Разработка урока по русскому языку для 1 класса.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сикритова Светлана Владимировна

Первое путешествие в страну больших букв. Тема: "Большая буква в именах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока для 1 класса.

Первое путешествие в страну больших букв.

Тема: «Большая буква в именах»

Словарь: слова-имена.

  1. Постановка задач урока.

Учитель говорит о том, что сегодня класс отправится в первое путешествие в Страну Больших Букв, предлагает вспомнить, когда ребята впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали. Далее учитель называет тему урока и первый маршрут путешествия: экскурсия в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках.

КАКВАСЗОВУТ=?!

  1. Минутка чистописания.

Вопросы:

- Какие слова могут составить предложение-название исторического музея?

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

- Как обозначить на письме начало и конец предложения?

Далее учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Как вас зовут?

  1. Зал «Почему нас так зовут?»

Дети читают название зала и задумываются над значением предложения, составляющего это название. Далее учитель спрашивает: «Как вы думаете, кто может вам задать такой вопрос?»

Затем проводится литературная викторина: учитель читает отрывки из знакомых детям сказок, либо задаёт вопрос. Ученики определяют (устно) название сказки или автора произведения, затем записывают имя персонажа в тетрадь.

1). В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка)

2). Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …(Снегурочка)

3). Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

4). Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька, …)

После записи слов ученики отвечают на вопрос: «Почему нас так зовут?» Обобщая ответы, учитель говорит: «Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам, и не нужно долго разгадывать, что они означают. Все понятно.

  1. Зал «Так было».

Дети читают название зала. «Какие же были имена раньше?» - задает вопрос учитель и сам отвечает на него.

- Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: Перва или Первой; Второй, Вторак; Третьяк … Давалось имя по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю:

                                     Коль ты родился в день Ефима,

                                     То назван именем таким.

                                                                           (М.Владимиров)

Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.

Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. Теперь переходим в другой зал. Прочитайте его название.

  1. Зал «Ты и твое имя».

Учитель цитирует строки Гомера:

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Затем говорит: «У каждого из нас есть имя. Напишите свое имя».

Дети записывают в тетради свое имя. Но имена ребят оказались написанными по-разному: у кого полное имя, у кого – сокращенное. Это стало поводом для беседы:

- Какое имя ты написал? (Сережа)

- Кто тебя так называет? Это полное имя или сокращенное? Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть? (Сергей)

- А как твое имя? (Николай)

- Это полное или сокращенное имя? А как тебя называет бабушка? (Коля)

- Как вы написали свое имя: с большой или с маленькой буквы?

Далее каждый ребенок проговаривает свое полное имя и записывает в тетрадь.

Игра «Не ошибись». (Игра может проводиться как в устной, так и в письменной форме). Учитель произносит полное имя, дети называют сокращенную форму к этому имени и наоборот.

Затем учитель просит детей назвать ласковые формы имени.

- Как вас ласково называют родители? Бабушка? А как ласково называете вы своего братика? Сестричку? Друга? Далее внимание детей обращается на доску, где записаны ласковые формы трех имен и стихотворные строки К.Чуковского.

Наталья: Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.

Екатерина: Катенька, Катюша, Катеринка, Касенька.

Любовь: Любонька, Любаша, Любушка, Любочка.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили прянички.

                                                            (К.Чуковский)

Первоклассники читают ласковые формы имен, подбирают к своему имени или к имени друга(подруги) две-три ласковые формы, записывают их в тетрадь. После записи учитель, обращаясь к детям, говорит: «Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако нередко слышишь в нашей речи не имена, а «клички»: Ванька, Степка, Васька …, в этих формах порой звучит пренебрежение к человеку, умаление его достоинства перед тем, кто к нему обращается.

  1. Зал «Что значит твое имя?»

Слово учителя: прочитайте название зала, в котором мы сейчас находимся. Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена заимствованы (пришли к нам) из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте лежит конверт, в котором на карточке написано ваше имя, откуда пришло оно в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своем имени.

Для учеников этот момент урока – сюрприз и маленькое открытие: они узнают значение своего имени!

  1. Зал «Имена-смешинки» (Резерв времени).
  1. Выразительное чтение стихотворений английской писательницы Э.Фарджен.

Имена мальчиков.

Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри – пушечный салют,

И Патрик – пару средь простора,

И Роберт – ровный рев мотора,

Том – стук копыт издалека,

И Питер – пенье пастушка,

И Чарли – чистой речки звон

По камушкам…

                          И просто Джон.

       

Имена девочек.

Как славно девочек зовут!

Вот Шейла – шелковый лоскут,

И Сильвия – листва лесная,

И Стелла – звездочка ночная,

И Флора – щедрая весна,

И Лола – плавная волна,

И Линда-Белл – звонок у двери:

«Дин-дон!» - «Кто там?»

                              И просто Мэри.

Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и приятелей определения, подобные этим!

  1. Выразительное чтение фольклорных драхнилок.

1). Андрей-воробей,                                    2). Коля, Коля, Николай,

Не гоняй голубей.                                        Сиди дома, не гуляй,

Голуби боятся,                                             Чисти картошку,

На крышу не садятся.                                  Ешь понемножку.

3). Вова, Вова-карапуз,                                4). Степанушка-Степан,

Съел у бабушки арбуз.                                Наизнанку кафтан.

Бабушка ругается,                                       Шапка новая с пером,

Вова отпирается!                                         Рукавички с серебром.

- Это, бабушка, не я!                                   Ходит он, семенит,

Это – кошечка твоя.                                    Колокольчиком звенит.

- Чем вас заинтересовали дразнилки? А почему их так назвали: «дразнилки»?

- А вы какие дразнилки знаете? Попробуйте составить свою дразнилку!

  1. Итог урока.

- Чем запомнился вам урок? Что интересного вы узнали об именах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс.

Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....

Разработка урока по русскому языку 4 класс

В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Разработка урока по русскому языку 1 класс

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...

Разработка урока по русскому языку 2 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" программа "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...