Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ермакова Елена Николаевна

Методическая разработка урока Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие о предлоге"

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Класс 2 (система 1 – 4 «Школа России»)

Технологические особенности. Личностно-ориентированная технология.

Характеристика темы. Данный урок является первым   в изучаемой теме.

Общая дидактическая цель.

  1. Создание условий для осознания и осмысления правильного написания предлогов со словами средствами  самостоятельной уровневой работы.

Триединая дидактическая цель.

  1. Образовательный аспект:

-  формировать умения писать предлоги отдельно от других частей речи

 - обогащать словарный запас учащихся

  1. Развивающий аспект:

- развивать умения обосновывать правильное написание предлога со словами

  1. Воспитательный аспект:
  1. Способствовать развитию коммуникативной компетентности через создание проблемной ситуации.
  1. Здоровьесберегающий аспект:
  1. Укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутку, правильную посадку.

Тип урока. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Чистописание

III. Целеполагание и мотивация

IV. Словарная работа.

V.  Изучение нового материала.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику

2. Работа в парах.

3. Самостоятельная работа

4.  Списывание.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

XI. Домашнее задание.

Методы обучения. Метод проблемного изложения, метод контроля и самоконтроля, частично – поисковый метод

Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

Дидактический материал. Учебник Зелениной  «Русский язык»; конверты с заданиями 3-х уровней

Содержание

Примечание

I. Организационный момент.

  II. Чистописание

к по на над под от из с

Кружатся снежинки в холодном воздухе.

  III. Целеполагание и мотивация

- Назовите части речи, надпишите их над словами.

- Что вызвало затруднение?

- Кто был на уроках внимательным, то обратил внимание на то, как я называла эти части речи.

- Правильно, это предлог.

-  Ребята, а какие предлоги вы знаете?

- Для чего служат предлоги?

- Подумайте, как мы пишем предлоги со словами?

IV. Словарная работа.

Родина, деревня, девочка, Москва, ягода, пальто, пенал.

- Ребята, я вам диктую словарное слово, а вы должны будете записать его  с подходящим  по смыслу предлогом.

- А помогут вам предлоги, которые мы с вами записали в первой строчке чистописания.

- Перед тем как мы начнём работать, вспомним, как пишутся предлоги со словами?

- Проверяем по цепочке.  

V. Изучение нового материала.

- Посмотрите, на доске записаны слова. Прочитайте их.

     

 К доске, на доске, через доску, около доски, над доской, в доске, от доски.

- Что вы заметили?

(Если меняется предлог, то в слове изменяется окончание)

- Правильно, если изменить предлог перед словом, то и окончание изменится.

- Запишите слова, выделите окончания.

- Запишем слова:

К маме, к зеркалу, по дороге, по полю, по отцу.

- Подчеркните предлоги, выделите окончание.

-  Что вы заметили?

( Предлог употребляется один и тот же, а окончания разные)

- Ребята, почему при  одном  и том же предлоге у существительных разные окончания?

( Мы записали существительные разного рода)

- Правильно, при  одних  и тех  же предлогах  у существительных разных родов разные окончания.

- Давайте сделаем вывод, объединим, всё, что мы узнали о предлогах.

(Предлог – это часть речи, которая пишется со словами раздельно.

Если изменить предлог, то и окончания у слов изменится.

При  одних  и тех  же предлогах  у существительных разных родов разные окончания).

- Молодцы!

- Вспомните, для чего нужны предлоги?

( Они служат другим частям речи)

- Поэтому, ребята, предлоги называют служебной частью речи. Они никогда не пишутся перед  глаголом.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VII. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику.

 - Откройте учебник на стр. 54., упражнение 83.  

- Прочитайте задание.

- Письменно ответьте на вопросы, поставленные в учебнике к данной иллюстрации.

- Подчеркните предлоги.

- Ещё раз вспомним, как пишем предлоги со словами?

2. Работа в парах.

- Работаем в парах. Упражнение 86, стр. 56

- Проверяем. У нас Эдик работал без пары. Он сейчас читает предложения, а мы проверяем.

3. Самостоятельная работа.

Карточка1.

Задание: раскройте скобки.

Комар (за)летел (в)комнату.4  

Учитель (на)писал ответ (на)доске.

Птица (до)летела до(ветки).

Корабль (при)плыл (к)пристани рано утром.

Орёл (с)добычей (по)летел (к)гнезду.

К обеду туристы (до)шли (до)ручья.

Карточка 2.

Задание: раскройте часть скобки, определите часть речи.

(По)сидеть, (за)мёрзнуть, за (грибами), по(полю), по(садить), (с) ветки, (с)лететь, (по) дружиться, (по)учить, (по) шоссе, (на) стене, (в) лесу, (в) бежать, (за) бросит, (за) ходить, (за) дверью.

Карточка 3.

Упражнение 84, стр.55.  Подчеркнуть предлоги.

4.  Списывание.

Задание.

Спишите текст, раскрывая скобки. Между предлогом и существительным вставьте подходящее по смыслу слово из слов для справок.

  (На) ступит весна, лёд (на) реке лопнет, и льдинки (по) плывут вниз. (С) берегов (с) летятся (на) льдины серые птички - трясогузки. Река выйдет (из) берегов, и льдины (вы) несет (в) луга.

Слова для справок:   своих, широкой, большие, крутых, залитые водой.

- Проверяем. Читаем предложение и объясняем, почему так написали.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:      

                                                                               

                            знаю

   Я                          запомнил

                          смог

  1. Ребята, что для вас на уроке было трудным, а что интересным?

XI.  Домашнее задание.

Стр. 56, упр. 88

Образец написания на доске

Создание  проблемной ситуации

Самостоятельная работа

Коллективная проверка

Работа в парах

Дифференцированный подход

Карточка 1 – для средних обучающихся.

Взаимопроверка.

Карточка 2 – для сильных обучающихся.

Проверка с помощью карточки – ключа.

Карточка 3 – для слабых обучающихся

Проверка всем классом  и ещё раз обосновываем почему употребили этот предлог

Текст записан на доске.

Самоанализ урока

В классе семь  человек. Четыре мальчика и 3 девочки. Ребята работоспособные, активные, любознательные.

Тема урока «Общее понятие о предлоге» рассматривается в крупной теме «Части речи». Это первый урок из семи по теме «Предлоги и союзы». Цель данного урока –

На первых этапах (чистописание, целеполагание, словарная работа)  велась диагностика знаний учащихся: что они знают о предлоге. На этих же  этапах  также решались задачи: расширение словарного запаса, развитие навыков чтения, умение анализировать, делать выводы.

На этапе изучения нового материала опиралась на частично – поисковый метод:  вопросы учителя чередовались  с   ответами учащихся таким образом, что в конце поиска-рассуждения ученики  самостоятельно пришли  к необходимому выводу.

На этапе закрепления  новых знаний ребята выполняли самостоятельную работу. Здесь решались задачи – обучение работе в тетради самостоятельно и умение проверять свою работу, отстаивать свою точку зрения. При проверке самостоятельных работ было выявлено 6 верно выполненных работ из 7 .

Дети показали высокий уровень самостоятельности. На уроке проводилась работа  в парах, где решались задачи развития умений слушать и быть внимательными, сочувствовать другим.

  При подборе учебного материала учитывала психологические особенности детей и применяла дифференцированный подход.

 В конце урока подвели итоги: что я знаю? Что я запомнил? Что я смог?

Соответственно возрастным особенностям проводилась физкультминутка, установлен был эмоциональный контакт между учителем и учениками, взаимопонимание детей между собой. Урок достиг цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....