдин. «Вытри лапы и входи»

1

109

М. Пришвин. «Разговор деревьев»

1

110

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»

1

наизусть

111

Д. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

112

М. Пришвин. «Золотой луг».

1

113

С. Козлов. «Желудь»

1

114

М. Лермонтов. «Утес».

1

наизусть

115

М. Есеновский. «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»

1

116

Д. Биссет. «Ух!»

1

117

А. Екимцев. «Осень». Ю. Коринец. «Тишина»

1

118

Л. Станчев. «Осенняя гамма». Э. Мошковская. «Дедушка Дерево»

1

119

Э. Мошковская. «Здравствуй, лес!». Л. Яхнин. «Листья».

Обобщение     по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

1

Итого по  разделу:

17

Раздел  учебника:   Почему нам бывает смешно

17

120

К. Чуковский. «Федотка»

1

наизусть

121

О. Дриз. «Доктор», «Обида»

1

122

В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок!»

1

123

В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок!»

1

124

М. Тахистова. «Редкий тип», Л. Квитко. «Лемеле хозяйничает»

1

125

Л. Квитко. «Способный мальчик», С. Махотин. «Вот так встреча!»

1

126

С. Седов. «Сказки про Змея Горыныча»

1

127

С. Седов. «Сказки про Змея Горыныча»

1

128

С. Седов. «Сказки про Змея Горыныча»

1

129

С. Седов. «Сказки про Змея Горыныча»

1

130

П. Синявский. «Такса едет на такси». П. Коран. «По дорожке босиком»

1

131

Л. Яхнин. «Зеркальце». П. Синявский. «Ириски и редиски»

1

132

А. Усачёв. «Жужжащие стихи»

1

133

П. Синявский. «Хрюпельсин и хрюмидор»

1

134

В. Драгунский. «Шляпа гроссмейстера»

1

135

Н. Матвеева. «Было тихо…».

Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»

1

136

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря».

1

Итого по  разделу:

17

                                                                                     Всего     по     курсу:

136

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 19-32,   33-43.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008,2009.

5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие.-— М.: Академкнига/Учебник, 2009.

6.Александрова З.Е Словарь синонимов русского  языка. М.: Русс яз, 1986.

7. В.Волина. Занимательное азбуковедение. М.: 1998г.

8. Волина В.В. Учимся, играя. М, Новая школа, 1994.

9. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.

для  обучающихся:

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.

3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008,2009.

М А Т Е М А Т И К А

Пояснительная  записка

      Учебная программа  «Математика»  составлена на  основе  программы по математике,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов А.Л.Чекина  и Р.Г. Чураковой.

  На изучение учебного материала по предмету «Математика»   в  планировании отводится 136 часов   (4 ч в неделю).

      Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».  

 Во  2 классе  продолжается  изучение  арифметических  действий.

Умножение  вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сло жения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В даль нейшем составляется «Таблица умножения однозначных чисел», с использованием которой и соответствующих свойств умножения учащиеся научатся умножать многозначные числа.

Деление (первое знакомство с ним начинается во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение — начи ная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позво ляет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в дру гом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом — деления и умножения. Причем последняя будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в пол ном объеме взаимосвязь арифметических действий первой и второй ступеней. В дальнейшем (в 4-м классе) операция деления будет рас сматриваться как частный случай операции деления с остатком.

 Во 2-м классе изучаются следующие  понятия и  их  свойства: прямая (аспект  бесконечности),  луч,  углы  и их  виды,  квадрат,  периметр  квадрата  и   прямоугольника,  окружность  и  круг,   центр,   радиус  и  диаметр  окружности (круга),  построение  окружности   с  помощью  циркуля  и  использование  циркуля  для  откладывания  отрезка,  равного   по  длине  данному  отрезку.

Во 2-м классе продолжится изучение стандартных единиц длины: учащиеся познакомятся с единицей длины — метром. Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как масса и время. Сравнение предметов по массе сначала рассматривает ся в доизмерительном аспекте. После чего вводится стандартная единица массы — килограмм и изучается измерение массы с помо щью весов. Далее вводится новая стандартная единица массы — центнер.

Изучение величины «время» во 2-м классе начинается с рассмо трения временных промежутков и измерения их продолжительности с помощью часов, устанавливается связь между моментами времени и продолжительностью по времени. Вводятся стандарт ные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся едини цам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и посто янными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени — век. Кроме этого, рассматривается операция деления однородных величин, которая трактуется как измерение делимой величины в единицах величины-делителя.

Во 2-м классе  вводится  само  понятие  «уравнение»  и  соответствующая  терминология.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Математика» к концу 2 года обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

счет на основе новых счетных единиц — десяток и сотня;

позиционный принцип записи чисел в десятичной системе счисления;

различие понятий «число» и «цифра»;

изображение чисел на числовом луче;

натуральный ряд чисел;

римскую письменную нумерацию;

смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;

связь между действиями умножения и сложения, деления и вычитания;

связь между компонентами и результатом действия (для сло жения и вычитания);

уравнение как форма записи действия с неизвестным компо нентом;

бесконечность луча и прямой;

окружность и круг;

измерение массы тел;

измерение времени;

связь между временем-датой и временем-продолжительностью;

арифметическая сюжетная задача как особый вид математи ческого задания;

формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста;

графическое моделирование связей между данными и искомым;

простые и составные задачи;

обратная задача;   способы проверки решения данной задачи;

моделирование и решение простых задач с помощью уравнений;

все десятичные цифры;

римские цифры I, V и X;

названия всех двузначных и трехзначных чисел;

«Таблицу сложения однозначных чисел»;

знаки и термины, связанные с умножением и делением ;  знаки (.) и (:), произведение, значение произведения, множители, част ное, значение частного, делимое, делитель);

«Таблицу умножения однозначных чисел»;

порядок выполнения действий в выражениях и без скобок, со держащих действия одной или разных ступеней;

роль скобок при определении порядка выполнения действий;

переместительный закон умножения;

изученные геометрические термины (прямая, луч, угол, виды углов: прямой, острый, тупой; квадрат, периметр, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр);

изученные единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними;

изученные соотношения между единицами длины (1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см);

изученные единицы массы (килограмм, центнер);

изученные единицы времени (минута, час, сутки, неделя, ме сяц, год, век) и соотношения между ними;

термины, связанные с понятием «задача» (условие, требова ние, решение, ответ, данные, искомое).

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзнач ные числа;

сравнивать изученные числа и записывать результат сравне ния с помощью знаков (>,< или =);

применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

воспроизводить и применять переместительное свойство сло жения и умножения;

применять правило вычитания суммы из суммы;

воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с

нулем, умножения с нулем и единицей;

выполнять письменное сложение и вычитание чисел в преде лах трех разрядов на уровне навыка;

строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (напр., 1 м 6 дм, или 16 дм, или 160 см);

распознавать и формулировать составные задачи;

разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);

формулировать обратную задачу и использовать ее для про верки решения данной.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;

определять длину предметов и расстояний (в метрах, дециме трах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;

чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, мно гоугольники;

определять время по часам;

определять месяц, год и время года;

оценивать размеры предметов на глаз.

Содержание программы

раздел

Название разделов

Кол – во часов

1

Нумерация  и  сравнение  чисел.

16

2

Действия  над  числами.

34

3

Величины  и  их  измерение.

30

4

Геометрические   фигуры  и  их  свойства.

20

5

Арифметические  сюжетные  задачи.

36

Всего:

136 час

Календарно-тематическое планирование

№  урока

     Наименование  темы  урока

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

1

Путешествие по городу Математике.  Таблица сложения однозн. чисел.

1

2

Геометрические фигуры.

1

3

Счёт десятками  и  «круглые» двузначные  числа.

1

4

Числовые равенства и числовые   неравенства.

1

5

Числовые выражения  и  их  значения.

1

6

Сложение  «круглых» двузначных  чисел.

1

7

Вычитание  «круглых» двузначных  чисел.

1

8

Десятки  и  единицы.

1

9

Контроль и учёт знаний.

1

к/раб 1

10

Краткая  запись  задачи.

1

11

Килограмм.

1

12

Килограмм.  Сколько  килограммов?

1

13

Учимся решать задачи.

1

14

Прямая  бесконечна.

1

15

Сложение  «круглых» двузначных  чисел с  однозначными  числами.

1

16

Контроль и учёт знаний: «Нумерация и  сравнение двузначных чисел».

1

к/раб 2

17

Поупражняемся  в  вычислениях. Работа над ошибками.

1

18

Поразрядное  сложение  двузначного  числа из двузначного  без  перехода  через  десяток.

1

19

Поразрядное  вычитание  двузначного  числа из двузначного  без  перехода  через  десяток.

1

20

Учимся решать задачи.

1

21

Поупражняемся  в  вычислениях.

1

22

Прямая  и  луч.

1

23

Прибавление  к  «круглому» числу  двузначного.

1

24

Вычитание  «круглого» числа  из  двузначного.

1

25

Дополнение  до «круглого» числа.

1

26

Поупражняемся  в  вычислениях.

1

27

Сложение двузначн.  и  однозначн.  числа с  переходом через  разряд.

1

28

Вычитание  однозначного  числа  из «круглого».

1

29

Поразрядное вычитание однозначного  числа  из  двузначного  с  переходом  через  разряд.

1

30

Прямоугольник  и  квадрат.

1

31

Контроль и учёт знаний: «Сложение и вычитание двузначных  чисел».

1

к/раб 3

32

Поупражняемся  в  вычислениях. Работа над ошибками.

1

33

Разностное  сравнение чисел.

1

34

Задачи на разностное  сравнение.

1

35

Двузначное  число  больше  однозначного.

1

36

Сравнение  двузначных  чисел.

1

37

Поразрядное  сложение    чисел без перехода через разряд.

1

38

Поразрядное  сложение    чисел с переходом через разряд.

1

39

Поупражняемся  в  вычислениях.

1

40

Контроль и учёт знаний: «Сложение и вычитание чисел в предел 100».

1

к/раб 4

41

Решение  задач. Работа  над  ошибками.

1

42

Десять десятков  или  сотня.

1

43

Дециметр  и  метр.

1

44

Килограмм  и  центнер.

1

45

Сантиметр  и  метр.

1

46

Сумма  и  произведение.   Знак  «·».

1

47

Произведение  и  множители.

1

48

Значение  произведения   и  умножение.

1

49

Учимся решать задачи.

1

50

Перестановка  множителей.

1

51

Умножение  числа  0  и  на  число  0.

1

52

Умножение  числа  1  и  на  число  1.

1

53

Длина  ломаной  линии.

1

54

Умножение  числа 1 на однозначные  числа.

1

55

Умножение  числа 2 на однозначные  числа.

1

56

Сумма  длин  сторон   многоугольника.

1

57

Периметр  многоугольника.

1

58

Умножение  числа 3 на однозначные  числа.

1

59

Умножение  числа 4 на однозначные  числа.

1

60

Контроль и учёт знаний: «Периметр многоугольника. Сумма и произведение».

1

к/раб 5

61

Поупражняемся  в  вычислениях. Работа над ошибками.

1

62

Умножение  и сложение: порядок выполнения действий.

1

63

Периметр  квадрата.

1

64

Умножение  числа 5 на однозначные  числа.

1

65

Угол.

1

66

Умножение  числа 6 на однозначные  числа.

1

67

Умножение  числа 7 на однозначные  числа.

1

68

Прямой,  острый  и  тупой  углы.

1

69

Умножение  числа 8 на однозначные  числа.

1

70

Умножение  числа 9 на однозначные  числа.

1

71

Углы  многоугольника.

1

72

«Таблица  умножения»  однозначных  чисел.

1

73

Увеличение  в несколько  раз.

1

74

Контроль и учёт знаний: «Таблица умножения однозначные  числа».

1

к/раб 6

75

Учимся  решать  задачи. Работа над ошибками.

1

76

Счёт  десятками и «круглое» число десятков.  Разряд  сотен и названия «круглых» сотен.

1

77

Сложение  «круглых» сотен.

1

78

Вычитание  «круглых» сотен.

1

79

Трёхзначное  число как  сумма разрядных  слагаемых.

1

80

Трёхзначное  число – сумма «круглых» сотен и двузначного или трёхзначного  числа.

1

81

Трёхзначное  число  больше двузначного.

1

82

Сравнение трёхзначных  чисел.

1

83

Одно  из  условий  и несколько  требований.

1

84

Введение  дополнительных  требований.

1

85

Запись  решения  задачи по  действиям.

1

86

Запись  решения  задачи в виде одного  выражения.

1

87

Запись  сложения  в  строчку  и  столбиком.

1

88

Способ  сложения  столбиком.

1

89

Окружность  и  круг.

1

90

Центр  и радиус.

1

91

Радиус   и  диаметр.

1

92

Вычитание  суммы  из   суммы.

1

93

Поразрядное  вычитание   чисел без перехода через разряд.

1

94

Поразрядное  вычитание   чисел без перехода через разряд.

1

95

Запись  вычитания в   строчку и  столбиком.

1

96

Способ  вычитания  столбиком.

1

97

Контроль и учёт знаний: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел».

1

к/раб 7

98

Поупражняемся в вычислениях. Работа над ошибками.

1

99

Умножение и вычитание: порядок  выполнения  действий.

1

100

Вычисления   с помощью  калькулятора.

1

101

Известное   и неизвестное.

1

102

Числовое  равенство  и  уравнение.

1

103

Как  найти  неизвестное  слагаемое.

1

104

Как  найти  неизвестное  вычитаемое.

1

105

Как  найти  неизвестное  уменьшаемое.

1

106

Распредели  предметы  поровну. Деление. Знак «:».

1

107

Частное  и его  значение.

1

108

Делимое  и  делитель.

1

109

Деление  и  вычитание.

1

110

Деление  и  измерение.

1

111

Деление  пополам  и  половина.

1

112

Деление  на   несколько  равных  частей  и  долей.

1

113

Уменьшение  в  несколько  раз.

1

114

Действия  первой   и  второй   ступени.

1

115

Сколько прошло  времени?  Солнечные и песочные  часы.

1

116

Который час?  Полдень  и полночь.

1

117

Циферблат  и  римские  цифры.

1

118

Час  и  минута.   Учимся узнавать  и  называть  время  по  часам.

1

119

Откладываем  равные  отрезки.

1

120

Числа  на  числовом  луче.

1

121

Натуральный  ряд  чисел.

1

122

Час  и  сутки.  Сутки  и неделя.

1

123

Сутки  и  месяц. Месяц  и  год.

1

124

Календарь.  Год  и век.

1

125

Учимся  пользоваться  календарём.

1

с/раб

126

Данные  и  искомые.

1

127

Обратная  задача.

1

128

Обратная  задача и  поверка  решения  данной  задачи.

1

129

Запись  решения задачи   в   виде  уравнения.

1

130

Итоговый  контроль и учёт знаний.

1

к/раб 8

131

Учимся  решать задачи  в  виде  уравнения. Работа  над  ошибками.

1

132

Геометрические  построения с  помощью циркуля  и  линейки.

1

133

Вычисляем  значения  выражений.

1

134

Решаем  задачи  и  делаем  проверку.

1

135

Время  - дата,    время -  продолжительность.

1

136

Так  учили  и учились  в  старину.

1

Перечень  ключевых   слов  по  предмету    «Математика»

Вычитаемое

Геометрические фигуры

Десяток

Дециметр

Делимое

Деление

Делитель

Миллиметр

Метр

Множитель

Многоугольник

Периметр

Произведение

Разность

Сантиметр

Скобки (порядок действий)

Симметричные фигуры

Слагаемое

Сумма

Уменьшаемое

Умножение

Цифра

Число

Частное

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 91-103.

2. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и зада ниях: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

4. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

5. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Методическое пособие для учи теля. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

6. Электронное методическое пособие по математике А.Л. Чекин, Р.Г.Чуракова, 2 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

7. Беденко, М. В. Сборник текстовых задач для 1–4 кл. [Текст] / М. В. Беденко. – М. : Вако, 2004. – 272 с.

8. Ветер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Ветер, М. О. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.

9. Истомина, Н. Б.Наглядная геометрия для 2 класса [Текст] / Н. Б. Истомина. – М. : Линка-Пресс, 2002.

10. Истомина, Н. Б.  Учимся  решать  комбинаторные задачи [Текст] / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2004.

11.Кравченко,В.С. Устные упражнения по математике в1–3классах [Текст] / В. С. Кравченко. – М. : Просвещение, 1979.

12.Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников [Текст] : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990.

13. Смекалка для малышей [Текст] : занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М. : Омега, 1994.

14. Сорокин, П. И. Занимательные задачи по математике [Текст] : пособие для учителей 1–4 кл. – М. : Просвещение, 1967.

15. Энциклопедический словарь юного математика [Текст] / сост. Н. П. Ернылев.– М. : Педагогика, 1980.

для  обучающихся:

1. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и зада ниях: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №3. - М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

4. Энциклопедический словарь юного математика [Текст] / сост. Н. П. Ернылев.– М. : Педагогика, 1980.


О К Р У Ж А Ю Щ И Й      М И Р

Пояснительная  записка

     Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  составлена на основе программы по окружающему  миру,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова  

      На изучение учебного материала по предмету «Окружающий мир» в  планировании отводится 68часов   (2 ч в неделю).

     Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».

     Во втором классе все знания, полученные в первом, системати зируются и углубляются на основе знакомства с источниками инфор мации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литерату рой, наглядными пособиями, а также первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированны ми взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, эко логами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение по средством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).

     Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравст венных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необ ходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с термина ми «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий  мир» к концу 2 года обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

различие между наблюдением и опытом как разными способа ми получения ответов на вопросы об окружающем мире;

название нашей планеты;

форму Земли;

глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;

смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;

смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;

Солнце — ближайшая к Земле звезда;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарни ки, травы) и грибов своей местности;

группы растений по их характерным признакам (цветковые рас тения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

дикорастущие и культурные растения своей местности;

 сельскохозяйственные растения своей местности;

названия растений Красной книги (не менее 2-3);

группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

особенности диких и домашних животных;

названия животных из Красной книги России (не менее 2-3);

значение природы для здоровья и жизни человека;

отдельные виды труда, связанные с природой; значение этого труда;

средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая стар шее поколение;

основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

название родной страны, ее столицы; региона, где живут уча щиеся, родного города (села);

государственную символику России;

правила безопасного поведения в природе.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

работать с оглавлением и справочниками учебника;

различать объекты неживой и живой природы;

устанавливать связи между сезонными изменениями в нежи вой и живой природе;

приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей мест ности;

раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);

приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, зве ри), не менее 2-3 представителей каждой группы;

раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;

называть своих ближайших родственников;

описать портрет своего друга;

проводить простейшие опыты;

выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

работать в группе (умение договариваться, распределять ра боту, получать общий результат, оценивать личный вклад);

описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практи ческой деятельности и повседневной жизни для:

демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг сво ей оси;

демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обра щения Земли вокруг Солнца;

нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

ухода за комнатными растениями;

ухода за домашними животными;

соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

узнавания в окружающей природе изученных растений и жи вотных;

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополни тельной информации о родном крае.

Содержание программы

раздел

Название разделов

Кол – во часов

Соответствие  к урокам

1

Источники информации об  окружающем  мире.

6

Уроки:  1-6.

2

Планеты и звезды.

9

Уроки:  7-11,  14-17.

3

Живая  природа  Земли.

33

Уроки:  12-13, 18-21, 22-25, 26-32, 33-35, 36-42, 43-48  

4

Человек разумный.

6

Уроки:  49-54.

5

Младший школьник  и  семья.

4

Уроки:  55-58.

6

Родная  страна – Россия.

8

Уроки:  59-66

7

Обобщение  материала.

2

Уроки:  67-68

Всего:

68 час

Календарно-тематическое планирование

№  урока

     Наименование  темы раздела,  урока

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

Раздел  учебника:  Где и как найти ответы на вопросы

6

1

Письмо экологов школьникам

1

2

Мишины вопросы. Мир живой и неживой природы

1

3

Советы старших.

1

4

Осенние работы на огороде.

1

5

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

1

6

Опыт и наблюдение.

1

Итого по разделу:

6

Раздел  учебника:   Планеты и звезды

5

7

Земля. Модель Земли.

1

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

9

Звезды и созвездия.

1

10

Планеты.

1

11

Движение Земли вокруг Солнца.

1

Итого по разделу:

5

Раздел  учебника:  Неживая и живая природа Земли

2

12

Как связаны неживая и живая природа?

1

13

Условия жизни на планете Земля.

1

2

Раздел  учебника:  Свойства воздуха и воды

4

14

Свойства воздуха.

1

15

Кому и для чего нужна вода?

1

16

Вода и ее свойства.

1

17

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды».

1

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  Солнце, воздух, вода и... растения

4

18

Условия, необходимые для развития растений.

1

19

Корень, стебель и лист.

1

20

Питание растений.

1

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения».

1

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  Разнообразие растений

4

22

Цветковые и хвойные растения.

1

23

Папоротники, мхи и водоросли.

1

24

Красная книга России. Правила поведения на природе.

1

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений».

1

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  Культурные растения.   Продолжительность жизни растений

7

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

27

Какие части культурных растений используют люди?

1

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

30

Растения сада.  Сколько живут растения?

1

31

Размножение растений своими частями.

1

32

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

1

Итого по разделу:

7

Раздел  учебника:  Грибы

3

33

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

34

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

35

Как правильно собирать грибы?

1

Итого по разделу:

3

Раздел  учебника:  Животные

7

36

Разнообразие животных.

1

37

Насекомые.

1

38

Рыбы.

1

39

Земноводные.

1

40

Пресмыкающиеся.

1

41

Птицы.

1

42

Звери. Как животные защищаются.

1

Итого по разделу:

7

Раздел  учебника:  Человек и животные

6

43

Домашние животные.

1

44

Живой уголок.

1

45

Урок-экскурсия на станцию юннатов.

1

46

Значение диких животных.

1

47

Человек в ответе не только за тех, кого приручил!

1

48

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» (экскурсия)

1

Итого по разделу:

6

Раздел  учебника:  Человек разумный – часть природы

6

49

Про тебя.

1

50

Что умеет человек?

1

51

Расти здоровым.

1

52

Питание и здоровье.

1

53

От кого зависит твой режим дня?

1

54

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

1

Итого по разделу:

6

Раздел  учебника:  Как уберечь себя от беды?

4

55

Чистота – залог здоровья

1

56

Берегись простуды!

1

57

Твоя безопасность на улице.

1

58

Твоя безопасность дома.

1

Итого по разделу:

4

Раздел  учебника:  В родном краю

8

59

Имя города, села, поселка.

1

60

История Московского Кремля.

1

61

Экскурсия по  посёлку.

1

62

Я- гражданин России.   Государственная символика.

1

63

Общий дедушка.

1

64

День Победы.  Встреча  с ветеранами  ВОВ.

1

65

Государственные  праздники и памятные  даты.

1

66

Обобщение по теме «В родном краю».

1

Итого по разделу:

7

67

«Проверь   себя» итоговое  повторение.

1

68

«Конкурс  знатоков» - обобщающий урок года.

1

Итого по разделу:

2

Всего  по  курсу:

68

Перечень  ключевых   слов  по  предмету    «Окружающий  мир»

Адрес

Гимн

Герб

Домашние животные

Дикие животные

Зимующие птицы

Лиственные деревья

Листопад

Лукошко

Млекопитающие

Насекомые

Окружающий мир

Орган вкуса

Орган обоняния

Орган осязания

Орган чувств

Отличительные признаки зверей

Перелетные птицы

Познание

Признак предмета

Признаки живой природы

Расселение растений

Распространение

Растение

Родной край

Стебель

Столица

Сезонные изменения

Хвойные деревья

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 121-128.

2. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009

5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

7. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.

8.Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА,  АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2008, 2009

4. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

5. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

6. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...