Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) по теме

Мингазова Диля Садертдиновна

Тематический план по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz.docx75.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Содержание тем учебного курса (102 часа)

        

                              1.    Повторение  изученного во 2 классе (14 часов)

Речь. Предложение. Текст – единица языка и речи. Части речи. Имена собственные. Заглавная буква.  Гласные буквы: е, ё, ю, я.  Слово и слог. Перенос слов.    Ь – показатель мягкости согласных. Разделительный Ь. Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Текст и его части. Связь между частями текста. Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами. Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. Сопоставление правил.  

                                  2.  Предложение.  Словосочетание.  ( 10 часов)   Текст .  (3 часа)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и восклицательные предложения. Восклицательные предложения. Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Упражнения в установлении связи слов в предложении. Сочинение по картине  И.И.Левитана «Золотая осень» .Простые нераспространённые и простые распространённые предложения. Словосочетания. Простое и сложное предложение. Предложения и словосочетания. Работа по развитию связной речи. Составление предложение из отдельных слов. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста. Связь предложений в тексте.

                                                     3. Состав слова.    (30 часов)

Корень. Однокоренные слова. Понятие об окончании. Роль окончания в предложении. Общее понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью суффиксов. Приставка -значимая часть слова. Упражнения в написании слов с парными согласными в корне. Проверка слов с глухими звонкими согласными на конце и в середине слова. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание безударных гласных в корне слов. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Слова с проверяемыми гласными в корне, парными глухими и звонкими согласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными. Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне. Правописание слов с безударными гласными  в корне. Слова с непроизносимыми согласными в корне. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова с непроизносимыми согласными.Обобщение правил о правописании корня. Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. Приставка. Правописание безударных гласных в приставках .Правописание приставок и предлогов. Разделительные Ь и Ъ. Ознакомление с особенностями повествовательного текста.

                                                     4.  Лексика ( 3часа)

   Слово и его значение. Синонимы. Антонимы

                                                     5.  Части речи  (35 часов)

  Понятие о частях речи. Общее понятие о местоимении как части речи. Упражнение в распознавании частей речи. Изменение имён существительных, прилагательных и глаголов по числам. Имя существительное и его роль в речи. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что? Большая буква в именах собственных. Род имён существительных в единственном и во множественном числе. Родовые окончания имён существительных .Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам (общее понятие о склонении).Упражнения в склонении имён существительных и распознавании падежей. Упражнение в определении падежей.        Ь на конце имён существительных после шипящих.        Часть речи -  имя прилагательное.        Связь имён прилагательных с именами существительными. Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы.        Текст-описание. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.        Изменение имён прилагательных по числам. Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных во множественном числе.   Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.          Обобщение знаний об имени прилагательном. Понятие о глаголе как части речи.        Роль глаголов в предложении. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.        Текст-рассуждение. Изменение глаголов по числам.         Упражнения в определении числа глаголов и изменении глаголов по числам. Понятие о временных формах глаголов. Неопределённая форма глаголов.         Речевой этикет. Составление приглашения.  Изменением по родам глаголов прошедшего времени.         Правописание частицы не  с глаголами.        

                                     6. Повторение изученного за год   (7 часов)

Обобщение знаний о предложениях, о тексте. Правописание букв в корнях слов. Обобщение знаний о составе слова. Правописание  слов с приставками, с твердым и мягким разделительными знаками. Корневые орфограммы. Обобщение знаний о частях речи.

        

               Объем письменных работ по русскому языку:

  1. словарный диктант – 10-12 слов.
  2. контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.

Контроль над выполнением практической части программы:

Практическая часть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Диктанты

2

1

1

2

6

Контрольное списыв.

1

1

1

1

4

Изложение

-

1

1

-

2

Сочинение(обучающее)

1

1

-

-

2

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование

раздела программы

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

       Дата

темы урока

кол-во часов

План

Факт

  1. Повторение 14 часов                            

1

Повторение изученного во 2 классе. Речь.

1ч.

Повторение.

Развитие устной речи

03.09

2

Предложение.

1ч.

Повторить знания о предложении, главных членах.

Уметь находить главные члены предложения

05.09

3

Текст – единица языка и речи.

1ч.

Систематизировать знания о признаках текста.

Уметь отличать текст от набора предложений.

07.09

4

Части речи.

Повторение знаний о частях речи

Уметь распознавать слова по вопросам, точное употребление их в предложении

10.09

5

Имена собственные. Заглавная буква.

1ч.

Повторение и обобщение знаний об именах собственных

Заглавная буква в именах собственных

12.09

6

Входной контрольный диктант "Звуки и буквы".

1ч.

Проверка практических навыков грамотного письма

14.09

7

Работа над ошибками. Гласные буквы: е, ё, ю, я.

1ч.

Формировать представление о различии звука и буквы, обозначение мягкости согласного звука гласными е, ё, ю, я.

Уметь отличать звуки от букв

17.09

8

Слово и слог.

1ч.

Совершенствовать умения находить однокоренные слова, развивать мышление

Уметь делить слова на слоги

19.09

9

Перенос слов.

Словарный диктант.

1ч.

Формировать представление деления слова на слоги, развивать орфографическую зоркость

Уметь переносить слова

21.09

10

Ь – показатель мягкости согласных. Разделительный Ь.

1ч.

Формировать представление о роли мягкого знака как показателя мягкости

Уметь обозначать мягкость согласного звука в конце слова

24.09

11

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

1ч.

Отработка умения распознавать в словах шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетание этих звуков с гласными буквами и, а, у; уметь писать сочетания чк, чн без мягкого знака

Уметь писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн

26.09

12

Текст и его части. Связь между частями текста

Контрольное списывание

1 ч.

Проверка практических навыков грамотного письма

28.09

13

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами.

1ч.

Развивать умение распознавать парные звонкие и глухие согласные.

 

Уметь правильно писать слова с этими звуками на конце.

01.10

14

Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. Сопоставление правил.  

1ч.

Развивать умения выделять в слове ударный слог

Уметь распознавать ударные и безударные гласные.

03.10

.

Предложение.      Словосочетание.     ( 10 часов)

                                               Текст .         (3 часа)

15

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и восклицательные предложения.

1ч.

Познакомить с предложениями по цели высказывания, по интонации, с терминами: повествовательные, побудительные, вопросительные. Уточнение знаний о восклицательных предложениях

Уметь различать предложения по цели высказывания. Уметь правильно произносить восклицательные предложения, выделяя интонацией знак препинания

05.10

16

Восклицательные предложения.

1 ч.

08.10

17

Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении.

1ч.

Развивать представление о связи между предложениями

Умение передать содержание текста по коллективно составленному плану

10.10

18

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1ч.

Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены

Отработка умения устанавливать связь слов в предложении

12.10

19

Упражнения в установлении связи слов в предложении.

1ч.

Развивать умение устанавливать связь слов

Уметь распознавать в предло-жении главные и второст.члены

15.10

20

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая

осень»

1 ч.

Отработка умения обобщать материал наблюдений, составлять текст

Развивать орфографическую зоркость

17.10

21

Простые нераспространённые и простые распространённые предложения. Словосочетания.

1ч.

Формировать умение находить словосочетания, развивать устную речь

Развивать навык установления связи слов в предложении

19.10

22

Простое и сложное предложение. Предложения и словосочетания.

Проверка практических навыков грамотного письма

22.10

23

Работа по развитию связной речи. Составление предложение из отдельных слов.

1ч.

Отработка умения обобщать материал наблюдений, составлять текст

Уметь последовательно излагать материал

24.10

24

Контрольный диктант.

Предложение. Словосочетание.

1 ч.

Проверка практических навыков грамотного письма

26.10

25

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

.

1 ч.

Познакомить с понятием «тема текста»

Формировать умения  определять тему текста и

29.10

26

Заголовок текста.

1 ч.

Развивать умение устанавливать связь слов

составлять текст на определённую тему

31.10

27

Связь предложений в тексте.

Развивать устную речь

Развивать навык установления связи слов в предложении

02.11

               III. Состав слова.    30 часов

28

Корень. Однокоренные слова.

1ч.

Уточнить представление о признаках родственных слов. Написание корня в однокоренных слов.

Формировать умение выделять корень в словах .Уметь распознавать однокоренные слова и выделять корень

29

Понятие об окончании. Роль окончания в предложении

1ч.

Познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Знать о роли окончания в нашей речи .Знать об общей роли окончания и предлога в нашей речи

30

Общее понятие о приставке и суффиксе.

1ч.

Ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке

Формировать умение выделять приставку и суффикс  в слове

 

31

Образование слов с помощью суффиксов

Контрольное списывание

1ч.

Совершенствовать знания о значимых частях слова

Отрабатывать умения разбирать слова по составу; уметь находить в корне или приставке букву, требующую проверки

32

Приставка-значимая часть слова.

1 ч.

Совершенствовать знания о значимых частях слова

Отрабатывать умения разбирать слова по составу

33

 Изложение текста

«Не смей»  по вопросам

1ч.

Отработка умения определять тему текста, озаглавливать его, последовательно передавать по плану содержание прочитанного

Уметь передавать содержание прочитанного по плану

34

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне.

1ч.

Формировать умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и в проверяемом словах

Уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова .Уметь подбирать проверочные слова

35

Объяснительный диктант  «Парные согласные»

Проверка слов с глухими звонкими согласными на конце и в середине слова.

1ч.

Проверка практических навыков грамотного письма по теме «Парные согласные»

Уметь грамотно писать слова с парными согласными

36

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1ч.

Усвоение особенностей проверочых и проверяемых слов

Овладение способами проверки

37

Правописание безударных гласных в корне слов.

1ч.

Формировать умение подбирать проверочные слова

Овладение способами проверки

38

Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы детей».

1ч.

39

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

1ч.

Отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные

Уметь правильно проверять слова

40

Слова с проверяемыми гласными в корне, парными глухими и звонкими согласными в корне.

1ч.

Отработка умений подбирать проверочные слова

Уметь правильно проверять слова

41

   Проверка слов с двумя безударными гласными

1ч.

Формировать умение проверки слов с двумя безударными гласными

Развивать орфографическую зоркость

42

Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.

1ч.

Проверка практических навыков грамотного письма

Развивать орфографическую зоркость

43

Контрольный диктант «Состав слова»

1ч.

Проверка усвоения материала

Уметь грамотно писать слова с парными согласными, с безударными гласными,

44

Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными  в корне.

1ч.

Отработка умений подбирать проверочные слова

Развивать орфографическую зоркость

45

  Слова с непроизносимыми согласными в корне.

1ч.

Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Знать как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

46

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

1ч.

Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Знать как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

47

   Слова с непроизносимыми согласными.

Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Знать как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

48

Обобщение правил о правописании корня

49

   Сопоставление правил о написании безударных гласных. глухих, звонких и непроизносимых согласных.

1ч.

Формировать навык правописания корней, развивать орфографическую зоркость

Уметь определять орфограммы

50

  Приставка .

Предупредительный диктант.

1ч.

Уточнение знаний о приставке как части слова и её роли в нашей речи

Уметь выделять в слове приставку

51

Правописание безударных гласных в приставках .

1ч.

Совершенствование навыка правописания безударных гласных в корнях и в приставках

Развивать орфографическую зоркость

52

Обучающее изложение «Алёшина яблоня»

Развитие умения писать корни и приставки;

Уметь правильно передавать содержание текста

53

Правописание приставок и предлогов.

Развитие умения различать предлоги и приставки,

Уметь различать предлоги и приставки

54

Разделительный Ъ

Ознакомление с правилом употребления Ъ

Уметь правильно употреблять разделительный Ъ

55

 Разделительный Ъ.

1ч.

Ознакомление с правилом употребления Ъ

Уметь правильно употреблять разделительный Ъ

56

Разделительные Ь и Ъ.

1ч.

Формировать умение различать в словах Ь и Ъ.

Уметь различать Ъ и Ь

57

Ознакомление с особенностями повествовательного текста.

1ч.

Развивать умение передавать содержание

Уметь полно передать содержание текста

58

Лексика  3часа

1 ч.

Слово и его значение

59

Синонимы. Словарный диктант.

1 ч.

Развивать умения распознавать синонимы

Уметь различать синонимы

60

Антонимы

1 ч.

Развивать умения распознавать антонимы

Уметь различать антонимы

                 IV. Части речи  35

61

  Понятие о частях речи.

1ч.

Знакомство с частями речи и их особенностями

Уметь различать части речи

62

Общее понятие о местоимении как части речи.

1ч.

Знакомство с местоимениями

Уметь отличать местоимения от существительных

63

Упражнение в распознавании частей речи

1ч.

Развивать умения распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение

Уметь разбирать предложения по членам; правильно употреблять разные части речи в предложении

64

Изменение имён существительных, прилагательных и глаголов по числам.

1ч.

Формировать умение изменять существительные, прилагательные, глаголы по числам

Уметь изменять по числам

65

 

 Имя существительное и его роль в речи.

1ч.

Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.) отработка грамматического понятия «имя существительное»

Знать что такое имя существительное

66

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и сущ-е, отвечающие на вопрос что?

Ознаком. С именами сущ. отв на вопр. кто?, что?

Уметь различать сущ. отв на вопр кто?, что?

67

Большая буква в именах собственных.

Контрольное списывание.

1ч.

Формировать умение писать заглавную букву в именах собственных

Уметь отличать имена собственные от имён нарицательных

68

Род имён существительных в единственном и во множественном числе.

1ч.

Формировать умение определять род имени существительного которое стоит во множественном числе

Знать, что для определения рода имени существительного, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в единственное число

69

Родовые окончания имён существительных

1ч.

Ознакомление с окончаниями существи-тельных мужского, женского и среднего рода в единственном числе

Уметь выделять окончания

70

Изменение имён существительных по числам.

Объяснительный диктант.

1ч.

Развивать умения изменять имена существительные по числам

Уметь различать род имён существительных

71

Изменение имён существительных по падежам (общее понятие о склонении).

1ч.

Познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса

Знать, что такое склонение имён существительных

72

Упражнения в склонении имён существительных и распознавании падежей.

1ч.

Формировать умение определять падеж имени существительного

Уметь определять падеж существительного

73

Упражнение в определении падежей.

Определение падежей имен существительных

Уметь определять падеж существительного

74

Ь на конце имён существительных после шипящих.

1ч.

Познакомить с новой ролью Ь – показатель женского рода имён существительных

Знать, когда на конце существительных после шипящих пишется или на пишется Ь

75

Контрольный диктант «Имя существительное»

1ч.

Проверить усвоение знаний

Уметь разбирать предложение по членам предложения и частям речи; разбирать слова по составу; написание существительных с шипящим звуком на конце

76

 Работа над ошибками.

 Часть речи -  имя прилагательное.

1ч.

Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи

Знать с какой целью употребляются в речи имена прилагательные

77

Связь имён прилагательных с именами существительными.

1ч.

Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного

Уметь находить главное и зависимое слово

78

Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы.

1ч.

Обобщить знания о синонимах и антонимах

Развивать умения употреблять их в речи

4 четверть

79

Текст-описание.

1ч.

Дать представление о тексте описании

Учиться составлять текст описание

80

Изменение имён прилагательных по родам.

1ч.

Ознакомление  с изменением имён прилагательных по родам; развивать умения изменять прилагательные по родам

Развивать умения определять род имён существительных; формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных

81

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1ч.

Развивать умение точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания

Развивать умение разбирать имена

прилагательные по составу

82

Изменение имён прилагательных по числам.

Предупредительный диктант.

1ч.

Развивать умения определять число имени прилагательного;

Знать какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе

Текущий

упр.513 с.65

83

Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных во множественном числе

 отработка умения составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных

Знать какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе

84

      Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.

1ч.

Развивать умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе, правильно писать окончания прилагательных

Уметь определять род имён прилагательных

Текущий

упр516 с.66

85

  Обобщение знаний об имени прилагательном.

Контрольный диктант «Имя прилагательное»

1ч.

Уточнение знаний о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе

Знать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи сле;

 Умение писать окончание –ие

(-ые) у прилаг. во множест-венном числе, -ее (-ое) у прилагательных среднего рода в ед. числе

86

Понятие о глаголе как части речи.

1ч.

Выявить изобразительно-выразительные «возможности» глагола

Знать о роли глаголов в нашей речи

87

Роль глаголов в предложении.

1ч.

Формировать умение находить глаголы в тексте, употреблять их в речи, развивать творческое мышление

Знать каким членом предложения является глагол

88

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

1ч.

Формировать умение использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы

Знать с какой целью употребляются глаголы близкие по смыслу и противоположные

89

Текст-рассуждение. Изменение глаголов по числам.

1ч.

Познакомить с текстом-рассуждением и его особенностями; формировать умение изменять глаголы по числам

Знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы

90

Упражнения в определении числа глаголов и изменении глаголов по числам.

1ч.

Формировать умение изменять глаголы по числам, определять число глаголов

Уметь изменять глаголы по числам и определять число

91

   Понятие о временных формах глаголов. Неопределённая форма глаголов.

1ч.

Познакомить с изменением глаголов по времени Познакомить с неопределённой формой глагола

Знать на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени Знать вопросы неопределённой формы глаголов

92

Речевой этикет. Составление приглашения. Контрольное списывание.

1ч.

Воспитывать чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим

Уметь составлять приглашения

93

Изменением по родам глаголов прошедшего времени.

1ч.

Познакомить с изменением глаголов по родам

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов

94

Правописание частицы не с глаголоми.

1ч.

Ознакомление с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами; развитие умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами

Знать, как пишется частица не с глаголами

95

Итоговый контрольный диктант  «Части речи»

1ч.

Практическое закрепление и проверка знаний

Уметь разбирать по членам предложения, разбирать по составу слова

Повторение изученного за год   7 часов

96

Работа над ошибками

Обобщение знаний о предложениях, о тексте.

1ч.

Формировать умение работать над ошибками

Уточнение знаний о роли слова и предложения в речи; обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развитие умения правильно употреблять предложения в речи

Уметь видеть и исправлять ошибки

Знать, что такое предложение

97

 Правописание букв в корнях слов

98

Обобщение знаний о составе слова.

1ч.

Развитие умения разбирать слова по составу

Знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образуются новые слова, что такое окончание и для чего оно служит

99

Правописание  слов с приставками, с твердым и мягким разделительными знаками.

100

Корневые орфограммы.

1ч.

Развитие умения распознавать орфограммы в словах, проверять безударные гласные, глухие, звонкие и непроизносимые согласные в корне

Знать три правила, которые учат правильно писать корень слова

101

Обобщение знаний о частях речи.

1ч.

Обобщение знаний об именах существительных, именах прилагательных, местоимениях и глаголах, развивать умения различать их и пользоваться ими в речи

Знать что общего у имени существительного, прилагательного, глагола и чем они различаются

102

КВН

1 ч.

Развитие интереса к предмету

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу III класса

Обучающиеся должны знать:

  1. части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  2. овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
  3. слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед,

Обучающиеся должны уметь:

  1. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  2. производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  3. подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  4. распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  5. изменять имена существительные по числам;
  6. склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  7. изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  8. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
  9. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  10. устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  11. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  12. производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  13. интонационно правильно произносить предложения;
  14. писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  15. определять тему и основную мысль текста;
  16. делить текст на части, соблюдать красную строку;
  17. устанавливать связь между частями текста;
  18. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  19. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  20. распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  21. писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  22. составлять устный ответ-рассуждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 3 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2006.
  2. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.
  3. Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2004.
  4. Шклярова Т.В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 3 класс. Учебник для начальной школы. – М.: «Грамотей», 2005.
  5. Русский язык тесты.2-й, 3-й, 4-й классы.Тренировка, контроль, диагностика, портфолио.Н.А.Сенина.-Ростов – на Лону  «Легион».
  6. Контрольно-измерительные материалы к учебнику Т.Г.Рамзаевой
  7. Таблицы, карточки, тесты, проверочные работы.
  8. Словари
  9. Интернет ресурсы

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  5. существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  6. отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  7. употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  2. неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  3. незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант


  1. «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  2. «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  3. «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  4. «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  1. «5» – без ошибок.
  2. «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  3. «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  4. «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  1. «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  2. «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  3. «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  4. «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  1. «5» – без ошибок.
  2. «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  3. «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  4. «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  1. «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  2. «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  3. «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  4. «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

  1. «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  2. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  3. «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  4. «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  1. «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  2. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  3. «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  4. «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....