Буквы Я я
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Кусаинова Наталья Владимировна

Урок знакомства с буквами Я заглавная и я прописная. Иллюстративный материал и презентация, разнообразные виды заданий помогают сохранить интерес  к работе у детей на протяжении всего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Яя

Цель. Развитие общеучебной и коммуникативной компетенции

Задачи:

  1. познакомить с гласной буквой Я, дать представление о том, что буква Я в начале слова  обозначает два звука [йа], научить писать прописную букву я,
  2. развивать умение читать, составлять предложения и выполнять их схему, закреплять умение проводить начальный фонетический анализ слова,
  3. воспитывать чувства скромности, трудолюбия, доброжелательности, умения жить и работать в коллективе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

У нас на уроке сегодня гости. С каким словом мы можем обратиться к ним, чтобы и поприветствовать их, и пожелать всем крепкого здоровья? (Здравствуйте)

А  теперь – девиз нашего урока (слайд1)

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться.

  1. Этап проверки усвоения изученного на предыдущем уроке.

Откройте тетради для письма и давайте проверим, правильно ли вы выполнили на прошлом уроке схемы слов. Байга, сильный, победит. (Слайд 2)

  1. Проверьте правильность схемы слова байга. Какой особенный звук есть в этом слове? (й – всегда мягкий согласный звук)
  2. Проверьте правильность схемы слова сильный. Какая особенная буква есть в этом слове? (ь – беззвучная буква)
  3. Какая особенная буква есть в слове победит? (е – буква, в некоторых случаях даёт 2 звука)
  4. Сколько слогов в этом слове? Почему? (3, потому что 3 гласных звука). Проверьте это хлопками.
  5. Какое слово является названием одного из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов, в том числе и у нас в Казахстане? (слайд). Поставьте ударение в этом слове.

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному восприятию нового материала.
  1. Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Буквария на прекрасном судне, название которого состоит из этих букв Х, Я, Т, А. (СЛАЙД) К какому виду транспорта относится это средство передвижения? А почему мы путешествуем именно на яхте вы должны выяснить и ответить на этот вопрос в конце урока.
  2. Первая остановка в порту «Звуки, буквы» В чем их отличие?
  3. Пока плыли к второму порту пошёл дождик. Необыкновенные дождинки – буквенные. Какая из них лишняя? Почему? (А, О, И, М)
    Какие бывают звуки? Чем отличаются?
  4. Ловим рыбу и поймали 4 рыбки (Ы, О, Э, Е). В чем особенность буквы Е?
  5. Догадайтесь, какое словечко надо досказать? (читает ученик)
    Жила-была девочка, маленькая Леночка, подросла и стала Лена, повзрослела и стала ? (Елена) Сделаем схему слова ЕЛЕНА (на листочках)

  1. Этап изучения новых знаний.
    Наша гостья – новая буква живёт на той же самой полоске в ленте букв, что и буквы ЕЁ и по свойствам похожа на них. Памятка по букве Я

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.
    читаем слоги с буквой я. Как будет звучать впереди стоящий согласный звук?
    - чтение слогов из спутника Букваря (слоги на доске) – плывём по рядам
    Чтение слогов по букварю стр.78 – плывём все вместе.

    Чтение слов с заменой букв (по слайдам)

  1. Этап применения изученного
  1. Буква я не просто буква, а ещё и слово. Поднимите букву я и произнесите её. Про кого вы сейчас сказали? (каждый про себя)
    А какие вы? Выберите из столбиков одно слово подходящее вам и прочитайте его Я – хороший и т.д.
  2. А если собрать много я?  Выходим по одному и клеим на скот(Скот наклеен буквой М) на доске буквы Я. Какое слово получилось?  (МЫ). А мы какие? (читаем хором 3 столбик слов)
  3. Игра «Выбери родственников» Выходит один ученик и вызывает себе бабушку, дедушку, маму, папу, сестру и брата. Выходят с буквами я. Сколько букв я? Давайте скажем вместе СемьЯ

  1. Физминутка Песня «Я, ты он, она». (Выполняем танцевальные движения под фонограмму припева)

  1. Письмо прописной буквы я (Слайды 20, 21) Пропись.

  1. Этап обобщения и закрепления знаний.
  1. Почему мы плыли на яхте? Есть еще и ялик.  (слайд 23)
  2. Чтение стихотворения Яша. Какие еще слова есть с буквой Я где смягчает, а где двойной звук?
  3. Схема слова Ялик или яхта по выбору.
  4. Сказка Курочка Ряба. Послушайте сказку. (Мультфильм)1 вариант найти слово, где я смягчает, а второй, где я – 2 звука.
  5. А теперь сказка в картинках. Внимательно слушайте, запоминайте картинки и героев. (Сказка «Курочка Ряба»)

1.В доме старом на опушке

Жили-были дед и баба

И была у них несушка,

Курочку ту звали Ряба.

2. Как-то раз деньком погожим

В лето тёплое, благое,

Курочка снесла яичко.

Не простое – золотое.

3. Радовались дед и баба

Взяли ложки, стол накрыли.

Стали разбивать яичко.

Били, били – не разбили.

4. Только ж надо так случиться:

Мимо мышка пробегала,

Хвостиком своим махнула –

И яичко то … упало.

5. Разлетелось на осколки –

Не собрать его, не склеить.

Плачет дед и плачет баба,

Что теперь им бедным делать?

6. Тут к ним курочка подходит:

«Не горюйте и не плачьте.

Я снесла ещё яичек,

Вам теперь надолго хватит»

Каждый ребенок, рассказывая четверостишие, показывает иллюстрацию.  Картинки иллюстрации были взяты из ресурсов интернета

  1. Домашнее задание. Расскажите дома своей семье, как мы из «Я» получили слова «семья» и «мы». Сделайте иллюстрации в книжке-малышке к сказке «Курочка Ряба». (Каждому ребенку выдается  книжка – малышка, в которой на каждой страничке напечатан отрывок из прозвучавшей стихотворной сказки).

  1. Рефлексия.  Какая буква была нашим гостем на уроке?  Выскажите свое мнение об уроке, продолжив мои предложения:

Мне понравилось… Я запомнил…  Я узнал… Самый интересный момент..


Карточка к уроку

а и ё у

п т г а

Жила-была девочка

Маленькая Леночка

Подросла и стала Лена

Выросла и повзрослела

Стали звать её __________

_________________________

__________________________

__________________________

Хороший

Умный

Весёлый

Красивый

Самостоятельный

Ответственный

Смелый

Жизнерадостный

Улыбчивый

Счастливый

Хорошая

Умная

Весёлая

Красивая

Самостоятельная

Ответственная

Смелая

Жизнерадостная

Улыбчивая

Счастливая

Хорошие

Дружные

Весёлые

Красивые

Умные

Счастливые

Умелые

Смелые

Родные

Милые

Любимые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...