Однородные члены предложения
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Урок русского языка по теме

Однородные члены предложения

4 класс.

 

Учитель: Шевченко Елена Петровна.

Урок может быть проведён по любой программе обучения русскому языку в начальных классах.

 

Цели: ввести понятие однородных членов предложения, учить правильной расстановке знаков препинания, расширять и обогащать словарный запас школьников, развивать речь и мышление.

 

 

1.     Оргмомент.

                                 Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

 

 

2.     Актуализация знаний.

 

1) -Ребята, вспомните и расскажите, что вы знаете об имени числительном.

-Как нужно спросить, если вы хотите узнать время?

                  Который час?

-Если вы хотите узнать о длительности времени?

                  Сколько времени ты решал задачу?

 

   2)Чистописание и фонетическая разминка.

 

Прочтите:

                             -Чей ты, ручей?

                             -Чёрных грачей,

                             Чечётки,

                             Чирка,

                             Чижа,

                             Червяка,

                             Чащобы дремучей

                             И речки под кручей…

-Какой звук чаще всего произносится?                       Ч

-Дайте характеристику звуку  чсогласный, всегда мягкий, глухой, непарный, на письме обозначается буквой Ч

-Вспомним написание буквы Чч.(Ученики прописывают в тетрадях буквы)

-Какие орфограммы связаны с этой буквой?

                  ЧА-ЩА,  ЧУ-ЩУ,  -ЧК- ,  -ЧН-,  -НЧ-

-Запишем в тетради: ча…, чу…, чн…., чк…,нч….   ( по 3 раза)

3) Словарная работа.

-Ребята, разгадайте кроссворд.

Вставьте недостающие буквы.

Какое слово получилось?

 

                           *тение

                     м*зей

                       *усеница

                   сл*чай

             бульо*

-Получилось слово ЧУГУН.

-А вы знаете, что такое чугун?

                  -Это сплав железа с другими металлами

-А ещё это сосуд для приготовления пищи из этого сплава.

-Какая орфограмма в этом слове? Запишем его, выделив орфограмму зелёным.

-Составьте предложение со словом ЧУГУН,

      (Ученики выполняют запись и полный разбор предложения в тетрадях, один ученик - у доски.)

                Бабушка поставила чугунок в печь.

-Найдите в предложении слово, в котором количество звуков и букв разное.  (Печь)

печь- [ п*эч] – 4б. и 3 зв.

 

Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
(после зарядки садится тот, кто вспомнит и назовет фразеологизм и объяснит его).

 

3.     Объяснение новой темы.

–Послушайте, ребята:

                     Весной прилетают журавли.

                     Весной прилетают утки.

                     Весной прилетают гуси.

-Хорошо ли эти предложения воспринимаются на слух?

-Как можно это исправить? ( соединить в 1 предложение)

-Попробуйте. Что получилось? Запишем:

                     Весной прилетают журавли, утки и гуси.

-О ком это предложение?

-С каким словом связаны эти слова? (со словом ПРИЛЕТАЮТ)

-На какой вопрос они отвечают? ( КТО? )

   -Какими членами предложения являются перечисляемые слова? К какому слову они относятся?      На какой вопрос отвечают?

-Что вы заметили? Какое определение вы дали бы этим словам?

-Ребята, слова, которые в предложении отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одними и теми же членами предложения, называются однородными членами предложения.

А теперь прочтите правило в учебнике.

 

-Послушайте и найдите предложения с однородными членами:

                     На клумбе растут цветы.

                     На клумбе растут астры и розы.

                     Над поляной кружатся бабочки.

                     Над поляной кружатся бабочки, стрекозы и шмели.

                     Летом солнце светит и греет.

-Сколько предложений с однородными членами вы услышали?

-Запишем одно из них и разберём.

-Как в устной речи я показывала однородные члены предложения? А на письме?

 

 

4.     Закрепление.

-Ребята, вспомните стихи про ручей из минутки чистописания (текст остался на доске).

-Найдите однородные члены. Какие признаки однородных членов вы видите?

-Подготовьтесь к письму по памяти. (Выявление и объяснение всех орфограмм, чтение для запоминания, письмо, самопроверка).

 

5. Подведение итогов урока.

-Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

-Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились.

-Кто заметил, какие знаки препинания ставятся при однородных членах?

-Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.

Д/з: Составить и записать текст из 4-5 предложений на тему «Зоопарк». В 1-2 предложениях использовать однородные члены.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....