Рус. язык "Парные согласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Алла Владимировна Казакова (Пономарёва)

Конспект открытого урока во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yazyk_parnye_soglasnye_v_korne_slova.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Учитель: Пономарёва А.В.

Класс: 2 «Б»

Тема: «Парные согласные в корне слова»

Цель и задачи: Познакомить с правилом написания слов         с парными согласными. Развивать практические навыки написания слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова; закрепить знания об алфавите, развивать орфографическую зоркость. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету, создать необходимые условия для активной деятельности обучающихся, активизировать учащихся для самостоятельного добывания знаний, нахождения нужных примеров, аргументов.

Оборудование: информационная доска и изображение на ней калитки со словами, карточки с тестом для работы в статичных парах, правило на листах в виде дубовых и берёзовых листочков, иллюстрации, овощей, цветов, пруда.

Ход урока:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И СООБЩЕНИЕ   ЦЕЛИ УРОКА.

   - Сегодня на уроке  мы совершим прогулку по . . .

     А где будем гулять, узнаем, вспомнив алфавит.

     ( хором дети называют алфавит)

  1. Алфавит – это буквы, расположенные по порядку. У каждой буквы свой порядковый номер.
  2. Место, где будем гулять зашифровано. Какая буква в алфавите стоит первой? («а»).

Примечание: Далее ученики по данным числам расшифровывают слова, а учитель записывает правильный ответ.

На доске под числами записаны слова:

  1. 1  5 – 16  4  16  18  16  5

 с   а  д -  о    г   о    р    о   д

  1. Сегодня будем гулять по саду – огороду.
  2. А теперь сделаем транскрипцию этих слов:

[с   а  т –а   г    а   р    о    т]

  1. Что увидели? (Пишем «д», а говорим [т] )

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

 Чтобы попасть туда, надо пройти по дорожке:

   БПДТЗСЖШВФГК

  1. Что это за буквы? ( Согласные)
  2. Что образуют эти буквы? ( Пары)
  3. Пропишем парные согласные в тетрадях.

     III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

    Вот по этой дорожке мы и пришли к саду, да необычному, а саду – огороду парных согласных. Но войти не можем, калитка закрыта. Чтобы её «открыть» – надо выполнить задание.        Вставьте нужные буквы, чтобы получились слова.

     Примечание: на информационной доске появляется калитка, на которой написаны 4 слова с пропущенными буквами. Если ученик выделил нужную букву, то она фиксируется в слове. Если ученик ошибся в выборе буквы, то раздаётся предупреждающий сигнал. После того, как дети вставили правильно все буквы и ответили на вопросы , на доске появляется калитка, но замок уже открыт.

               

              С  А  Д

               

              С  А  Д  .  К

               

              С  А  Д  О  В  .  Й

 

              С  А  Д  О  В  .  .  К

Далее проводится анализ слов:

-Что общего у этих слов? ( Корень)

  1. Как называются такие слова? (Родственные или однокоренные)
  2. Что такое «родственное слово»? (Дети говорят определение.)
  3. Произнесём слово сад: [ с а т].
  4. Слышим ли мы в слове звук  [д] ? ( Нет)
  5. А в словах садовый, садовник, садик? ( Да)
  6. Понаблюдайте. Что заставило звук [д]  звучать чётко, ясно, звонко? ( Гласная после неё)

    Вы сделали открытие! Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо слово изменить, либо подобрать родственное слово, чтобы после согласной стоял гласный или согласный звук [н].

     Замок открылся и мы саду – огороде.

    И первое, что мы увидели это грядки.

  1. Какую парную согласную напишем в слове «гря . ки»? («д», проверочное слово -гряда-)
  2. А что растёт на грядках, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Сидит девица в темнице, а коса на улице. ( Морковь)

    Примечание: как только дети отгадали загадку,

учитель прикрепляет наглядное пособие с изображением моркови, а затем лука.

  1. Какую согласную мы напишем слове? («в», проверочное слово – морковочка-)
  2. С красной строки напишем сначала проверочное слово, а затем проверяемое:

   Морковочка – морковь.

  1. Подчеркните проверяемую букву.

2. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а просто . . .(Лук)

  1. какую парную согласную напишем?( «к», проверочное слово – луковица)
  2. Пишем:

   

   Луковица – лук.

-Мы отгадали загадки, и теперь « Морковка» просит нас  выполнить упражнение 321.

   Примечание: Один ребёнок у доски выполняет упражнение с комментированием, а остальные в тетрадях. Учитель проводит анализ выполненной работы и, выслушивая мнения учеников, оглашает оценку.

     IV.Мы задание выполнили и отправляемся дальше, а в этом нам поможет ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

В необычный сад попали,

Совершили дальний путь.

Летели, плыли, ехали –

Пора и отдохнуть.

В саду мы том увидим

И прудик и цветы.

Про парные согласные

Узнаем я и ты.

   V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    Попрощались с грядками, подошли к цветнику. А там распустились цветы. Но какие, мы узнаем, если правильно выполним задание.

Примечание: На доске написаны предложения, но вместо названий цветов перевёрнутые плакаты с изображением цветов. По мере отгадывания учитель переворачивает иллюстрации и показывает ребятам изображения цветов.

  1. Весной цветёт душистый . . .( Ландыш).
  2. Виден издалека красный . . .( Мак).
  3. Ветерок пролетел, . . .(Колокольчик) зазвенел.

-Сначала задания давала « морковка», а теперь задание дают нам цветы.

Примечание: учитель произносит слово, а ребята хлопают, если в нём есть парный согласный, который надо проверить.

Слова: голубь, дорога, сорока, уж, малина, мышь.

  1. А мы продолжаем нашу прогулку и впереди виден пруд.
  2. Произнесём слово «пруд».( [ п р у т ] )
  3. Вспомним, что надо сделать, чтобы проверить парный согласный в слове «пруд»? (Дети вспоминают правило и подбирают проверочные слова: прудик, пруды.)

Учитель делает вывод:

  1. Значит, в слове напишем букву «д».
  2. А что такое пруд?
  3. Пруд – это водоем в естественном или искусственном углублении.
  4. А если написать в этом слове букву «т»?
  5. Что за слово получится? (прут)
  6. А что такое прут?
  7. Прут – это тонкая, отломанная или отрезанная ветка без листьев.
  8. Подберите проверочное слово. (Прутик)

  1. Вокруг нашего пруда много растений. Как они называются? (Рогоз)
  2. Подберите проверочное слово. ( Листья рогоза)

Примечание: Если дети назвали «Камыш», то учитель показывает иллюстрацию с камышом. Просит, чтобы ребята запомнили и больше не путали растения.

  1. Подберите проверочное слово. ( Камыши)
  2. В пруду живёт рыбка, и она просит выполнить тест в статичных парах.

Примечание: на каждом столе уже лежит тест.

                                                  ТЕСТ.

  1. Вставьте пропущенные буквы:

 Б/П, Д/Т, Ж/_, _/С, Г/К, _/Ф

  1. Обведи слова с парной согласной, которую

      надо проверить:

    ДОМ  КОТ  ШАРФ  РАКИ

3. Найди и обведи проверочное слово к слову ДУБ:

 

   ДУБОК  ДУБКИ  ДУДКА

4. Подчеркни «лишнее» слово:

    ЛУК  ЖАР  ЛЁД  ДРУГ 

 

VI. ИТОГ УРОКА.

Наша прогулка подошла к концу.

-Что нового узнали?

-Что удивило?

-Что запомнилось?

    Мы ещё не раз будем приходить в сад парных согласных. А чтобы вы не забывали правило, берёзки и дубки дарят вам свои листочки. Посмотрите, что на них написано.

                                    Парные звуки согласные

Бывают такие разные.

Звук нечётко слышится. . .

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный-

И согласный неопасный!

VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     Вспомнить, какие слова с парными согласными встречались на уроке, записать их в тетрадь и подобрать проверочные слова к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...