Конспект урока по русскому языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



Никитинская средняя общеобразовательная школа



Починковского района Нижегородской области









Конспект урока по русскому языку



в 3 классе





«Непроизносимые согласные»





УМК «Школа России»





                                                                                                           подготовила



                                                                                      учитель начальных классов



                                                                                            Морозова Галина Александровна





         















с.Никитино 2012








Тема урока: Непроизносимые согласные.

Цели урока:      1. Образовательные:

                             Познакомить с наличием в русском языке слов с

                             непроизносимыми согласными д,т,л,в.

                            Формировать умение проверять написание слов

                            с непроизносимыми согласными

        2.Развивающие:

        Развивать орфографическую зоркость, речь,

                              логическое мышление

                              Расширять кругозор.

                              Обогатить словарный запас учащихся.

                              Развивать интерес к русскому языку через

                              игровую форму обучения.

        3.Воспитательные:

        Воспитывать положительное отношение к

                               учебе.

        Воспитывать чувство коллективизма, дружбы,  

                               сопереживания.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», тетрадь,

                            ручки, карандаши, линейки, сигнальные

                            карточки, карточки с заданиями, карточки со

                            словами,рисунок корабля,острова,компьютер.

        

        

                    Ход урока:    

                                   Теоретическое

обоснование                      

1.Оргмомент.

  Здравствуйте, ребята!

Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения и новые открытия.

Сегодня на уроке вы будете исследователями и открывателями новых знаний.

Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

Начнем урок русского языка под девизом:

«Нам очень интересно все то, что неизвестно».

2. Сообщение темы урока.

Я предлагаю вам отправиться в плавание по океану орфографических знаний и посетить остров, на котором живут согласные, которые любят играть с людьми в прятки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень важный орфограммой в русском языке, а какой вы мне скажите сами, если будете внимательно слушать и выполнять задания.

Не забывайте помогать друг другу в трудных ситуациях. Помните пословицу: « Дерево держится корнями, а человек – друзьями».

А на чем мы отправимся, узнаем, когда отгадаем слово на игровом поле по шифру (задание на компьютере):

Г 1, Б 4, А 2, В 3, А 4.

        

4

                                   А          Б         В        Г

3

а

х

р

т

в

п

н

л

2

у

о

с

ь

1

б

ж

м

ш

Шхуна.

Итак, шхуна – морское парусное судно от 2 до 7 мачт.

На доску вывешивается рисунок (См. приложение №1).

Перед отплытием нам нужно сделать записи в наши бортжурналы: запишем число, «Классная работа».

Теперь вперед, за новыми знаниями.

3. Чистописание.

Пока мы плывем к цели, выполним чистописание.

-Какие элементы букв мы будем повторять?

Мы будем писать удлиненную петлю вверху и внизу, прямую наклонную линию в соединении, т. к. часто допускаем в них ошибки. Напишите половина строки соединения из элементов букв, вторую половину соединения букв:

к..рабль          сев..р          т..варищ          н..род

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, покажите их на сигнальных карточках. Какие это слова?

Ре..кий ветер раздул п..руса.

Прочитайте предложение.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Какие буквы вставили? Почему?

На какие правила эти слова?

Что мы делаем для того, чтобы проверить орфограмму в корне слова? (Подбираем однокоренное слово).

Это знание сегодня пригодится на уроке.

4.Знакомство с новым материалом.

Внимание! На горизонте остров!

(Прикрепить на доску картинку с островом)

Предлагаю поприветствовать его. Какими словами приветствуют при встрече? Приветствуем все вместе.

Дети: Здравствуйте.

Как ярко светит…

Дети: Солнце.        

Как все вокруг…

Дети: Прелестно.

Как радостно бьется…

Дет: Сердце.

Одновременно вывешиваются карточки со словами.

На доске:

здравствуй

солнце

прелестно

сердце

Давайте, сравним произношение и написание этих слов.

Произнесите слова поочереди, как это делаем при разговоре, сравните с написанием. Что заметили?

Дети: В слове «здравствуй» не произносится в, но буква пишется.

В слове «солнце» не произносится л, но буква пишется.

В слове «прелестно» не произносится т, но буква пишется.

В слове «сердце» не произносится д, но буква пишется.

Что общего у этих слов?

Дети: В них есть согласные, которые не произносятся, а буквы пишутся.

Как вы думаете, как называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?

Дети: Непроизносимые согласные. 

В какой части слова они находятся?

Дети: В корне.

Перечислите эти согласные.

Дети: В, л, т, д. 

Вот мы и узнали обитателей этого острова.

Поместить карточки с буквами в, л, д, т  на остров.

 Давайте, дадим название этому острову.

Прикрепить название на доску « Непроизносимые согласные».

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

 Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните буквы на месте непроизносимых согласных.

Как вы думаете, нужно ли проверять такие слова при написании?

Как это сделать?

Дети: Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки четко произносятся.

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными.

На доске:

солнцу        прелесть       здравствовать        сердечко

солнышко        прелестный     здоровье        сердца        

Дети называют проверочные слова.

Когда согласный четко слышится?

Когда после него стоит гласный или он стоит в конце слова.

Запишите их в тетрадь. Сделаем вывод:

С какой новой орфограммой мы познакомились сегодня?

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук  слышался четко. Стоял в конце слова или после него стояла гласная. 

Чтобы знать, как писать, надо слово изменять,

И за звуком непонятным быстро гласную искать.

Физкультминутка.

Давайте прогуляемся по острову, отдохнем.

Под фонограмму песни «Чунга -чанга» дети выполняют движения.

5. Закрепление нового материала. 

Сегодня на уроке мы открыли для себя новое знание. Познакомились с новым правилом написания слов с непроизносимыми согласными. Поучимся применять его.

Давайте закрепим это правило, поближе познакомимся с жителями острова. 

Работа с учебником. 

Прочитать тему урока в учебнике.

 Выполним  № 49 в учебнике.

Ученик читает задание.

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное.

 Разобрать образец.

Один ученик выполняет у доски первую строчку из упражнения.

Остальные три пары слов допишите сами.

Работа с доской.

Жители острова хотят побольше нам рассказать о нем.

Прочитаем текст на доске:

Ярко светит солнце. Погода стоит прелестная. Обитатели местности рады нам.

Местность- определенное место, участок на земной поверхности.

Найдите слова на новую орфограмму, докажите, что эти согласные нужно писать в словах.

На какое правило эти слова? Спишите текст.

(Кто выполнит вперёд – выделить корни слов.)

Хотите узнать, кто рад нам?

Видеофрагмент о фламинго.

Как сказано о птицах?

Грациозные.

Добавьте это  слово в свой словарный запас.

Работа по карточкам.

Прежде чем мы отправимся домой, жители острова хотят проверить, хорошо ли мы поняли новое правило. Они приготовили для нас задания.

Дети выполняют разноуровневые  задания.

______________________________________________

1 уровень.

Подчеркни проверочные слова:

Звезда – звездный , честь - честный, капуста – капустный.

________________________________________________

2 уровень.

Вставь пропущенные буквы:

Звезда – звез..ный, честь – чес..ный, капуста – капус..ный.

________________________________________________

3 уровень.

Подбери проверочные слова:

………………….- звездный

………………….- честный

………………….- капустный

Проверка на компьютере.

(Если будет время, составить предложения со словами

Я люблю смотреть на звездное небо. Нужно всегда быть честным.)

6.Домашнее задание.

Пришло время возвращаться домой. Давайте попрощаемся с жителями острова. Они дают вам домашнее задание №52 на стр. 26. Вам нужно вставить пропущенные буквы на изученные правила, а также встретятся слова с новой орфограммой.

7.Итог урока. Прочитайте девиз урока.

-Что же нам было неизвестно и о чем узнали на уроке?

- Какое новое знание открыли для себя на уроке?

-С какой орфограммой познакомились?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными?

Вы хорошо работали на уроке. Вы – единая команда и в вашем единстве сила. Хочется пожелать вам только добрых слов, и чтобы девиз нашего урока стал вашим девизом в освоении новых знаний.

За работу на уроке вы получаете такие оценки……

Над этой орфограммой мы будем работать на последующих уроках, так что если кому-то не понятно не стоит отчаиваться.

Покажите, пожалуйста, ваши сигналы настроения. Пусть улыбающееся солнышко светит вам и во сне.

Эмоциональный настрой на работу в доброжелательной обстановке

Подготовка к активному восприятию

Игровой метод

Постановка конкретной цели

Воспитательный момент

Стимулирование интереса к дальнейшей работе

Развитие мыслительных операций

Применение ТСО

 

Фронтальная работа

Пополнение словарного запаса

Работа в тетради

Прием анализа, сравнения

Выработка аккуратного письма

Повторение материала прошлых уроков

Обратная связь

Индивидуальная работа

Актуализация знаний

Прием анализа, сравнения, выделение существенных признаков

Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными

Проблемная ситуация, поиск ответа, вовлечение детей в активную деятельность

Анализ, синтез, сравнение

Проблемный вопрос, умение рассуждать,

Активизация  познавательной деятельности

(анализ, синтез)

Умение рассуждать, делать выводы.

Развитие речи

Снятие физического напряжения

Закрепление нового знания

Работа с учебником

Работа с доской

Фронтально. Прием анализа и синтеза.

Выполнение задания с доски, индивидуальная работа,письменно

Развитие речи,

умение доказывать, рассуждать.

Дополнительное задание

Связь с естествознанием, познавательный материал

Пополнение словарного запаса.

Проверка восприятия

Личностное ориентирование, создание у детей уверенности в своих силах

Развитие речи

Самоконтроль

Инструктаж д/з

Систематизация и синтезация знаний, полученных на уроке

Создание ситуации успеха, вызывающей чувство удовлетворения от работы, уверенности в своих силах

Рефлексия

Приложение №1

Приложение №2

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....