"Занимательная граматика" (сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку).
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Возраст детей 10-11 лет. Мероприятие проводится в форме игры - соревнования. Цель: закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, развивать коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, умение видеть новое в знакомом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Талаканская средняя общеобразовательная школа № 6
Внеклассное мероприятие по русскому языку
4класс
Занимательная грамматика.
(Образовательная программа «Школа России»)
Подготовила: учитель начальных классов
Костина Лариса Дмитриевна
п. Талакан 2012 год
Тема: « Занимательная грамматика».
Цель: закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, развивать коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, умение видеть новое в знакомом.
Форма проведения: игра – соревнование
Подготовительная работа: изучить литературу, подготовить занимательный материал, в игре участвуют 2 команды по 6 человек, столы за которыми сидят команды, расположены полукругом. Зал празднично украшен.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Представляю вам участников ( представляю команды), приветствуем их, пожелаем им удачи. Победителей ожидает приз в конце игры .
1 конкурс: «Разминка для команд».
Вопросы для 1 команды:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопрос «Кто?», «Что?».
( подлежащее)
- Назовите вопросы дательного падежа( «Кому?», «Чему?»).
- Назовите части речи, которая отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» (Глагол).
- Как называется предложение, в котором содержится вопрос (Вопросительное)?
- Изменяется ли существительное по родам (Нет).
- Книга для обучения (Учебник).
- Тот, кто учится в средней школе (Ученик).
- Учреждение, собирающее и хранящее книги(Библиотека).
- Буквы, расположенные в определённом порядке (Алфавит).
- Что находится посередине Волги (Буква «л»)?
- Отгадайте загадки:
Много рук, а нога одна ( Дерево).
- Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
- И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
- Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)
- Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.
(Пальцы)
Вопросы для 2 команды:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» (Сказуемое).
- Назовите вопросы родительного падежа («Кого?», «Чего?»).
- Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?» «Какое?» (Прилагательное).
- Изменяется ли прилагательное по числам (Да).
- Как называется точно установленный распорядок дня (Режим).
- Как называется человек, который обучает детей (Учитель)?
- Как называется длинная коробочка для ручек, карандашей (Пенал).
- Чем оканчивается день и ночь («Ь»)?
- Как называется детёныш волчицы (Волчонок)?
- Как называется искусственный водоём, сооружённый для плавания (Бассейн)?
- Отгадайте загадки:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
- В воде родится,
А воды боится.
(Соль)
- Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)
- Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)
- Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
После первого конкурса подводятся предварительные итоги. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1балл.
2 конкурс: «Грамматическая арифметика».
(командам поочерёдно задаются вопросы)
1. Нота до+зарытые в землю ценности= (Доклад)
2. Нота до+рожки у улитки= (Дорожки)
3. Нота до+участок земли,засаженный фруктовыми деревьями= (Досада)
4 .Нота до+термин игры в шашки, шахматы= (Доход)
5. Кабан – ан + лук = (Каблук)
6. Корь – ь + идол – л + р = (Коридор)
7. Кар + знак препинания = (Карточка)
8. Кар + горное село = (Караул)
Подводятся итоги 2 конкурса.
3. Конкурс « Ясные очи».
Ведущий: очень часто, читая сказки или былины, мы встречаем такие слова, которые сейчас совсем не употребляются. Ваша задача – назвать современные названия устаревших слов.
(На листочках написаны устаревшие слова, капитаны выходят и вытаскивают каждый по 3 листочка.)
- Око – (Глаз)
- Перст – (Палец)
- Уста – (Рот человека, губы)
- Чело – (Лоб)
- Ланиты – (Щёки)
- Длань – (Рука, ладонь)
Подводятся итоги 3 конкурса.
4. Конкурс « Третий лишний».
(Команды находят лишнее с точки зрения слово в данной цепочке и обосновывают свои ответ.)
1. Мяч, дочь, грач ( Лишнее слово –«дочь», мяч и грач – слова 2скл., а дочь – 3скл. или слова мяч и грач – м.р., а слово дочь – ж.р.).
2. Дышать, плавать, играл ( Лишнее слово – «играл», дышать и плавать глаголы неопределённой формы, а слово играл – п.в.).
Подводятся итоги 4 конкурса.
5. Конкурс «Парных согласных».
(В тексте найти слова с парными согласными,детям выдаётся текст и даётся 3 минуты на выполнение задания.)
«Легко, как тень, рыбки, скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, ищет друзей. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка.
Подводятся итоги 5 конкурса.
6. Конкурс «Переставлялка».
(Методом перестановки букв составьте новое слово, слова записаны на листочках, капитаны вытаскивают по 3 слова.)
1. Укор (урок)
2. Марш (шрам)
3. Лейка (лакей)
4. Отмена (монета)
5. Банка (кабан)
6. Колба (бокал)
Подводятся итоги 6 конкурса.
7. Конкурс «Домашнее задание».
( Дети должны сочинить небольшой рассказ, где все слова начинаются с буквы «М» или «Н».)
Дети читают свои рассказы, и подводится итог 7 конкурса.
8. Конкурс «Блиц».
Вопросы для 1 команды:
1. Назовите три слова, в которых по сто согласных (стол, стог, стоп).
2. Что звучит в начале урока (звук «У»)?
3. Как записать « сухая трава» четырьмя буквами (сено).
Вопросы для 2 команды:
1. В каком слове сорок гласных (сорока)?
2. Шарада
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Картина)
3. Назовите на каждую букву слово – имя существительное.
Слово КИТ – (кот, игла, тигр).
Подводятся итоги игры, награждаются победители.
Литература:
1. Журнал для родителей и педагогов Детский досуг , 2006год №3
2. Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ Читаем, учимся, играем, 2007год №11
3. . Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ Читаем, учимся, играем , 2009год №12
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение, Просвещение, 1991.
5. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе» Выпуск 2-Волгоград: Учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"
-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"
Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"
Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...